"Блоки Дьенеша в дошкольном образовании"
статья по математике (средняя группа)

Корниенко Екатерина Николаевна

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог золтан дьенеш. игры с блоками  дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.купить блоки  дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. играя с блоками дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). логические блоки дьенеша предназначены для детей от трех лет. 

блоки дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей,   представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

по задумке дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

знакомство с логическими блоками дьенеша

недостаточно просто купить ребенку набор блоков дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. для начала надо познакомить ребенка с блоками. выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. чуть позже можно предложить следующие задания:

  • найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.
  • попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

логические игры  и упражнения с  блоками дьенеша

  1. перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. ребенок должен заметить изменения.
  1. все фигурки складываются в мешок. попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  1. все фигурки опять же складываются в мешок. ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  1. выложите три фигуры. ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  1. положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  1. положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1.  

выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). предложите ему продолжить ряд.

  1. выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  1. выкладываем цепочку из блоков дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  1. выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  1. выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  1. каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  1. выкладываем перед ребенком 8 логические блоков дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «клад под синим блоком?» - «нет», «под красным?» - «нет». ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  1. по аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  1.  

в один ряд выкладывается 3 блока дьенеша, а в другой - 4. спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  1. выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  1. предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  1. в игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. каждый игрок поочередно делает свой ход. при отсутствии фигуры ход пропускается. выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  1. ребенку предлагается выложить блоки  дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  1. из логических блоков дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  1. мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  1.  

нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. но как поделить круг желтого цвета? он должен находиться на пересечении двух кругов.

  1. ребенку надо подбирать блоки дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
    • цвет обозначается пятном
    • величина - силуэт домика (большой, маленький).
    • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
    • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

затем задания  с карточками постепенно усложняются.

в данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками дьенеша, но на самом деле их намного  больше. также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, дьенеш придумал сказочную страну "руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki.docx918.49 КБ

Предварительный просмотр:

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог золтан дьенеш. игры с блоками  дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.купить блоки  дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также  восприятие, память, внимание и воображение. играя с блоками дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). логические блоки дьенеша предназначены для детей от трех лет. 

блоки дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине, специализирующемся на развивающих материалах для детей,   представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);https://shkola7gnomov.ru/images/m/logicheskie-bloki-denesha-11.jpg

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

по задумке дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

знакомство с логическими блоками дьенеша

недостаточно просто купить ребенку набор блоков дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. для начала надо познакомить ребенка с блоками. выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. чуть позже можно предложить следующие задания:

  • найти все  фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  подобным образом группируем фигуры по размеру,  форме, толщине.
  • попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

логические игры  и упражнения с  блоками дьенешаhttps://shkola7gnomov.ru/images/m/04labdu6s1219815132.jpg

  1. перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. ребенок должен заметить изменения.
  1. все фигурки складываются в мешок. попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).https://shkola7gnomov.ru/upload/image/4(4).jpg
  1. все фигурки опять же складываются в мешок. ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  1. выложите три фигуры. ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  1. положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  1. положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  1. https://shkola7gnomov.ru/upload/image/7(1).jpg

выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). предложите ему продолжить ряд.

  1. выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  1. выкладываем цепочку из блоков дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  1. выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  1. выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  1. каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  1. выкладываем перед ребенком 8 логические блоков дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «клад под синим блоком?» - «нет», «под красным?» - «нет». ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  1. по аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  1. https://shkola7gnomov.ru/upload/image/17(1).jpg

в один ряд выкладывается 3 блока дьенеша, а в другой - 4. спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  1. выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  1. предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  1. в игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. каждый игрок поочередно делает свой ход. при отсутствии фигуры ход пропускается. выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  1. ребенку предлагается выложить блоки  дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  1. из логических блоков дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  1. мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  1. https://shkola7gnomov.ru/upload/image/22.jpg

нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. но как поделить круг желтого цвета? он должен находиться на пересечении двух кругов.

  1. ребенку надо подбирать блоки дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
  • цвет обозначается пятном
  • величина - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

затем задания  с карточками постепенно усложняются.

в данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками дьенеша, но на самом деле их намного  больше. также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

помимо известных "блоков", развивающих логическое мышление, дьенеш придумал сказочную страну "руританию", многочисленные игры с полосками, логические игры и "26 цветочков".

родители, желающие купить блоки дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме

1. формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (под ред. а.а.столяра. м., "просвещение", 1988).

2. м. фидлер. математика уже в детском саду. м., "просвещение", 1981.

3. касабуигсий н. и. и др. математика "о". минск, 1983.

4. столяр а.а. методические указания к учебному пособию "математика "о". минск. народная асвета, 1983.

5. "логика и математика для дошкольников" методическое издание е.а. носова; р.л. непомнящая. (библиотека программы "детство") "санкт- петербург". "акцидент" 2000.  

Авторская теория Дьенеша: шесть шагов изучения математических понятий для детей

Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить важнейшие интеллектуальные навыки и психологические процессы, необходимые для осуществления самостоятельного логического мышления.

Личный педагогический опыт и познания в области возрастной детской психологии помогли З. Дьенешу изобрести и внедрить концепцию шести шагов изучения математики для самых маленьких. Кроме того, теория получила оригинальное методическое оснащение комплексом дидактических материалов в форме дополнительных игровых пособий и наглядных логических блоков, которые стали эффективным инструментарием для развития творческого и мыслительного потенциала детей. Методика применяется как в официальной педагогике, так и в системе самообразования.

Занятие по методике З. Дьениша

Использование логических блоков Дьенеша в развитии логико — математического мышления у детей дошкольного возраста

Идея шести шагов освоения математических знаний и умений прошла успешную практическую апробацию и доказала свою результативность. Содержательные особенности каждой стадии получили своё авторское название:

  1. Свободная творческая игра. Содержание этой фазы состоит в постановке ребёнку какой-то конкретной задачи педагогом. В поиске решения малыш перебирает спонтанные варианты, экспериментальным путём находит правильный ответ. Это этап знакомства ребёнка с заданием, которое необходимо разрешить. Так начинается обучение ребёнка математическим премудростям.
  2. Правила игры. Преодолев этап проб и ошибок, малыш приступает ко второй фазе — изучение правил игры. Для воспитателя или родителя важно правильно и понятно донести до сознания ребёнка важнейшую информацию о правилах достижения необходимого результата.
  3. Фаза сопоставления. Делая третий шаг, ребёнок оказывается перед необходимостью проделать мыслительную операцию сравнения. Автор метода предлагает взрослым апробировать в игре с детьми идею нескольких аналогичных по смыслу игр, но с разным дидактическим материалом. Например, сначала играем в блоки, затем вырезаем фигурки зверьков или выкладываем геометрические формы. Мы должны увидеть, что ребёнок самостоятельно разгадывает алгоритм правильного достижения цели, независимо от игрового материала. Таким образом, можно убедиться в том, что интеллектуальные действия малыша осмыслены, а не являются результатом механического запоминания и автоматического воспроизведения. Этот этап необходим для развития способностей абстрактного мышления.
  4. Знакомство с абстрактным символом числа. На четвёртом этапе востребованы будут различные схемы, карты и игровые таблицы для развития зрительного восприятия, формирования навыков визуализации, знакомства с абстрактным смыслом чисел.
  5. Символический этап. Пятый шаг подводит ребёнка к выводу о том, что логические цепочки различных игровых серий приводят к общему результату. Для понимания игровых карт необходим специальный язык символов, который малыш сам создаёт в процессе занятий.
  6. Этап самостоятельных выводов. Итоговый этап будет самым продолжительным. Малыш с помощью взрослого изучает смысл терминов аксиома и теорема, самостоятельно делает необходимые логические выводы на основании описания правил игровых карт.

Занятия по методике З. Дьенеша

Возможности пособия не ограничиваются занятиями по формированию элементарных математических знаний, можно играть в игры Дьениша при изучении английского языка. Дошкольники выкладывают изображения, выбирая нужные фигуры и комментируя свои действия («big blue triangle», «little yellow square»)

Дьениш разработал свою методику для детей возрастного диапазона от двух до восьми лет, беря во внимание интеллектуальные и психологические особенности, поэтому математические уроки воспринимаются с энтузиазмом и увлечённостью. Взрослым необходимо проявить терпение в изучении теоретической части метода, а также разобраться с набором дидактических пособий. Развитая способность малыша быстро и свободно справляться со сложными мыслительными упражнениями станет достойной наградой родителям и воспитателям за проявленные ими усердие и настойчивость.

Программа занятий с блоками: цели и задачи для разных возрастных групп

Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:

  • Знакомство с основными геометрическими фигурами, а также понятием эталона формы, формирование умения определять цвет и размер объекта, развитие представления о множестве;
  • Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;
  • Активизация памяти, развитие способности концентрировать и удерживать внимание, а также психических процессов воображения и речи;
  • Формирование пространственного мышления, навыков моделирования и конструирования;
  • Актуализация творческого потенциала;
  • Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, производить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.
  • Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Конструирование с помощью блоков З. Дьенеша

Конструирование разовьёт образное мышление и творческие способности ребёнка, активизирует фантазию и воображение

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину).

  • Первая младшая группа (2–3 года) – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитатель постепенно включает блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам, таким образом, расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение детей. Для большей комфортности и эффективности проведения занятий рекомендуется распределять детей в небольшие подгруппы.

Видео: Логические блоки Дьенеша в I младшей группе

https://i.ytimg.com/vi/yhQVkuDZzFc/hqdefault.jpg

Навыки сопоставления по признакам.

  • Вторая младшая группа (3–4 года) – педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, к концу учебного года дети свободно различают два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение в виде карточки. Развивается умение читать карточки, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретённые навыки используются в логической игре.
  • Средняя группа (4–5 лет) – в течение года дети овладевают навыком определения и сравнения трёх характеристик. Постепенно в речевой лексикон вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации когда каждому ребёнку выдают три карточки-символа и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения здания или строительства дороги, детской площадки и т. д.

Совершенствование приобретённых навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации.

  • Старшая и подготовительная группа (5–7 лет) – продолжается практика использования карточек на три свойства, к концу учебного года вводится четвёртое свойство. Задача педагога — приучить детей строго соблюдать правила игры, закрепить в сознании ребёнка понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться необходимого результата. Диапазон игровых упражнений становится более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических инструментов таких, как обручи и алгоритмические схемы.

Развивающие игры

Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования

В проведении итоговой диагностики успешности педагогической деятельности по методике З. Дьенеша следует ориентироваться на такой прогнозируемый результат:

  1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности.
  2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей.
  3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности.
  4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Дидактический материал З. Дьенеша

Логические авторские блоки введут ребёнка в мир формы, цвета и размера во время непринуждённой математической игры. Значение дидактического материала З. Дьениша:

  • Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
  • Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/klassicheskiy-nabor-blokov-denesha.jpg

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Основная цель — научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/razmery-logicheskih-figur-425x283.png

Параметры сторон логических фигур

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskie-figury-425x289.jpg

Плоский вариант блоков Дьенеша. Комплекты могут быть широко использованы при: ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/klassicheskiy-nabor-blokov-denesha-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskie-figury-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskie-kubiki-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskie-kubiki-s-ciframi-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/kartochka-simvol-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/kartochka-simvol-s-arifmeticheskimi-primerami-150x150.jpg

Математические блоки

Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:

  • Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
  • Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
  • Два параметра толщины: толстый, тонкий;
  • Два параметра размера: большой, маленький.

Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков.

Видео: логические блоки Дьеньеша

Логические фигуры

Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.

Логические кубики

Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.

Задания с логическими кубиками

Для выполнения задания ребёнок должен освоить навыки декодирования символов, изображённых на гранях логического кубика

Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.

  • Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
  • Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
  • Сформирует навыки счёта в уме.

Альбомы, алгоритмические схемы

Цель — научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.

В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.

Материалы З. Дьениша своими руками

Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.

Задания с альбомами

Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» — в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей

Картотека игр

В начале занятия необходимо объяснить ребёнку, что собой представляет дидактический материал и как его можно использовать и игре. Высыпаем перед малышом содержимое набора и позволяем потрогать, посмотреть, поиграть. Объекты из дидактического набора З. Дьенеша малыш в игровой деятельности использует по-разному: раскладывает, заменяет один блок другим, переставляет, прячет, находит, распределяет между игрушечными персонажами и т. д.

Определение свойства объекта — игры для самых маленьких

  • Коробочка для игровых элементов может стать импровизированным «домом» с «окошками», соответствующими форме блоков. Малыш с интересом и азартом будет собирать блоки через специальные лунки.
  • Элементы из набора складываем в непрозрачный пакетик или тканевой мешок и просим ребёнка на ощупь определить и назвать объект заданной формы, аргументировать свой выбор, озвучивая признак, затем достать необходимый блок и убедиться в правильности результата.
  • Выкладываем все игровые элементы перед малышом и просим произвести системный отбор по свойствам, сортируя отдельно блоки в форме круга, квадрата и т. д., затем, при соблюдении условия обязательной готовности и желания ребёнка, можно усложнить задание, добавив ещё один признак, например, цвет.
  • Игра в последовательную цепочку, чередование блоков по определённому логическому признаку (цвет, форма или толщина). Задание может вариативно меняться, например, сначала просим продолжить логическую последовательность в соответствии с закономерностью, заложенной в упражнении, или убрать лишний предмет. Планку сложности этого задания также можно постепенно поднимать, добавляя новые условия игры.

Видео: игра с логическими блоками Дьенеша

https://i.ytimg.com/vi/JFQb1pIjxi8/hqdefault.jpg

Выявление свойств и проведение операции сравнения

  • Игра «Посчитай и скажи сколько фигурок».

Цель упражнения: сформировать умение грамотно и точно формулировать вопрос, развивать навыки определения свойств объектов, а также сопоставления по различным параметрам.

Сценарий игры: Участвуют две команды игроков. Педагог в произвольном порядке раскладывает разноцветные блоки различной формы и размера и обращается к детям с просьбой задать вопросы, которые будут начинаться с фразы «Сколько…?». Каждый верно заданный вопрос получает один балл, побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Возможные варианты вопросов: «Сколько маленьких блоков?», «Сколько красных фигурок во втором ряду?», «Сколько синих тонких фигур?» и т. д.

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskaya-igra-dlya-malyshey-1-425x102.jpg

Простейшее логическое задание на законометности одного свойства

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/igra-s-ispolzovaniem-obruchey-425x319.jpg

Задача обруча очертить игровые зоны для выполнения задания по сортировке блоков

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskaya-igra-dlya-malyshey-425x236.jpg

Игра на изучение одного свойства

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskaya-igra-dlya-malyshey-1-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/logicheskaya-igra-dlya-malyshey-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/konstruirovanie-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/kartiny-applikacii-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/igra-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/syuzhetno-rolevaya-igra-voditeli-150x150.jpg

https://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/03/igra-s-ispolzovaniem-obruchey-150x150.jpg

Блоки могут использоваться для образного замещения любого предмета в игровом сказочном или литературном сюжете, например, большой жёлтый круглый блок станет аппетитной баночкой мёда для Винни Пуха, а жёлтый треугольник фантазия ребёнка легко превратит в золотую рыбку.

Можно предложить ребёнку раздать подарки своим игрушкам, например, мишке понравится круглые подарки, а кукле — треугольные, таким образом, из всего набора нужно отобрать только нужные элементы. Игра станет интереснее, если в ней появятся новые друзья, например, у мишки — его маленький братик, для которого, соответственно понадобятся подарки меньшего размера, а у куклы — младшая сестра.

  • Игра «Маленькие садоводы любители»

Каждый игрок выбирает большую форму (круг, квадрат, треугольник) любимого цвета, который станет его клумбой. Далее, он «высаживает» красивые цветы, подбрасывая в круг фигуры разного цвета и формы. Наши цветы могут поделиться своей сказочной историей о себе, которую придумает ребёнок. Роль цветов будут исполнять блоки (четыре свойства) и фигуры (три свойства), количество и качество дидактического материала оговаривается в начале игры. Например, ведущий проговаривает условия: «На клумбе нужно вырастить три маленьких, красных, не круглых цветка», или «большой синий прямоугольник, большой синий круг, большой синий квадрат».

Работа с символами

  • Игра «Украсим ёлку шарами».

Всего должно быть пять горизонтальных рядов по три шара в каждом. Цифра на картинке обозначает порядок расположения шара, считать начинаем с макушки ёлки. Пример заполнения второго ряда. Первый шар большой красный круг, второй маленький красный треугольник, третий большой красный прямоугольник. Аналогично размещаем остальные шары.

Упражнения с логическими фигурами

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при ознакомлении детей с эталонами форм, обучении действиям с эталонами

  • Игра «Подбери пару»

Цель: Совершенствование способности к зрительному запоминанию и удерживанию информации в памяти, развитие умения распознавать и оперировать символическими карточками.

В игре задействованы двадцать две картинки с символами без отрицания. Все карточки хаотично перемешиваются и затем выкладываются тыльной стороной по шесть карточек в каждом горизонтальном ряду. Таким образом, в самом нижнем ряду остаётся четыре.

Игрок переворачивает две самостоятельно выбранные карточки, если они одинаковые, то оставляет себе, после чего повторяет свой ход. Если символы карточек отличаются, то переворачивает тыльной стороной вверх и кладёт на место, стараясь запомнить изображение. Все дети внимательно наблюдают за манипуляциями с карточками, т. к. задача каждого игрока набрать максимальное количество парных карточек, а для этого необходимо запомнить расположение открытых ранее карточек. Каждый ребёнок, вступающий в игру, повторяет аналогичные действия, выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.

Видео: развивающие игры для детей с блоками Дьениша с использованием карты-схемы.

https://i.ytimg.com/vi/NtanwzoZA5M/hqdefault.jpg

Игры на систематизацию и логические действия

  • Игры с обручами.

Для проведения игры понадобятся цветные ленты или обручи, которые очерчивают область выполнения задания так, что на полу образуются два не пересекающихся круга разного цвета. Поясняем понятия «внутри», «снаружи». Задача ребёнка поместить в каждый круг блоки соответствующего цвета. Следующее задание будет относиться к классификации по форме, например, в круг помещаем только круглые блоки, а снаружи — треугольные. Усложнить упражнение можно создав зону пересечения обручей, таким образом, образуется три области: левая, правая и общая, в которой круги пересекаются. Просим ребёнка отсортировать блоки, например, красные должны оказаться в правой зоне, все круглые — в левой, а синие треугольные — в общей. Дополнительно можно попросить разместить все не красные блоки — вне кругов.

Игры с обручами

Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с обручами. Развитие логического мышления, внимания

  • Игра «Малыш-архитектор».

Цель — развить навыки конструирования, декодирования, чтения схем и алгоритмических карт. Дополнительно понадобятся изображения перечёркнутых объектов («не свойства»), чертежи, схемы или готовые альбомы с картинками, которые состоят из комбинаций логических форм.

Рисуем схему-чертёж (или берём готовую) для построения здания, просим ребёнка подобрать строительный материал, согласно инструкции и пошагово выполнить задание. Например, для строительства первого этажа нам понадобится три не красных прямоугольных элемента, второй этаж будет состоять из двух не жёлтых и не круглых блоков и т. д.

Видео: развитие концентрации внимания с помощью блоков Дьенеша (с использованием альбома)

https://i.ytimg.com/vi/teVpxvicQvc/hqdefault.jpg

  • Игра «Цифровая мозаика»

Ребёнок берёт карточку с примером, решает её путём раскодирования и выбирает соответствующий блок. Затем, например, такая карточка означает, что он должен взять красный толстый круг и положить на фигуру трактора, закрыв блоком контур под номером шесть.

Достоинства и недостатки авторского метода Дьенеша, отзывы педагогов и родителей

Достоинства:

  • Система исключает традиционный учебный подход к изучению математики с зубрёжкой правил из учебников и записями в тетрадях.
  • Занятия проходят в увлекательной игровой форме в непринуждённой творческой атмосфере.
  • Ребёнок приобретает понимание сложнейших математических навыков анализа, синтеза, кодирования, алгоритмизации не осознавая сложность этих мыслительных операций.

Недостатки, по мнению родителей, поскольку педагоги и методисты дошкольного образования недостатков метода З. Дьенеша не обнаружили:

  • Методика целенаправленно ориентирована на развитие и совершенствование математических способностей, не учитывая других способов мышления.
  • Ограниченность цветового диапазона и разнообразия в блоках З. Дьениша.
  • Детям старшей возрастной категории для разрешения более сложных упражнений мало одного набора.
  • Родителям часто трудно найти готовые альбомы и карточки символов в продаже.

Отзывы родителей:

Достоинства: качественные, интересные, способствуют развитию логики у ребёнка. Недостатки: требуют систематичности и последовательности при обучении, нужно разбираться в методике преподнесения материала, чтобы у ребёнка сохранялся интерес.

Анемона

http://otzovik.com/review_2558470.html

Достоинства: развивает логику и мышление, знакомит с основными понятиями. Недостатки: мало цветов, одного набора бывает недостаточно, некоpректное понятие «толщина».

galantik2217

http://otzovik.com/review_256865.html

Я очень жалела, что не приобрела этот набор сразу, когда увидела. Собственно многочисленные журналы к блокам это задания формата «найди и приставь правильную геометрическую фигуру», поэтому я их не стала покупать. Сделано все очень по уму. Блоки, с одной стороны, лёгкие, потому что полые. А, с другой стороны, достаточно прочные и долговечные, можно мыть например. И размер не мелкий — даже самый маленький диск ребёнок не проглотит и в нос не засунет, и потерять не так-то легко. Поэтому очень и очень рекомендую.

Кабанова Ксения Виктровна

http://irecommend.ru/content/zamechatelnyi-nabor-dlya-razvitiya-foto

Авторская идея З. Дьенеша предлагает бесконечное разнообразие игр, которые можно брать из готовых методических пособий, а можно придумывать вместе с ребёнком, тогда игра станет увлекательным досугом для всей семьи, любимым хобби младшего и старшего поколений. Кроме того, методика поможет развить и усовершенствовать интеллектуальные способности, сделает умственные операции гибкими и нестандартными, что важно и актуально для любого возраста.

Логические фигуры

Описание материала: В наборе «Давайте вместе поиграем» 9 комплектов логических фигур для работы с подгруппой детей. В каждом комплекте 24 фигуры ( 6 квадратов, 6 прямоугольников, 6 треугольников, 6 кругов), отличающихся цветом (красный, синий, желтый) и размером (большой, маленький). Логические фигуры представляют собой плоский вариант блоков Дьенеша.

Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:

  • ознакомлении детей с эталонами форм
  • обучении действиям с эталонами
  • развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
  • развитии способности к логическим операциям и т. д.

Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами.

Материал «Логические фигуры» можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Приводим описание игры «Сколько?» (идея Метлиной Л. С.)

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Пособия к блокам Дьенеша

Карточки с символами свойств.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный. Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире «мемори».

Игра «найди пару»

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Пособия к блокам Дьенеша

Логические кубики

Материал: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)

Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в «Садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Угощение для медвежат.

Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

  • развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
  • понимание слов: «разные», «одинаковые»
  • подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случаеиспользуются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

  • Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх
  • Ребенок вынимает из стопки любую карточку
  • Находит «печенье» с таким же свойством
  • Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством
  • Угощает мишку
  • «Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
  • В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша
  • В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых
  • В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Художники.

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Цель игры:

  • развитие умения анализировать форму предметов
  • развитие умения сравнивать по их свойствам
  • развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Пособия к блокам Дьенеша

Магазин.

Материал: Товар (карточки с изображением предметов ), Логические фигуры.

Цель игры:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Описание игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Украсим елку бусами.

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • умение «читать схему»
  • закрепление навыков порядкового счета

Описание игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленькийжелтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Архитекторы (детская площадка)

Материал: Алгоритмы №№ 1, 2, Блоки Дьенеша

Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.

Пособия к блокам Дьенеша

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве. Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» Отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос»красный?» Отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» Отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким.

Таким образом весь наш строительный материал будет, т. е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2. (Идея игр принадлежит О.Финкельштейну).

Логический поезд.

Пособия к блокам Дьенеша

Материал:

  • Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
  • На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
  • 4 вагона
  • Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами
  • Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.

Цель игры:

  • развитие способности к логическим действиям и операциям
  • умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
  • умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
  • умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами

Описание игры:

Пособия к блокам Дьенеша

В игре может участвовать вся подгруппа детей 9-12 человек. Педагог, а затем сами дети раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно), также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш грузовой поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.

Последовательность действий.

  • Распределение команд по поездам. Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями, например, находит число, обозначенное * - это 3 , значит его груз «поедет» в желтом поезде («3» входит в номер этого поезда 1 2 3 4). Таким образом все дети распределяются на три команды (везут грузы в желтом, синем и красном поездах)
  • Перевозка груза Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура: большой красный треугольник, в первом вагоне( от головы поезда он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета - наш груз маленький синий прямоугольник.
  • Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
  • Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
  • Один из вариантов дальнейшего развития игры: выбор пункта отправки и назначения груза (постройки объектов и т. д.) Оформление сопроводительных документов для груза (количество, вид, шифрование свойств). В период освоения игры первоначальное количество вагонов 1 - 2, затем количество вагонов увеличивается до четырех. Изменение расположения карточек со свойствами над вагонами позволят проводить эту игру многократно (при желании и интересе детей).

Мозаика цифр.

Материал:

  • 48 карточек с изображением символов и примеров.
  • 12 числовых карточек.
  • Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)
  • 15 предметных карточек
  • Блоки Дьенеша

Цель игры:

Пособия к блокам Дьенеша

  • Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке

 

 

  • Умение выбирать блоки по заданным свойствам
  • Закрепление навыков вычислительной деятельности.

 

Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование блоков Дьенеша в практике воспитателя дошкольного образования"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методик, технологий развития ло...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Дидактическая игра "Путешествие к Буратино" (с блоками Дьенеша) средний дошкольный возраст

Цель игры: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировка у детей внимания, памяти, восприятия. Игровая задача: Организ...