"Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Развитие детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера. Помогающие изучению цветов, размеров, длин предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников.

       Игры с палочками Кюизенера способствуют  решению задач всех пяти областей.

Палочки Кюизенера (цветные числа) –это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной, равной числу.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»; Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»; «Семейство желтых» составляют 5 и 10; Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно. А связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвет(«семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». В каждом из наборов действует правило : Каждая палочка —это число, выраженное цветом и величиной.

     Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»;

Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»;

«Семейство желтых» составляют 5 и 10;

          Подбор палочек в одно «семейство» (класс) происходит не случайно. А связан с определенным соотношением их по размеру. Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел, кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвет(«семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а

число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

    В каждом из наборов действует правило : Каждая палочка —это число, выраженное цветом и величиной.

Игровые задачи цветных палочек: 1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа. 2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. 3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости. 4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. 5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь. 6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности. 7. Развивать умение работать в коллективе.

Игровые задачи цветных палочек:

1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.

2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.

4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия,

кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.

7. Развивать умение работать в коллективе.

               Занятия с палочками рассчитаны на детей от 3 до 8 лет. Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа. В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» «столько же», «больше (меньше) на 1,2,3,…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.

    На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

           

    Работа с палочками Кюизинера предусматривает два этапа :

          На первом этапе занятий (3 – 5 лет) палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

           На втором этапе (5 – 7 лет) палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Каждая палочка обозначается числом.

Игры с палочками Кюизенера на 1 этапе.

 Младший возраст

  Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи красную, синюю и т. д.

    Возьми в правую руку столько палочек, сколько можешь удержать, назови цвет каждой палочки.

    Выбери палочки одного цвета и построй заборчик для утёнка.

    Возьми синюю и красную палочку, сложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд для петушка из других палочек .

ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ Х. КЮИЗЕНЕРА (2-3 ЛЕТ) Волшебные дорожки Игра предоставляет ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества. Подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий (число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др).

ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ Х. КЮИЗЕНЕРА (2-3 ЛЕТ)

Волшебные дорожки

Игра предоставляет ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества.

Подводит детей к пониманию различных абстрактных понятий (число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка

и др).

    Средний возраст

    Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй с одной стороны. Какого цвета длинная палочка? Короткая?

    Найди с закрытыми глазами в наборе 2 палочки одинаковой длины. Открой глаза. Какого они цвета?

    Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине?

    Построим домик для матрёшки. Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат. Стены готовы. Из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получилась крыша у дома? Что бывает у дома, кроме стен и крыши?

    Возьмите 2 розовые палочки и сделайте окно, из 2 жёлтых палочек – дверь.

    Какой формы окно, дверь ?

ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ Х. КЮИЗЕНЕРА (3-5 ЛЕТ)

В альбоме «Дом с колокольчиком» ребенок встретится с любимыми героями сказок (Красная Шапочка, Серый Волк, Дюймовочка, Буратино и многие другие).

Развивает память;

Умение концентрировать внимание;

Воображение.

Содействует интеллектуально-творческому развитию детей;

освоению элементов художественного конструирования;

освоению пространственных отношений.

Игры с палочками на 2 этапе

Ознакомление с “цветными числами” – старший возраст

Число 1.

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число.

- Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Назовите самое маленькое число. Как вы думаете, какое число обозначает белая палочка? Почему?

Число 2.

У Маши 1карандаш, а ей надо 2. Что сделает Маша? (возьмёт ещё 1, станет 2)

- Как получить число 2?( к 1 прибавить 1)

- Как получить палочку 2? (к палочке 1 положите палочку 1)

- Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему? Состав числа из двух меньших.

Состав числа 7.

- Найдите в наборе палочку 7. Какого она цвета?

- Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как палочка 7. Докажите. Из каких чисел состоит число 7? (рассмотреть все варианты ) Составление числового домика .

1 Д/и “Угадай палочку”

Ведущий задумывает любую палочку из набора, играющие могут задавать ведущему вопросы об этой палочке, кроме её цвета. Ответы “да” или “нет ”, Вопросы ставятся до тех пор, пока не отгадают цвет палочки и её числовое значение.

2 Д/и “Поезд”

Составь поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку?

Измерь длину карандаша розовой палочкой, этот же карандаш измерь жёлтой палочкой. Почему ответы получились разные?

В состав набора входят два блока с материалом к играм и упражнениям.

ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ Х. КЮИЗЕНЕРА (5-8 ЛЕТ)

Альбом «На златом крыльце..» дает возможность понять такие

понятия, как: Число. Цвет. Величина. Ориентировка в пространстве.

Творчество и многое другое.

    «Кростики» способствуют

    развитию речи, памяти, внимания;

    различению цвета, размера;

    умению сравнивать,

    умению работать по схеме,

    умению считать и отсчитывать,

    умению ориентироваться на плоскости,

    умению переносить на схему свои собственные проекты;

    знакомству с симметрией, с цифрами;

    умению добиваться результата;

    развитию самостоятельности.

Самостоятельная деятельность НОД- числовая лесенка, цветной коврик, состав числа, установка равенства.

ИГРЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА для детей 4-7 лет

Основная цель –развитие творческого мышления.

Методика Кюизенера: плюсы Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

       

Методическое обеспечение:

    - Цветные счётные палочки Кюизенера.

    - Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

    - Б. Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

    Финкельштейн Б.Б. «Посудная лавка». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. -С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

    Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели...».

    Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? -М.: Изд. ГНОМ, 2012.

    Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. –

С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ»,

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША Золтан Дьенеш венгерский психолог, теоретик и практик так называемой"новой математики". Самое известное его пособие —Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики .

    Состав: 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.

Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Блоки Дьенеша предназначены

для детей от трех лет.

Игры с блоками доступны,на наглядной основе знакомят детей:    с формой, цветом, размером и толщиной объектов ,с математческими представлениями и начальными знаниями по информатике.

    Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).

    Способствовать умению выполнять разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).

    Способствовать развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др.

Игровые задачи блоков Дьенеша

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ

    а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);

    б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);

    в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

    В образовательных областях, где блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности . Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

    Вне образовательных областях, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, конструирование, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Игры с блоками для детей 2-3лет

С детьми от 2 лет уместны простые игры. Например, в помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов, так и называется – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Похоже на собирание мозаики .

Игры для детей 3-4 лет

Начала я работу с блоками со второй младшей группы с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть:

* Умение детей оперировать полученными знаниями,

помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу:

*сначала путем накладывания затем

* самостоятельного выкладывая

*рисования фигуры на чистом листе.

Первое задание — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)

  Красный

  Треугольник

А теперь не такую фигуру как эта

(по цвету, по форме)

- Синий

- Квадрат

С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаются самые простые игры.

1. Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).

2. Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3. "Цепочка"

Игры с блоками для детей среднего возраста

"Лепим нелепицы" - это игры с небылицами. Почему дети так любят небылицы?

У К. И.   Чуковского находим ответ: "...Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями..."

Старший возраст (5-8 лет) Основная цель – развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе, самоконтроль, тренинг решения примеров. Играя в предлагаемые в комплекте игры , ребенок учится сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по нескольким признакам. Кодировать - декодировать информацию с помощью специальных символов. Знакомится с алгоритмами. Закрепляет умение складывать и вычитать.

Самостоятельная и совместная деятельность Решение математических задач Выполнение заданий по условию

Кодирование и декодирование

 Игра «Мозаика цифр»

Цель : развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Ход игры : дети распределяют между собой карточки с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на карточке, расшифровывает ее и берет блок, соответствующий шифре и находит место для него на изображении предметов.

Методика Дьенеша: плюсы Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификации, обобщение), логическое мышление, творческие и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.). На протяжении всего дошкольного возраста. дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит». « Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

МБДОУ « БЦРР детский сад « Журавушка»

Тема по самообразованию:

«Всесторонне развитие детей старшего дошкольного возраста через использование в совместной деятельности логических блоков Дьенеша и палочек Кюйзенера»

                                  Выполнила:

                                         Горкунова Н.М.

2021год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.

В статье раскрывается значение  занимательного материала в формировании основ математических представлений....

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

"Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через использование в проектной деятельности"

Опыт работы на тему: "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через использование в проектной деятельности малых форм фольклора"...

Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"

В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...