Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тур по Сахалину»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гапоненко Валентина Геннадьевна

В работе приведено описание НОД,  направленной на формирование  знаний у детей о коренном  народе севера Сахалина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gaponenko_dlya_sovenka.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Гапоненко  Валентина Геннадьевна.

Воспитатель логопедической группы  МАДОУ комбинированного вида

 «Детский сад №3 Ромашка» г. Корсаков

Эл. адрес: valya-nazarchuk@mail.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром  на тему «Тур по Сахалину»

Аннотация. В работе приведено описание НОД,  направленной на формирование  знаний у детей о коренном  народе севера Сахалина.

Ключевые слова: познавательная деятельность, игра.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Физическое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

Цель: знакомство детей с коренным народом севера Сахалина - нивхами.

Задачи:        

     Образовательные:

  1. Дать детям новые знания о коренных жителях Сахалина - нивхах, в том числе познакомить с их бытом, культурой, национальной одеждой, национальными играми.
  2. Учить видеть национальное своеобразие в жизни коренных народов
  3. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.
  4. Закрепить знание детей о своей малой родине – острове Сахалин.

5. Обогащать словарный запас за счет новых слов.

Развивающие:

1. Развивать пространственные представления.

2. Развивать связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы.

3. Развивать мелкую и общую моторику рук, координацию речи с движением.

 Воспитательные:

1. Воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям коренных жителей Сахалина.

2.  Воспитывать чуткое отношение к малой Родине.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

4. Формировать у воспитанников чувство взаимовыручки.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная

Материал: информационно - коммуникативные технологии (интерактивная доска), видеофильм (Гора самоцветов том 3-1 «Мы живём в России»), картинка с изображениями нивхского костюма, шаблоны с орнаментом, клей, салфетки по количеству детей, пазл «Остров Сахалин», схема – карта с заданиями, таблички с названиями станций.

Методические приемы: наглядный, словесный, практический.

Ход НОД:

Организационный момент.

- Дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Давайте с вами поздороваемся, но сделаем это необычным способом, а в стихах. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете повторять.  

     

     Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, тонкий тополек!

Мы живем на Сахалине -

Этот остров есть в России!

- Сегодня я предлагаю Вам принять участие в необычном занятии, у нас будет познавательное занятие – путешествие. Хотите в нем поучаствовать?

Предполагаемые ответы детей.

-   Скажите, пожалуйста, как называется остров, на котором мы живем.

Предполагаемые ответы детей.

- Я предлагаю нам всем сегодня отправиться в увлекательный тур по Сахалину. У нас есть замечательная карта, на которой отмечены все точки нашего путешествия. Давайте посмотрим на нашу карту, какая первая станция? Станция Познавательная. В каком направлении мы будем двигаться?

Предполагаемые ответы детей.

Передвигаться от станции к станции будем дружно друг за другом, под речёвку. Послушайте слова:

По острову родному мы идем в поход,

Какая станция впереди нас ждёт?

Готовы? Отправляемся в путь.

Вот мы пришли на станцию Познавательную, отмечаем на карте это место.

- Сахалин большой остров и на нем живут люди разных национальностей. Ребята, кто из вас знает, какие народы живут сейчас на острове.

Предполагаемые ответы детей.

Проблемная ситуация. 

- Давным-давно, много, много лет назад, когда на нашем острове не было больших городов, на севере Сахалина жили первые жители. Их называют коренными народами, потому что они осваивали северный Сахалин и были самыми первыми жителями нашего острова. А кто-то из вас знает, как назывались коренные народы севера Сахалина?

Предполагаемые ответы детей.

- А хотите узнать? А если мы что-то с вами не знаем, где мы об этом можем узнать и как добыть новые знания?

Предполагаемые ответы детей.

- Я знаю, что вы все очень любите смотреть мультфильмы. Любите?

Предполагаемые ответы детей.

- Я приглашаю вас посмотреть познавательный мультипликационный фильм, садитесь на стульчики.

Просмотр мультфильма «Гора самоцветов том 3-1 «Мы живём в России».

Основная часть.

- Интересный мультфильм мы посмотрели?

- О каком народе севера Сахалина мы узнали из мультфильма?

- Чем занимались нивхи?

- Какое животное смогли приручить нивхи?

Предполагаемые ответы детей.

- Действительно, главным занятием мужчин-нивхов были охота и рыбалка.

- А как вы думаете, чем занимались женщины?

Предполагаемые ответы детей.

- Молодцы! Женщины готовили еду, шили одежду, воспитывали детей.

- Ребята, а кто сможет составить полностью рассказ о коренных жителях севера Сахалина - нивхах с помощью картинок?

 Для помощи детям используются подсказки – картинки на наборном полотне (чем занимались нивхи мужчины, что делали нивхи-женщины, какое животное приручили нивхи и т.д.).

- Я начну, а вы будите мне помогать.

Давным – давно на самом севере острова Сахалин, жил народ – нивхи.

Дети составляют рассказ.

Продолжит рассказ (имя ребенка).

Очень интересный и познавательный рассказ нам составил(а) (имя ребёнка).

Нам пора отправляться дальше, давайте посмотрим на нашу карту, какая вторая станция? Станция Культурная. В каком направлении мы будем двигаться?

Предполагаемые ответы детей.

Переход от станции к станции под речёвку (инструктаж).

- Ребята у нивхов была суровая жизнь. На севере Сахалина долгая и холодная зима. Для того, чтобы ловить рыбу, охотиться в суровых условиях нивхи шили теплую одежду из меха животных.

- Как вы думаете, почему именно из меха животных шили верхнюю одежду?

Предполагаемые ответы детей.

Несмотря на трудную жизнь, нивхи всегда чтили свои традиции и праздники. У каждого народа есть свой национальный костюм. Есть он и у нивхов. Сейчас мы с вами с ним познакомимся (на магнитной доске изображение костюма).

- Нивхские мастерицы шили одежду не только из меха, но и из шкуры рыбы. Они носили запашные халаты, которые были легкие и удобные. Нивхский народ украшает свою одежду особыми узорами, которые служат оберегом от злых сил. В повторяющихся ритмических узорах мы можем узнать и медведя, и траву, и морские волны. К своей одежде народы севера относились очень бережно, потому что ее изготовление занимало очень много времени и сил. А вы хотите попробовать себя в роли нивхского мастера?

Предполагаемые ответы детей.

- Я предлагаю вам украсить орнаментом национальный нивхский костюм.

(аппликация, украшение орнаментом костюма – фоном звучат Нивхские мотивы). Рассматривание готовых костюмов на магнитной доске.

 Давайте посмотрим на нашу карту, какая следующая станция? Станция Игровая. В каком направлении мы будем двигаться?

Предполагаемые ответы детей.

Переход от станции к станции под речёвку (инструктаж).

- Ребята, вы любите играть?

Предполагаемые ответы детей.

Дети у нивхов любят играть. Давайте поиграем в самую любимую игру нивхов «У медведя дом большой» (дети встают в круг и повторяют движения с увеличением скорости).

У медведя дом большой.

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит.

В дверь к нему стучит.

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай.

Лапу мне подай.

Воспитатель: понравилась игра? А какую вашу любимую игру вы бы хотели научить играть нивхских детей? 

Предполагаемые ответы детей.

 Давайте сыграем в подвижную игру «Ручеёк».

Как весело сыграли, молодцы.

- Давайте посмотрим на нашу карту, какая следующая станция? Станция Сюрпризная. В каком направлении мы будем двигаться?

Предполагаемые ответы детей.

Переход от станции к станции под речёвку (инструктаж).

 (на столе лежит мешочек)

- Ой, ребята посмотрите, какой красивый мешочек. Как вы думаете, что в нём?

 Предполагаемые ответы детей. 

Достает части пазлов.

- Правильно, пазлы. А вы умеете их собирать? Давайте с вами соберем и посмотрим, что у нас получится (собирают пазлы). Что получилось?

Предполагаемые ответы детей. 

Конечно, остров Сахалин. - Ребята, посмотрите на нашей карте отмечены все станции-остановки и поэтому наше увлекательное путешествие по острову Сахалин подошло к концу и нам пора возвращаться.

Рефлексия:

- С каким коренным народом севера Сахалина мы сегодня познакомились?

- Чем вам запомнилось наше путешествие?

- А вы хотели бы узнать про другие коренные народы севера Сахалина?

Предполагаемые ответы детей.

Хорошо мы узнаем про них на следующем занятии. Спасибо вам за путешествие.

Список использованной литературы.

1.        Каплан Н.И. Народное декоративно- прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Кн. для учащихся ст. классов. М: Просвещение, 1980. – 125с., ил.

2.        Высоков М. Кузнецов О. Роон Т. Сказки Сахалина.

3.        Сборник конспектов занятий с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию в соответствии с ФГОС/ С.В. Гаврилова, воспитатель МБДОУ Детский сад  № 9 «Березка», пгт. Ноглики, Сахалинская область.

4.        Сайт Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. \ Wikipedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Полицейский»

Цель: Ознакомить с деятельностью полицейского,  расширение представления детей о разнообразии специальностей этой профессии....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром.Тема: "Путешествие в лес"

Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.Закрепить обобщающее понятие "деревья".Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев &ndash...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы".

Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; 2. Закреплять знания о народном костюме ; 3. Тренировать память и внимание; 5. Ст...

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

quot;Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья"....

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...