Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду.
статья по математике

Кияница Ирина Викторовна

Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду.

Использование наглядности в обучении значимо при условии единства наглядности и слова. Демонстрация любых наглядных пособий сопровождается словом, которое направляет внимание детей на главное, учит вычленять самое существенное. Наглядные средства используются по-разному, в зависимости от задач обучения. Наглядность не самоцель, а средство более углубленного познания мира. 

Наглядный материал очень важен на занятии, но должен иметь свои границы. Иногда наглядность может мешать умственному развитию, тормозить его. Например, при изучении нового программного материала по счету. Образец педагога, его показ способа действия играют огромную роль. Но если маленький ребенок усвоил способ действия, то дальнейший показ будет мешать развитию самостоятельности. Поэтому даже в работе с детьми трех лет показ образца становится вредным, когда малыши могут выполнить задание сами, на основе словесной инструкции.

Используя наглядный материал в обучении детей математическим знаниям, мы должны тщательно продумывать характер наглядности, способ и место его использования. Применяя в обучении принцип наглядности, важно учить детей самих пользоваться наглядными средствами, находить их и применять для контроля и для доказательства своих ответов.

Наглядный материал в каждой группе должен быть двух видов: крупный, демонстрационный для показа всей группе и мелкий, раздаточный для работы детей за столами. Для восприятия множеств с помощью различных анализаторов должны быть предусмотрены дидактические пособия: мелкие предметы в виде пуговиц, мелких кубиков, которые отсчитывает ребенок, или нашитые на картон пуговицы, количество, которых он определяет на ощупь. Для установления мощности множества на слух необходимо использовать музыкальные звуки и шумы: удары по музыкальному треугольнику, по бубну, по барабану, стук по дереву, по стеклу, по стене, падение капель воды, бой часов и др. Двигательный анализатор играет не меньшую роль в формировании счетной деятельности и представления о множестве.

К демонстрационному и раздаточному материалу предъявляются следующие требования: демонстрационный материал служит для показа и работы с детей, вызванных к столу воспитателя, поэтому он должен быть крупного размера, а раздаточный – мелкий. Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более успешнее детьми усваиваются знания.

Наглядный     материал     должен     соответствовать     определенным требованиям:

  • предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
  • чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);

  • наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
  • наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.
  • для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

Обобщение опыта по теме: "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания—наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. О...

дидактические игры как использование занимательного материала на занятиях по математике

Управление  образования  дошкольных  учреждений.          Консультация   для   воспитателей...

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"

Консультация "Использование занимательного материала на занятиях по математике"...

Использование наглядного материала на занятиях детей младшего дошкольного возраста.

.   Применение наглядных методов на занятиях в детском саду очень плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоении знаний.Наглядность - это компонент обучения ребенка дошко...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Правила использования наглядного материала на занятиях по математике в детском саду

Наглядный материал способствует повышению у детей интереса к математической деятельности, умственной активности, удовлетворяет потребность детей в действии....