Главные вкладки

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Шамсодинова Надежда Вильдяновна

    1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

     

    2. Задачи:

    1. Художественная литература. Познакомить детей с творчеством детских писателей – Н. Носовым, Е. Чарушиным;

    2. Познавательное развитие. Расширять и уточнять краткие представления детей о жизни и творчестве этих детских писателей;

    3.  Систематизировать знания детских рассказов, закрепить названия этих рассказов, воспитывать любовь к художественной литературе.

    4. Речевое развитие. Развивать связную, диалогическую речь, память, слуховое внимание, мышление, воображение, активизировать в речи детей прилагательные.

    5. Физическое развитие. Совершенствовать опыт сочетания движений со словом.  

     

     

    3. Методы и приемы:

     

    Практические: физкультминутка «Незнайкина зарядка».

     Наглядные: рассматривание портретов Н. Носова, Е. Чарушина; рассматривание слайдов с изображением фрагментов из произведений Н. Носова, Е. Чарушина и других детских писателей.

    Словесные: беседа по вопросам; проговаривание названий произведений; отгадывание загадок; чтение стихотворений; интерпретация к рассказу Н. Носова.

     

    4. Материалы и оборудование:

    - иллюстрации и картинки;

    - интерактивная доска;

    - детские книги Н. Носова и Е. Чарушина.

     

    5. Формы организации совместной деятельности

     

              Детская деятельность

    Формы и методы организации совместной   деятельности

    Познавательно-          исследовательская

    Беседа, рассуждение и обсуждение услышанной информации.

              Речевое развитие

    Рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадки, объяснение.

                   Игровая

    Логическая игра «Чей рассказ?»

                  Двигательная

    Физкультминутка «Незнайкина зарядка»

     

     

     

     

                                6. Логика образовательной деятельности

     

    Деятельность воспитателя

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые   результаты

    1

    Воспитатель включает детей в образовательную деятельность:

    Воспитатель предлагает послушать отрывки из произведений и угадать названия этих произведений

    Дети отгадывают названия произведений.

    1. Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

    - Где же она? - спрашивает Вадик.

    - Вон там, возле стола.

    - Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!

    Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.

    - Ага, испугалась! - обрадовались ребята. - Боится лезть к нам.

    2. Заглянул на шкаф — на шкафу нет.

    Отодвинул комод — и там нет никого.

    И под стульями нет.

    И под кроватью нет.

    И тут мой приятель даже испугался. Видит — охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

    И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

     

     

    Сформирована мотивация образовательной деятельности

    2

    Воспитатель беседует с детьми и задает вопросы:

    О рассказе Н. Носова «Живая шляпа»;

     

     

    О рассказе Е. Чарушина «Лисята».

     

     

     

     

    Дети, давайте вспомним, о чем говорится в произведении «Живая шляпа»?

    Скажите, кто является автором этого произведения?

    О чем говорится в рассказе «Лисята»?

    Кто является автором данного произведения?

     

    Расширение знаний о произведениях данных писателей.

    3

    Воспитатель предлагает рассмотреть на интерактивной доске фрагменты из произведений «Живая шляпа» и «Лисята».

    Дети рассматривают фрагменты и отгадывают из какого они произведения.

    Воспитывается внимательность и интерес к художественной литературе.

    4

    Воспитатель просит детей рассказать о том, кого называют писателями? А также, что такое рассказ?

     

     

     

    Воспитатель по ходу беседы обобщает новые понятия.

    Дети отвечают на вопросы.

    -Писатели – это люди, которые пишут рассказы.

    -Рассказ – это когда говорится о чем-то настоящем.

     

    Расширение кругозора у детей.

    5

    Воспитатель предлагает с детьми провести физкультминутку

    Дети проводят физкультминутку:

    Вот Незнайкина зарядка.

    Выполняйте по порядку.

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь.

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели – встали,

    Сели – встали,

    Вы, надеюсь, не устали?

    Надо вам свободно встать

    И спокойнее дышать.

     

     

    Обеспечена потребность детей в движении.

    Согласованы движения и речь. Развивается мелкая моторика.

    6

    Воспитатель дает краткую информацию о Николае Носове и некоторых его произведениях.

    Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям, а потом постепенно понял, что сочинять для детей – это самая наилучшая работа. С некоторыми его произведениями мы с вами уже знакомы, давайте вместе и вспомним.

    Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений.

    «На горке».

    «Огурцы»,

    «Заплатка»,

    «Ступеньки».

    Расширен кругозор, получена краткая справка о биографии писателя некоторых его произведениях.

     

    7

    Воспитатель предлагает послушать о другом детском писателе – Е. Чару шине. Евгений Чарушин - один из самых любимых детьми писателей, выдающийся художник мира животных. Его рассказы и рисунки проникнуты искренней любовью к природе. Рассказы Евгения Чару шина учат любить удивительный мир зверей и птиц. Давайте, рассмотрим картинки из его произведений и вместе вспомним их названия

    Дети рассматривают портрет писателя на интерактивной доске, фрагменты из его рассказов и вместе с воспитателем угадывают названия произведений.

    «Лисята»,

    «На нашем дворе»,

    «Про зайчат»,

    «Томка»,

    «Никита-доктор».

    Расширяется кругозор детей, активизируется словарный запас.

     

    8

    Воспитатель предлагает детям поиграть в логическую игру «Чей рассказ?»

    Дети слушают правила игры, а потом рассматривают фрагменты из произведений и угадывают, какому автору принадлежит данное произведение.

     

    Обеспечена систематизация знаний произведений детских писателей.

     

    9

    Воспитатель подводит итоги образовательной деятельности посредством беседы, обобщения и закрепления.

    Дети слушают стихотворение.

    1. Кто не любит зверюшек?

    Зайчат, медвежат и хрюшек?

    А тот, кто Чарушина книги читал,

    О разных животных много узнал.

    Забавные киски, собачки и птички,

    В книжках живут на каждой страничке.

    Сам автор рассказов для вас рисовал.

    Вот Томка, вот Тюпа

    О них ты читал?

    Так книжки откроем мы с вами скорей,

    Найдём мы там много пушистых зверей.

    2. Известен нам рассказ

    «Живая шляпа»,

    Ой, какой же он смешной.

    А вспомните «Фантазеров»,

    И вправду, фантазеры,

    Ой, а еще я вспомнил

    Бобика, который был

    В гостях у этого,

    Как его. Барбоса.

    Удивительные рассказы….

    А кстати, кто их написал?

    Я знаю, это наш любимый

    Носов Николай.

     

    Развивается диалогическая речь, дети активно и доброжелательно общаются друг с другом и педагогом, при этом выбирая из двух предложенных вариантов один правильный ответ.

     

          

     


     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

    Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

    Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности детей средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в сказку»

    Конспект открытого занятия  по  ознакомнелию с хужожественной литературой "Путешествие в сказку"...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

    Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...