Главные вкладки

    План-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятся со старинными русскими словами: промысел, идти в пяту, фукать, учатся отвечать на вопросы воспитателя по тексту, давать полные ответы. У детей развивается умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения, воспитываются основы экологического мировоззрения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_chtenie_zolotoy_lug.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг».

    Цель:  Познакомить со смыслом слов: промысел, идти в пяту, фукать;

    познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».

    Задачи:

    Образовательные:

    Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

    Развивающие:

    Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

    Воспитательные:

    Воспитывать основы экологического мировоззрения.

    Оборудование:

    Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

    Ход НОД:

    В.: Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

    Загадка

    Горел в траве росистой

    Цветочек золотистый.

    Потом померк, потух

    И превратился в пух. (Одуванчик)

    В.: Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

    А что вы знаете об этом цветке?

    (ответы детей)

    В.: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.

    Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

    Идти в пяту – идти друг за другом.

    Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

    В.: Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

    Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

       «У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

    “Сережа!” - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

    Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

    С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

    Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

    В яркий солнечный денек

    Золотой расцвел цветок.

    Дует легкий ветерок –

    Закачался наш цветок.

    Сильный ветер дует –

    Лепестки волнует.

    Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой

    и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

    Белым шариком пушистым

    Красовался в поле чистом.

    На него подуй слегка,

    Был цветок – и нет цветка.  

    Затем  дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.

    Вопросы по содержанию рассказа:

    1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

    2. Где жили братья?

    3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

    4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

    5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

    6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

    Физминутка «Одуванчик»

    Одуванчик, одуванчик!

    (Приседают, потом медленно поднимаются)

    Стебель тоненький, как пальчик.

    Если ветер быстрый-быстрый

    (Разбегаются в разные стороны)

    На поляну налетит,

    Все вокруг зашелестит.

    (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

    Одуванчика тычинки

    Разлетятся хороводом

    (Берутся за руки и идут по кругу)

    И сольются с небосводом.

    На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

    1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

    Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Использование опорных схем по заучиванию наизусть стихотворения И. Винокурова «Осень.»

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида».      Конспект НОД с детьми средней группы по ознакомлению с художественной ли...

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Березовый край Есенина"...

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"

    Презентация для занятий с детьми старшего возраста по ознакомлению с художественной литературой на тему "Фантазии синьора Родари"...

    Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Небылицы перевертыши».

    Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими перевертышами; формирования желания составлять свои небылицы.Содержание НОДВводная часть (организационный и мотивационный мо...