Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Шамсодинова Надежда Вильдяновна

1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 

2. Задачи:

1. Художественная литература. Познакомить детей с творчеством детских писателей – Н. Носовым, Е. Чарушиным;

2. Познавательное развитие. Расширять и уточнять краткие представления детей о жизни и творчестве этих детских писателей;

3.  Систематизировать знания детских рассказов, закрепить названия этих рассказов, воспитывать любовь к художественной литературе.

4. Речевое развитие. Развивать связную, диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, активизировать в речи детей прилагательные.

5. Физическое развитие. Совершенствовать опыт сочетания движений со словом.  

 

 

3. Методы и приемы:

 

Практические: физкультминутка «Незнайкина зарядка».

 Наглядные: рассматривание портретов Н. Носова, Е. Чарушина; рассматривание слайдов с изображением фрагментов из произведений Н. Носова, Е. Чарушина и других детских писателей.

Словесные: беседа по вопросам; проговаривание названий произведений; отгадывание загадок; чтение стихотворений; интерпретация к рассказу Н. Носова.

 

4. Материалы и оборудование:

- иллюстрации и картинки;

- интерактивная доска;

- детские книги Н. Носова и Е. Чарушина.

 

5. Формы организации совместной деятельности

 

          Детская деятельность

Формы и методы организации совместной   деятельности

Познавательно-          исследовательская

Беседа, рассуждение и обсуждение услышанной информации.

          Речевое развитие

Рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадки, объяснение.

               Игровая

Логическая игра «Чей рассказ?»

              Двигательная

Физкультминутка «Незнайкина зарядка»

 

 

 

 

                            6. Логика образовательной деятельности

 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые   результаты

1

Воспитатель включает детей в образовательную деятельность:

Воспитатель предлагает послушать отрывки из произведений и угадать названия этих произведений

Дети отгадывают названия произведений.

1. Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

- Где же она? - спрашивает Вадик.

- Вон там, возле стола.

- Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

- Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

2. Заглянул на шкаф — на шкафу нет.

Отодвинул комод — и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

 

 

Сформирована мотивация образовательной деятельности

2

Воспитатель беседует с детьми и задает вопросы:

О рассказе Н. Носова «Живая шляпа»;

 

 

О рассказе Е. Чарушина «Лисята».

 

 

 

 

Дети, давайте вспомним, о чем говорится в произведении «Живая шляпа»?

Скажите, кто является автором этого произведения?

О чем говорится в рассказе «Лисята»?

Кто является автором данного произведения?

 

Расширение знаний о произведениях данных писателей.

3

Воспитатель предлагает рассмотреть на интерактивной доске фрагменты из произведений «Живая шляпа» и «Лисята».

Дети рассматривают фрагменты и отгадывают из какого они произведения.

Воспитывается внимательность и интерес к художественной литературе.

4

Воспитатель просит детей рассказать о том, кого называют писателями? А также, что такое рассказ?

 

 

 

Воспитатель по ходу беседы обобщает новые понятия.

Дети отвечают на вопросы.

-Писатели – это люди, которые пишут рассказы.

-Рассказ – это когда говорится о чем-то настоящем.

 

Расширение кругозора у детей.

5

Воспитатель предлагает с детьми провести физкультминутку

Дети проводят физкультминутку:

Вот Незнайкина зарядка.

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали,

Сели – встали,

Вы, надеюсь, не устали?

Надо вам свободно встать

И спокойнее дышать.

 

 

Обеспечена потребность детей в движении.

Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика.

6

Воспитатель дает краткую информацию о Николае Носове и некоторых его произведениях.

Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям, а потом постепенно понял, что сочинять для детей – это самая наилучшая работа. С некоторыми его произведениями мы с вами уже знакомы, давайте вместе и вспомним.

Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений.

«На горке».

«Огурцы»,

«Заплатка»,

«Ступеньки».

Расширен кругозор, получена краткая справка о биографии писателя некоторых его произведениях.

 

7

Воспитатель предлагает послушать о другом детском писателе – Е. Чару шине. Евгений Чарушин - один из самых любимых детьми писателей, выдающийся художник мира животных. Его рассказы и рисунки проникнуты искренней любовью к природе. Рассказы Евгения Чару шина учат любить удивительный мир зверей и птиц. Давайте, рассмотрим картинки из его произведений и вместе вспомним их названия

Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений.

«Лисята»,

«На нашем дворе»,

«Про зайчат»,

«Томка»,

«Никита-доктор».

Расширяется кругозор детей, активизируется словарный запас.

 

8

Воспитатель предлагает детям поиграть в логическую игру «Чей рассказ?»

Дети слушают правила игры, а потом рассматривают фрагменты из произведений и угадывают, какому автору принадлежит данное произведение.

 

Обеспечена систематизация знаний произведений детских писателей.

 

9

Воспитатель подводит итоги образовательной деятельности посредством беседы, обобщения и закрепления.

Дети слушают стихотворение.

1. Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Сам автор рассказов для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

Так книжки откроем мы с вами скорей,

Найдём мы там много пушистых зверей.

2. Известен нам рассказ

«Живая шляпа»,

Ой, какой же он смешной.

А вспомните «Фантазеров»,

И вправду, фантазеры,

Ой, а еще я вспомнил

Бобика, который был

В гостях у этого,

Как его. Барбоса.

Удивительные рассказы….

А кстати, кто их написал?

Я знаю, это наш любимый

Носов Николай.

 

Развивается диалогическая речь, дети активно и доброжелательно общаются друг с другом и педагогом, при этом выбирая из двух предложенных вариантов один правильный ответ.

 

      

 


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в зимнюю сказку".

Знакомство со сказкой "Снегурочка", развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления. Расширение словаря по лексической теме "Зима"....

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин  «Золотой  луг»....