Программа кружка « Всезнайки» по формированию пространственных и временных представлений у детей подготовительного к школе возраста
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Тришкина Людмила Павловна

 Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vseznayki.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка « Всезнайки»  по формированию    пространственных и временных представлений

у детей подготовительного к школе возраста

Пояснительная записка

 Программа «Развитие пространственно-временных представлений у детей 6-7 лет») является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида социально-педагогической направленности базового уровня освоения образовательных результатов.

Актуальность.

В дошкольном детстве формируются первичные представления о пространстве и времени.

Ориентация ребёнка во времени и пространстве является необходимым условием его социализации в обществе, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Свободное оперирование пространственными  и временными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной деятельности в будущего первоклассника.

Проанализировав  данные школ по сформированности у будущих учеников временных и пространственных отношения, можно прийти  к  не утешительному выводу

  • имеют трудности установления временных последовательностей.
  • нарушений пространственных представлений
  • недоразвитие моторных и графомоторных навыков
  • имеют незначительные трудности развития моторных навыков.
  • низкий показатель запоминания, снижение объёма и прочности запоминания, наблюдалось вплетение побочных ассоциаций в запоминаемый материал.
  • нарушение восприятия (хаотичность фрагментарность).
  • низкий темп деятельности.
  • трудности понимания и удержания инструкции.
  • трудности сосредотачиваемости, отвлекаемости.

Поэтому была разработана дополнительная  программа «Всезнайки»

Цель:

Формирование у детей подготовительного к школе возраста единых пространственных и временных ориентировочных действий.

Задачи программы

  • знакомить детей с житейскими ситуациями, включающими временные и пространственные компоненты;
  •  развивать у детей познавательный интерес к ориентировочным действиям в пространстве и времени;
  • помогать детям в освоении понятий «пространство» и «время» и их компонентов;
  • формировать у детей 6 – 7 лет временно-пространственные  

           представления.
Назначение программы:

 Более углубленное изучение   и систематизации информации о времени и пространстве у детей 6 – 7 летнего возраста, что даст возможность ребёнку видеть единство временно-пространственных отношений.

 Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные  игры и упражнения.

Программа предполагает использование разнообразных игровых приемов и техник.

Возраст обучающихся:  Дети подготовительной к школе группе 6 – 7лет.
Количество обучающихся в группе: не более 15 человек.
Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого ребёнка.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения. (с 1октября до 31 мая)
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут;

Формы занятий:

Изучение основ теоретических знаний в игровой форме и
практических занятий

Структура занятий:

Приветствие.

Игры и упражнения на развитие пространственных представлений.

Игры и упражнения на развитие временных представлений.

Предполагаемые сформированные  компетенции у детей:

В процессе реализации программы у детей  должны сформироваться следующие предметные компетенции:

  • умение распознавать понятия «время» и «пространство» по их характеристикам;
  • вербальное обозначение характеристики времени и пространства; владение умениями измерять и сравнивать отрезки времени и параметры пространства;
  •  развитие чувства времени в разных видах деятельности; умение планировать и соотносить свои действия во времени и пространстве;
  • способность анализировать единые временно-пространственные отношения.

Методические рекомендации:

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т д); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед ,за, между, рядом и т д).

Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Развивать и закреплять умения детей ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок - указателей движения), планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Формировать  навыки безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводят игры и упражнения: "Я - пешеход", "Что нужно помнить при переходе улицы?", "Выбери правильный ответ", "Правильно ли поступил Незнайка?" и др.

 Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Выделять противоположные направления: слева - справа, вверху - внизу. Умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол. Использовать задания с последующим усложнением, полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов на листе с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Игры: "Кто запомнит и расскажет?", "Что изменилось?", "Чем отличается?", "Парные карточки", "Путешествие по лабиринту", "Опиши путь сказочного героя" и др.

Учить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

   Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами-понятиями; сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время. Формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости.  Закреплять представления о последовательности  дней недели, времен года, месяцев, знакомить с тем, что их последовательность постоянна. Давать элементарное представление об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев - год. На основе ежедневных наблюдений формировать понимание временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; учить пользоваться этими понятиями в жизни. Особое место в работе по развитию представлений о времени занимают д/игры: "Что за чем следует?", "Наоборот", "Дни недели", "Продолжай", "Который час?" ,"Вчера, сегодня, завтра , а также словесные игровые упражнения: "Расскажи о времени", "Расскажи о своем распорядке дня", "Дополни предложение словами о времени", "Придумай вопрос о времени" и др., загадки о времени и часах. Организовывать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить детей с часами и циферблатом, научить определять время по часам  с точностью до одного часа.

Развивать "чувство времени", умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность определенных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Ожидаемые результаты:

К концу  года дети подготовительной к школе группы должны знать:

Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др), обозначать взаимное расположение и направление объектов; пользоваться условными ( знаковыми) обозначениями

Определять временные отношения (день, неделя, месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знать названия текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

Перспективный план по формированию пространственно – временных отношений  у детей подготовительного к школе возраста.

месяц

Игры на ориентировку в пространстве

Игры на ориентировку во времени

сентябрь

Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Где сидел воробей?

Цель. Формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.

Что справа?

 Цель. Совершенствовать умение детей определять пространственное положение нескольких предметов.

Кто правильно назовет

Цель.  Стимулировать  умение определять  пространственные отношения между собой  и окружающими объектами.

«Геометрический диктант»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

 «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

 «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

октябрь

« Где чей домик?»

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения(направо, налево, прямо).

«На плоту»

Цель. Формировать пространственные представления: слева, справа, сзади, впереди.

«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Цель. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

«Угадай, что изменилось?»

Цель. Определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

«Укрась ковер»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

 «Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

 «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

 «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

 «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

ноябрь

«Где искать?»

 Цель: формировать умение детей ориентироваться в пространстве; учить выбирать направление поиска.

«Отгадай – где?»

Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию.

«Автогонки»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.        

« Поросята и серый волк.»

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

«Живая неделька»

Цель: формирование знании о днях недели.

«Не ошибись».

Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

«Составь неделю» 

Цели: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Часы «Сутки»

Цели: Уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

декабрь

«Добавь слово»

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе

«Контролер»

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения  детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.  

«Где я сяду?»

Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию.

«Дорога в детский сад"»

Цель: развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

«Укрась елку»

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости.

«Отгадай - ка»

Цели: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

«Какой сегодня день»

Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.

Работа с часами «Сутки»

Цель: уточнение представлений о частях суток,  закрепление названий частей суток, их последовательности.

«Часы»

Цели.1. Учить детей делить предметы на 4 равные и неравные части.

2. Познакомить с песочными и обычными часами.

3. Упражнять в воссоздании образа по его частям.

«Незнайкина неделя»

Цели.закреплять названия и последовательность дней недели

январь

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом

пространстве, укрепление мышц тела.

«Что изменилось?»

Цель:  формировать умение определять словом положение одного предмета по отношению к другому.

«Художник»

Цель: умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать

пространственную терминологию.  «Графический диктант»

Цель: Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.

«Домики времён года»

Цель - закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.

 «Вращения Земли вокруг Солнца».

Цель: Формировать представление о смене дня и ночи, о смене времен года.

«Повтори, не ошибись»

Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).

«Двенадцать месяцев».

 Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста

«Четвертый лишний»

Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.

февраль

«Корабли»

Цель: формировать умение занимать определенное пространственное положение по заданному условию.

"Волшебный сундучок"

Цель: закреплять навыки ориентировки в микро пространстве,

активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".  

«Разведчик»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

 «Куда пойдешь и что найдешь?»

Цель: формировать умение ориентироваться в движении.

Рисование по клеточкам  «собачка»

Цель: Продолжать упражнять детей в рисовании по клеточкам, закреплять умение отсчитывать нужное количество клеток, вести линию в нужном направлении, чтобы получился рисунок собаки. Развивать ориентировку в тетради в клетку. Воспитывать интерес к данному виду деятельности. Отрабатывать  интонационную  выразительность  речи.

«Календарь»

Цель: познакомить детей с календарем.

«Часы и время».

Цель: - Учить детей определять время на часах.  

Научить детей ориентироваться во времени.

 - Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

 - Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

 - Уточнять и развивать у детей временные представления.

«Веселый паровозик »

Цель: Продолжать знакомить детей с названиями, последовательностью дней недели

Календарь Прошлое, настоящее, будущее

Цель: Закрепить знания детей о видах календарей.

2. Учить называть «красные» дни календаря, опираясь на свои представления об общественных праздниках, исторических датах.

3. Закрепить представления о непрерывности и необратимости времени

март

«Синхронное плавание»

Цель: формировать умение ориентироваться в движении.

«Разноцветное путешествие»

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

«Адресное бюро»

Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микро

плоскости.

«Кто позвал?»

Цель: при помощи слуха определяют направление, развивать внимание и память.

Рисунок по клеточкам крокодила.

Цель: закреплять умение детей рисовать по клеткам. Учить изображать под диктовку воспитателя, воспроизводить картинку самостоятельно по образцу. Совершенствовать графические навыки. Пополнять  литературный  багаж загадками, скороговорками,  стихотворениями.

Семья, возраст. Роли в семье

Цель: 1. Расширить знания детей о возрастных изменениях.

Весна. Весенние месяцы

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о весне.

Закрепить знание названий и последовательности весенних месяцев.

Календарь прошлое, настоящее, будущее

Цель: закрепить знания детей о видах календарей.

 учить называть «красные» дни календаря, опираясь на свои представления об общественных праздниках, исторических датах. Закрепить представления о непрерывности и необратимости времени

«Часы и время»

 Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

апрель

«Где что лежит?»

Цель: развитие внимания, мышления, усвоение словесных пространственных ориентиров.

“Давай меняться”.

Цель: формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам.

«Новая походка»

Цель: формировать умение ориентироваться в движении.

“Да-нет”.

Цель: формирование умения определять пространственное положение предмета.

Рисунок по клеточкам робота.

Цель: совершенствовать умение изображать рисунок по клеточкам. Развивать произвольное внимание, сосредоточенность, усидчивость, речь. Воспитывать желание добиваться положительного результата

«Расскажи про свою семью»

Цель: Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, мать, бабушка и т.д.)

«От минуты к минуте»

 Цели: Учить определять время по часам. Развивать мышление, внимание, память, ориентировку в пространстве. Упражнять, в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задач.

«Когда деревья надевают этот наряд?»

Цели: формирование знаний о сезонных изменениях в природе.

«Повтори, не ошибись»

Цели: закреплять названия месяцев (по временам года).

май

“Волшебное дерево”.

Цель: формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи.

«Новоселье»

Цель: развитие внимания, мышления, усвоение словесных пространственных ориентиров.

«Шашки»

Цель: развивать память, логическое мышление, наблюдательность, ориентацию на плоскости.

«Догадайся, что на рисунке».

Цель: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов (геометрических форм) и соответствующих понятий.

Рисунок  по клеточкам кенгуру.

Цель: развивать правильную постановку руки, координацию движений; мелкую моторику, речь. Развивать психические процессы: внимание,  память, мышление, воображение. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях, усидчивость, самостоятельность в работе.

«В какое время года нужны эти предметы?»

 Цели: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

"Часы"

 Цель: Учить детей определять время на часах.

 «Назови времена года, месяцы»

Цель: закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.

«Исправь ошибку».

Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их последовательности,

«Наоборот».

Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы "Путешествие в страну времени».

Актуальность проекта обусловлена трудностями, возникающими у обучающихся в процессе ознакомления со временем. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ...

Картотека дидактических игр по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы (6 - 7)

Детям жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать дея...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Рабочая программа кружка «Мастерская Эльфов» по художественному ручному труду для детей подготовительной к школе группы.

«Дети должны творить необычное, А для этого понадобятся лишь Простые материалы, инструменты и собственные руки!» Пояснительная записка Художественный ручной труд – это творческая работа ребё...

Картотека дидактических игр по ФЭМП по развитию временных представлений у детей подготовительной к школе группы

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. И...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию временных представлений в группе подготовительного к школе возраста....