Интегрированное занятие по математике " Как люди научились считать"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Григорьева Наталья Вячеславовна

Интегрированное занятие по математике  "Как люди научились считать" для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  по формированию математических  представлений.

Тема: « Как люди научились  считать»

Интеграция областей: познавательное развитие ,художественно-эстетическое  развитие,  речевое  развитие.

Предмет: математика.

Группа: подготовительная группа

Цель:  познакомить детей с историей возникновения цифр и счета, познакомить с древнеримскими, древнегреческими, арабскими цифрами, с цифрами народов майя, упражнять в прямом и обратном счете, решении простых заданий, продолжать учить детей декорировать свои рисунки.

Задачи:

 1. Образовательная: формировать знания о возникновении цифр и счета, упражнять в прямом и обратном счете, учить выполнять задания на сложение, уточнить знания о цифре «0» и ее значении в счете, уточнить знания о днях недели, цветах радуги, органах чувств.

2. Развивающая: развитие логического мышления, речи, чувства ритма, фантазию.

3. Воспитательная: воспитывать интерес к математике, развивать любознательность, умение работать в паре.

Методические приемы: наглядные, игровые, словесные, практические.

Форма организации: групповая.

Техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, магнитофон, фортепиано.

Демонстрационный материал: презентация «Как люди научились считать», 6 разных игрушек, апельсин, музыкальные инструменты.

Раздаточный материал: счетные палочки, картинки с изображением животных и рыб, ноты, листы бумаги, краски, кисточки, баночки с водой, тряпочки, подставки под кисточки.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с историей возникновения цифр и счета, закрепят прямой, обратный порядковый  счет, проявят  интерес и фантазию при выполнении заданий, научатся работать в парах.

Конспект  НОД

Этапы НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять-

Все могу я сосчитать:

И салазки на горе,

И коляски во дворе,

И девчонок,  и мальчишек,

Их сестренок, и братишек,

И прилавки  в гастрономе,

И окошки в нашем доме.

Ребята, о чем это стихотворение?

А как вы думаете, для чего нам нужен счет?

- Мы можем посчитать и узнать, сколько получилось.

-А как узнать, число , не считая. А как обозначить число на доске, в тетради?

- А вы знаете, как появились цифры, почему они появились?

- А ка узнать об этом, где?

- А еще  можно узнать  о цифрах, отправившись в прошлое.

Ответы детей

Цифрами

Ответы детей

Сообщение цели

-Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие в прошлое.

- Давайте, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени.

- Приготовились. Начинается отчет.

- 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 – пуск

- Наше путешествие называется « Как люди научились считать»

Ответы детей

Имитация езды на машине, счет в обратном порядке

Основная  часть

Новый  материал

Закрепление счета

Новый материал

Закрепление

Новый материал

Закрепление

Учиться считать люди начали давно-давно, а учителем у них была сама жизнь.

Древние люди добывали себе пищу главным образом- охотой. На крупного зверя – бизона или мамонта- приходилось охотиться всем вместе: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой  обычно самый старый и опытный охотник. Чтоб добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: 5 человек  справа, 7 сзади, 4 слева. Тут уж без счета никак не обойдешься!

- И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек

Не знал таких слов, как «5» или «7», он мог показать  числа на пальцах рук.

« Раз, два, три, четыре, пять-

Будем пальчики считать:

Первый мы зовем – большой,

Указательный второй,

Средний палец – длинный самый,

А четвертый – безымянный,

Ну а пятый – наш любимчик,

Самый маленький мизинчик.

Сосчитай-ка их опять-

Раз, два, три, четыре, пять!

- Покажите мне пять пальцев, 2 пальца, , покажите мне столько пальцев, сколько будет 2 прибавить три, а три и четыре, а если от  7 отнять 2.

- Молодцы ребята, вы тоже умеете показывать на пальцах количество.

Пальцы очень помогали людям считать. Особенно, когда люди  начали обмениваться друг с другом. Так ,например, охотник менял одну шкуру на 2 рыбины у рыбака, но все это древние люди показывали на пальцах.  Одна пятерня обозначала- 5, две руки – 10, две руки и нога – 15, две руки и две ноги – 20.

- Ребята, давайте мы с вами посчитаем  и поучимся показывать количество с помощью  пальцев рук и ног.

Покажите мне 15, 10,20,7,5

- Молодцы!

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди не знали, что такое цифры, считали они с помощью палочек, камней.

- А теперь давайте вместе посчитаем. Возьмите картинки «Рыбак  взял у охотника 2 шкуры, за одну шкуру он отдал 2 рыбины, сколько он отдал за 2 шкуры». «Рыбак взял у садовода  4 яблока,  за каждое яблоко  он отдал полрыбины. Сколько рыбак заплатил за 4 яблока?

- Молодцы, все правильно сосчитали.

Как люди научились записывать цифры.

Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, животные стали жить вместе с человеком. Люди научились сажать овощи, фрукты, научились выращивать хлеб. Им уже надо было считать не 20, а до 100, 1000. Надо было записать то, что они считали.

-  В разных странах и в разные времена это делалось по- разному. Очень разные и даже забавные цифры  у разных народов.

- Посмотрите, как записывали их в разных странах.

 В Древнем Египте числа первого десятка  записывали  соответствующим количеством палочек. Вместо цифры 3, три палочки. А вот для десятков был уже другой знак – подкова.

 - У древних греков, например, вместо цифр были буквы, Буквами  обозначались цифры и в древних русских  книгах: «А- это один, Б – это два, В – это три».

 - У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть на циферблате часов, и в книгах, где обозначаются номера глав. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы- палочки. Один-это один палец, 2 – два пальца, пять- это пятерня с отставленным большим пальцем,6 – это пятерня и один палец.

- Давайте, мы с вами, попробуем показать  на пальцах римские цифры.

- Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

- От арабов к нам пришло слово «цифра» от слова «сифр».

- Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 1,2,3,4…

Ребята, а теперь мы назовем эти цифры. А теперь напишите  , которые я назову. (Цифра, обозначающая один предмет, цифра, которая стоит  после трех, цифра, которая находиться между 7и 9, цифру, которая находится между5 и 8, но меньше7).

- А это какая цифра? (0). Что она обозначает? ( Ничего, пусто)

- Правильно. Оно происходит от латинского слова «нулла»- никакая.

Изобретение нуля считается одним из важнейших открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее.

«Нолик – круглый,

Как Земля

Все считают от нуля. Арифметика проста:

Если ноль- ладонь пуста.

Пишем «0».

И ясно всем:

Здесь чего-то нет совсем!

При помощи десяти цифр можно записать любое  число, даже самое большое, и сразу ясно,  какое количество оно обозначает.

- Давайте, запишем цифру 1, а теперь число 10 с помощью  двух цифр ( единицы и нуля). А теперь число 100, оно состоит из трех цифр (единицы и двух нулей).  А теперь давайте их назовем.

Какая цифра вам нравиться? 7, 5, 1? Почему?

А  что вы знаете о них?

Что вы можете рассказать о цифре7?

Очень многое в жизни связано с цифрой 7. Дети в 7 лет идут в школу, 7 цветов радуги (назовите их), 7 дней в неделе ( назовите их), 7 нот  нотной грамоты.

- Кто со сцены нам поет,

Знает:

7 в октаве нот.

Сам я подтвердить готов:

7 у радуги цветов.

Дней в неделе тоже 7,

Ну, уж это ясно всем.

Пальчиковая разминка.

Счет руками и ногами

Решение задач с помощью  раздаточного материала.

Смотрят презентацию

Показ на пальцах

Счет в прямом порядке до 9, запись чисел по заданию

Динамическая пауза

Давайте подойдем к фортепиано и послушаем 7 звуков, которые записываются семью знаками – нотами)  А теперь послушаем песенку про семь нот.

Дети берут в руки ноты и танцуют

Продолжение основной части

А теперь  поиграем в игру «Что для чего»  Смотрите внимательно, здесь стоят разные предметы, закройте глаза, скажите, что изменилось.

- А теперь закройте глаза и послушайте внимательно, сколько раз я хлопну в  ладоши.

- А теперь закройте глаза и понюхайте, чем пахнет.

- А теперь закройте глаза и попробуйте на вкус, что это?

«Все должны об этом знать, Чувств у человека – пять:

Это обоняние,

Вкус и осязание.

Не забудь о главных двух:

- Это зрение и слух.

- А теперь скажите, чем мы смотрим. Сколько глаз у человека? Чем мы нюхаем?

- Сколько ноздрей у человека?

- Чем мы слышим?

- Сколько ушей у человека?

- Сколько ртов у человека?

(2 уха, 2 глаза, 2 ноздри, 1 рот- всего 7)

- А где еще можно встреть число 7?

Это волшебное число часто упоминается в сказках «Белоснежка и 7 гномов», «Волк  семеро козлят», «Цветик-семицветик».

- А какие еще вы знаете сказки , где упоминаются другие цифры: «3 медведя», «3 поросенка», «2 жадных медвежонка».

 -Раз, два, три, четыре, пять!

Хорошо уметь считать!

Коль захочешь, сможешь ты

Сосчитать свои мечты,

Сто друзей себе прибавить,

От злодеев мир избавить, Все науки изучить,

Все пятерки  получить!

Цифры все легко и просто

Детям выстроить по росту:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять!

Вместе учимся считать,

Вместе веселее.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю придумать свои цифры и их нарисовать.

Посмотрите, какие цифры у вас получились

Ответы детей

Рисуют

Анализ НОД

- Ребята, нам пора возвращаться домой. Начинаем отсчет. Ну вот мы с вами снова в детском саду. Зачем мы с вами сегодня отправлялись в путешествие? Как вы думаете, нам пригодится это в жизни? Вам понравилось путешествие? А что вы дома расскажите о своем путешествии? Хотелось бы вам отправиться ещё в путешествие и куда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "кошки среди людей"

Материал для детей старшей группы детского сада - начальной школы. Поможет детям узнать о кошках много нового в увлекательной форме.Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодняшняя наша встреча посвящена од...

Презентация "Как люди научились считать"

Данный проект знакомит детей с историей развития числа...

Как люди научились считать или откуда взялись цифры

Краткий занимательный курс в историю......

Конспект беседы с детьми подготовительной группы "Как люди научились считать?"

Беседа с детьми подготовительной к школе группы по формированию элементарных математических представлений...

Презентация "Как люди научились считать и записывать числа"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14363320","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

как люди научились считать

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходило...

"Как люди научились считать"

quot; Как люди научились считать"...