Главные вкладки

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Шпарвассер Екатерина Владимировна

    Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;

    Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей правильно понимать нравственный смысл

    изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.

    Интеграция образовательных областей :

    Образовательная область  «Безопасность»:

    Предварительная работа:

    чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».

    Образовательная область «Познание» - рассказ о творчестве писателя, особенностей произведений Н.Носова.

    Образовательная область «Коммуникация» проговаривание содержания произведений Н.Носова.

     

    «Волшебник и друг детей»

    Цели: 

    - познакомить детей с творчеством Н.Носова;

    - Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила 

      поведения на улице;

    - расширить представления о транспортных средствах;

    - побуждать детей правильно понимать нравственный смысл

      изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.

    Демонстрационный материал:

       портрет Н.Носова; иллюстрации на тему «Транспорт»; книги  

       Н.Носова.

    Предварительная работа:

       чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных  

       авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».

                                    Ход занятия.

    - Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Николай Николаевич Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты.(Выставляется портрет писателя.)

    Ребята, а как вы думаете, кто такие фантазеры?

    А вы любите фантазировать?

    Николай Носов тоже любил фантазировать. И один из сборников так и называется «Фантазеры».

    Фантазия Носова подарила нам знаменитого Незнайку. Давайте вспомним удивительные приключения Незнайки и его друзей.

    Казалось бы, ну и что особенного - веселые человечки, смешные приключения, но нет: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы понимаете эти слова?

    Каждый литературный герой имеет человеческие качества - положительные или отрицательные, которые одобряются или высмеиваются. Герои произведений Носова восхищают нас силой человеческого разума, стремлением к знаниям, справедливостью. А еще в книгах этого замечательного автора много доброго юмора, что также дает нам положительные эмоции и является хорошим средством воспитания полезных качеств.

    Родился Николай Носов в городе Киеве. Его отец исполнял на эстраде песни, а когда их запретили, стал работать плотником, кассиром в сберкассе.

    В годы учения в гимназии Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радиоделом, электротехникой, фотографией.

    Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать все обо всем. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии. Затем появились его первые рассказы для детей: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы» и др.

    Далее проводится небольшая беседа о ранее  прочитанных произведениях.

    Какие рассказы Н.Носова вам знакомы? О чем в них рассказывается?

    Некоторые знакомые Н.Носова шутя говорили, что он шагнул на первую ступеньку, а затем зашагал вверх по высоким ступеням талантливой литературы. И добрался до вершин большого успеха, завоевал любовь читателей всех возрастов. Любили его не только ребята, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

    Николаю Николаевичу Носову приходило очень много писем, в которых читатели просили его рассказать о себе, о своей жизни. Их было так много, что он не мог всем ответить по почте. И тогда он написал повесть о себе, и называется она «Тайна на дне колодца». Из этой повести мы можем узнать о детстве писателя, увидеть, как он рос, чем интересовался в жизни.

    - Николай Носов считал, что добро должно повсюду торжествовать, а
    зло быть побеждено. Ребята, как вы считаете? Почему?

    (Беседа на тему добра и зла, опираясь на ответы детей.)

    - Сегодня мы прочитаем еще два рассказа Н.Носова. Послушайте
    внимательно первый из них - «Автомобиль» - подумайте, чему хочет научить
    нас писатель.

    Чтение и беседа о прочитанном:

    - Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? Почему?

    Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо?

    А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это?

    Как бы вы поступили в такой ситуации?

    Но почему, же друзья попали в неприятную ситуацию?

    А вы знаете правила безопасного поведения на улице? Давайте вспомним их.

    Как вы думаете, это веселая, смешная история или грустная, печальная? Почему?

    Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.

    Есть у Николая Носова еще один замечательный рассказ «Метро». Послушайте, какая забавная история произошла с его героями.

    Чтение рассказа и беседа:

    - Какое название вы бы дали этому рассказу? Почему?

    - Как называется лестница, которая сама возит?

    - Какая станция метро ближайшая от вашего дома?

    - Что вы знаете о правилах поведения в метро?

    - Как надо было поступить нашим героям?

    Теперь, ребята, вы поняли, что не все веселые истории написаны для смеха и веселья, чаще всего в таких рассказах и стихах есть поучительный смысл.

    - Какие рассказы вам больше всего запомнились?

    - Чему нас учат рассказы Носова?

     

    В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть новые книги Н.Носова и выбрать ту из них, которую им хотелось бы прочитать вечером. Если осталось время, можно предложит дошкольникам загадать  загадки   и  стихи прочитать.  imageimageimageimage

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Волшебник и добрый друг ребят Николай Николаевич Носов

    Слайд 2

    Николай Носов «Сочинять для детей- наилучшая работа. Она требует очень много знаний(…). Главное- любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня родился сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением.»

    Слайд 3

    Биография Н. Н. носова Николай носов родился 23 ноября 1908 г. В Киеве, в семье эстрадного артиста . Детство его проходило в небольшом городке Ирпень, где мальчик и начал учиться в гимназии. Он рос разносторонним молодым человеком, увлекался и фотографией, и химией, и шахматами. и музыкой. После окончания Московского института кинематографии работал постановщиком и режиссером мультикаплиционных , научных и учебных фильмов. С 1938 года начинает писать детские рассказы. Николай Носов умер 26 июля 1976 году.

    Слайд 4

    Незнайкин папа Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, веселых рассказов немало, К тому же, еще для ребят написал он!

    Слайд 5

    Как начиналось творчество Николая Н осова Когда у Носова родился сын, он начал сочинять для него сказки и рассказы. Эти рассказы стали невероятно популярны. Они печатались в детских журналах « Мурзилка », «Костер», «Затейники»

    Слайд 6

    Незнайкина история Вы слышали когда-нибудь про город из цветов? Живут в нём коротышки из сказочных миров. Цветочный город шумный - он в сказочной стране. В нём чудеса, как птицы, порхают в вышине. А я, друзья - Незнайка, вы знаете меня, Ведь самый, самый, самый известный - это я . Николай Николаевич Носов подарил нам три произведения о Незнайке и других забавных коротышках: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». А несколько лет назад внук Николая Николаевича Игорь Петрович Носов написал новые книги о приключениях Незнайки и его друзей - "Путешествие Незнайки в Каменный город", "Остров Незнайки" и другие.

    Слайд 7

    Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Н. Носова

    Слайд 8

    Вот так «Огурцы»! Читаешь рассказ «Огурцы» и думаешь: «Откуда писатель узнал эту историю?» А оказывается, подобный случай произошел с его племянником. 5 летний мальчик гулял рядом с домом на площадке, где была овощная база. Мальчик увидел за палаткой бочку с огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и довольный пошел к маме. Вот этот эпизод и послужил началом к рассказу «Огурцы»

    Слайд 9

    Книги Носова нравятся детям, потому что в них рассказывается о таких же, как они, непоседах, изобретателях и фантазерах- словом об обычных мальчишках и девчонках. «Приключения Незнайки и его друзей» «Карасик» «Мишкина каша»

    Слайд 10

    Загадки для ребяток Игра «Исправь ошибки в названиях рассказов» 1. « Кашкина Маша». 2. «Живая шапочка». 3. «Выдумщики». 4. «Дырка» 5. «Помидорка»

    Слайд 11

    «Живая шляпа» Какой предмет «ожил» в доме Вадика? - шляпа - зонтик - комод - шкаф Ответ-шляпа Куда побежали ребята прятаться от шляпы? - во двор - к соседям - в коридор - на кухню Ответ- на кухню Что взял Вадик, чтобы ударить шляпу? - косу - лыжную палку - кочергу -ножку от стула Ответ-кочергу Кто оказался под шляпой ? - попугай - щенок - мышь -котенок Ответ-котенок Как звали зверька, оказавшегося под шляпой? - Рыжик - Снежок - Васька -Пушок Ответ- В аська

    Слайд 12

    Угадайте из какого рассказа этот отрывок? 1. « - Я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я её, бац, кулаком, а она меня, цап, за голову - и откусила. - Врёшь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой. - Без головы ? - Конечно , без головы » Ответ: «Фантазёры » 2.«Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче». Ответ: «Заплатка » « Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет. - Мишка, - говорю, - что это? Почему каша лезет? - Куда? - Шут её знает куда! Из кастрюли лезет! Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать, Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу». Ответ: «Мишкина каша » « Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик - вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил её, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда забывал её вовремя покормить». Ответ «Карасик»

    Слайд 13

    : Кроссворд здесь Цветик сочинил, Похожий на цветок, Потом предметы разложил, И каждый в свой кружок. Ты их названия впиши По стрелке часовой. Где слов начало - сам реши, Кроссворд перед тобой: РЕШИ КРОССВОРД И УЗНАЙ ИМЯ ИЗВЕСТНОГО КОРОТЫШКИ Реши кроссворд

    Слайд 14

    Спасибо, ребята за внимание! Читайте вместе с родителями больше книг!!!

    Слайд 15

    Николай в детстве Семья Н иколая Н осова

    Слайд 18

    Дорогие ребятишки. Вы читаете все книжки. И поэтому сейчас Вы меня узнали враз. Я, Незнайка, к вам пришел И друзей своих привел. Все мы любим веселиться И на улице резвиться. Любим петь и рисовать, Любим книжечки читать. С вами мы хотим ужиться И надолго подружиться. Я – Незнайка-шалунишка, Знаменитый коротышка. Мне учиться ни к чему: Без учёбы всё пойму! Я, — Незнайка, я — Незнайка. Вы попробуйте, узнайте! Почему меня вокруг Все Незнайкою зовут? Винтик и Шпунтик машину чинили, Друга Незнайку помочь пригласили. Будет машина починена в срок, Если удастся найти молоток. Авоська с друзьями пошел на рыбалку. Солнышко светик и ярко, и жарко. Закинули удочки быстро друзья, Но кто что поймал разобраться нельзя. На инструментах музыкальных Играет Гусля гениально. А на каком играл Незнайка? Ты сам попробуй отгадай-ка. Картина Тюбика висит, Всем нравится! Так что же? Незнайка доказать спешит, Что он художник тоже. Как скачет и лает весёлая Булька ! С охоты шагает измученный Пулька. Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумей-ка, Известен всем под именем … (Незнайка ) А я — художник Тюбик, Меня ребята любят, И мы гордимся с ними Рисунками своими. Механик Винтик я зовусь И этим именем горжусь. Не утверждайте-ка, друзья, Что обойдетесь без меня. Помощник Шпунтик ! Звучит красиво! Помощник Шпунтик ! Просто диво! Успеет тут, поможет там, И не дает покоя вам... Музыкант Гусля Стоит перед вами, А какой я музыкант, Вы судите сами. Доктор Пилюлькин Лечит всех с люльки. Беспокоится о вас, Не спускает с вас он глаз. Меня Пулькою зовут, Бывалый я охотник, Пропадаю часто я, С ружьем на болоте. Я горжусь тем, что я Знайка ! Знаю, скажете — зазнайка, Говорите, не боюсь, Но в жизни я всего добьюсь. СТИХИ О НЕЗНАЙКЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ

    Слайд 19

    Доктор Пилюлькин Меня Пулькою Я – Незнайка-шалунишка художник Тюбик Механик Винтик Помощник Шпунтик ! Музыкант Гусля


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

    Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

    Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи в образовательной области "Коммуникация" на тему "Широкая масленица".

    В конспекте представлены педагогическая технология - мнемотехника, а также нетрадиционная методика валяния мокрой шерсти....

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

    1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

    План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему: «Знакомство с волшебным кубком народов Саха»

    Предлагаемое занятие знакомит дошкольников с культурным наследием Якутии, воспитывая любовь к родному краю. Приобщаясь к художественным традициям народов Саха, развивается интерес д...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...