Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

    Ткаченко Елена Викторовна

    Задачи:

    Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

    Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

    Совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц. Обогащать речь детей выразительными средствами.

    Закреплять умение конструировать объемную геометрическую фигуру - конусом, способом конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль). Продолжать развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.

    Предварительная работа:

    Рассматривание репродукции картин, чтение стихов о Родине и пословиц, заучивание наизусть. Прослушивание записей песен о Родине, гимна.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Наша Родина - Россия».

    Ткаченко Елена Викторовна

    Воспитатель

    Задачи:

    Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.

    Формировать уважительное отношение к государственным символам. Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

    Совершенствовать диалогическую речь, память, мышление, художественно - речевые, исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц. Обогащать речь детей выразительными средствами.

    Закреплять умение конструировать объемную геометрическую фигуру - конусом, способом конструирования из четверти круга и закрученных полосок (витая спираль). Продолжать развивать мелкую моторику рук, воображение при оформлении дерева.

    Предварительная работа:

    Рассматривание репродукции картин, чтение стихов о Родине и пословиц, заучивание наизусть. Прослушивание записей песен о Родине, гимна.

    Оборудование:

    Волшебные конверты, костюм паровозика, костюм инопланетянина, муз. центр, диски с Гимном России, песнями о Родине, спокойная классическая музыка, портреты писателей, книги с русскими народными сказками, предметы быта старины, физическая карта; муляжи ягод, декорации деревьев, картинки с разными видами птиц, клей, кисть, салфетка, подставки, заготовки для конуса, узкие полоски бумаги, карандаш.

    Ход непосредственно образовательной деятельности:

    Звучит песня «Россия», воспитатель предлагает детям образовать круг.

    Воспитатель: Ребята, закончите предложение в рифму

    Живем мы в радостном краю,

    И знать его должны мы - Страну свою. (Россию) .

    Всей душой

    Мы любим. (Родину свою) .

    Воспитатель: (обращаясь к детям)

    Ребята, утром я почтальон принес в сад конверты и сказал, что они волшебные, и открыть их смогут только дети. Ребята хотите узнать, что в них? (Да)

    Воспитатель: Тогда разделимся на четыре группы. каждая возьмет по одному конверту.

    Дети разбиваются на группы, открывают конверты, читают слоги на карточках, находящихся в конвертах.

    (ЧЕСТ, НА, ДИ, РО, ТЕ, СИ, Я, РОС, ЧИЗ, НА, ОТ, ВО, О) .

    Воспитатель: Давайте соединим карточки так, чтобы из слогов получились слова: РОДИНА, ОТЧИЗНА, РОССИЯ, ОТЕЧЕСТВО? (дети выполняют, стук в дверь)

    Воспитатель: Кто-то к нам спешит (Входит инопланетянин) .

    Инопланетянин: Куда я попал?

    Воспитатель: Это планета - Земля. А попал в детский сад.

    Инопланетянин: В детский сад? Ребята, я давно наблюдал за вашей планетой и давно мечтал побывать на ней.

    Воспитатель: А с какой планеты вы к нам прилетели?

    Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я - марсианин! Это яркая красивая звезда. Ребята, я знаю, что на Земле много разных стран. Как называется страна, в которой вы живете?

    Дети: Россия.

    Инопланетянин: А что такое - Россия?

    Дети: Страна, в которой мы живем. Дом, где родился; березка у родного порога; место, где жили предки и т. д.

    Инопланетянин: А чем Россия отличается от других стран?

    Дети: Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.

    Воспитатель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. И я предлагаю вам ребята и нашему гостю отправиться в путешествие по России на поезде. Вы согласны? (Да)

    Воспитатель: Тогда, берите с собой свои знания и вперед! Отправляемся!

    Дети строятся в колонну, под звук паровоза начинают движение.

    Воспитатель: - Станция «Лесная». Давайте вспомним ребята, какие деревья растут в лесах России? (береза, дуб, ель, сосна, клен)

    -(рассматривают муляжи) А какие ягоды можно собирать в лесу России? (чернику, бруснику, клюкву, малину, землянику, ежевику…. ) .

    - Вспомните, какие птицы живут на территории России? (ворона, воробей, синица, снегири) .

    -(смотрят на имитацию пруда) А какие рыбы водятся в реках и озерах? (окунь, карась, щука, лещ) .

    Звучит гудок паровоза, дети строиться друг за другом и начинают движение к следующей станции.

    Воспитатель: - Станция «Историческая». -Мы с вами отмечаем много праздников, как вы думаете, какие праздники отмечают на Руси с древних времен? (Рождество, Пасха, Масленица.)

    -(рассматривая предметы быта старины) Какие блюда русской кухни вы знаете? (каши, пироги, блины, щи.) .

    -какую обувь носили крестьяне на Руси? (лапти) .

    -Посмотрите, что это? (Матрешка, сувенир и символ России( .

    - Как вы думаете, какие промыслы и ремесла существуют в России? (жостовские подносы, гжель, хохлома, дымковская игрушка) .

    Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

    Воспитатель: - Станция «Литературная». Вспомните и назовите великих русских писателей и поэтов. (Дети рассматривают портреты и называют: Пушкин, Толстой, Есенин.)

    -А кто знает больше русских народных сказок, и каких. («Репка», «Колобок», «Маша и Медведь».)

    -Давайте попробуем с вами продолжить русские народные пословицы: Хлеб. (всему голова). При солнышке тепло,. (при матери добро). Лес - богатство и краса:. (береги свои леса). Дерево дорого плодами, а. (человек делами) .

    Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

    Воспитатель: - Станция «Знайкина». Назовите столицу России. (Москва) .

    -А как называется место работы президента России? (Кремль) .

    - Как зовут президента России? (Путин Владимир Владимирович) .

    - (рассматривают физическую карту). Давайте назовем реки России. (Волга, Ока, Обь, Енисей, Лена, Москва.)

    - А какие вы знаете города России? (Дети называют, а воспитатель показывает их на карте: Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Воронеж. )

    - Назовите ближайших соседей России. (Украина, Белоруссия,. )

    -(рассматривают государственную символику) Назовите основные символы нашей страны? (Герб, флаг, гимн) .

    Воспитатель: - Послушайте, что я вам расскажу о гербе.

    У России величавой,

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад, на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он России дух свободный.

    Дети: (добавляют) Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Герб - это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаков.

    Воспитатель: Ребята знаете ли вы, что такое гимн? И что вы можете рассказать о нем?

    Дети: Гимн - это торжественная песня, символ государства. Гимн исполняют и слушают стоя. (Звучит гимн России) .

    Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

    Воспитатель: - станция «Творческая». Ребята, а вы знаете, с чего начинается наша родина? Послушайте.

    С чего начинается Родина?

    С заветной скамьи у ворот,

    С той самой березки, что во поле,

    Под ветром склоняясь, растет.

    Воспитатель: Какой русский человек не любит березку - красавицу! Береза - символ России. Как она хороша в разные времена года! Прямая, стройная, белоствольная. Заведем хоровод «Береза».

    Дети заводят хоровод «Береза» дети идут по кругу, взявшись за руки выполняя музыкально – ритмические упражнения с лентами.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам сконструировать из бумаги березку, выполнив ее на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали.

    Дети склеивают конус. Закручивают зеленые полоски на карандаш, приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают черные пятна на ствол. Звучит гудок паровоза, дети строятся друг за другом и начинают движение к следующей станции.

    Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нас ждет последняя станция. Станция «Единственная».

    Звучит тихое звучание песен о Родине и воспитатель выставляет репродукции картин.

    Воспитатель: Наши деды и прадеды сохранили для нас, уберегли от гибели, от уничтожения, от врагов земли русской эти широкие степные просторы, эти огромные леса, эти полноводные реки. А теперь уже наша очередь - беречь, хранить, защищать родную землю, родную природу, свою большую прекрасную Родину - Россию. Подумайте и назовите, какие наши действия, какие наши дела россиян необходимы нашей Родине? (Любить её, беречь, защищать, сохранять её богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять, не допускать пожаров. Жить в мире и дружбе) .

    Воспитатель: Запомните, ребята: люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. И тогда на Земле не будет зла, насилия, войны. Какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине, о её защитниках - русских богатырях?

    Дети: Береги землю родную, как мать любимую.

    Рыбам — море, птицам - воздух, а человеку - Отчизна.

    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

    Человек без Родины - соловей без песни.

    Тот герой - кто за Родину горой.

    Нет Ничего на свете краше, чем Родина наша.

    Жить - Родине служить.

    Воспитатель предлагает прочитать стихи о Родине по желанию детей.

    Инопланетянин: Ребята, я узнал много интересного о России. Спасибо Вам! Я слышу сигнал, мне пора возвращаться обратно на космический корабль.

    Воспитатель: А мы Вам хотим подарить символ России - Берёзу. Вспоминайте о нас и о России. (Символ дарят инопланетянину и он уходит.)

    Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше с вами путешествие по России.

    В заключении звучит песня о Родине.

    Список литературы:

    1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Натарова В. И. и др. -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    2. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М. :ТЦ Сфера, 2005.

    3. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т. С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000.

    4. Моя страна: Россия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. - М. : Просвещение, В49 1999. Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

    1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой «Волшебник и друг детей» (знакомство с творчеством Н.Носова)

    Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила поведения на улице; расширить представления о транспортных средствах; побуждать детей...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и обучение грамоте.Тема: Подготовка к полёту в космос.

    1.Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.                                 ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

    Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...