Конспект итогового интегрированного занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну математики".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект итогового интегрированного  занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну математики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

                                                                         Подготовила и провела: Корюкина Е.Г.,

                                                               воспитатель первой квалификационной категории.

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Задачи: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические на сложение и вычитание в пределах 10; закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение называть дни недели и «соседей» дня и числа; развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: спереди, сзади, слева, справа, сверху, внизу.

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: блоки Дьенеша, «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу»; дидактические игры: «Живая неделя», «Смешные человечки», «Покажи животное» или «Кто внимательный».

Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики; модель недели (цветные карточки); геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; числовые карточки от 1 до 10 с буквами на обратной стороне; числовой веер, наглядный материал для решения арифметических задач; картонные медали «Юному математику», шоколадные конфеты.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей...»

В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо». Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим...»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве- государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно назвать кодовое слово, чтобы открылась дверь в волшебную страну цифр. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Называние кодового слова (Приложение 1).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно назвали кодовое слово, закройте глаза (звучит таинственная музыка), и вот мы с вами очутились в математической стране.

А вот за кодовым замком первое задание: на сосудах с водой стерты цифры. Мы должны определить: сколько воды в каждом сосуде и восстановить стертую цифру.

Определение количества воды в каждом сосуде (Приложение 2).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все сделали правильно! А вот и следующее задание: перепутаны дни недели, нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого вам понадобятся цветные карточки».

Дидактические игры «Живая неделя», «Назови соседей» (Приложение 3).

Воспитатель: «Молодцы, ребята. А сейчас вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Задание «Построй город из геометрических фигур» (Приложение 4).

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Возьмите, пожалуйста, карточку, и в соответствии с изображением на ней, займите место на стуле.

Дидактическая игра «Займи свое место» (Приложение 5).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все правильно заняли свои места._Сейчас нам предстоит вспомнить, какому количеству предметов соответствует определенная цифра».

Дидактическая игра «Посчитай и покажи» (Приложение 6).

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы хорошо считаете и знаете , что у каждого количества предметов есть своя цифра. А сейчас немного поиграем».

Игровое задание с хлопками (Приложение 7).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все ловкие и внимательные! А теперь снова в путь. Нам предстоит ответить на математические вопросы».

Математические вопросы (Приложение 8).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10. Если вы правильно расставите числа, то мы узнаем пароль, сможем его прочесть и вернуться домой»

Дидактическая игра «Выложи числовой ряд» (Приложение 9).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10. Если вы правильно расставите числа, то мы узнаем пароль, сможем его прочесть и вернуться домой».

Воспитатель: «Ребята, закройте глаза. (Звучит волшебная музыка). Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь и в качестве наград ы присылает им конфеты и золотые медали с надписью

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям».

Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».

Воспитатель вручает детям медали и конфеты.

Используемая литература:

В. П. Новикова «Математика в детском саду» (Старшая группа) - М. Мозаика-Синтез, 2003 Л. С. Метлина «Занятие по математике в детском саду», изд-во Просвещение, 1985 г.

Приложение:

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

  1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: стер цифры с сосудов с водой, перепутал дни недели, разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Он так перепутал все цифры, что число 10 никак не получается! Этот двоечник решил задачи с ошибками и испортил числовой ряд!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

  1. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся».

Дидактические игры:

«Ручеек»

Цель: закреплять знания детей о составе числа 10.

Материал: числовые карточки от 1 до 10 в двух экземплярах.

Ход: двое детей (ведущих) берутся за руки, образуя воротца, в руках у них число 10. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого цифры от 1 до 10. По сигналу воспитателя «Ручеек в воротца» дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число, например: 5 и 5; 3 и 7; 6 и 4; 8 и 2; 1 и 9;

«Покажи соседей»

Цель: закреплять умение детей называть «соседей» числа.

Материал: числовые карточки от 1 до 10.

Ход: воспитатель говорит: «Цифра «5», покажи своих «соседей». Ребенок с цифрой 5 находит «соседей» и они встают по порядку.

Игровое задание со счетными палочками.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные папочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

  1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
  2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
  3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
  4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
  5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
  6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
  7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
  8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
  9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
  10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5 треугольников).
  11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
  12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6 треугольников).

Математические вопросы.

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход задания: Дети выстраиваются в полукруг и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

  1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько лап у двух собак? (8)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)

10..Сколько спинок у трех свинок? (3)

11.Сколько хвостов у двух котов? (2)

12.Сколько        животиков у пяти бегемотиков? (5)

13.Сколько        рогов у двух быков? (4)

14.Сколько        у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)

15.Сколько        задних лап у двух зайчат? (4)

16.Сколько        домишек у ста муравьишек? (1)

Игра «Что, где?»

Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.

Материал: мяч.

Ход: игра проходит в кругу с мячом. Воспитатель берет мяч, бросает одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и становится ведущим.

Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д. Игра проходит в быстром темпе.                                    

Составление и решение арифметических задач.                                                                      Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).                                                                                  Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.                                           Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).                                                          6+3 - в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?       4+5 (рыбки) - в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?      10-6 (яблоки) — в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?                     2+8 (грибы) - на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов? 10-5 (морковки) - на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?                                                                                                                                         Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».

Дидактические игры: «Живая неделя», «Назови соседей».

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.

Материал: семь цветных картонных листов размером А5.

Ход игры: семь цветных карточек перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому-либо дню недели:

понедельник - фиолетовый,

вторник - синий,

среда - голубая,

четверг - зеленый,

пятница - желтая,

суббота - оранжевая,

воскресенье - красное.

Дети берут по одной карточке.

Воспитатель обращается к детям: «Неделя, стройся!»

Выстраиваются в указанном порядке.

Воспитатель: «Назовите свой день недели!»

Называют свой день недели.

Дети, которым не хватило карточек, по очереди обращаются к «неделе». Например: «Вторник, топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда); пятница, хлопни в ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота); воскресенье, подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник); суббота, помаши рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье)».

Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход работы: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Игра «Кто самый внимательный и ловкий»

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков); развивать внимание и быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества.

Ход игры: воспитатель объясняет детям правила игры: дети ходят по залу и внимательно слушают и считают хлопки воспитателя, потом быстро собираются в группы в соответствии с количеством хлопков. Побеждают те дети, которые ни разу не остались вне группы, т.е. самые внимательные и ловкие.

Прохождение пароля на выход из волшебной страны.

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд, читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой - буквы.

Ход игры:

- Случай странный,

Случай редкий,

Цифры в ссоре,

Вот те на!

Со своей стоять соседкой,

Не желает ни одна,

Нужно цифры помирить,

И их строй восстановить.

карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети одновременно подходят и берут по одной карточке, держат их в руках перед грудью и выстраиваются по порядку от 1 до 10, после чего воспитатель просит детей перевернуть карточки другой стороной. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).