Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ерёмина Надежда Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП. Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochka._liniya._pryamaya_i_krivaya_linii.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа .

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии». 

Основная цель: сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях.

Задачи: познакомить детей с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия; тренировать умение рисовать прямые и кривые линии, узнавать их, выкладывать с помощью палочек; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, проектор, план леса – А4 10 шт., карта России, фломастеры, листы в клеточку 10 шт., палочки Кюизенера, табличка с равенством «3-2=1», указка.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.

Воспитатель собирает возле себя детей.

- Как вы думаете, можно ли маленьким детям уходить куда-либо одним?

Дети: …

Воспитатель: Почему вы считаете, что этого делать нельзя?

Дети: …

Воспитатель: Ребята, вы помните маленького розового поросёночка Чуню? Каким был поросенок Чуня?

Дети: Любознательным, добрым, дружелюбным, любил путешествовать по лесу.

Воспитатель: Однажды, ребята, когда поросёночек в очередной раз гулял возле своего дома, мимо пролетала необыкновенной красоты бабочка. Чуня засмотрелся за великолепным полётом бабочки, побежал за ней, наблюдая и восхищаясь, забыв обо всем на свете, и даже о том, что мама не разрешала маленькому поросёночку убегать далеко от дома, т.к. в соседнем лесу полно злых и голодных волков. Когда Чуня остановился, он понял, что заблудился в лесу и обратной дороги ему не найти…

Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Чуня, что так беззаботно убежал далеко от дома?

Дети:

Воспитатель: Дети, Чуне нужна наша помощь. Хотите помочь?

Дети: …

Воспитатель: Сядьте за столы.

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать способ ориентировки по плану.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске расположен рисунок – это план леса. Это дом Чуни, а вот и он сам, плачет, не знает, как ему вернуться домой. Помнит, что говорила ему мама, что убегать одному от дома нельзя, и что в лесу живут злые и голодные волки.

Как вы думаете, дети, что нужно делать для того, чтобы запомнить дорогу?

Дети: Быть внимательным, смотреть, мимо чего идёшь, в какую сторону поворачиваешь.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о точке и линии, формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения.

Воспитатель: Дети, я знаю, что Чуня, когда бежал за бабочкой, то его путь пролегал вот так. А теперь пройдите за столы, там для вас положен план леса.

Дети: Садятся.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на путь Чуни по лесу за бабочкой. Я убираю путь . Приготовьте указательный палец правой руки. Попытайтесь пальчиком на листе проложить точно такой же путь, как был у меня, по которому Чуня бежал за бабочкой.

Егор, у тебя получилось? Лёня? Лена? Соня?

Смогли вы запомнить дорожку, которую я вам показала?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не смогли?

Дети: Потому что в лесу нет дорог, всё вокруг одинаковое.

Воспитатель: Значит, нам нужно сейчас узнать что?

Дети: Как можно найти обратную дорогу для поросенка?

4. Открытие нового знания.

Дидактическая задача: сформировать представление о точке, прямой и кривой линии.

Воспитатель: Ребята, если мы чего-то не знаем, как можем узнать?

Дети: Придумать самим, спросить у взрослого, посмотреть в книге.

Воспитатель: Давайте, мы подумаем самостоятельно.

Ребята, наша задача показать обратную дорогу поросёночку Чуне.

Вспомните, пожалуйста, сказку «Мальчик-с-пальчик». Что делал герой, чтобы найти обратную дорогу домой?

Дети: Бросал камешки на дорогу.

Воспитатель: Подумайте, какими были эти камешки по размеру, если они уместились в кармане Мальчика-с-пальчика?

Дети: Очень маленькими.

Воспитатель: Дети, а как можно изобразить очень маленькие камешки?

Дети: Точками.

Воспитатель: Как вы будете рисовать точки?

Дети: …

Воспитатель: концом карандаша, фломастера или ручки мы дотрагиваемся до бумаги.

Вот теперь мы начнем прокладывать безопасный путь для возвращения Чуни домой. Но, обратите внимание, что на вашем плане еще нет злых и голодных волков. Вот они  обозначены на моем плане. По пути следования поросенка за бабочкой остался привлекательный для волков запах лакомства, и они вышли из своего логова и дожидаются Чуню.

Посмотрите на мой план и, придумав самостоятельно символ для обозначения волка, нарисуйте его на своем плане на тех местах, на которых они сидят.

Дети: рисуют.

Воспитатель: А теперь, обходя волков и деревья, нарисуем точками, как делал это камушками Мальчик-с-пальчик, безопасный путь возвращения домой Чуни.

Дети: рисуют.

Воспитатель: относит один рисунок далеко от детей.

Что Лена нарисовала на рисунке?

Дети: Дорожку.

Воспитатель: Дети, вы изображали дорожку точками, поставили их близко так, что они слились в одну линию.

Вывод: Дети, линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом.

Как еще можно нарисовать линию?

Дети: Линию можно нарисовать, проводя по листу карандашом, фломастером, ручкой.

Воспитатель: Соедините точки.

Дети: соединяют.

Воспитатель: появляется белая прямая линия на плане лесаэ

Воспитатель: Смотрит рисунки детей. Посмотрите, как я проложила дорожку. Чем отличаются ваши рисунки от моего?

Дети: У Вас линия прямая, а у нас кривая.

Воспитатель: Ребята, линии могут быть прямые и кривые.

Вы молодцы! Поросёночек Чуня успешно добрался до дома и уже рассказывает маме и друзьям о том, что с ним приключилось и как вы ему помогли.

5. Включение новых знаний в систему знаний детей.

Дидактическая задача: закреплять новые знания о точке, прямых и кривых линиях.

5.1. Игра «Найди на карте»

Дидактическая задача: тренировать умение узнавать кривые линии и точки; формировать опыт применения новых знаний на практике. 

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Подводит к карте России.

Рассмотрите карту. Коля, покажи мне реки. Егор покажи границу России, покажите границу нашей малой Родины – Удмуртии.

Как обозначены на карте границы и реки?

Дети: Кривыми линиями.

Воспитатель: Хорошо. Лёня, покажи, пожалуйста, столицу нашей страны. Как она называется?

Лёня: показывает. Москва.

Воспитатель: Молодец! Лена, покажи главный город нашей Удмуртии. Как он называется?

Лена: Ижевск. Показывает.

Воспитатель: Как обозначаются города на карте?

Дети: Точкой.

Воспитатель: Почему точкой?

Дети: …

5.2. Игра «Проложи свой путь»

Дидактическая задача: формировать представление о том, что путь можно проложить с помощью кривых или прямых линий; закреплять умение чертить прямую линию с помощью линейки, запомнив алгоритм действий. 

Воспитатель: Я приглашаю вас к столам. Для вас приготовлены листы в клеточку, на которых  изображены две точки: красная и синяя. Синяя точка – это наш детский сад, красная точка – это ваш дом. Сейчас я предлагаю вам схематично изобразить дорогу от детского сада до дома. Как можно изобразить дорогу?

Дети: Прямыми и кривыми линиями.

Воспитатель: Верно. Принимайтесь за изображение.

Дети: рисуют.

Воспитатель: смотрит. Егор, какие линии ты использовал для изображения пути?

-Лена?

-Тимур?

-…

-Молодцы!

-Коля, ты нарисовал путь с помощью прямой линии. Ты пользовался линейкой?

Коля: Да.

Воспитатель: Напомни нам, как провести прямую линию с помощью линейки? А вы, ребята, послушайте, и, в случае затруднения, помогите.

Коля и воспитатель: Нужно совмещать линейку с точкой, прижимая линейку плотно к бумаге, проводить карандашом прямую линию по линейке.

Воспитатель: А теперь проговорим алгоритм все вместе.

Проговаривают. Воспитатель чертит на большом листе прямую линию по линейке.

5.3. Игра «Волшебные палочки»

Дидактическая задача: закреплять представление детей о прямой линии; закрепить счёт до «3», уточнить представление детей о части и целом, о смысле сложения и вычитания.  

Воспитатель: Я приглашаю вас подойти к столу. Что это перед вами?

Дети: Палочки Кюизенера.

Воспитатель: Да. Я прошу вас выложить с помощью палочек прямую дорожку. (На слух). Дорожка будет состоять из трёх палочек: оранжевая, розовая, бардовая.

Дети: выкладывают.

Воспитатель: Проверьте друг друга. Все ли выполнили задание верно? А теперь скажите, пожалуйста, сколько палочек нам нужно убрать, чтобы осталась одна палочка?

Дети: 2.

Воспитатель: Все согласны? А теперь посмотрите сюда (показывает табличку: 3-2=1). Верно ли у меня записано равенство, передающее те действия, которые мы сейчас с вами проделали?  

Дети: …

Воспитатель: Что является целым в этом равенстве?

Дети: 3.

Воспитатель: Что является частями?

Дети: 1 и 2.

Воспитатель: Верно. Сложите палочки в коробку.

6. Итог занятия.

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас подойти ко мне.

Дети: Приходят.

Воспитатель: Дети, встаньте в колонну по прямой линии.

Дети: Встают.

Воспитатель: А теперь встаньте в круг.

Дети: Встают.

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли?

Дети: …

Воспитатель: Что полезного сделали?

Дети: …

Воспитатель: Какие знания нам помогли?

Дети: …

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, как нам встать, чтобы получилась точка?

Дети: Встают, обнявшись.

Воспитатель: Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач». (подготовительная группа)

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тема: «Место числа среди других чисел, состав числа 4, 5 из двух меньших чисел. Решение логических задач».   (по...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тему: « Счёт до 5. Закрепление» для детей среднего возраста.

Закреплять знания в счете до 5; уточнить знания детей о геометрических фигурах; учить уравнивать  группы предметов по количеству....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП тему: «Путешествие в зимний лес» для детей подготовительного возраста.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, о последовательности дней недели, времени года – зима;совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10....

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «Поможем Буратино»

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМПТема: «Поможем Буратино»Образовательная область: «Познавательное развитие».Интегрируемые образовательные област...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП Тема: «Стоит в поле теремок».

Конспект занятия для 2 младшей группы. Цель: использование русской народной сказки  «Теремок» с целью актуализации элементарных математических представлений в игровой форме....