Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):
    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

    Чеботарь Анастасия Георгиевна

    Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи и закономерности в природе. Воспитывать интерес к произведениям о зиме.

    Материалы: картинки с изображением зимы и лета, схема образования снежинки.

                      
    1. Организационный момент.

    Дети стоят в кругу.

    -Ребята, предлагаю немного попутешествовать.

    Закройте глаза и покружитесь вокруг себя:

    Раз-два-три – покружись

    В центр круга повернись!

    Показать картинку с изображением лета.

     

    -Какое время года изображено на картинке?

    -А вы знаете, что на Земле есть такие места, где всегда лето?

     

    -А теперь опять закройте глаза.

    Раз-два-три – покружись

    В центр круга повернись!

    Показать картинку с изображением зимы. 

     

    -Какое время года вы видите?

    -А есть и места, в которых круглый год зима.

    -А у нас с вами какое время года целый год? (Ответы детей.)

    Правильно, нам с вами повезло. Мы можем любоваться всеми временами года: и зимой, и весной, и летом, и осенью.

    2. Основная часть.

    Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение», а заканчивать по очереди мы будем одно и то же предложение: «Только зимой ….»

    -Вот вы сказали, что зимой много снега. Много снега – это много снежинок. А знаете ли вы, как образуются снежинки? (Рассматривание схемы образования снежинки.)

    -Высоко-высоко в небе находятся крохотные кристаллики льда. Они намного меньше снежинок. Как только кристаллики попадают в тучу, они соединяются друг с другом и превращаются в снежинку. Снежинка становится достаточно тяжёлой, чтобы упасть на землю. Летит она очень медленно, и за то время пока летит, снежинка изменяется несколько раз: то подтаивает, то соединяется с другими кристаллами и становится ещё больше. Среди прилетевших на землю снежинок мы не найдём ни одной одинаковой. Но у всех них будет по 6 лучиков. Вот попробуйте найти во время снегопада 2 одинаковых снежинки и посмотрим, что из этого выйдет!

    -Куда не посмотришь зимой, всё вокруг белым-бело. Кажется, что вся жизнь в природе остановилась. Неужели (Ответы детей.)

    -Вы правы, природа зимой не погибает, а лишь засыпает глубоким сном. Это можно увидеть на примере деревьев. Посмотрите, я принесла в группу ветку дерева. (Рассматривание ветки с почками.) Как вы думаете, что будет, если поставить ветку в воду и оставить в тепле? (Ответы детей.)

    -Сколько длится зима по времени? (Ответы детей.)

    -Мудрый русский народ придумал о каждом месяце пословицы и поговорки. Давайте вместе подумаем и объясним их значение.

    Декабрь год кончает, а зиму начинает.

    В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

    Январь – месяц ярких звёзд, белых троп, синих льдов.

    Январь – году начало, зиме середина.

    Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

    В феврале два друга – мороз да вьюга.

    -Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер.

    Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой её описал К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи-зимы».

    «Проказы старухи-зимы» Константин Ушинский.

    Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

    Подула зима холодом, подорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

    Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгающий, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.

    Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.

    - Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.

    Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да ещё мороз кличут: "Приди-ка пособить!" Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь.

    Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. С крыш зимние слёзы закапали... видно, весна недалеко!

     -Понравился рассказ? Ребята, а чем зима удивила вас?

    3. Заключительная часть.

    -Что интересного вы сегодня узнали?

    -Что понравилось больше всего?

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим и развитию речи по теме: «Наша Родина - Россия».

    Задачи:Обобщить и систематизировать знания детьми названий российских городов, рек, народных промыслов, праздников. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Формировать уважительное отношение к государс...

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой Тема «Детские писатели – Н. Носов, Е. Чарушин»

    1. Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». 2. Задачи:1. Художественная литература. Познакомить дете...

    Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».

    Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой на тему: М. Пришвин «Золотой луг».

    Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой, который познакомит детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». На этом занятии дети знакомятс...

    Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

    Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миромТема «Удивительные открытия» Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: сформироват...