Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивай-ка» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на 2020 /2021 учебный год
    рабочая программа (подготовительная группа)

    Любовь Юрьевна Котова

    В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий Никитина, Михайловой, блоков Дьенеша, лабиринтов, головоломок, интерактивных игр и т.д

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Бобровский детский сад №5 «сказка»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

    «Развивай-ка»

    для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

    на 2020 /2021 учебный год

    Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                   Составитель:

                                                                                         Воспитатель    Котова Л.Ю.

    Оглавление

    1.Паспорт программы………………………………………………………………………….. 3

    2.Пояснительная записка……………………………………………………………………….4

     3.Возрастные особенности……………………………………………………………………  7

     4. Содержание Программы …………………………………………………………………….8

     4.1. Учебно-тематический план ……………………………………………………………….8

     4.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды     ……………………….8

    4.3.Календарно-тематическое планирование……………………………………………........9

    5. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения    Программы……………………………………………………………………………………...11

    5.1.Методика и критерии диагностического обследования…………………………………11

    5.2.Диагностический инструментарий………………………………………………………..11

    5.3.Протокол педагогического обследования………………………………………………...13

    5.4.Качественная характеристика уровней форсированности умений и

    навыков детей…………………………………………………………………………………...13

    6. Планируемые результаты освоения детьми программы…………………………………..14

    7. Список литературы…………………………………………………………………………..15

    1.Паспорт программы

    Наименование Программы

    Программа «Развивай-ка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр.

    Основание для разработки Программы

    • Федеральный Закон  «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ
    • Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
    • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26
    • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях  к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
    • Устав дошкольного учреждения.

    Заказчик Программы

    Родительская общественность, педагогический коллектив  МБДОУ д/с №5 «Сказка»

    Составитель Программы

    Котова Л.Ю. воспитатель первой квалификационной категории

    Целевая группа

    Дети старшей группы (6 – 7 лет)

    Срок реализации Программы

    1 год (сентябрь 2020г. – май 2021г.)

    Цель Программы

    Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр.

    Задачи Программы

    • Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
    • Формировать обще учебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
    • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
    • Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.

    Ожидаемые результаты реализации Программы

    Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

    • Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.
    • Овладение умениями строить простейшие умозаключения.
    • Развитие речи.
    • Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.
    • Повышение интереса к развивающим играм математического содержания.

    Координация и контроль реализации Программы

    Осуществляется администрацией МБДОУ д/с № 5 «Сказка» и родителями (законными представителями) детей старшей группы.

     Формы предоставления результатов:

    • итоговые занятия в форме КВН, игр-путешествий;
    • фотовыставки;
    • слайдовые презентации;
    • отчет о реализации Программы.

    Краткое содержание Программы

    Программа направлена на активизацию у детей мыслительной деятельности на интеллектуальное развитие, способствующее умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

    2.Пояснительная записка

    Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

     

    В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий Никитина, Михайловой, блоков Дьенеша, лабиринтов, головоломок, интерактивных игр и т.д

    Логические блоки Дьенеша – это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

     

    В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям». Игры Никитина стимулируют развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор». Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.

     

    Интерактивные игры, как новые форма организации обучения и передачи знаний, стали отличными помощниками в развитии детей. Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

    Актуальность

    Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Известно, что в старшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Актуальность программы заключается в том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуациях подобранных нами игр ребенку становится понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

    Важным аспектом данной программы является то, что если на занятиях  дошкольник выполняет задание взрослого, то в "развивающих играх" он решает собственную задачу.

    Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.

     

    Задачи:

    Образовательные:

    • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
    • формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
    • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

    В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

    • углублять представления детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
    • закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях;
    • закреплять знание детьми математической терминологии.

    Развивающие:

    • развивать у дошкольников интерес к логическим играм;
    • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
    • развивать желание активно познавать и производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать с учётом избирательности и предпочтения детей;
    • развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

    Воспитательные:

    • Воспитывать умение концентрировать внимание для выполнения задания;
    • Работать индивидуально и в команде;
    • Воспитывать коммуникативные качества.

    Новизна программы.

    Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми   дошкольного возраста.  Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

     Список детей

    На 2020-2021  учебный год

    1. Артёмова Софья

    1. Болдырев Ваня
    1. Бондарев Артём

    1. Гончарова Яна

    1. Дроздова Маргарита

    1. Иголкина Алина

    1. Иванов Егор

    1. Катцына Лера

    1. Кириллин Артём

    1. Карташова Милана

    1.  Кобзева Полина

    1.  Киселёва Саша

    13. Кузов Никита

         14.Куринная Маша

    1. Князев Данила

          16. Лубкова Маргарита

    1. Мазурин Сергей

    1. Мачнев Максим

    1. Насонова Сабрина

    1. Пономарёв Виталик

    1. Перцев Игнат

    1. Пустовалов Ваня

    1. Степанов Гриша

    1. Сухинина Катя
    1. Фёдоров Кирилл

    1. Филиппов Ярослав

    1. . Тихонова Кира

         28. Ханыков Глеб

         29.  Шаповалова Катя

         30.  Шестаков Глеб

    3. Возрастные и индивидуальные особенности детей

    Старший дошкольный возраст – это период активного познания, творчества, общения. Но самое главное, это период подготовки к новому этапу в жизни – школьному обучению.

    У ребенка проявляется познавательный интерес к миру, поэтому его надо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.

    Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

    Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

    Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее

    время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель

    предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.

    Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.

     4. Содержание Программы.

    4.1. Учебно-тематический план

    № п/п

    Тематический блок

    Количество занятий

    1

    Педагогическая диагностика

    2

    2

    Развитие внимания

    6

    3

    Развитие восприятия

    6

    4

    Развитие памяти

    6

    5

    Развитие мышления

    6

    6

    Логические задачи

    5

    7

    Педагогическая диагностика по итогам года

    2

    4.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. Игра «Логические блоки» Дьенеша.
    2. Игры Б.П. Никитина.
    3. Комплекс компьютерных игр «Мерсибо».
    4. Карточки с изображением символов.
    5. Иллюстративный материал.
    6. Дидактический материал к занятиям.
    7. Раздаточный материал к занятиям.
    8. Методические рекомендации к проведению отдельных тем и занятий.
    9. Дидактические и развивающие игры (Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений, лабиринты, головоломки, ребусы и т.д.).
    10. Материал для консультаций.
    11. Сборники загадок.
    12. Материал для физминуток и массажных упражнений.

     

    Материально-техническое обеспечение:

    1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
    2. Технические средства обучения.
    3. Персональный компьютер.
    4. Мультимедийный проектор.
    5. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
    6. Магнитная доска.
    7. Игрушки и игровой инструментарий.
    8. Интерактивная доска.

    4.3. Календарно-тематическое планирование

    Тема

    Программные задачи

    Сроки

    Сентябрь

    1

    Вводная диагностика

    Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей.

    01.09-04.09

    2

    Вводная диагностика

    Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей.

    07.09-11.09

    3

    Вводная диагностика

    Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей.

    14.09-18.09

    4

    Развитие внимания

    «Отпадный пряник», «Вопрос на засыпку»,блокиДьеныша

    21.09 – 25.09

    5

    Логические задачи

    Развитие количественных представлений

    28.0 02.10

    Октябрь

    6

    Развитие восприятия

    «Фрукты и овощи», «Железный дровосек», Б.П. Никитин «Сложи узор»

    05.10 – 09.10

    7

    Развитие памяти

    «Лирический сугроб», «Любовь морковь», иллюстрации «Найди ошибку»

    12.10-16.10

    8

    Развитие мышления

    «Болотная свадьба», «Кто лишний?», «Танграм»

    19.10-23.10

    9

    Развитие внимания

    «Не будить до весны», «Головоломка»

    26.10-30.10

            Ноябрь

    9

    24.10-28.10

    10

    Логические задачи

    «Математический диктант», задачи в загадках.

    02.11-06.11

    11

    Развитие памяти

    «Кто прав?», блоки Дьеныша

    09.11-13.11

    12

    Развитие мышления

    «Дружные гусеницы», Д/и: «Магазин»

    16.11-20.11

    13

    Развитие внимания

    «Прятки под шапкой», «Пингвины неведимки»

    23.11-27.11

    Декабрь

    14

    28.11-02.12

    14

    Развитие памяти

    «Загадки Лесовичка», «Разбиралка-собиралка»

    30.11-04.12

    15

    Развитие восприятия

    «Ромбик», «Рюкзак туриста», Д/и: «Что изменилось?»

    07.12-11.12

    16

    Логические задачи

    Игровые занятия по математике

    14.12-18.12

    17

    Развитие мышления

    «Сорока-белобока», «Потеряный хвост», Д/и: «Второй ряд» (блоки Дьеныша)

    21.12-25.12

    18

    Развитие восприятия

    «Цифры с дракончиком», игры Б.П. Никитина

            28.12- 31.12

    Январь

    18

    26.12-30.12

    19

    Развитие внимания

    Море лексики

    «Что бывает зимой? Признаки зимы»,

    «Сказочная ошибка», Иллюстрация «Найди ошибку»

    11.01-15.01

    20

    Развитие восприятия

    «Модный удав», «Кто лишний?», геометрический диктант.

    18.01-22.01

    21

    Развитие памяти

    Игровая карусель

    «Поезд-неделька», «Болтушки-хохотушки», «Головоломки»

    25.01-29.01

    Февраль

    24

    13.02-17.02

    22

    Развитие мышления

    Игроматика

    «Бюро находок», «Беличий переполох»,

    «Дроби» Б.П. Никитина

    01.02-05.02

    23

    Логические задачи

    «Бабушкины запасы», «Лихие гусары»

    Квадрат Воскобовича

    08.02-12.02

    24

    Развитие внимания

    Звуковой калейдоскоп

    «Бедный дракончик», «Волк и овцы»

    Деление слов на слоги.

    15.02-19.02

    25

    Развитие восприятия

    Игроматика

    «Суп с пауком», «Тряпки по порядку),

    Палочки Кьюзинера.

    22.02- 26.02

    Март

    29

    20.03-24.03

    26

    Развитие памяти

    «День Барона»,  «Как считают индейцы?», состав числа.

    01.03-05.03

    27

    Развитие мышления

    «Невнимательный художник», «Что сначала?», Д/и: «С обручем и геометрическими фигурами»

    09.03-12.03

    28

    Логические задачи

    «Как считают индейцы?», «Головоломка»,  состав числа

    15.03-19.03

    29

    Развитие внимания

    «Слоговой домик», «Снеговик слоговик», карточки «Ботанический сад»(составить рассказ)

    22.03-26.03

         

    30

    Читаем по слогам

    Тренажёр по чтению

            29.03 – 02.04

    Апрель

    34

    24.04-28.04

    31

    Развитие восприятия

    Игроматика

    Обучение математическим  действиям

    «Бабушкины запасы», «Стометровка для ежа».

    05.04-09.04

    32

    Развитие памяти

    Игры на память

    «Бюро находок», «Модный удав», графический диктант.

    12.04-16.04

    33

    Развитие мышления

    Звуковой калейдоскоп

    «Свинки-копилки»,  «Паровозики»,  Б.П. Никитин «Точки»

    19.04-23.04

    34

    Логические задачи

    «В гостях у джина» (ребусы), «Головоломки»

    26.04-30.04

    Май

    35

    02.05-12.05

    35

    Развитие внимания

    «Незаконченная картина», «Лишний слог», Выложи своё имя

    04.05-07.05

    36

    Итоговая диагностика

    Выявление знаний и умений детей на конец года.

    11.05-14.05

    37

    Читаем по слогам

    Тренажёр по чтению

    17.05 – 21.05

    38

    Читаем по слогам

    Тренажёр по чтению

    24.05 – 28.05

    Итого:

    38

    5. Педагогическая диагностика достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

    5.1. Методика и критерии диагностического обследования

    Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Р.Немова, Д.Векслера, Н.Вераксы. Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогического мониторинга, который предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов.

    5.2. Диагностический инструментарий (диагностические задания)

    Задание №1. Развитие внимания

    Ребёнку показывается рисунок с изображением знакомых предметов. По сигналу «Начинай», он по строчкам этого рисунка начнет искать и зачеркивать те предметы, которые назвал педагог. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока педагог не скажет слово «Стоп». Ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Задание оценивается по трехбалльной системе.

    Уровень:

    1 балл - критерий не проявляется;

    2 балла – критерий проявляется частично;

    3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

    Задание №2. Развитие памяти

    Ребенку предлагается рассмотреть 10 картинок или предметов. А затем назвать 5-6 из них.

    Задание оценивается по трехбалльной системе.

    Уровень:

    1 балл - задание не выполнено,

    2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

    3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

    Задание №3. Развитие восприятия

    Педагог объясняет ребёнку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее представляет рисунки по очереди и просит последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения 25 секунд.

    Задание оценивается по трехбалльной системе.

    Уровень

    1 балл – за время больше 45 сек. ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

    2 балла – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

    3 балла – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек

    Задание №4. Развитие воображения

    Ребенку предлагается выполнить задание «Дорисуй элемент»,

    Задание оценивается по трехбалльной системе.

    Уровень:

    1 балл - задание не выполнено.

    2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью.

    3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

    Задание №5. Развитие мышления

    Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

    1. «Чего не хватает на рисунке?»

    2. «Что лишнее на рисунке?»

    3. «Раздели на группы, и назови одним словом»

    4. «Сложи картинку»

    5. «Что перепутал художник?»

    6 «Заплатки к коврикам»

    7. «Что сначала, что потом?»

    Оценивание проходит по трехбалльной системе.

    Уровень:

    1 балл - задание не выполнено,

    2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

    3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

    Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

    Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

    5.3. Протокол обследования знаний, умений и навыков в решении логических задач у детей старшего дошкольного возраста

    п/п

    Фамилия имя

    ребенка

    Развитие внимания

    Развитие памяти

    Развитие восприятия

    Развитие воображения

    Развитие мышления

    №1

    №2

    №3

    №4

    №5

    №6

    №7

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    с

    м

    1

    2

    3

    Высокий уровень: (29-33 балла)

    Средний уровень: (от 22 до 28 баллов)

    Низкий уровень: (ниже 11 баллов)

    5.4. Качественная характеристика уровней сформированностиумений и навыков детей в решении логических задач

    Высокий уровень (от 29 до 33 баллов)Дошкольник может концентрировать внимание на одном объекте достаточно продолжительное время, высокий темп выполнения заданий, незначительные ошибки в решении задач. Запоминает и называет 5-6 картинок из 10. Воспринимает и называет очертания всех предметов за определённое время. Самостоятельно изменяет, дорисовывая, предмету недостающий элемент, создавая на этой основе относительно новый образ. Правильно, без ошибок выполняет все задания.

    Средний уровень (от 22 до 28 баллов): Ребёнок не удерживает внимание в течение всего выполнения задания, отвлекается. Запоминает и называет 3-4 картинки. Называет очертания всех предметов за 30 сек. Видоизменяет предметы с небольшой помощью взрослого.

    Низкий уровень (ниже 11 баллов): Ребёнок не воспринимает инструкции взрослого, не может сконцентрироваться на задании.

    6. Планируемые результаты освоения детьми Программы

    Задачи:

    - способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта; способствовать развитию всех компонентов детской игровой деятельности;

    -  познакомить с вертикальными и горизонтальными прямыми линиями, пересекающимися линиями;

     -развивать навык рисовать на листе отрезки по заданным точкам;

    - развивать навык конструировать плоскостные фигуры;

     -  развивать навык конструировать объёмные фигуры;

    - формировать умение  складывать фигуры по схемам сложения;

    - развивать навык складывать узоры из геометрических фигур;

    - развивать умение различать и называть цвет, форму;

    - развивать умение составлять по схеме фигуры из частей; -

     - расширение словаря предметов, упражнять в умении создавать глагольные конструкции в прошедшем времени;

    - развивать умение  ориентироваться в пространстве;

     -  развивать умение  ориентироваться во временных понятиях;

     - развивать навыки счета до 10 и обратно;

     - развивать умение группировать предметы по заданным признакам.

    Ожидаемый результат:

    - ребёнок правильно называет геометрические фигуры (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);

     - умеет сгруппировать предметы по форме (круглые, треугольные, квадратные, овальные); - правильно называет структурные компоненты геометрических фигур;

    - правильно ориентируется в игровой ситуации, самостоятельно может увеличить или уменьшить количество предметов;

     - легко ориентируется в пространстве, владеет необходимыми речевыми навыками; - ориентируется во временных ситуациях;

    - выполняет счёт до 10, понимает итог счета как количество предметов;

    - умеет группировать предметы по заданным признакам; умеет соотносить число с количеством предметов (понимает количественное значение числа);

    - составляет сюжетные картинки по замыслу;

    - умеет конструировать предметы с опорой на схему;

    - умеет группировать предметы по форме;

    -развитие связной речи, умении находить звуки в слове;

     - умеет ориентироваться на плоскости зрительно с помощью словесного диктанта;

    - знает цвета радуги.

    7.Список литературы:

    1. Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
    2. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.
    3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
    4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
    5. Новикова В.П., Л. И. Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.
    6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.
    7. Л. В. Колесова,  Математические игры для детей 4—7 лет – М.:
    8. Учебно-методическое пособие Н.В. Микляевой, Комплекс компьютерных игр портала «Мерсибо»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

    Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

    Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Югра - моя малая Родина».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентиров...

    Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (седьмого года жизни) на 2016 - 2017 учебный год

    Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (седьмого  года жизни),разработана в соответствии с ФГОС ДО и  на основе примерной основной об...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Развивайка- размышляйка» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

    Представляю вашему вниманию программау «Развивайка- размышляйка»  по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр....

    Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

    Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...

    Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

    Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....