Статья "Методика ознакомления детей с художественной литературой"
статья (младшая группа)

Шлык Екатерина Олеговна

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlyk-metodika_oznakomlenija_detej_s_khudozhestven.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методика ознакомления детей с художественной литературой

Материал подготовлен воспитателем группы «Пчёлки» (ГБДОУ №9)

Шлык Е.О.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста……………………………………………………………5

Методы   ознакомления  детей дошкольного возраста с   художественной  литературой……………………………………………………………………….6

 Значение поэзии в воспитании дошкольников………………………………...7

Структура занятий по заучиванию стихотворений и методика их проведения в разных возрастных группах…………………………………….8

Литературная   зона   свободного   речевого   общения   детей……………..9

Театрализованные игры в детском саду………………………………………10

Литературные праздники, их значение……………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………....16


ВВЕДЕНИЕ

Существенной составляющей современной педагогики по праву считаются методики обучения, одной из фундаментальных является методика ознакомления детей с художественной литературой.

Не секрет, что художественная литература появляется в жизни человека с первых лет. Она в свою очередь,  служит действенным способом нравственного, эстетического, умственного воспитания, развивает и обогащает речь, фонематический слух, эмоции, воображение. А также помогает в усвоении языка. Такие исследователи как Соловьева О.И., Федянская Н.С., Карпинская Л.М. отмечали, что ребенок в дошкольном возрасте способен активно и глубоко сопереживать героям произведений, например: чувство удовлетворения за успехи героев, чувство страха в драматические моменты и так далее.

Стоит отметить, что чтение художественной литературы имеет большую значимость в формировании нравственности, необходимость использования художественных произведений в воспитании дошкольников обоснована многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как : Макаренко А.С., Песталоцци И.П., Выготский Л.С., Белинский В.Т. и др..

Чувство сопереживания, умение сопоставлять очередность событий, сравнивание с бытовой жизнью, помогают детям в развитии отвлеченного мышления. Дети сравнительно правильно и быстро понимают рассказы, сказки, сказы, а так же в старшем дошкольном возрасте приобретают навыки восприятия и анализа различных жанров литературных произведений, могут отличить стихотворения, басни, загадки, пословицы от прозы.

Ознакомление детей с художественной литературой имеет большое значение в развитии личности, поэтому возникает большая потребность в изучении данного вопроса.

Цель нашей работы – обзор педагогических исследований и дидактических основ по проблеме изучения методик ознакомления с художественной литературой дошкольников

Задачи:

1. изучение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме в зарубежных и отечественных литературных  источниках;

2. выявление сущности основных понятий;

3.выявление современного развития методик ознакомления детей с художественной литературой.

Объект исследования – процесс развития личности дошкольника; 

Предмет – художественная литература как средство развития дошкольника

Теоретико-методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей в области педагогики и дидактики, посвященные проблеме развития современных методик обучения.

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей дошкольного возраста

Художественная литература имеет значимую роль в воспитании и развитии дошкольника, именно литературные произведения объясняют  ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений. Образы, которые используют писатели,  способны обогатить эмоции, воображение, а речевые конструкции дают правильные образцы русского языка. Через сказки дошкольникам раскрывается выразительность языка, через стихи - музыкальность и ритмичность, через рассказы и сказы - точность и лаконичность. Художественные произведения показывают всю выразительность и богатство родной речи.

Карпинская Н.С., в своих работах утверждала, что развитие активного речевого словаря, не возможно без восприятия литературы. Художественные произведения знакомят детей с метафорами, сравнениями, эпитетами и другими средствами выразительности. При ознакомлении с произведением имеет место эстетического развития, воспитательной функцией при этом является особый, присущий лишь искусству  способ – сила художественного образа.  Однако следует помнить, чтобы полностью реализовать образовательные задачи необходимо знать психологические особенности восприятия дошкольников.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенности восприятия литературных произведений в дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

  • формирование представлений об особенностях художественных произведений: о жанрах, композиции, элементах образности;
  • воспитание интереса к чтению и восприятию литературы;
  • воспитание художественного вкуса;
  • развитие способности анализа содержания и формы произведения (понимания настроения произведения, его ритмичности, звучности);
  • обогащение жизненного опыта у дошкольников, развитие чувства сопереживания, понимания мотивов героев произведения

Дети подготовительной к школе группы должны уметь: определять основных героев; высказывать свое эмоциональное отношение к ним, определять жанр произведения,  улавливать наиболее яркие примеры образности языка.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад дает  достаточно обширный литературный опыт, так как в дошкольном детстве происходит знакомство с великим  разнообразием жанров художественной литературы.

Методы   ознакомления  детей дошкольного возраста с   художественной  литературой

В современной педагогике известны следующие методы, которые применяются воспитателями для активизации восприятия произведений литературы:

  • беседа, как предварительное знакомство дошкольников с произведением;
  • рассказывание, выразительное чтение, способствует эмоциональному контакту воспитателя и детей, а также вызывающее чувство сопереживания героям;
  • экскурсии – готовят детей к восприятию художественного произведения;
  • творческое задание – развивает поэтический слух, способствует пониманию образных выражений и слов;
  • применение наглядно-дидактического материала (репродукции, иллюстрации, презентации) – усиливают воздействие произведения на дошкольников.

Стоит помнить, что методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста, если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст.

Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста.

Значение поэзии в воспитании дошкольников

Большинство первых детских книжек – это сборники стихов: рифма, ритм,  яркие, лаконичные образы, помогают ребенку лучше концентрировать внимание и понимать смысл произведений. Заучивание стихов это продуктивное средство нравственного, эстетического и умственного развития. Воспринимая поэтические образы, дошкольники получают эстетическое удовольствия, мелодика и ритм -привлекает к себе в мир звуков и речи. Стародубова Н.А. подчеркивает, что поэтические произведения оказывают огромное воздействие на дошкольника: открывают богатство интонаций, развивают творческое воображение, юмор, чувство ритма.

Знакомство  детей с поэзией необходимо начинать  с самого раннего возраста. Так, заучивание стихотворений для детей имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень. Каждое стихотворение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий собственную речь. Выразительность развивает речевую технику: дыхание, дикцию.

В современной педагогике существуют основные требования к отбору стихотворений для дошкольников, а именно:

  • краткость строк и стихотворения;
  • простота и четкость ритма;
  • ясность знакомых образов;
  • отсутствие созерцательных моментов при выраженной действительности

Мышление детей младшего дошкольного возраста отличается образностью, поэтому таким детям легче запомнить стихотворения с конкретными образами. Для заучивания педагогами используются коротенькие стихи-четверостишья и потешки. Яркими примерами таких стихотворений являются: Благина Е. «Огонек», Барто А. «Идет бычок качается», Хармс Д. «Кораблик и другие. Такие стихи просты и понятны по композиции, рифма ярко выраженная, присутствует момент игрового действия.

Для дошкольников средней группы педагогами выбираются более сложные по форме и содержанию произведения, увеличивается их объем. Такие стихи содержат метафоры, эпитеты и другие художественные образы.

Дошкольник старшей группы характеризуется умением отчетливо, выразительно и ясно читать стихотворения наизусть.

В возрасте 6-7 лет любят рассказывать и слушать басни, хотя понятие аллегорий зачастую становится трудоемким со стороны воспитателя процессом, для этого с дошкольниками проводятся подробный анализ произведения.

Структура занятий по заучиванию стихотворений и методика их проведения в разных возрастных группах.

В независимости от возрастной группы дошкольников, в начале занятия необходимо создать мотивацию, вызвать состояние, благоприятное для запоминания и восприятия поэтического произведения.

Первым этапом становится предварительная беседа, связанная с темой стихотворения. Хорошей мотивацией для детей можно назвать загадку, иллюстрации, игрушки. Детям старшего и подготовительного к школе возраста предъявляется  портрет поэта.

Вторым этапом выступает выразительное чтение стихотворения, но без запоминания, чтобы дети не отвлекались от восприятия напевности и красоты стихотворения.

Третьим этапом является беседа о стихотворении с опорой на текст, а именно система вопросов, которая углубляет восприятие содержания и особенности художественной формы. При этом анализ должен быть кратким, точным и эмоциональным.

Заключительный этап –чтение произведения (повторное)  с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок пользуется приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивает текст,  устанавливать логическую связь между частями.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей.

Литературная   зона   свободного   речевого   общения   детей

Свободное речевое общение дошкольника в пространстве детского сада происходит:

  • при знакомстве с окружающим миром;

  • в быту и режимных моментах (прогулки, прием пищи, непосредственно образовательная ситуация);
  • в процессе выполнения трудовых поручений;
  • в игровой деятельности.

Речевое развитие дошкольника напрямую зависит от качества речи воспитателя и от речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Продуманная  образовательная среда оказывает положительное  влияние на речевую активность у дошкольника, способствует развитию  чувства уверенности в себе, а также  определяет особенности развития личностных характеристик дошкольника.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность показывать себя как активного деятеля, а также использовать свои способности и таланты, проявлять навыки самостоятельной деятельности.

Языковые способности дошкольников развиваются с помощью таких методик как: ситуации-иллюстрации, языковые игры, литературные проекты, педагогические ситуации.

Театрализованные игры в детском саду

Театрализованная деятельность имеет значимую роль в развитии личности  детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованных играх, дети развивают коммуникативную сторону речи, знакомятся с окружающей действительностью, совершенствуют умственное развитие.

Карпинской Н. была описана методика  театральной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста. Состоит она из следующих этапов:

  1. воспроизведение текста произведения;
  2. чтение одним ребенком текста за всех персонажей;
  3. выполнение творческих заданий;

4.  чтение сказки по ролям.

Особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Возрастная группа

Особенности возрастной группы

Варианты театрально-игровой деятельности

Младший дошкольный возраст

1. Не воспроизводят текст сказки,  а выполняют определенное действие

2. перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут, поэтому  важно обучить способам игровых действий по образцу

3.Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель

Игра-имитация действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей .

Игра-импровизация под музыку.

Игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток.

Средний дошкольный возраст

1. Постепенный переход к игре, ориентированной на зрителя.

2.Углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры , становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

3. Ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения

многоперсонажные игры-драматизации по текстам;

постановка спектакля по произведению;

Старшая дошкольная группа

1. Постепенный переход ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации.

2. Переход к игре как средству самовыражения через образ героя; в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»

3. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением».

Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга.

Подготовительный возраст

1. Дошкольникам доступны режиссерские игры, где персонажи - куклы, а ребенок заставляет их действовать

Игра-фантазирование,

Режиссерские игры

Театрализованная деятельность решает  многие педагогические задачи,  а именно: формирование выразительности речи и художественно-эстетическое воспитание. Театрализованные игры  - способ приобщения к духовному богатству,  источник развития переживаний и чувств. Через такую деятельность дошкольник познает мир добра и зла, способен преодолеть неуверенность в себе, познает радость общения и приобщения к общему делу.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Литературные праздники, их значение

Особое место в творческом воспитании и развитии детей занимают литературные праздники.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки).

Методика проведения литературных праздников

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского». Подобная тема даст возможность точно определить цель - доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме, сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.


Заключение

Художественная литература представляет из себя огромный пласт культурной жизни, ведь с самого рождения деятельность ребенка сопровождается потешками, поговорками, напевками. Затем речевые игры, короткие стихи, вместе с ними дошкольник впитывает чудесный мир русского языка. Художественная литература, исходя из вышеизложенного анализа.  являет собой универсальное средство развития, обогащения речи. Начальный этап развития внимания,  эмоционального отклика и понимания содержания текста начинается еще с младшего дошкольного возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста в пространстве образовательного процесса детского сада.  На протяжении всего дошкольного возраста формируется умение воспринимать литературное произведение и находить эмоциональный отклик.

Литературные произведения являются универсальным средством, затрагивая различные образовательные области, таким образом возможно использование стихотворений, загадок, пословиц на занятиях по конструированию, лепке, формированию элементарных математических представлений и так далее.

Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с привлечением родителей.

Книга формирует будущего читателя, который пронесет мир образов через всю жизнь

Список литературы:        

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997. - 400 с.
  2.  Гурович Д.М. Ребенок и книга / Под ред. В.И. Логиновой.- М.: Просвещение, 1992. - 64 с.
  3. Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1973. - №2
  4. Карпинская Н. Художественное слово в воспитании детей. - М., 1872.
  5. Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. - 1970.- №7
  6. Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. - С. 144-160.
  7. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 560 с.
  8. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. — Магнитогорск, 2010.
  9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.

10.Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — 1991. — С. 185—220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе

Познакомить детей с писателем Олегом Ершовым и его сказками. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схва...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»

Стихи поэтов России «Детям о детях». Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой «По секрету всему свету»...

Картотека для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Ознакомление детей с художественной литературой"

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ...

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.

Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей   с художестве...