Статья "Методика ознакомления детей с арифметическими задачами"
статья по математике

Шелудько Наталья Николаевна

В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений. При этом дети в значительной степени осознают содержание арифметической степени осознают содержание арифметические действия, аргументировать выбор действия, овладевают приемами сложения и вычитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mat.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории            «Детский сад №43 «Буратино»

                                                                   Шелудько Наталья Николаевна

Методика ознакомления детей с арифметическими задачами

В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений. При этом дети в значительной степени осознают содержание арифметической степени осознают содержание арифметические действия, аргументировать выбор действия, овладевают приемами сложения и вычитания.

Арифметическая задача-это простейшая, сугубо математическая\ форма тотбражения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.

Дети испытывают затруднения в непонимании  обобщенного содержания понятий: условие, вопрос, действие, а также знаков(+, -, =),в неумении правильно выбрать необходимый знак, арифметическое действие в том случае, когда заданное в условии конкретное отображение не соответствовало арифметическому действию(прилетели, добавили, дороже-сложение; улетели, взяли, дешевле-вычитание).

        Понимание самой простой арифметической задачи требует анализа ее содержания, выделяя ее числовых данных, понимания отношений между ними и, конечно, самих действий, которые должен ребенок выполнить.

        Для того чтобы они усвоили элементарные приемы вычислительной деятельности, необходима предварительная работа, направленная на овладение знаниями об отношениях между смежными числами натурального ряда, о составе числа.

        Обучение следует начинать с ознакомления со структурой арифметической задачи на основе задач-драматизаций.

На первых занятиях детям предлагаются задачи – драматизации и задачи –иллюстрации, в которых требуется найти сумму (на основе объединений множеств) или разность(остаток). При составлении таких задач следует идти от малых чисел к большим(до10). Сначала одним из числовых данных служит единица. На этих занятиях основное внимание уделяется ознакомление со структурой задачи, умению детей выделять числовые данные, устанавливать связи между ними, называть и выполнять арифметические действия сложения и вычитания. Поскольку решение в этот период опирается в основном на восприятие конкретных множеств(предметы, игрушки, картинки), то дети фактически используют счет вместо вычислений. Этот этап в деятельности ребенка закономерный.

        После нескольких упражнений воспитатель дает определение арифметической задачи – это маленький рассказ, в котором есть числа, их не менее чем два, в конце такого рассказа. Вопрос начинается словами «Сколько?» или «На сколько?».

        В системе дальнейшей работы можно выделить несколько этапов в зависимости от типов арифметических задач.

Первый этап  в работе заключается в составлении и решении задач на нахождение суммы и остатка. На этом этапе важно показать детям, как изменяется множество при объединении или вычитании частей. Ход рассуждений сначала может идти от условия к вопросу задачи.

         Воспитатель формирует представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+»(прибавить, сложить), «-»(отнять, вычесть) и «=»(равно, получится).

        Таким образом, ребенок постепенно от действий с конкретными множествами переходит к действиям с числами- решает арифметическую задачу.

        Уже на втором-третьем занятии на ряду с задачами-драматизациями и задачами-иллюстрациями можно предлагать детям решать устные(текстовые)

Задачи. Этот этап работы тесно связан с использованием карточек с цифрами и знаками. Особенно полезны упражнения в самостоятельном составлении аналогичных задач. При этом воспитатель должен помнить, что основной заключается в нахождении не столько ответа(названия числа), сколько в нахождении пути решения.

        Следующий этап в работе связан с ознакомлением детей с новыми задачами: на отношения больше (меньше) на несколько единиц. В этих задачах арифметические действия как бы подсказаны в самом условии задачи. Отношение «больше на единицу» требует от ребенка увеличения, присчитывания, сложения. Выражение «больше(меньше) на единицу» дети усваивают при сравнении смежных чисел. При этом акцентировать внимание на отдельных словах больше, меньше  и ориентировать их на выбор арифметического действия только в зависимости от этих слов не рекомендуется.

        В группе детей седьмого года жизни в начале работы воспитатель предлагает только прямые задачи, в них вопрос как бы подсказывает, какое действие следует выполнять -сложение или вычитание.

        Еще более важный и ответственный этап в обучении детей решению арифметических задач- ознакомление их с третьим типом задач на разностное сравнение чисел. Задачи этого типа решаются только вычислением. При ознакомлении с этим типом задач внимание обращается на основное – вопрос в задаче. Вопрос начинается со слов «На сколько?», т.е. всегда необходимо определить разницу, разностные отношения между числовыми данными. Воспитатель учит детей понимать отношения зависимости между числовыми данными. Анализ задачи должен быть более детальным. Во время анализа дети должны идти от вопроса к условию задачи. Следует объяснить, что в выборе арифметического действия основным всегда является вопрос задачи, от его содержания и формулировки зависит решение. Поэтому следует начинать  с анализа вопроса.

        Итак, задачи третьего типа помогают воспитателю закрепить знания о структуре задачи и способствуют развитию умения различать и находить соответствующее арифметическое действие.

        Арифметические действия сложения и вычитания являются средством выполнения практической операции объединения и разъединения совокупностей и действий опосредованного сравнения. Арифметическая задача- основная форма выражения деятельности такого рода.

        Чтобы дети лучше запоминали числовые данные, используются карточки с цифрами, а впоследствии и знаки.

Вначале числовые данные в задачах лучше ограничить первыми пятью числами натурального ряда.

        Особое внимание в этот период следует уделить обучению детей составлению и решению задач по иллюстрациям и числовым примерам.

        После того как у детей сформируются представления и некоторые понятия об арифметической задаче, отношениях между числовыми данными, между условием и вопросом задачи, можно переходить к следующему этапу в обучении- ознакомлению с преобразованием прямых задач в обратные.

        Воспитатель объясняет, что каждую простую арифметическую задачу можно преобразовать в новую, если искомое задачи взять за одно из данных новой задачи, а одно из данных преобразований задачи - считать искомым в новой задачи.

        Если дети при решении задач с первых шагов будут ориентироваться на существенные связи и отношения, то слова стало, осталось и другие не дезориентируют их. Независимо от этих слов они правильно выберут арифметические действия. Более того, именно на этом этапе педагог должен обратить внимание на независимость выбора решения задачи от отдельных слов и выражений.

        Один из способов решения задач- решение задач по схеме- формуле. Формула- это схематическое изображение отношения части и целого.

        Итак, только в результате целенаправленной и систематической работы у детей формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Обучение детей решению арифметических задач в подготовительной к школе группе""

Представлено учебное пособие: схемы составления  арифметических задач (условие, вопрос, решение, ответ). Данное пособие облегчает понимание детьми что такое задача и как ее составить....

Обучение детей решению арифметических задач

Обучение детей решению арифметических задач...

Обучение детей решению арифметических задач

Трудность решения в какой - то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. ...

Методика ознакомления детей с арифметическими задачами.

Арифметическая задача — это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются. Есть все основан...

Статья "Методика ознакомления детей с сезонными явлениями в природе"

Реализация программы в полном объеме при соблюдении принципа сезонности позволяет развивать наглядно-образное, словесно- логическое мышление детей, не только расширить круг их представлений, но н...

Статья "Методика ознакомления детей с художественной литературой"

Методика ознакомления детей с художественной литературой...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему: Ознакомление со структурой арифметической задачи.

Познакомить детей со структурой простой арифметической задачи; формировать вычислительные навыки; упражнять в решении примеров. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать дружеские взаимоотн...