РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

Усольцева Ольга Петровна

Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_razvivayka-_razmyshlyayka.docx132.58 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Развивайка- размышляйка»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) 

на 2016 /2017 учебный год

Срок реализации программы: 1 год

Составитель:

Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР –д/с «Улыбка»

Усольцева О. П

Салым. 2016 г

Принята

на заседании педсовета

Протокол № 1

от 28.08.2016года

«Согласовано»        

Старший воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

_____________ Ю.С. Сычёва

«Утверждаю»

Заведующий НРМДОБУ  

«ЦРР-д/с «Улыбка»

_________ О.А. Усольцева

     

Оглавление

1.Паспорт программы………………………………………………………………………….. 3

2.Пояснительная записка……………………………………………………………………….5

3.Возрастные особенности……………………………………………………………………..8

4.Создание развивающей предметно-пространственной среды……………………………..8

5.Содержание Программы……………………………………………………………………..9

5.1.Учебно-тематический план………………………………………………………………..14

5.2.Календарно-тематическое планирование……………………………………………........15

6.Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы……………………………………………………………………………………...36

6.1.Методика и критерии диагностического обследования…………………………………36

6.2.Диагностический инструментарий………………………………………………………..36

6.3.Протокол педагогического обследования………………………………………………...39

6.4.Качественная характеристика уровней форсированности умений и

навыков детей…………………………………………………………………………………...40

7.Планируемые результаты освоения детьми программы…………………………………..40

8.Список литературы…………………………………………………………………………...42

1.Паспорт программы

Наименование Программы

Программа «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр.

Основание для разработки Программы

  • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
  • Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  • Устав дошкольного учреждения.

Заказчик Программы

Родительская общественность, педагогический коллектив  НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка»

Составитель Программы

Усольцева О. П воспитатель первой квалификационной категории

Целевая группа

Дети подготовительной группы,

Срок реализации Программы

1 год (сентябрь 2016г. – май 2017г.)

Цель Программы

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания.

Задачи Программы

  • Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Формировать обще учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.
  • Овладение умениями строить простейшие умозаключения.
  • Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.
  • Повышение интереса к развивающим играм математического содержания.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка « и родителями (законными представителями) детей подготовительной группы.

 Формы предоставления результатов:

  • итоговые занятия в форме КВН, игр-путешествий;
  • фотовыставки;
  • слайдовые презентации;
  • отчет о реализации Программы.

Краткое содержание Программы

Программа направлена на активизацию у детей мыслительной деятельности на интеллектуальное развитие, способствующее умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка    «Развивайка- размышляйка» , рассчитанная на детей 6- 7 лет.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающей игры математического содержания.

Для её достижения необходимо решение следующих задач:

  1. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  2. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

1. Углублять представления детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве.

2. Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.

3. Закреплять знание детьми математической терминологии.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.
  • Овладение умениями строить простейшие умозаключения
  • Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.
  • Повышение интереса к развивающим играм

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

Учебный план 

Название

Количество занятий

Продолжительность занятий

в неделю

в год

Игры с палочками  Кюизинера

1

28

25 минут

Список детей

На 2016-2017  учебный год

Фамилия, имя ребёнка.

1

Баженов Евгений

2

Барбосова Лиза

3

Богданова Лиза

4

Бурцева Валерия

5

Васильева Анна

6

Герман Пётр

7

Голяченко Алексей

8

Горшенин Глеб

9

Григорьев Ярослав

10

Дасаева Милена

11

Копейкин Тимофей

12

Липатов Артём

13

Масютина Виктория

14

Мухаметдинов Андрей

15

Павленко Вероника

16

Путина Мария

17

Парфиненко Милания

18

Русских Алексей

19

Семёнова Настя

20

Собянин Александр

21

Тонконоженко Алина

22

Трухин Дмитрий

23

Федосеев Сергей

24

Филиппов Вячеслав

25

Чукреев Александр

26

Шабанова Ксения

27

Шагаев Дмитрий

28

Шашкова Настя

29

Элькина Настя

30

Юнусов Иман

   3. Возрастные и индивидуальные особенности детей

Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для эффективной реализации Программы в группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Формируя и развивая среду образовательной области познавательного развития, необходимо обращать внимание на организацию познавательной деятельности ребенка, в результате которой формируются такие качества, как: любознательность, пытливость, самостоятельность, инициативность. Для этого в «Математическом центре»  на каждого ребёнка имеется  по комплекту развивающей  математической   игры « Палочки Х. Кюизенера, наборы числовых карточек, геометрических  фигур; наглядный материал и т. д.

5. Содержание программы 

Программа «Развивайка- размышляйка» будет способствовать повышению уровня математического развития детей  и являться хорошим дополнением к  примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство»(Бабаева Т.И.,Гогоберидзе А.Г.,Михайлова З.А. и др.), переработанной в соответствии с ФГОС ДО.

Особенность обучения: Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

Наряду с традиционными формами работы – «НОД» используются и нетрадиционные:

А) Образовательная деятельность в режиме дня в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Б) Образовательная деятельность в режиме дня в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

В) Образовательная деятельность в режиме дня в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

С помощью цветных палочек развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Как дидактическое средство палочки в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

5.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Количество занятий

1

Педагогическая диагностика

2

Развитие количественных представлений

5

3

Освоение количественных   отношений, ознакомление с составом числа

10

4

Измерение длины объектов

5

5

Математические действия с палочками

4

6

Логические задачи

4

7

Педагогическая диагностика по итогам года

5.2. Календарно-тематическое планирование

Тема

Программные задачи

Сроки

Сентябрь

Вводная диагностика

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей.

1.09-9.09

1

«Цвет и число»

Развитие количественных представлений

12.09-16.09

2

«Число и цвет»

Развитие количественных представлений

26.09-30.09

Октябрь

3

«Путешествие на поезде»

Развитие количественных представлений

3.10 – 7.10

4

«Как  разговаривают числа»

Развитие количественных представлений

10.10-14.10

5

«О чём разговаривают числа»

Развитие количественных представлений

17.10-21.10

        Ноябрь

9

24.10-28.10

6

«Какие  лесенки умеет строить Незнайка»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

31.10-3.11

7

«Состав чисел из единиц»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

7.11-11.11

8

«Как растут дома из чисел»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

14.11-18.11

9

«Кто в домике живёт»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

21.11-25.11

Декабрь

14

28.11-02.12

10

«Как узнать номер дома»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

28.11-02.12

11

«Покажи, как растут числа»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

5.12-9.12

12

«Как Белочка и Ёжик играли числами»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

12.12-16.12

13

«Коврик для кошки»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

19.12-23.12

Январь

18

26.12-30.12

14

«Сломанная лесенка»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

12.01-20.01

15

«Чёт- нечет»

Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

23.01-27.01

16

«Измерь дорожки шагами»

Измерение длины объектов

30.01-3.02

Февраль

24

13.02-17.02

17

«Разноцветные заборы»

Измерение длины объектов

6.02-10.02

18

«Узнай длину ленты»

Измерение длины объектов

13.02-17.02

19

«Измеряем разными мерками

Измерение длины объектов

20.02-24.02

Март

29

20.03-24.03

20

«Поезд»

Измерение длины объектов

27.02-10.03

21

«Сложи палочки»

Обучение математическим действиям

13.03-17.03

22

«Вычитание палочек»

Обучение математическим действиям

20.03-24.03

23

«Деление палочек»

Обучение математическим  действиям

27.03-31.03

Апрель

34

24.04-28.04

24

«Умножение палочек»

Обучение математическим  действиям

3.04-7.04

25

«Цветовая последовательность»

Решение логических задач

10.04-14.04

26

«Детская железная дорога»

Решение логических задач

17.04-21.04

27

«Найди пару»

Решение логических задач

24.04-28.04

Май

35

02.05-12.05

28

«Выложи цифру»

Решение логических задач

15.05-19.05

Итоговая диагностика

Выявление знаний и умений детей на конец года.

22.05-26.05

Итого:

28

6. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

6.1. Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы. Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.

6.2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)

Задание №1. Развитие внимания

Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

Задание №2. Развитие памяти

Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №3. Развитие восприятия

Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень

1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

Задание №4. Развитие воображения

Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено.

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Задание №5. Развитие мышления

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6 «Заплатки к коврикам»

7. «Что сначала, что потом?»

Оценивание проходит по трехбалльной системе.

Уровень:

1 балл - задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

6.3. Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста

п/п

Фамилия имя

ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие воображения

Развитие мышления

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

Высокий уровень: (29-33 балла)

Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)

Низкий уровень: (ниже 11 баллов)

6.4. Качественная характеристика уровней сформированности умений и навыков детей в решении логических задач

Высокий уровень (от 29 до 33 баллов)Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.

Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.

Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.

7. Планируемые результаты освоения детьми Программы

Ребенок должен:

знать

  • названия геометрических фигур, их свойства;
  • принципы решения задач на логику

уметь

  • осуществлять анализ, синтез, классификацию
  • выявлять три свойства блока (форму, цвет, величину), объединять фигуры по одному свойству. 
  • образовывать числа в пределах 10 на основе измерения и цвета.
  • воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
  • применять чёткую и точную терминологию

Список литературы:

  1. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
  2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
  4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
  5. Новикова В.П., Л. И. Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
  6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.
  7. Столяр А.А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М.: Просвещение,1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Югра - моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентиров...

Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на 2020 /2021 учебный год

В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реа...

Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)

Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета...