Кружок дополнительного образования для детей старшего возраста "Эрудит"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Веселова Жанна Евгеньевна

План-программа дополнительного кружка в ДОУ по математическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_erudit.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск

Костромской области  «Детский сад № 2 «Солнышко»

Утверждена:

Приказом МБДОУ  «Детский сад  №2  «Солнышко»

от «31» августа  2021 г. № 94

Заведующий _______ О.В.Балакирева

«31»  августа 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста

 «Эрудит»

для детей: 6-7лет

срок реализации:  1 год

Автор: Веселова Жанна Евгеньевна, воспитатель

Костромская область, г. Волгореченск 2021 г.

Паспорт программы

Полное название программы

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста «Эрудит» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 2 «Солнышко»

Цель программы

Формирование и развитие основ логического мышления

Задачи программы

  • Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Формировать общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  • Формировать индивидуальные творческие способности личности.
  • Развивать логическое мышление
  • Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников.
  • Развивать память, внимание, творческое воображение.
  • Развивать умения элементарного самоконтроля
  • Воспитывать целеустремленность, настойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений
  • Воспитывать умение выстраивать взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

Ожидаемые результаты

Освоение программы, участие в конкурсах

Территория, представляющая программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области «Детский сад № 2 «Солнышко»

Автор программы

Веселова Жанна Евгеньевна

Руководитель проекта

Заведующий Балакирева Ольга Владимировна

Участники программы

Дети 6 -7 лет

Место проведения

МБДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко»

Сроки реализации

1 год

Источники финансирования

Платные образовательные услуги

Почтовый адрес

организации

156901 Костромская область город Волгореченск ул. Им. 50-летия Ленинского Комсомола, 27

Телефон (факс)

т/ф.  (49453) 3-46-60

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                                             

1.1.  Направленность дополнительной образовательной программы                                                                                                      

1.2.Новизна                    

1.3. Актуальность

1.4. Педагогическая целесообразность

1.5. Цель и задачи программы                                                                                                1.6. Принципы построения программы                                                                                    

1.7. Отличительные особенности данной программы.                                                                                                                                                      

1.8. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программе

1.9. Сроки реализации программы.                                                                                          

1.10. Формы и режим занятий.                                                                                                                                                                                            

1.11. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности                                                                                                          

1.12.  Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы                                                      

2. Учебно- тематический план.

2.1. Учебный план.                                                                                                                    

2.2.Тематическое планирование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3. Оборудование и материалы                                                                                              

4. Список использованной литературы                                                                                    

  1. Пояснительная записка

«Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления».

А. З. Зак

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет развитие логического мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Анализ - это процесс, расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними.

Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнить выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий.

Обобщение - процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребенку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки.

Классификация – это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить детей называть группы предметов обобщающими словами или наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.

Дедуктивным называется умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым. Правила дедуктивного вывода определяются характером посылок, которые могут быть простыми (категорическими) и сложными суждениями.

Индуктивными называют умозаключения, в которых из единичных или частных суждений выводятся общие суждения.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.  Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке.

Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.                                                                                                  

Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.                                                                                              

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.  

   

1.1.  Направленность дополнительной образовательной программы.   

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

1.2.Новизна программы.

Новизна программы состоит:

  • В использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей основ логического мышления.
  • В использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения;
  • Занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

1.3 Актуальность:

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений на основе эвристических методов. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и поэтому особенно актуальна.

1.4. Педагогическая целесообразность.

Знания -  не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственном развитии, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем.

Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника, совершенствовать многие психические процессы, начальные формы волевого управления поведением, что, в конечном итоге, обеспечивает более комфортное вхождение детей в учебный процесс обучения в школе.                                                                                        

Занятия по данной программе способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои возможности.

1.5. Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование и развитие основ логического мышления

Задачи программы:

  • Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Формировать общеучебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  • Формировать индивидуальные творческие способности личности.
  • Развивать логическое мышление
  • Развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников.
  • Развивать память, внимание, творческое воображение.
  • Развивать умения элементарного самоконтроля
  • Воспитывать целеустремленность, настойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений
  • Воспитывать умение выстраивать взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

1.6. Принципы построения программы  

                                                                                 

1.7.Отличительные особенности данной программы

Дополнительная образовательная программа «Эрудит» - это своеобразный ускоренный курс подготовки ребенка к школе в увлекательной игровой форме. В течение года дошкольникам посредством игры предоставляется возможность раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, проявить свою индивидуальность, научиться работать в подгруппе и паре.

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

1.8. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана для детей 6 -7 лет.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это период активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок задает много вопросов про то, как устроен человек, про работу различных механизмов, про явления природы ... Уже к концу дошкольного возраста все дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям. Всех детей привлекают кроссворды, головоломки, упражнения и задачки, в которых нужно подумать. Конкретные, разрозненные, ещё очень мало осознаваемые впечатления детей об окружающей действительности становятся все более ясными, четкими и обобщенными. У детей появляется осмысление реальности, целостное восприятие, возникают зачатки мировоззрения.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций.  

В возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения. Данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Особенности развития мышления в старшем дошкольном возрасте:

- ребенок решает мыслительные задачи в представлении

- мышление становится внеситуативным;

- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

- возникают попытки объяснить явления и процессы;

-экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

-складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Наблюдение тех или иных явлений, собственный опыт действий с предметами позволяют старшим дошкольникам уточнять представления о причинах явлений, приходить путем рассуждений к более правильному их пониманию.

К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.

1.9. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

(продолжительность образовательного процесса, этапы)

Дополнительная образовательная программа «Эрудит» рассчитана на 1 год обучения с октября по май.

1.10. Формы и режим занятий

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине дня. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Программа рассчитана на 32 занятия в год.

Используются групповая и индивидуальная форма работы.

Количество детей, занимающихся по программе дополнительного образования «Эрудит» - 10 человек.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Методы и приемы:

  • Словесные (объяснение, указание, чтение)
  • Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
  • Практические (упражнения, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование)
  • Информационно-  коммуникативные (презентации, интерактивные игры)

В ходе занятий используется занимательный материал математического содержания (ребусы, лабиринты, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, логические задачи, дидактический материал и др.)

1.11. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы.

По итогам реализации программы дети должны:

Владеть приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Владеть общеучебными умениями и навыками (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, по клеткам.

Проявлять индивидуальные творческие способности личности.

Проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, уметь   выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

Ребенок владеет основными логическими операциями.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

Способен объединять и распределять предметы по группам.

Свободно оперирует обобщающими понятиями.

Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.

Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Может при помощи суждений делать умозаключения.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:

Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.

Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

1.12.Формы подведения итогов реализации программы.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является участие в интеллектуальных конкурсах различного уровня, проведение математического ринга с участием родителей.

2.Учебно – тематический план

2.1. Учебный план

    Содержание рабочей    учебной программы

Объем учебной нагрузки по программе

(количество занятий)

Количество часов

Педагогическая диагностика

2

1 час

Анализ, синтез

2

 1 час

Сравнение

4

2 часа

Классификация

5

2.5 часа

Закономерности

6

3 часа

Умозаключения

6

3 часа

Пространственное мышление

6

3 часа

Итоговое занятие «Математический ринг

1

0.5 часа

Всего:

32

16 часов

2.2.Тематическое планирование

Месяц

                                 

Темы занятий, содержание

Задачи

Октябрь

1. Педагогическая диагностика

Выявить исходный уровень развития познавательных процессов у детей, корректировка содержания программы.

2. Анализ, синтез.

  • Упражнения и игры

1. «Закрась фигуры, из которых нарисована кошечка»;

2. «Четвертый лишний»;  

3.  «Разрезные картинки»;

4. «Вставь нужную картинку в пропущенную клетку».

5.Блоки Дьенеша

Знакомить детей с понятием «признак предмета», упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов, проводить простейший анализ и синтез; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание.

3.Анализ, синтез.

  • Упражнения и игры

1. «Закрась фигуры, из которых нарисована машина»

2. «Найди общий признак»

3. «Найди фрагменты картинки и закрась их»

4.Блоки Дьенеша

Упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов, проводить простейший анализ исинтез; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание.

4. Сравнение

  • Упражнения и игры

1. «Найди контур предмета»;

2. «Найди пары»;  

3. «Найди 10 отличий»;

4. «Сделай все предметы одинаковыми».

5.Игра «Танграм»

Учить устанавливать сходство и различия предметов по существенным и несущественным признакам; развитие развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Ноябрь

5. Сравнение.

  • Упражнения и игры

1. «Найди Буратино, который отличается от других»

2.  «Больше, меньше, равно»

3. «Найди 10 отличий»;

4. «Сделай все предметы одинаковыми»

5.Игра «Колумбово яйцо»

Учить устанавливать сходство и различия предметов по существенным и несущественным признакам; развитие развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание.

6. Сравнение.

  • Упражнения и игры

1. «Найди предмет, который не подходит к остальным»

2. «Найди точно такой же предмет, как на образце»

3. «Найди два одинаковых предмета»

4. «Дорисуй фигуры»

5. Игра «Колумбово яйцо»

Учить устанавливать сходство и различия предметов по существенным и несущественным признакам; развитие развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

7. Сравнение.

  • Упражнения и игры

1. «Найди пары и обведи их одним цветом»

2. «Как изменилась фигура?»

3. «Реши примеры, пользуясь подсказкой, нарисуй ответ»

4. «Подбери ключ к замку»

5. Игра «Пифагор»

Учить устанавливать сходство и различия предметов по существенным и несущественным признакам; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

8. Классификация

  • Упражнения и игры

1. «Подбери пары по смыслу»

2. «Раздели предметы на группы»

3. «Найди лишнюю фигуру»

4. «Найди общее по заданным признакам»

5.Игра «Пифагор»

Учить классифицировать предметы: относить их к определенным группам, называть группу предметов обобщающим словом, выделять «лишний» предмет, называть признак, объединяющий все предметы, или противопоставляющий их; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Декабрь

9. Классификация

  • Упражнения и игры

1. «Подбери пары по смыслу»

2. «Какая фигура лишняя»

3. «Определи общий признак предметов»

4. «Заполни таблицу»

5. Палочки Кьюзенера

Учить классифицировать предметы: относить их к определенным группам, называть группу предметов обобщающим словом, выделять «лишний» предмет, называть признак, объединяющий все предметы, или противопоставляющий их; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

10. Классификация

  • Упражнения и игры

1. «Найди лишний предмет»

2. «Найди предметы с противоположными свойствами»

3. «Соотнеси предметы»

4. Палочки Кьюзенера

Учить классифицировать предметы: относить их к определенным группам, называть группу предметов обобщающим словом, выделять «лишний» предмет, называть признак, объединяющий все предметы, или противопоставляющий их; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать  усидчивость, старание

11. Классификация

  • Упражнения и игры

1. «Найди предметы, которые не подходят к остальным»

2. «Найди и раскрась одинаковые листочки. Подумай, в какие группы можно объединить остальные листья»

3. «Что кому нужно?»

4. Раскрась в соответствии с цифрой

Учить классифицировать предметы: относить их к определенным группам, называть группу предметов обобщающим словом, выделять «лишний» предмет, называть признак, объединяющий все предметы, или противопоставляющий их; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать  усидчивость, старание

12. Классификация

  • Упражнения и игры

1. «Подбери пары по смыслу»

2. «Какая фигура лишняя»

3. «Заполни таблицу. Нарисуй предметы и раскрась в нужные цвета»

4. Раскрась в соответствии с цифрой

Учить классифицировать предметы: относить их к определенным группам, называть группу предметов обобщающим словом, выделять «лишний» предмет, называть признак, объединяющий все предметы, или противопоставляющий их; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Январь

13. Закономерности

  • Упражнения и игры

1. «Найди закономерность и заполни пустые квадраты»
 2. «Расположи предметы разными способами»

3. «Что сначала, что потом»

4.  «Найди данное сочетание предметов»

5. Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

14. Закономерности

  • Упражнения и игры

1. «Найди закономерность и продолжи рисунок»

2. «Расположи предметы разными способами»

3. «Что сначала, что потом»

4. «Продолжи ряд»

5.Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать   внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

15. Закономерности

  • Упражнения и игры

1. «Найди закономерность и заполни пустые квадраты»

2. «Найди закономерность и вставь пропущенные фигуры»

3. «Что сначала, что потом»

4. «Пуговицы»

5.Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

16. Закономерности

  •       Упражнения и игры

1. «Найди закономерность и продолжи цепочку»

2. «Что сначала, что потом»

3. «Расположи предметы разными способами»

4. «Какой фигуры не хватает?»

5.Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Февраль

17. Закономерности

  • Упражнения и игры

1. «Найди закономерность и заполни пустые квадраты»
2. «Выяви закономерность и закрась лишний предмет в каждом ряду»

3. «Бусы»

4. «Рассели жильцов»

5.Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать   внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

  • 18. Закономерности
    Упражнения и игры

1. «Раскрась кружки под цифрами»

2. «Какой фигуры не хватает?»

3. «Продолжи ряд»

4. «Найди закономерность и раскрась коврик»

5.Соедини по точкам

Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов; развивать   внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

19. Умозаключения

  • Упражнения и игры

1. «Подбери картинку»

2. «Закончи предложения»

3. Решение логических задач

4.  Ребусы

5.Блоки Дьенеша

 Учить делать умозаключения по аналогии, решать логические задачи; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

20. Умозаключения

  • Упражнения и игры

1. «Подбери картинку»

2. Решение логических задач

3.  Ребусы

4.«Что не так?»

5. Блоки Дьенеша

  Учить делать умозаключения по аналогии, решать логические задачи; рассуждать; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Март

21. Умозаключения

  • Упражнения и игры

1. «Подбери картинку»

2. «Закончи предложения»

3. Решение логических задач

4. Ребусы

5. Палочки Кьюзенера

 Учить делать умозаключения, рассуждать; решать логические задачи; рассуждать; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

22. Умозаключения

  • Упражнения и игры

1. «Закончи рассуждение»

2. «Нелепицы»

3. Решение логических задач

4. Ребусы

5. Придумай сам

Учить делать умозаключения, решать логические задачи; рассуждать; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

23. Умозаключения

  • Упражнения и игры

1. «Чего на свете не бывает?»

2. «Измени высказывание так, чтобы оно стало верным»

3. Решение логических задач

4.Ребусы

5. Придумай сам

Учить делать умозаключения, решать логические задачи; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

24. Умозаключения

  • Упражнения

1. «Правильно ли рассуждают дети?»

2. «Продолжи предложение»

3. «Решение логических задач»

4. Ребусы

5. Придумай сам

 Учить делать умозаключения, решать логические задачи; рассуждать; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Апрель

25.Пространственное мышление

  • Упражнения

1. «Найди дорогу к домику, пользуясь подсказками»

2. «Найди номера фигур в рамках»

3. «Какой улов достался каждому рыбаку?»

4. «Назови предмет, который находится за, под, между, снизу, сверху, справ, слева от..»

5.Лабиринты

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

26.Пространственное мышление

  • Упражнения и игры

1. «Измени фигуру»

2. «Кто спрятался?»

3. «Игры со счетными палочками»

4. «Раскрась фигуру так, чтобы одинаковые фигуры не соприкасались друг с другом»

5.Лабиринты

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

27.Пространственное мышление

  • Упражнения и игры

1. «Подбери заплатку»

2. «Собери кубики»

3. «Какой вид сверху соответствует данной фигуре»

4. «Чью фотографию разглядывают гномики»

5.Графический диктант

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

28.Пространственное мышление

  • Упражнения и игры

1. «Сосчитай, сколько кубиков потребовалось для каждой фигуры»

2. «Преврати фигуру в предмет»

3. «Раздели фигуры на детали домино»

4.  «Игры со счетными палочками»

5. Графический диктант

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

Май

29.Пространственное мышление

  • Упражнения и игры

1. «Найди фотографию друзей»

2. «Найди кубик, который вывалился из постройки»

3. «Раздели шоколадку для друзей»

4. «Какая фигура получится?» (вырезание)

5.Графический диктант

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

30.Пространственное мышление

  • Упражнения и игры

1. «Найди развертку кубика»

2. «Найди постройки из одинакового количества кубиков и раскрась их одинаково»

3. «Соедини линиями разрезанные части пирамид»

4.  «Какая фигура получится?» (вырезание)

5.Графический диктант

Учить устанавливать связи и отношения между объектами в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику; воспитывать усидчивость, старание

31. «Математический ринг» с участием родителей

Закрепление изученного материала. Демонстрация знаний, умений и навыков детей.

32. Педагогическая диагностика

Выявить   конечный уровень развития познавательных процессов у детей.

3 . Оборудование и материалы

Экран, проектор, ноутбук; мольберт, игры «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Танграм», сюжетные и предметные картинки, наборы геометрических фигур, счетные палочки, цветные и простые карандаши, листы с заданиями, тетради в клетку.

4. Список использованной литературы

1. Александр Лекомцев «Развиваем логику», «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.

 2. Т.В. Сорокина, С.В. Пятак «Изучаем фигуры», «Эксмо» Москва 2011г.

3. В.Г.Голубь «Тренажер по математике для детей 6-7 лет», «Метода» Воронеж 2014г.

4.  О.А. Реуцкая, «Логические задачки», «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.

 5. «Большая книга заданий и упражнений для детей», ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.

6. «Вся дошкольная программа. Мышление», Росмэн-Пресс, Москва 2006 г.

7. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», «Детство – пресс», Санкт-Петербург, 2002 г.

8. http://www.7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/1004-zadaniya-na-razvitie-logiki-u-detej-6-7-let.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей старшей группы (5-6 лет) "Умные пальчики"

Данная программа предназначена воспитателям детских садов по развитию у детей 5-6 лет мелкой моторики...

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»

Программа дополнительного  образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы по художественной направленности (кружок «Волшебные ладошки»)

Содержание.Целевой раздел.1. Пояснительная записка.2. Особенности программы.3. Цель программы.4. Основные задачи.5. Особенности возрастной группы.Содержательный раздел.1. Основные способы и формы рабо...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

ПРОГРАММА КРУЖКА дополнительного образования для детей старшей группы «Творческое развитие детей»

ПРОГРАММА КРУЖКА дополнительного образованиядля детей старшей группы«Творческое развитие детей»           Программу составила:Павленк...