Картотека дидактических игр "Ориентировка в пространстве"
материал по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плешканева Диана Васильевна

Картотека дидактических игр  "Ориентировка в пространстве"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_._orientirovka_v_prostranstve.docx697.61 КБ

Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/59647f32-8a81-461b-88cf-92a7eb3d0597/s1200

Картотека дидактических игр . ориентировка в пространстве.

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/59647f32-8a81-461b-88cf-92a7eb3d0597/s1200

Младшая группа

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Справа как слева».

Цель игры: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

 

Ход игры: Матрешки очень торопились и забыли дорисовать свои рисунки. Нужно дорисовать их так, чтобы одна половина была похожа на другую. Дети рисуют,а взрослый говорит: «Точка, точка, два крючочка, минус запятая - вышла рожица смешная. А если бантик и юбчонка-человечек тот девчонка. А если чубчик и штанишки, человечек тот - мальчишка». Дети рассматриваю рисунки».

«Вверху – внизу. Кто выше?»

Цель игры: Развитие пространственных представлений.

Оборудование: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Ход игры: Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет

взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Где, чей домик?»

Цель игры: Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).

Ход игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко.

Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков.

«Где звенит колокольчик?»

Цель игры:

Ход игры: Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Разговор по телефону.»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Ход игры: Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/59647f32-8a81-461b-88cf-92a7eb3d0597/s1200

Средняя группа

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Кто, где?»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Ход иры: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

«Три шага»

Цель: ориентировка в пространстве, умение слушать и выполнять инструкции.

Ход игры. Игроки разбиваются на две равные команды, встают друг за другом. Задача каждой команды – полным составом, ровно, строго следуя правилам, как можно быстрее достичь финиша: произносят хором правила: три шага влево, три шага вправо, шаг вперед, один назад и четыре прямо.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Добавь слово»

Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

- Стол стоит… (называет имя ребенка) .

- Позади.

- Полочка с цветами висит…

- Справа.

- Дверь от нас…

- Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

- Какая рука у тебя ближе к окну?

- Правая.

«Солнышко.»

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Ход Игры : ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Скульптор»

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Ход игры: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/59647f32-8a81-461b-88cf-92a7eb3d0597/s1200

Старшая группа

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Расскажи, что видишь»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Ход игры: У каждого ребенка картинка. Играющие должны рассказать,как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу облако, в левом верхнем углу - солнышко, в левом нижнем углу - домик, в правом нижнем углу - дерево, в середине – птицы, и так далее.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади,

слева, справа, перед, за.

Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них с

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета.

Ход Игры : Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребенку следующие задания: - Какой обруч находится слева (справа)? Стукни три раза мячом в правый обруч. Стукни четыре раза мячом в левый обруч. Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч. Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/963318/59647f32-8a81-461b-88cf-92a7eb3d0597/s1200

Подготовительная группа

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материал. листы бумаги с изображением плана территории

Ход игры. у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой);

- положите треугольник посередине листа;

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника;

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы).

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка;

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

Ход Игры : У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Ход игры:

Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

 

«Графический диктант»

Цель:  развивать способность ориентироваться в пространстве посредством освоения пространственных представлений;

Ход игры: Ребенку предлагается нарисовать палочку в центре листа. Круг справа от палочки, квадрат над кругом и т.д.В углу, в центре и т.д.

О под а, А под М и т.д.

На первом этапе дети выполняют задание на доске,  затем на листе бумаги с опорой на образец. Третий этап – самостоятельное выполнение.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/00cb/000509da-7847b91e/hello_html_m109192ee.jpg

«Укрась ёлку»

Цель:формировать умение ориентироваться на плоскости.

Оборудование: заготовка елочки, разноцветные фигуры или полоски.

Ход игры.

Вариант 1. У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Вариант 2. У детей заготовка ёлочки из бумаги и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разных цветов. Дети по очереди называют ориентиры, - куда наклеить какую фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на ориентировку в пространстве

В картотеке собраны игры на формирование умений ориентироваться в пространстве в движении. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному". Эти игры помогут детям овлад...

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и для развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников.

Картотека игр направлена на закрепление умения детей ориентироваться в пространстве от­носительно себя самого, других людей, различных предметов, обозначать словами положение предметов по отношению к ...

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве...

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве.

Подборка дидактических игр по развитию ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному"....

Картотека дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ...

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые...

Картотека \'\'Дидактические игры (ориентировка в пространстве)\'\'

Дидактические игры (ориентировка в пространстве)...