"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крец Светлана Геннадьевна

"Педагогическое мероприятие с детьми". Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Пернатые друзья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_pernatye_druzya.docx664.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

на тему

«Пернатые друзья»

Воспитатель: Крец С. Г.

с. Кулунда

2021г

Тема: «Пернатые друзья»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Образовательная: формировать представление детей о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки.

Развивающая: развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность.

Воспитательная: формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке. Беседа о птицах.                                                                                                                            

Словарная работа: древесная, пернатые,  вредители.

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация, картинки синички и воробья(на каждого ребёнка), пёрышки, нагрудные знаки «Знатоки птиц» (на каждого ребёнка), два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца, кукушки).

Методы и приёмы: наглядный, словесный.

Ход занятия:

Организационный момент:

«Каждый, каждый, каждый день                                                                                                            Нам здороваться не лень,                                                                                                             Мы пожмём соседу руку,                                                                                           Улыбнёмся мы друг  другу».

Основная часть:

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром иду я на работу и вижу на нашей кормушке лежит (показ пёрышка) пёрышко.

Интересно, кто же это нам привет оставил?  

Вы сами догадались, что мы сегодня будем говорить о птицах. А вы знаете, что птиц называют «Пернатые друзья»? Как вы понимаете слово «Пернатые»?                                                                                                          Дети: Это те, у которых есть перья.

Воспитатель: Ребята,  наши пернатые друзья предлагают нам  игру- викторину «Загадки - Отгадки».  Вы любите отгадывать загадки?                                                                                                                                                       Дети: Да.                                                                                                                       Воспитатель:  Давайте сейчас проведём викторину. Для начала вам нужно разделиться на две команды (дети вытягивают карточки с изображением воробья и синички).  

Воспитатель: Вот, ребята, у нас с вами и получилось две команды: одна команда -  «Синички», вторая -  «Воробьи». Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания викторины. Выиграет та команда, которая наберёт больше пёрышек.                                     1задание: Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующую картинку.                                                                                                                                                     Она летает, мошек ловит,                                                                                      Гнездо из глины строит.                                                                                                                 Коль летает высоко,                                                                                                                                               Значит дождик далеко,                                                                                                               Если же летает низко,                                                                                             Это значит - дождик близко.                                                                                  Ребята, что это за птица? (ответы детей).                                                                                           Воспитатель: Да, правильно, это ласточка, (получают пёрышко). Рассмотрите картинку  и скажите, какой окрас у ласточки? (ответы детей).                                                                                                                        Воспитатель: Ребята, чем питаются ласточки? (ответы детей) .                                                                                                                                                                          Скажите, а вы знаете,  где ласточки  строят гнёзда? (ответы детей).                                                                                                   Воспитатель: Ласточки строят гнёзда под крышей домов и под берегом копают норки. Ласточка очень редко садится на землю и свою пищу ловит в процессе полёта. Птица обладает удивительной памятью.                                                  Воспитатель: Ребята, скажите, ласточка- зимующая птица?                                                                         Дети: Нет, перелётная.                                                                                                             Воспитатель: Молодцы, ребята!                                                                                                    Продолжаем нашу викторину.                                                                                                  2 задание: Слушайте следующую загадку и найдите соответствующую картинку.                                                                                                                                                         Известно с давних нам времён,
Что эта птица – почтальон.
 
Дети : Голубь.                                                                                                                                                                          Воспитатель: Правильно, это голубь. (получают пёрышко).                                              Ребята, рассмотрите внимательно картинку.                                                                              Расскажите, какой окрас у голубя? (ответы детей).                                                                                        Чем питаются голуби? (ответы детей).                                                                   Воспитатель:  Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Так же, голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. Голубь- символ мира и дружбы.  А веточка в клюве у голубя означает, что он несёт добрую весть о мире и дружбе.                                                           Воспитатель:   Голубь -это зимующая птица?                                                                                  Дети: Да.                                                                                                                                                                                     Воспитатель: Молодцы, ребята!                                                                                                          3 задание: Ребята, послушайте следующую загадку и найдите соответствующую картинку.                                                                                                                    

Я зимой люблю кормушки,                                                                                                     Как на ёлочках игрушки,                                                                                                 Если поклевать хочу,                                                                                                                   От одной к другой лечу.                                                                                              Желтогрудая я птичка,                                                                                                                   И зовут меня…
Дети: Синичка.                                                                                                     Воспитатель: Молодцы! Правильно, это синица.(получают пёрышко). Ребята, рассмотрите внимательно картинку.                                                         Расскажите , какой окрас у синицы?(ответы детей).                                                                      Воспитатель: Скажите, а чем питается синица? (ответы детей).                                                           Воспитатель: Синица очень прожорливая птица - ест она в течении дня почти непрерывно,  даже в том случае ,если не голодна. Зимой синицы находятся поближе к людям, а летом улетают в лес и питаются там жуками, бабочками.  Только у синицы цепкие лапки.                                                                                                                                           Воспитатель: Синица- зимующая птица?                                                                             Дети: Да.                                                                                                                                        Воспитатель: Правильно, молодцы!                                                                                                           Воспитатель: Давайте превратимся в синичек и немного поиграем.

Физкультминутка: «Скачет  шустрая синица».                                                      Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)                                                                                                                                          Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)                                                                                                                                                                                         Прыг - скок, прыг - скок, (прыжки на правой ноге)                                                                                                                         Завертелась как волчок (кружится на месте)                                                                                                                  Вот присела на минутку, (  присели)                                                                                                                                                                                              Почесала клювом грудку, (встали наклоны головы вправо, влево)                                                                                                                      И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге)                                                                               Тири - тири (прыжки на правой ноге)                                                                                                                                    Тень - тень - тень! ( прыжки на двух ногах)                                                                                                                             Молодцы,  ребята , вот мы и отдохнули!                                                                                  4 задание: Ребята, послушайте следующую загадку и найдите соответствующую картинку.                                                                           Зимой на ветках яблоки!                                                                                                                                 Скорей их собери.                                                                                                                                                           И вдруг вспорхнули  яблоки,                                                                                                                              Ведь это - ........                                                                                                                                            Дети: Снегири.                                                                                                                              Воспитатель: Молодцы, это снегирь.(получают пёрышко).                                  Рассмотрите внимательно картинку.                                                                                  Скажите,  какой окрас у снегиря?  (ответы детей).                                                                       А чем питаются снегири? ( ответы детей). Молодцы!                                                                                                                                Воспитатель: Ребята, а вы знали , что эти птички очень приятно поют. Ещё на дне  клюва у них располагаются специальные  пищевые мешочки, с помощью которых птицы приносят еду своему потомству.                                           Воспитатель: Как вы думаете, слово «снегирь» связанно со словом снег? (ответы детей).                                                                                                     Воспитатель: Да, ребята, можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Значит, снегирь - зимующая птица?                                                                                                                                Дети: Да.                                                                                                                                                                                           Воспитатель: Молодцы, ребята, справились.                                                                                                                Продолжаем нашу викторину.                                                                                          5. Послушайте следующую загадку и найдите соответствующую картинку.                                                                                                                                   На гуся похож он даже,                                                                                                                           Ходит плохо неуклюже  Хорошо  летает в небе                                                                                                                               Длинношеий, белый                                                                                                                                                                                   Дети: Лебедь                                                                                                                                                       Воспитатель: Правильно, это лебедь. (получают пёрышко).                                                                                                      Рассмотрите картинку, скажите, какой окрас у лебедя? (ответы детей).                                                                                Воспитатель: Чем питаются лебеди? (ответы детей).                                                                                         Воспитатель: Ребята, послушайте у лебедей прекрасное зрение, которое помогает им добывать пищу и защищаться от врагов. Лебедь своим сильным ударом крыла может нанести существенный вред врагу, даже убить не крупного хищника.  Лебедь - зимующая птица?                                                                                                               Дети: Нет, перелётная                                                                                                                                                     Воспитатель: Ребята, лебедь приготовил вам игру: Дидактическая игра : «Найди тень».                                                                                                                                                                           6 задание:  Послушайте ещё одну загадку , скажите  и покажите про кого эта загадка .                                                                                                                             Всё время стучит,                                                                                                      Деревья долбит                                                                                                                               Но их не калечит,                                                                                                                             А только лечит?                                                                                                                       Дети: Это дятел.                                                                                                                                             Воспитатель:  Правильно, ребята.  (получают пёрышко).  Рассмотрите внимательно картинку и расскажите всё, что вы знаете об этой птице.                                                                                                                  Ребята, а почему дятлы стучат по дереву?                                                                                                                                  Дети: Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до насекомых .                                                                                                                   Воспитатель:  Ребята, а чем питается дятел? (ответы детей).                                  У дятлов мощный клюв, которым они долбят деревья для создания дупла. Дятел своим хвостом упирается в дерево и благодаря своему длинному, чёрному, липкому языку, извлекает насекомых.                                                                 Воспитатель:  Скажите, дятел зимующая птица?                                                                                                                    Дети: Да. зимующая.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?                                                                                                                       Дети: Перелётные.                                                                                                            Воспитатель: Назовите перелётных птиц?  (ответы детей).                                         А как называются птицы, которые остаются зимовать?                                                                                                        Дети: Зимующие.                                                                                                      Воспитатель: Назовите зимующих птиц? (ответы детей).                                                                                                                    Воспитатель: Почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать? (ответы детей).   Да, правильно. Для перелётных птиц зимой не будет корма, они кормятся насекомыми. Летят птицы в тёплые края, где тепло и есть пища. Вы же знаете, что с помощью крыльев птицы летают, а хвост помогает им рулить. Перья и пух помогают  им пережить холод.  Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей).   Заключительная часть:                                                                                                    Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все  пёрышки и узнать, какая команда у нас выиграла,(считаем вместе с детьми). У нас получилось одинаковое количество пёрышек. Победила «Дружба». (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»).                                                                                              Воспитатель:                                                                                                                                         Все загадки отгадали                                                                                                                              И немножко мы устали.                                                                                                                     Отдыхать нам всем пора,                                                                                                           Но, чем закончилась игра?                                                                                                     Про каких птиц, мы сегодня говорили? (зимующих и перелётных).                                                                           А сейчас мы и посмотрим как вы усвоили:  какие птицы перелётные, какие зимующие.  Предлагаю вам сыграть  в игру Подвижную игру : «Зимующие и перелётные птицы».

 Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Берегите животных!».

Познакомить детей с праздником «Днем защиты животных» – 4 октября. Обобщать знания детей о животных нашей планеты. Развивать у детей познавательный интерес к жизни жив...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Полицейский»

Цель: Ознакомить с деятельностью полицейского,  расширение представления детей о разнообразии специальностей этой профессии....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Тур по Сахалину»

В работе приведено описание НОД,  направленной на формирование  знаний у детей о коренном  народе севера Сахалина....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в младшей группе по ознакомлению с окружающим миром с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Осень».

Конспект непосредственно – образовательной деятельностив младшей группепо ознакомлению с окружающим миромс использованием технологии проблемного обученияна тему: «Осень»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы".

Образовательные задачи: 1. Закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; 2. Закреплять знания о народном костюме ; 3. Тренировать память и внимание; 5. Ст...

Организация непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Профессии людей».

Организациянепосредственно образовательной деятельностив старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«Профессии людей»....