Доклад"Современные формы работы по ФЭМП" 2021
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Самойлова Марина Вячеславовна

Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, которые вы только что вспомнили, названия сказок («Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»), слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.

Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители  стремятся  как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи, чтобы  вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.

«Математика – это гимнастика ума» (А.В.Суворов). «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич, советский педагог-математик)

Несомненно, обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Математика способствует развитию логического мышления. А какова взаимосвязь логики и речи?

Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма её выражения.

Назовите основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО? (обсуждение)

Давайте вспомним содержание всех компонентов успешного занятия по ФЭМП.

Компетентность  - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Коль мы говорим о математическом развитии – хорошо владеть математической терминологией. Предлагаю каждому проверить себя: разгадать небольшой математический кроссворд.

(Педагоги на индивидуальных листочках разгадывают кроссворд. Время выполнения – до 5 минут)

Кто успел разгадать ВЕСЬ кроссворд? Кто разгадал половину слов? А кто - меньше половины?  Вот и  повод задуматься о своей компетентности в области математики!!!

Следующий компонент - готовность к занятию.

- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ФГОС ДО указывает на «…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей….»
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, его РАЗМЕЩЕНИЕ
- продумать формы организации  деятельности детей ( индивидуальная работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции  должны быть краткими, конкретными, понятными детям!!!

А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.

Вопрос: как? Приведите примеры.

При умывании – кто впереди? Кто сзади?

П/игры «Двойки-тройки- и т.д.) – строиться в круги по заданному кол-ву.

Прогулка: что выше/ ниже? А если сравнить с другими объектами?

Дежурство: разложить на столах одинаковое количество тарелок, ложек и т.д.

На занятиях по ФЭМП решается ряд  программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом план

Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.

Какие это методы и приёмы?

Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным.     Всё занятие строится на наглядности!

Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)

А.Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!

Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Словесные методы

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

- разъяснения (как выполнить данную задачу),

- указания воспитателя (в основном с детьми),

- план действий старшего дошкольного возраста.

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.

Многократное упражнение детей.

Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.

По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний.

Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.

Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.

Отсюда следует, что грамотная речь педагога - один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП

Согласно ФГОС ДО процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребенка познавательный интерес!

Как же «разбудить» этот познавательный интерес?

Аристотель говорил «Познание начинается с удивления». То есть,  необходимы неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям. Важно сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые заставляют наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.  Причём, воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы КАЖДЫЙ ребёнок активно и увлеченно занимался. Анатоль Франц, французский писатель, говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Каковы же современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО?

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей  предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать  чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса.

Следующий современный подход – интеграция всех видов деятельности.

Интеграцию ФЭМП с развитием речи вы сегодня увидели на практике.

А как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и выложить какой-либо орнамент.

А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы педагогов)

Предлагаем провести  физминутку «Хитрый счёт».

Считаем до 10, но:

- цифру 3 не произносим, а говорим 3 раза слово «мяу»,

- вместо 5 – 5 раз хлопаем;

- вместо 8 – 8 раз топаем;

- вместо 10 – поднимаем руки вверх и кричим «Ура!» (можно 2-3 раза с ускорением).

Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. Одни дети лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур….. То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. А это как раз - наличие РАЗНООБРАЗНОГО материала в группе (т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды)

Безусловно,  одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей. Использование проектной  деятельности  и в целом, и, в частности,  для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. (Вы знаете, что активное участие родителей в образовательном процессе детей прописано и в ФЗ 273 «Об образовании», и во ФГОС ДО)

Предполагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая цель – воспитание ребёнка.

Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.Некоторые интересные консультации для родителей по математическому развитию детей  представлены на выставке.

Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений  главным образом зависит от квалифицированных педагогов.

Поэтому можно выделить ещё один подход к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО – развитие кадрового потенциала

Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.

Заканчивая, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Доклад на тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна

Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдат...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Эффективные формы сотрудничества с родителями» (обобщение опытом)

Цель работы с родителями – профессионально помочь семье в воспитании и развитии детей, обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций....

Доклад "Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении"

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Но особой популярность...

Доклад " Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи"

Участник Педагогического совета "Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников"...