Дополнительная программа кружка по математике для детей старшего дошокльного возраста
рабочая программа по математике (старшая группа)

Нечаенко Ольга Александровна

Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС. Содержит разработки конспектов занятий и календарно - тематическое плаирование на год в старшей и подготовительной группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike_1.docx159.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 255»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА

       410007, г.Саратов, ул.2-й им. Блинова Ф.А. проезд, зд. 8Б,  тел. (8452)24-55-30, e-mail: detsad-splaneta@yandex.ru/

   

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа 

социально-педагогической  направленности

«Занимательная математика»

для детей 5- 7 лет

 Автор: Нечаенко О.А., воспитатель

Саратов, 2021

Содержание

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание программы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  Диагностический материал.

Конспекты занятий.

Перечень материалов и пособий, оборудования.

Список использованной литературы.

Пояснительная записка

  Интеллектуальное   развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение использовать их в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень развития психических процессов, определяющих  предпосылки становления учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте: логического мышления, воображения, внимания, памяти. В том числе  развитие важных качеств личности: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Затруднения в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.

Направленность

 Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» по содержанию имеет социально-педагогическую направленность, поскольку дополняет познавательное развитие личности детей развитием интеллектуальной активности дошкольника.

Новизна

Новизна программы дополнительного образования обусловлена использованием деятельностного подхода в современном образовании, предполагает  процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением электронных образовательных ресурсов. Программой предусмотрено использование заданий повышенной сложности, авторских игровых пособий, а также современного игрового оборудования: цветные счетные палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша, что позволяет оценить интеллектуальный потенциал дошкольника.

  Актуальность создания   программы   обусловлена приоритетным направлением в содержании современного российского образования: концепция математического образования. Согласно концепции математического развития в нашей стране, качественное математическое образование определяется важной  необходимостью для  каждого индивида для  успешной жизни в современном обществе.

  Перед современными педагогами стоят задачи по поиску средств и обновления  содержания математического образования и в период дошкольного детства, изменение методов и приемов  развитие математических способностей детей.

Принципами программы  являются:

1.деятельный  подход,   признающий  ведущую  роль  развития познавательных  и  творческих способностей;

2.преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов, проведению математических исследований;

3.системность,  обеспечивающая  организацию процесса интеллектуального развития на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результаты).

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в организации работы таким образом, чтобы продолжать развивать интеллектуальный потенциал ребенка с использованием современных игровых пособий и средств. Игровые занятия включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

Цель программы — интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством  развития основ  математического исследования.

Задачи:

  1. Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел  посредством познавательной деятельности (самостоятельной и совместной).
  2. Способствовать активизации математического творчества через игры математического содержания на преобразование, изменение объектов.
  3. Формировать умение проводить математические исследования, использовать условные математические условные знаки и схемы, использовать ЭОР.
  4. Учить детей активно пользоваться математической  терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
  5. Повышать  интерес к   математике.

Задачи первого года обучения:

  1. Формировать умение  решать логические задачи.
  2. Упражнять в развитии мыслительных операций: анализ, синтез, классификация.
  3. Закрепить знания о геометрических фигурах, формировать умение кодировать и декодировать свойства предметов, работать со счетными палочками.
  4. Формировать умение работать с палочками Кюизенера.
  5. Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги.
  6. Формировать умение составлять и решать задачи по моделям (используя числа первого и второго десятка), моделировать временные отношения, развивать навыки креативного моделирования.

Задачи второго года обучения:

  1. Формировать умение  устанавливать связь между задачей, осуществлением какого-либо действия и результатом, решать задачи, используя числа второго десятка.
  2. Совершенствовать умение решать логические задачи.

3. Формировать умение разбивать множество на подмножества по одному и нескольким отличительным признакам.

4.Сформировать представления о внутренней и внешней области замкнутой линии.

5. Сформировать представление о дробях.

6. Развивать навыки креативного моделирования.

Отличительные особенности данной образовательной программы 

Содержание  работы по программе основано в форме занятий и индивидуальном общении в творческих заданиях математического характера с использованием современных пособий: палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша и носит пропедевтический характер.

В  программе используются электронные образовательные ресурсы в виде мультимедийных дидактических пособий.

В содержание каждого занятия включены: работа с занимательным материалом, работа с математическими раскрасками, физкультминутки, работа с электронными дидактическими пособиями, с современными игровыми пособиями: цветные счетные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Самостоятельные математические исследования включены в содержание занятия в конце каждого месяца, когда ребенок овладел необходимыми знаниями, умениями  и навыками для решения определенной математической задачи повышенной сложности.

Занятия построены таким образом, что все задания, игры связаны одной темой, что позволяет вводить дошкольника в различные игровые ситуации и решать поставленные задачи математического образования  в целостном восприятии ребенком тематики и содержания, что увеличивает эффективность  усвоения программного материала. На протяжении двух лет реализации программы происходит постепенное усложнение материала.

      Данная программа способствует развитию творческих способностей детей, когда дошкольник самостоятельно конструирует, моделирует различные предметы и изображения, проводит самостоятельные математические исследования. Полученные математические знания ребенок может использовать  в самостоятельной игровой  деятельности.

Сроки реализации

Данная программа рассчитана на  два года обучения:

для детей старших групп (5-6 лет) с октября по май;

для подготовительных групп (6-7 лет) с октября по май.

Формы и режим занятий

Занятие проводится с подгруппой детей  один раз в неделю, продолжительность составляет:

в старшей группе -25 минут,

в подготовительной группе - 30 минут.

Структура занятия

Этап занятия

Старшая группа

Подготовительная группа

Вводная часть

Введение в игровую ситуацию с помощью игры

Введение в игровую ситуацию с помощью создания проблемы

Основная часть

Открытие нового знания происходит совместно с педагогом

Актуализация знаний

Игры, графические диктанты, мультимедийные игры, математические раскраски (совместная работа педагога и ребенка, проверка взрослого, взаимопроверка)

На занятиях обобщающего типа выполняют задания и игры, подготовленные педагогом.

Открытие нового знания, решение проблемной ситуации происходит самостоятельно путем различных предположений.

Актуализация знаний

Игры, графические диктанты, мультимедийные игры, математические раскраски (самостоятельная работа, проверка взрослого, взаимопроверка, самопроверка)

На занятиях обобщающего типа выполняют задания и игры, подготовленные педагогом и самостоятельно (принимают активное участие в подготовке КВН, конкурсов)

Самостоятельное математическое исследование

Самостоятельно исследует математическую задачу повышенной сложности, находит пути и  способы решения.

Самостоятельно исследует математическую задачу повышенной сложности, находит пути и  способы решения.

Итог

Игра (проверка взрослого, взаимопроверка, самопроверка)

Беседа (рефлексия деятельности, самоанализ)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты первого года обучения:

  • Проявляет интерес к математике;  
  • Умеет различать геометрические фигуры и использовать их в играх;
  • Устанавливает логические связи и формулирует  их в речи;
  • Понимает    математические термины;
  • Умеет классифицировать, объединять предметы по определенным признакам;
  • Умеет ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • Проявляет творчество в заданиях на развитие логического мышления.

Ожидаемые результаты второго года обучения:

  • Проявляет интерес к математике ;
  • Умеет различать и пользоваться математическими играми;
  • Устанавливает логические связи и формулирует  их в речи;
  • Использует в речи математические термины;
  • Умеет "читать" схемы, способ и пути выполнения действий;
  • Проявляет интерес и творчество в играх математического характера.

Способы определения результативности

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме наблюдения. Вводная и итоговая диагностика проводится путем наблюдения в рамках итоговых игровых занятия: при проведении игр, выполнении различных заданий, воспитатель  наблюдает  за решением поставленных задач и результаты вносит в карту наблюдений.

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

«Что я знаю, что умею»

«Что я знаю, что умею»

Конец года

Игра «Знатоки»

Конкурс эрудитов

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 Итоговые игровые занятия:

В старшей группе - интеллектуальная игра «Знатоки».

В подготовительной к школе группе  - математический конкурс «Эрудит».

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»

Сроки

Тема занятий

Теория

Практика

1

Первый год обучения

Что я знаю, что умею

0

1

2,3

В гостях у осени

0

2

4

В стране математики

0

1

5,6

В гости к лесным жителям

0

2

7,8

В парке аттракционов

0

2

9

В гостях у Лунтика

0

1

10

Магазин игрушек

0

1

11

Садовник

0

1

12

Игра «Умники и умницы»

0

1

13,14

В лесу

0

2

15,16

На стройке

0

2

17

Путешествие

0

1

18

В походе

0

1

19

В магазине игрушек

0

1

20,21

В стране Геометрии

0

2

22

Путешествие в школу

0

1

23

Помоги котенку

0

1

24

На лесной полянке

0

1

25

Путешествие на поезде

0

1

26,27

В парке

0

2

28

В гостях у Карлсона

0

1

29,30

В зоопарке

0

2

31

Брейн-ринг

0

1

32

Знатоки

0

1

Итого

32

1,2

Второй год обучения

Что я знаю, что умею

0

2

3

В гостях у бабушки

0

1

4

Путешествие в сказку

0

1

5

Коробки для игрушек

0

1

6

Магазин игрушек

0

1

7

Строим дом

0

1

8

В стране Геометрия

0

1

9

Зоопарк

0

1

10

В гостях у куклы

0

1

11,12

Конкурсы

0

2

13

В гостях у Карандаша

0

1

14

В гостях у Карандаша

0

1

15

Зимняя сказка

0

1

16,17

В стране чисел

0

2

18

В гостях у Незнайки

0

1

19,20

В лесу

0

2

21

Строим дом

0

1

22

Путешествие в сказку

0

1

23

Садоводы

0

1

24,25

Строим город

0

2

26,27

Путешествие в космос

0

2

28

Путешествие в сказку

0

1

29,30

В гостях у лесных жителей

0

2

31,32

Математический КВН

Конкурс эрудитов

0

2

32

Итого

64

Содержание дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»

Первый год обучения

№ занятия

Тема

Программное содержание

Задания

октябрь,

1 неделя, занятие №1

«Что я знаю, что умею»

Сформировать умение детей сравнивать предметы, находить отличия; упражнять в умении на ощупь определять форму, размер и материал предмета; учить использовать счетные палочки для игры; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Д/и «Необыкновенная коробочка»

Задачи – шутки

Игры со счетными палочками

Д/и «Найди отличия»

октябрь,

2 и 3 неделя, занятия №2,3

«В гостях у осени»

Сформировать умение ориентироваться на клетчатом листе бумаги; упражнять в умении соотносить предмет с соответствующей геометрической фигурой; упражнять в сравнении предметов, формировать умение делать все предметы одинаковыми; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Д/и «На что это похоже?»

Логические задачи

Графический диктант

Д/и «Сделай одинаковым»

октябрь,

 4 неделя, занятие №4

«В стране математики»

Закрепить представления детей о геометрических фигурах, умение находить геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки; закрепить умение выстраивать числовой ряд, находить соседей числа; развивать логическое мышление, внимание.

 Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении систематизировать и обобщать предметы.

Мультимедийная игра «Геометрические фигуры»

Д/и «Найди свое место» (игра с цифрами)

Игры со счетными палочками

Д/игра «Посади цветы»

ноябрь

 1 и 2 неделя, занятия №5,6

«В гости  к лесным жителям»

Формировать умение детей проходить лабиринт, познакомить с игрой «Геометрическое лото», формировать умение заполнять занимательный квадрат; развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Лабиринт

Д/и «Геометрическое лото»

Занимательный квадрат

Логические задачи

ноябрь,

 3 и 4 неделя, занятия №7,8

«В парке аттракционов»

Продолжать формировать умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги, играть с геометрическими фигурами, изменяя их признаки; закрепить умение выполнять задания на систематизацию, составлять задачи по моделям; развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении проходить лабиринт.

Д/и «Колесо обозрения»

Задачи – шутки

Графический диктант

Задание на систематизацию

Составление задач по  моделям

Д/игра «Перенеси фигуры на новое место»

декабрь,

1 неделя, занятие №9

«В гостях у Дольки»

Упражнять в умении находить лишний предмет и обосновывать свой выбор, продолжать формировать умение играть с цифрами, искать место в числовом ряду, изменять фигуру в соответствии с заданными признаками; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, наблюдательность.

Мультимедийная игра «Приключения Дольки»

Игры с цифрами

Д/и «Четвертый лишний»

Д/и «Колесо обозрения»

декабрь,

 2 неделя, занятие №10

«Магазин игрушек»

Упражнять в соотнесении предметов с геометрическими фигурами; закрепить умение классифицировать предметы, находить закономерность и делать умозаключение; развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление; формировать умение выполнять задание на листах (математические раскраски)

Д/и «На что это похоже»

Математические раскраски

Д/и «Девятая клетка»

декабрь,

3 неделя, занятие №11

«Садовник»

Формировать умение  делать предметы одинаковыми,  формировать навыки креативного моделирования с помощью счетных палочек, разгадывать ребусы; развивать логическое мышление, память, внимание.

Задачи – шутки

Д/и «Сделай одинаковым»

Игры со счетными палочками

Ребус

Занимательный квадрат

декабрь,

 4 неделя, занятие №12

Игра «Умники и умницы»

Закрепить имеющиеся умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении сравнивать и находить лишний предмет.

Игра «Умники и умницы» (с использованием ЭОР)

Д/игра «Найди три одинаковых предмета», «5-лишний»

январь,

 1и 2 неделя, занятия №13,14

«В лесу»

Познакомить с палочками Кюизенера; продолжать формировать умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги; развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание.

Игры «Найди и покажи», «Спрячь игрушку»  для ознакомления с палочками Кюизенера

Графический диктант

Логические задачи

январь,

3 и 4 неделя, занятия №15.16

«На стройке»

Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету, кодировать цвет палочек; выполнять задания на листах (математические раскраски), решать задачи – шутки; развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении  кодировать и декодировать  предметы.

Задачи – шутки

Математические раскраски

Игра «Строим дорожки», «Построим заборчик» (палочки Кюизенера)

Логические задачи

Д/игра «Зашифруй», «Расшифруй»

февраль,

1 неделя, занятие № 17

«Путешествие»

Закрепить знания о геометрических фигурах и цифрах, упражнять в умении сравнивать предметы и находить отличия; Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию с  помощью палочек Кюизенера; развивать мелкую моторику рук, мышление, память.

Мультимедийная игра «Угадай-ка»

Д/и «Найди отличия»

Игра «Пассажиры и поезд» (палочки Кюизенера)

февраль,

2 неделя, занятие№,18

«В походе»

Упражнять в счете предметов на ощупь, называя при этом, форму, размер, материал предметов; закрепить умение заполнять занимательный квадрат; развивать представление о высоте палочек, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте, закреплять понятия «высокий», «низкий», упражнять в различении цвета, размера, упражнять в кодировании и декодировании свойств палочек; развивать мелкую моторику рук, мышление, память.

Игра «Занимательный квадрат» (3*3)

Д/и «Необыкновенная коробочка»

Игра «Построим мостик» (палочки Кюизенера)

февраль

 3 неделя, занятие №19

«В магазине игрушек»

Закрепить знание эталонов цвета и их название, развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине, развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине, продолжать формировать умение  устанавливать закономерность, продолжать ее, повторить порядковый счет в пределах 10; развивать креативное моделирование;  развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, внимание, память.

Д/и «Что лишнее»

Д/и «Расставь по порядку»

Игра «Дорожки» (палочки Кюизенера)

Д/и «Расставь игрушки»

Д/и «Составь фигуру» (палочки Кюизенера)

февраль,

4/ март 1 неделя, занятия №20,21

«В стране Геометрии»

Продолжать формировать умение  ориентироваться на клетчатом листе бумаги; закрепить умение различать палочки Кюизенера по длине, высоте; формировать умение моделировать временные отношения с помощью цветных палочек; формировать умение играть в знакомые игры самостоятельно; развивать логическое мышление, внимание, память.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении систематизировать  предметы.

Д/и «Геометрическое лото»

Графический диктант

Игра «Лесенки», «Неделька»(с усложнением)(палочки Кюизенера)

Д/игра «Колесо обозрения»

Д/игра «Занимательный квадрат» (4*4)

март,

 2 неделя, занятие №22

«Путешествие в школу»

Закрепить умение сравнивать предметы, искать отличия, закрепить умение находить закономерность, делать умозаключение; упражнять в составлении и решении задач по моделям (используя числа первого и второго десятка); закрепить умение находить «соседей» числа; развивать мелкую моторику рук, внимание, память.

Мультимедийная игра «Сколько»

Игра «Найди ошибку», «Реши задачу»  (палочки Кюизенера)

Д/и «Веселые соседи»

Задачи-шутки

март

 3 неделя, занятие №23

«Помоги котенку»

Упражнять детей в прямом и обратном счете, упражнять в счете от 1 до 20, познакомить детей с числовым значением палочек: 1 - белая палочка, 2 - розовая, 3 — голубая, 4 — красная, 5 — желтая; упражнять в кодировании и декодировании свойств цветных палочек (цвет, число); упражнять в умении находить закономерность, продолжать заданный ряд; упражнять в классификации предметов по определенным признакам, в ориентировке на листе клетчатой бумаги; развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышлении.

Д/и «Продолжи ряд»

Графический диктант «Котенок»

Д/и «Раздели на группы»

Игра «Лесенка для котенка» (палочки Кюизенера)

март,

4 неделя, занятие №24

«На лесной полянке»

Учить ориентироваться в пространстве, используя слова «слева», «справа», «между» и т.д; упражнять в моделировании временных отношений; продолжать формировать умение разгадывать ребусы, упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет, упражнять в соотношении количества и счета, закрепить понятие «столько же»; развивать воображение, творческое мышление, внимание.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в  креативном моделировании временных отношений

Ребусы

Игра «Лесная полянка», «Времена года» (палочки Кюизенера)

Д/и «Найди предмет» (ориентировка в пространстве)

Д/игра «Части суток»

апрель

1 неделя, занятие №25

«Путешествие на поезде»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет; упражнять в соотношении количества и счета; закрепить умение проходить лабиринты; определять лишний предмет.

Игра «Размести пассажиров» (палочки Кюизенера)

Лабиринты

Игра «Что лишнее»

апрель,

 2 и 3 неделя,  занятия №26,27

«В парке»

Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — число — количество — цифра, упражнять в соотношении количества и счета, упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет, упражнять в соотношении цифры и числовой палочки, кодировании и декодировании свойств. Упражнять в умении устанавливать закономерность, делать умозаключения, ориентироваться на листе клетчатой бумаги; закрепить умение подбирать геометрические фигуры, изменяя свойства фигур; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, внимание, память.

Математические раскраски

Д/и «Колесо обозрения»

Игры «Подбери пару», «Подбери цифру» (палочки Кюизенера)

Д/и «Девятая клетка»

Графический диктант

апрель,

4 неделя, занятие №28

«В гостях у Карлсона»

Упражнять в креативном моделировании из палочек; повторить счет в пределах 20, закрепить геометрические представления, закрепить умение выполнять задания на систематизацию, ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении проходить лабиринт и делать умозаключения.

Мультимедийная игра «Малыш и Карлсон»

Д/и «Что где лежит?» (ориентировка в пространстве)

Игра «Разноцветные коврики» (палочки Кюизенера)

Д/игра «Покажи дорогу и продолжи ряд»

май,

1 и 2 неделя, занятия №29,30

«В зоопарке»

Упражнять в умении находить из ряда предметов несколько лишних предметов по разным признакам, группировать предметы по определенным признакам, ориентироваться на листе клетчатой бумаги; закрепить умение делать предметы одинаковыми; упражнять  в заполнении силуэтов с помощью палочек Кюизенера, составлять и решать задачи по моделям (используя числа первого и второго десятка); развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику рук, логическое мышление.

Д/и «Кто лишний?»

Д/и «Разложи по-разному»

Графический диктант

Д/и «Сделай одинаковыми»

Игра «Заполни фигуру-силуэт», «накорми животных» (палочки Кюизенера)

май,

 3 неделя, занятие №31

«Брейн – ринг»

Формировать умение использовать имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Игра «Брейн – ринг»

май, 4 неделя,

занятие №32

«Знатоки»

Формировать умение использовать имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении составлять и решать задачи по моделям (используя числа второго десятка)

Игра «Знатоки»

Д/игра «Составь и реши»

Второй год обучения

№ занятия

Тема

Программное содержание

Задания

октябрь,

 1 и 2 неделя, занятия №1,2

«Что я знаю, что умею»

Продолжать формировать умение детей сравнивать предметы, находить закономерность и делать умозаключение; закрепить умение выстраивать числовой ряд; закрепить умение различать, группировать, кодировать и декодировать палочки Кюизенера; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук.

Задание на сравнение

Д/игра «занимательный квадрат»

Игра «Ленточки в подарок», «Найди палочку» (палочки Кюизенера)

Д/и «Найди свое место»

октябрь,

 3 неделя, занятие №3

«В гостях у бабушки»

Закрепить умение детей проходить лабиринты; формировать умение составлять и решать задачи  по модели (используя числа второго десятка); закрепить умение различать и группировать палочки Кюизенера; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Игра «Подбираем ленточки к фартуку» (палочки Кюизенера)

Лабиринт

Составление и решение задач по модели

октябрь,

4 неделя, занятие № 4

«Путешествие в сказку»

Повторить  знаки сравнения, упражнять в разгадывании ребусов; познакомить с понятием дроби с помощью цветных палочек Кюизенера; развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении анализировать и синтезировать, повторить отрицание предметов.

Мультимедийная игра «Винни –Пух»

Ребусы

Игровое упражнение «Мы делили апельсин» (палочки Кюизенера)

Д/игра «Найди выделенные фрагменты и назови не животных»

ноябрь,

1 неделя, занятие №5

«Коробки для игрушек»

Повторить названия геометрических фигур, формировать умение составлять и называть дроби с помощью палочек; закрепить умение находить лишний предмет,  ориентироваться в пространстве; развивать творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Д/и «Что лишнее?»

Игровое упражнение «Сложи игрушки» (палочки Кюизенера)

Д/и «Найди предмет» (ориентировка в пространстве)

ноябрь,

 2 неделя, занятие №6

«Магазин игрушек»

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять задания на систематизацию; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Логические задачи

Графический диктант

Задание на систематизацию

Д/и «Составь фигуру» (палочки Кюизенера)

ноябрь,

3 неделя, занятие №7

«Строим дом»

Продолжать формировать умение подбирать палочки по цвету и размеру, развивать зрительный глазомер; продолжать формировать умение обозначать дроби с помощью цветных палочек;  формировать умение составлять сюжетные фигуры по элементному изображению предмета; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Игра «Подбираем к домику крышу» , «Составь по образцу», «Запасаем стройматериал» (палочки Кюизенера)

Задача – шутка

Д/и «Реши и получи слово»

ноябрь,

4 неделя, занятие №8

«В стране Геометрия»

Закрепить представления о геометрических фигурах, их признаках,  закрепить умение составлять и решать задачи по схеме, разгадывать ребусы; развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении обозначать и называть дроби.

Мультимедийная игра «Занимательная геометрия»

Ребус

Д/и «Найди отличия»

Д/игра «Помоги фигурам»

декабрь,

1 неделя, занятие №9

«Зоопарк»

Закрепить умение проходить лабиринт; развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Графический диктант

Лабиринт

Задачи-шутки

Д/игра «Угадай-ка»

декабрь,

 2 неделя, занятие №10

«В гостях у куклы»

Закрепить умение классифицировать предметы, находить закономерность и делать умозаключение; упражнять в умении составлять дроби и называть их, в  моделировании предметов с помощью палочек Кюизенера

Мультимедийная игра «Машина арифметика»

Игра – конструирование «Дом и мебель для куклы Маши» (палочки Кюизенера)

Игра «Накрой на стол» (палочки Кюизенера)

декабрь,

3и 4 неделя, занятия №11,12

Конкурсы

Формировать умение использовать имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении составлять, обозначать и называть дроби.

Конкурс « Веселый математик», «Самый умный»

Д/игра «Раздели торт»

январь,

 1 неделя, занятие №13

«В гостях у Карандаша»

Познакомить с блоками Дьенеша, рассмотреть логические блоки, повторить признаки: цвет, форма, размер, толщина; закрепить умение составлять и решать задачи по рисункам; развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук.

Знакомство с блоками Дьенеша

Логическая задача

Составление и решение задач по рисунку

Д/игра «Занимательный квадрат»

январь,

 2 неделя, занятие №14

«В гостях у Карандаша»

Закрепить умение складывать числа в пределах 20, умение ориентироваться на листе бумаги; повторить признаки геометрических фигур: цвет, форма, размер; развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторку рук.

Графический диктант

Игры с блоками Дьенеша «Найди все фигуры, как эта», «Найди блоки»

январь,

3 неделя, занятие

 № 15

«Зимняя сказка»

Повторить действия сложение и вычитание; формировать умение устанавливать логические связи и закономерности; развивать зрительный глазомер, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Мультимедийная игра «Конфетное вычитание»

Игра «Цепочка»

(блоки Дьенеша)

Д/игра «Что лишнее?»

январь

4 неделя / февраль 1 неделя, занятия №16.17

«В стране чисел»

Закрепить умение находить закономерность, делать умозаключение, вспомнить правила игры «Геометрическое лото»; развивать творческое воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении систематизировать, обобщать, кодировать и декодировать предметы.

Д/и «Девятая клетка»

Д/и «Геометрическое лото»

Игра «Второй ряд» (блоки Дьенеша)

Д/игра «Занимательный квадрат»

 Д/игра «Найди место и зашифруй», «Расшифруй»

февраль,

 2 неделя, занятие №18

«В гостях у Незнайки»

Закрепить представления о единицах измерения длины, массы, объема; упражнять в нахождении соседей числа; повторить признаки блоков, закрепить умение находить нужный блок в игре; развивать мелкую моторику рук, внимание, творческое воображение.

Мультимедийная игра «Путешествие Незнайки»

Д/и «Веселые соседи»

Игра «Домино» (блоки Дьенеша)

февраль,

3 и 4 неделя, занятия №19,20

«В лесу»

Закрепить умение находить блок по символам; упражнять в умении сравнивать предметы, находить отличия и делать предметы одинаковыми; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10; развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении делить множество на подмножества по определенному признаку.

Графический диктант

Д/и «Найди лишний предмет»

Д/и «Веселый компьютер»

Д/и «Сделай предметы одинаковыми», «Найди отличия»

Игровое упражнение «Раздели фигуры» (блоки Дьенеша)

Д/игра «Собираем ягоды»

март,

 1 неделя, занятие №21

«Строим дом»

Закрепить умение самостоятельно выявлять свойства блоков с использованием карточек; упражнять в разгадывании ребусов, составлении и решении задач по моделям; закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

Ребус

Составление и решение задач по модели

Математические раскраски

Игровое упражнение «Кто быстрее соберет блоки» (блоки Дьенеша)

март,

2 неделя, занятие №22

«Путешествие в сказку»

Закрепить умение самостоятельно выявлять свойства блоков по слову; закрепить умение складывать и вычитать числа в пределах 20; развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Задача – шутка

Д/и «Реши и отгадай»

Игры «Поручения» , «На свое место» (блоки Дьенеша)

Д/игра «Занимательный квадрат»

март,

3 неделя, занятие №23

«Садоводы»

Развивать креативное мышление; закрепить умение находить закономерность, делать умозаключение, выполнять задание на сравнение, счет предметов в прямом и обратном порядке в пределах 25; развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление.

Мультимедийная игра «Садоводы»

Лабиринты

Д/игра «Посади цветы» (творческое моделирование)

 

март

4 неделя / апрель 1 неделя, занятия №24,25

«Строим город»

Формировать умение разбивать множество на подмножества по одному признаку; развивать умение устанавливать логические связи и закономерности; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;  изменять геометрические фигуры в соответствии с заданными свойствами фигур; развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении составлять и решать задачи по моделям, делать умозаключения.

Графический диктант

Д/и «Колесо обозрения»

Игровое упражнение «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» (блоки Дьенеша)

Математические раскраски

Д/игра «Улица нашего города»

апрель

2 и 3 неделя, занятия №26,27

«Путешествие в космос»

Закрепить слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства; формировать умение разбивать множество на два подмножества по двум и трем совместимым свойствам; закрепить умение называть соседей числа, устанавливать логические связи и закономерности; упражнять в складывании и вычитании чисел в пределах 20, в прохождении лабиринта; развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Мультимедийная игра «Путешествие в космос»

Д/и «Реши и отгадай»

Лабиринт

Игра «Переводчики» , «Помоги Незнайке», «Составь мозаику» (блоки Дьенеша)

Игра «Найди свое место»

Логические задачи

апрель,

 4 неделя, занятие №28

«Путешествие в сказку»

Формировать умение детей самостоятельно выбирать игру и выполнять задания; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, выполнять задания на сравнение, находить отличия; упражнять в умении находить закономерность, продолжать заданную закономерность; развивать зрительное восприятие, творческое воображение, логическое мышление.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении делить множество на подмножества по нескольким совместимым свойствам.

Игры по выбору детей

Задание на сравнение

Д/и «Продолжи ряд»

Д/игра «Помоги героям сказки»

Май

 1 и 2 неделя, занятия №29,30

«В гостях у лесных жителей»

Формировать умение ориентироваться  в пространстве,  упражнять в умении располагать блоки в обручах по заданию, повторить понятия «вне», «внутри», познакомить с понятием «внешняя и внутренняя область замкнутой линии»;  закрепить свойства блоков; продолжать формировать умение детей самостоятельно выбирать игру и выполнять задания; закрепить умение группировать предметы по разным признакам, делать предметы одинаковыми; развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, память.

Игры по выбору детей Д/и «Разложи разными способами»

Д/и «Сделай предметы одинаковыми»

Игровое упражнение «Игра с одним обручем», «Игра с двумя обручами», «Игра с тремя обручами» (блоки Дьенеша)

Май

 3 и 4 неделя, занятия №31,32

Математический КВН

Конкурс эрудитов

Формировать умение использовать имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Самостоятельное математическое исследование: упражнять в умении различать и находить внутреннюю и внешнюю область замкнутой линии.

Математический КВН с использованием ЭОР

Конкурс эрудитов

Д/игра «Игра с 4-мя обручами»

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Диагностический материал

Уровни усвоения программного материала дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»

Высокий уровень (1):

Ребенок при ответе и выполнении заданий обнаруживает осознанное усвоение изученного материала и умеет им  самостоятельно пользоваться. Придерживаясь указаний, выполняет все задания самостоятельно, правильно и достаточно быстро.

Средний уровень (2):

Ответ ребенка в основном соответствует требованиям, установленным для высокого уровня, но ребенок допускает отдельные неточности в выполнении заданий, которые исправляет сам при указании педагога о том, что он допустил ошибку.

Допускается помощь педагога не более двух раз.

Карты наблюдений

Карта наблюдений в старшей группе (начало года)

Занятие «Что я знаю, что умею»

№п/п

Ф.И.ребенка

Задачи

1

2

3

4

1

2

3..

№ п/п

Форма задания

Задача

1.

Д/игра «Найди отличия»

Умение сравнивать предметы, находить отличия.

2.

Д/игра «Необыкновенная коробочка»

Умение различать свойства предметов (форма, размер, материал)

3.

Д/игры «Выложи фигуру», «Выложи по образцу»

Умение использовать счетные палочки для игры

4.

Задачи – шутки

Умение проявлять интерес и творчество в заданиях на развитие логического мышления

Карта наблюдений в старшей группе (конец года)

Итоговое занятие «Знатоки»

№п/п

Ф.И ребенка

Задачи

1

2

3

4

5

1

2

3..

№ п/п

Форма задания

Задача

1.

Д/игра «Геометрическое лото»

Умение различать геометрические фигуры и использовать их в играх

2.

Д/упражнение “Продолжи ряд”

Умение обнаруживать логические связи и отражать их в речи

3.

Д/игра “Разложи в коробки”

Умение классифицировать, объединять предметы по определенным признакам

4.

Графический диктант

Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

5.

Головоломки

Ребусы

Лабиринты

Умение проявлять интерес и творчество в заданиях на развитие логического мышления

Карта наблюдений в подготовительной  группе (начало года)

Занятие «Что я знаю, что умею»

№п/п

Ф.И ребенка

Задачи

1

2

3

4

5

1

2

3..

№ п/п

Форма задания

Задача

1.

«Д/игра «Найди отличия»

Умение сравнивать предметы, находить отличия находить закономерность и делать умозаключение

2.

Д/игра «Найди лишний предмет»

Умение находить закономерность и делать умозаключение

3.

Д/игра «Найди свое место»

Умение выстраивать числовой ряд

4.

Д/игра “Ленточки в подарок”

Умение различать и группировать цветные счетные палочки Кюизенера

5.

Д/упражнение “Сложи рисунок из счетных палочек”

Умение творчески решать предложенное задание.

Карта наблюдений в подготовительной  группе (конец года)

№п/п

Ф.И.ребенка

Задачи

1

2

3

4

5

1

2

3..

Итоговое занятие «Конкурс эрудитов»

№ п/п

Форма задания

Задача

1.

Д/игра «Сложи картинку» (по выбору детей: «Танграм», цветные счетные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша)

Умение различать и пользоваться математическими играми

2.

Д/упражнение «Продолжи закономерность»

Д/игра «Девятая клетка»

Умение обнаруживать логические связи и отражать их в речи

3.

Составление и решение задач по рисунку – «схеме»

Умение «читать» схемы, способ и пути выполнения действий

4.

Д/игра «Помоги Буратино» (занимательный квадрат, ребусы, головоломки, составление закономерностей)

Умение проявлять интерес и творчество в играх интеллектуального характера

5.

Д/игра «Игра с 4-мя обручами»

Умение различать и находить внутреннюю и внешнюю область замкнутой линии.

2.Конспекты занятий

Старшая группа

Занятие 19

Тема: «В магазине игрушек»

Программное содержание: закрепить знание эталонов цвета и их название, развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине, развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине, продолжать формировать умение  устанавливать закономерность, продолжать ее, повторить порядковый счет в пределах 10; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, внимание, память.

Материал: карточки с числами от 0 до 9, цветные палочки Кюизенера, слайды с заданиями, образцы выкладывания образов предметов.

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель собирает детей около себя, предлагает послушать отрывок из песни. Задает вопросы: «О чем эта песня? Как у вас дома появляются игрушки? Где берут игрушки мама с папой?  Как называется магазин, в котором продают игрушки? Какие магазины вы еще знаете?» Предлагает отправиться в магазин игрушек.

2.Основная часть

Игра «Выложи дорожку» (палочки Кюизенера)

Воспитатель рассказывает о том, что в настоящий момент ведутся ремонтные работы дорожек к магазинам,  рабочие просят им помочь выложить дорожки к каждому магазину (работа выполняется в парах, проводится взаимопроверка и проверка взрослого).

Воспитатель задает вопросы каждой паре детей: «Какая дорожка длиннее? Какая короче? Сколько палочек в твоей длинной дорожке? Сколько палочек поместилось в синей дорожке?»

Игра «Расставь по порядку»

Воспитатель сообщает детям: «Чтобы попасть в магазин, необходимо открыть замок. А открыть его можно только расставив числа по порядку».

Воспитатель раздает числа детям, один ребенок остается проверяющим. Дети выстраивают числовой ряд (проверяет ребенок, которому не досталось число).

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель говорит о том, что наконец-то зашли в магазин игрушек, но здесь идет прием товара. Что это значит?

Воспитатель предлагает детям  проверить, как продавцы расставили товар на полки. Дети на каждой полке находят лишний предмет и обосновывают свой выбор.

Игра «Составь фигуру» (палочки Кюизенера)

Воспитатель рассказывает детям  о том, что продавцы забыли заказать некоторые игрушки. Задает вопрос: «Как это можно сделать?»

Воспитатель предлагает заказать с помощью изображений игрушек, которые нужно составить с помощью цветных палочек по образцу.

3. Итог

Игра «Расставь игрушки»

Воспитатель сообщает о том, что со склада привезли еще тележку с товаром и продавцы просят помочь принять товар и расставить его на полки.

Воспитатель включает слайд с изображением разных видов игрушек. Дети классифицируют игрушки по группам.

Воспитатель включает следующий слайд и предлагает проверить.

Воспитатель хвалит детей и благодарит их за помощь работникам магазина.

Занятие 23

Тема: «Помоги котенку»

Программное содержание: упражнять детей в прямом и обратном счете, упражнять в счете от 1 до 5, познакомить детей с числовым значением палочек: 1 - белая палочка, 2 - розовая, 3 — голубая, 4 — красная, 5 — желтая, упражнять в умении находить закономерность, продолжать заданный ряд; упражнять в классификации предметов по определенным признакам, в ориентировке на листе клетчатой бумаги; развивать мелкую моторику рук, внимание, логическое мышлении.

Материал: цветные счетные палочки Кюизенера, клетчатые листы бумаги, карандаши

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на письмо и  предлагает его прочитать. «Дорогие ребята! Прошу вас помочь мне выбраться из подвала. Я играл со своими друзьями, мы оказались в подвале. Я еще маленький и сам не могу выбраться оттуда». Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, кто написал нам это письмо?» (дети высказывают предположения) Воспитатель показывает игрушку. Кто же это? Поможем котенку?

2.Основная часть

Игра «Продолжи ряд»

Прежде, чем помочь котенку, нам сами нужно дойти до подвала.

Продолжите ряд, который нарисован у каждого из вас. (Воспитатель оказывает помощь при необходимости)

Игра «Раздели на группы»

В подвале столько много ненужных вещей. Давайте их разберем. Для этого нужно разложить их на группы. (Дети раскладывают картинки на группы, проговаривая при этом признак, почему они выбирают ту или иную группу. (Например: мебель, одежда или продукты, игрушки)

Физминутка «Котята»

Немного отдохнем, заодно и развеселим нашего котенка, а то он что-то совсем загрустил.

Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки –
Правый глазик, левый глазик.
Умыли лапкой ушки –
Правое ушко, левое ушко.

Игра «Лесенка для котенка»

Чтобы нам достать котенка из подвала, давайте построим лесенку.

Для этого нужно взять самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «1». Справа от белого кубика поставим розовую палочку — это число «2» и т. д. до пяти.

Дети вместе с воспитателем и котенком считают ступеньки, при этом называют цвет ступенек.

Составим все палочки четко по росту.

От низкой — к высокой, это очень просто.

Можно построить двустороннюю лесенку и, поднимаясь и спускаясь по ступенькам, считать (прямой и обратный счет).

А рядом составим в обратном порядке — От длинной — к короткой, как на зарядке. Мы по лесенке шагаем. И ступеньки все считаем. Все ступеньки до одной  знаем в лесенке цветной!

Вот и достали мы с вами котенка. Давайте сделаем ему подарок, нарисуем его портрет.

Графический диктант

Инструкция. Поставить точку в левом верхнем углу листа.

7 клеток вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
2 клетки вправо
2 клетки вниз
1 клетка вправо
2 клетки вверх
1 клетка вправо
2 клетки вниз

1 клетка вправо
6 клеток вверх
1 клетка вправо
1 клетка вверх
2 клетки влево
3 клетки вниз
4 клетки влево
3 клетки вверх
1 клетка влево
1 клетка вниз
1 клетка влево
1 клетка вверх
1 клетка влево

Глядя на образец, дети исправляют свои ошибки.

3.Итог

-Подарите свои рисунки котенку, посмотрите как он рад, что мы помогли ему выбраться из подвала, да еще подарили ему подарки. А вам понравилось помогать котенку?

Подготовительная группа

Занятие 9

Тема: «Зоопарк»

Программное содержание: продолжать знакомить с игрой «Танграм»: формировать умение составлять сюжетные фигуры по элементному изображению предметов; закрепить умение проходить лабиринт; развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление.

Материал: цифры, буквы, наборы игры «Танграм», лабиринты, листы клетчатой бумаги, карандаши, слайды с изображением животных.

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель проводит беседу о животных. Задает вопросы: «Какие животные вы знаете? На какие группы можно разделить животных? Где мы можем увидеть животных? Как  и где можно увидеть животных в городе? (дети высказывают предположения)  Где находятся животные в зоопарке?» Я вам предлагаю отправиться в зоопарк и выполнить задания, которые приготовили для нас звери.

2.Основная часть

Давайте посмотрим, кто же нас первый встречает в зоопарке.

Графический диктант «Верблюд»

На экране появляется изображение верблюда

Задачи – шутки

А в следующей клетке нас встречают.. Кто? (На экране изображения обезьян) они приготовили для нас задачи – шутки

А) Из какой посуды нельзя ничего съесть?

Б) Неожиданно пошел сильный дождь. Однако Андрей, Вова, Коля и Алеша не промокли. Почему?

В) В вазе 3 ромашки и 7 васильков. Сколько ромашек в вазе?

Д/игра «Угадай-ка»

Кто же нас встречает следующий? И он чем-то расстроен. Давайте отгадаем слово. А потом попробуем угадать, кто же находится в клетке.

3

2

4

1

м

и

а

з

-Какое слово получилось? Как вы думаете, кто из животных может расстроиться  из-за прихода зимы? Почему? На экране появляется изображение медведя.

Физминутка «Слон» (изображение на экране)

В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)
Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)
Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Игра «Танграм»

Из частей игры «Танграм» собрать сюжетные фигуры «зайчик», «лиса» (по элементному изображению предмета). (Взаимопроверка, самопроверка). После выполнения работы на экране изображения зайца и лисы.

Игра «Пройди лабиринт»

Нам пора возвращаться назад, в зоопарке так много клеток с животными, что дорогу не так-то просто найти. А поможет нам.

Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок.

Для этого каждому из вас нужно пройти свой лабиринт и найти верный путь. (Дети выполняют задание самостоятельно, проводится проверка в парах).

3.Итог

Воспитатель задает вопросы: - Где сегодня побывали? Какие задания выполняли? Что понравилось? Что не понравилось? Что было наиболее трудным для вас?

Занятие 31

Математический КВН

Цель: использовать имеющиеся знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности.

Материал: числовые отрезки, д/игра «Найди путь», д/игра «Не промочи ноги», эмблемы участников команд, цветные счетные палочки Кюзенера, блоки Дьенеша, наборы игры «Танграм», схемы для составления задач,  д/игра «Волшебный квадрат», цифры, знаки.

Ход

1.Представление команд

   1 команда «Винни –Пух»

Девиз: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни –Пух на первом месте».

   2 команда «Ну, погоди»

Девиз: «Ну, погоди – всегда впереди».

Представление жюри.

Выбор капитанов команд.

2.Разминка

  Логические задачи

1 команда  «На столе лежат 4 морковки и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе?»

2 команда  «У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и один черненький. Сколько котят родилось у Жучки?»

3. Дидактическая игра «Не промочи ноги»

 Из каждой команды вызываются по одному участнику. Задание: прыгать по «кочкам» (от 11 до 20). Если участник не справляется с заданием, вызывается другой из этой же команды.

4.Домашнее задание

  Участники каждой команды по очереди  задают задачи команде соперника.

  1 команда

 1) 5 ребят в футбол играли,

     Одного домой позвали.

     Он в окно глядит, считает,

     Сколько их в футбол играет?

2) 5 ворон на крышу сели,

    2 еще к ним прилетели.

    Отвечайте быстро, смело:

     Сколько всех их прилетело?

   2 команда

1) 4 спелых груши

    На веточки качалось.

    2 груши снял Павлуша.

    А сколько груш осталось?

2) Яблоки в саду поспели,

   Мы отведать их успели.

   5 румяных наливных,

   2 с кислинкой. Сколько их?

5. Музыкальная пауза

 Проводится игра «Зеркало». Одна команда показывает движение, другая повторяет. Потом наоборот.

6.Дидактическое упражнение «Составь задачу»

 По схеме дети составляют задачу и выкладывают решение цифрами.

7.Конкурс капитанов

  Капитаны команд проходят лабиринт. Побеждает тот, кто выполнил  быстрее и без ошибок.   

8.Дидактическая игра «Волшебный квадрат»

 Каждый участник команды выполняет задание самостоятельно. Расставить цифры 1-3 так, чтобы в каждой строчке и каждом столбике цифры были разные. (Проводится взаимопроверка)

9. Игры со счетными палочками

 Из 9 счетных палочек составь 4 равных треугольника.

10. Игры на моделирование

  Каждый участник выбирает набор любой игры (Танграм, цветные счетные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Задание: составьте необычное животное и дайте ему название.

11. Подведение итогов. Награждение.

Перечень материалов и пособий, оборудования

-Конспекты занятий: старшая группа «В магазине игрушек», «Помоги котенку»; подготовительная группа «Зоопарк», «Математический КВН».

-Мультимедийные презентации: «В гостях у Красной Шапочки», «Геометрические фигуры», «Приключения Лунтика», «Сколько», «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Занимательная Геометрия», «Машина арифметика», «Конфетное вычитание», «Путешествие Незнайки», «Садоводы», «Путешествие в космос».

Самостоятельное математическое исследование: папка дошкольника «Логика», папка дошкольника «Лабиринты», занимательные квадраты.

Оборудование:

Обучающие настольно-печатные игры по математике: «Геометрическое лото», «Колесо обозрения», «Что лишнее».

Геометрические мозаики и головоломки, геометрические фигуры  и тела.

Простой карандаш; набор цветных карандашей, линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

Счетный материал: счетные палочки, пуговицы, игрушки,  разноцветные крышки, счеты.

Набор цифр и знаков.

Цветные счетные палочки Кюизенера.

Блоки Дьенеша.

Список литературы

  1. Колесникова  Е.В. Программа "Математические ступеньки.– М. : ТЦ Сфера, 2015.
  2. Новикова В.П,.Тихонова  Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.- С.-П.: Детство - Пресс, 2002.
  4. В.В.Чурсина Одарённые дети в детском саду и в семье. -М.: Издательство«Преент»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы:  Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

Программа кружка по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «КАРУСЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ»

Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде и осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, тр...

Программа кружка "Веселый светофорчик" для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка "Весёлый светофорчик" формирует культуру безопасного поведения дошкольника, участника дорожного движения на улицах родного города. Программа построена с учетом возрастных и ...