Мастер-класс "Математические дидактические игры для старших дошкольников"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Гордеева Светлана Леонидовна

Цель: Повышение профессионального уровня  и компетентности педагогов дошкольного  образования, повышение творческого потенциала педагогов, распространение актуального педагогического опыта.

Задачи:

- Систематизировать знания педагогов о формировании элементарных

математических представлений дошкольников через математические игры;

- Активизировать профессионально-личностное развитие педагогов;

- Развивать творческую инициативу педагога;

- Вызвать интерес к развивающим играм, желание применять его в практической деятельности.

- Заинтересовать педагогов данной темой, вызвать желание делиться опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_femp.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» с. Александровское»

Мастер-класс

«Математические дидактические игры

для старших дошкольников»

(для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений)

Составитель:

Старший воспитатель –

Гордеева Светлана Леонидовна

2018 г.

Цель: Повышение профессионального уровня  и компетентности педагогов дошкольного  образования, повышение творческого потенциала педагогов, распространение актуального педагогического опыта.

Задачи:

- Систематизировать знания педагогов о формировании элементарных

математических представлений дошкольников через математические игры;

- Активизировать профессионально-личностное развитие педагогов;

- Развивать творческую инициативу педагога;

- Вызвать интерес к развивающим играм, желание применять его в практической деятельности.

- Заинтересовать педагогов данной темой, вызвать желание делиться опытом.

ВВОДНЫЙ ЭТАП

       Приветствую вас, уважаемые педагоги!

На свете много игр разных:

Весёлых, озорных, забавных.

Сегодня предлагаю я

Игры для развития ума.

И хочу вам пожелать:

Думайте, считайте,

Слушайте, запоминайте,

На вопросы отвечайте,

Уйму знаний получайте!

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных развивающих дидактических игр. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.

Применение дидактических игр:

  • Повышает эффективность педагогического процесса;
  • Способствуют развитию памяти, мышления;
  • Влияют на умственное развитие ребёнка.

Дидактические игры и игровые упражнения:

  • Игры с цифрами и числами;
  • Игры путешествие во времени;
  • Игры на ориентировки в пространстве;
  • Игры с геометрическими фигурами;
  • Игры на логическое мышление.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Практическое занятие с участниками мастер – класса

по использованию развивающих математических игр.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактический материал и игры-самоделки с математическим содержанием, которые я использую в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Есть такая китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование. Поэтому вашему вниманию предлагаю первую игру:

Дидактическая игра «Математические цветочки».

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры:

1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.

2. Закреплять состав числа в пределах 10.

3. Развивать память, сообразительность, логическое мышление.

4. Закреплять цвета спектра.

Материалы к игре: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Игровые действия:Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с цифры 1. Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием. Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка. Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, называть «соседей» числа, раскладывать число на два меньших.

Дидактическая игра «Математическая рыбалка».

Игра предназначена для детей подготовительной группы.

Цель игры:

1. Закреплять у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание.

2. Развивать внимание и сосредоточенность.

3. Словарная работа: учить отвечать на вопросы ведущего точным ответом, используя личные местоимения.

Материалы к игре:Плоскостные ведёрки (можно взять игрушечные ведёрки разного цвета) с наклеенной цифрой посередине (например, от 5 до 10), плоскостные фигурки рыбок разного цвета с наклеенным арифметическим действием на боку. Фигурки рыбок можно сделать плывущими в разном направлении (вправо, влево).

Игровые действия: Детям раздаются макеты ведерок с цифрами. Ведущий достает из коробки рыбку с написанным на боку арифметическим действием и задает вопросы. Ответы должны быть построены соответственно заданному вопросу.

Например:

Вопрос: Это чья рыбка?

Ответ: Это моя рыбка.

Вопрос: Кому достанется эта рыбка?

Ответ: Эта рыбка достанется мне.

Вопрос: В чье ведро попадет эта рыбка?

Ответ: Эта рыбка попадет в мое ведро.

Вопрос: Эта рыбка из чьего ведра?

Ответ: Эта рыбка из моего ведра.

Дети должны мысленно составить ответ на арифметическое действие на боку рыбки с номером на ведерке. Побеждает тот, у кого к концу игры рыбок окажется больше.

Дидактическая игра «Составление и решение задач».

Игра предназначена для детей подготовительной группы.

Цель игры:

1. Закреплять у детей умение выполнять простые арифметические действия на сложение и вычитание по сюжетным картинкам.

2. Развивать внимание и сосредоточенность.

3. Закреплять навыки счёта в пределах 10.

Материал к игре: Набор сюжетных демонстрационных карточек с арифметическими действиями, набор магнитных цифр и знаков (при этом варианте можно работать на магнитной доске).

Игровые действия: Детям предлагается выбрать любую карточку и составить задачу, используя цифры и знаки.

Дидактическая игра «Чудо-крестики».

Игра предназначена для детей среднего возраста.

Цель игры:

1. Развивать воображение, творческие и сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).

2. Развивать память, внимание, мышление и речь.

3. Тренировать мелкую моторику руки, тактильно-осязательные анализаторы.

Материал к игре: Наборы игры «Чудо-крестики», альбом со схематичными рисунками двух вариантов: составных (части крестиков прорисованы), силуэтных (части крестиков не показаны). Можно использовать отдельные схемы - «Ракета», «Машина», «Повар», «Самовар», «Кружка» и т.д.

Можно с детьми во время игры использовать художественное слово (чтение стихотворений, потешек, чистоговорок, загадывание загадок).

1.Я спешу, как на пожар,

Нам прислали самовар

Вот он на столе стоит,

Озабоченно пыхтит!    (Т. Ефимова)

2.К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической ракете.  (Я. Коваль)

3.Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… И тогда

Ждёт вас вкусная еда.  (О. Повещенко)

Игровые действия:Дети выбирают в альбоме схематичный рисунок любой фигуры (или берут заданную схему) и на столе составляют фигуру из частей крестиков.

     Дети постарше придумывают фигуры самостоятельно, складывают их из частей крестиков и дают название.

Математическая игра «Блоки Дьенеша»

Игра предназначена для детей среднего возраста.

Цель игры:

1. Развивать память, сообразительность, логическое мышление.

2. Развивать воображение, творческие и сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины).

Материал к игре: наборы «Блоки Дьенеша», разнообразные схемы к ним «Зайчик», «Мишка», «Машинка» и т.д. Для начала схемы могут быть цветные, далее – без цвета.

Игровые действия: Дети выбирают любую схему и выкладывают понравившуюся фигуру на столе. Выложенную фигуру можно также сопровождать художественным словом (загадки, стихотворения, потешки, чистоговорки и т.д.).

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных дидактических, логических, развивающих  игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет создать условия для раскрытия и развития умственных способностей детей.

Использованиематематических  игр помогает педагогу интересно и ненавязчиво закрепить у детей полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием. Развитие познавательных способностей являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

«Нам необходимо добиваться того, чтобы игры и упражнения были не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовали бы общему развитию ребёнка, служили формированию его способностей» (А.В.Запорожец).

Я буду рада, если мой представленный опыт пригодится Вам для дальнейшей работы с детьми старшего возраста. Спасибо за участие!!!

Литература:

1.Колесова Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет : игровые занятия – Волгоград : Учитель, 2013. -191 с.

2.Пономарёва И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – М.:  МОЗАИКА-СИНЗЕЗ, 2013. – 176 с.

3. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Ч. I: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.  Ч. II: Игры-головоломки / сост. З.А.Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. – 191 с., ил. (Библиотека программы «Детство»).

4. Журнал «Детский сад. Всё для воспитателя» № 3(15) март 2013 г.

Интернет-источники:

- http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-samovar.html;

- http://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_raketu.html;

- http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-povara-povarov-povarenka/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для старших дошкольников по теме: "Зимние виды спорта".

Данный методический материал используется при составлении конспектов комплексных логопедических занятий и занятий по логопедической ритмики с детьми старшего  дошкольнго возраста....

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников

Материал для использования в свободной деятельности....

Дидактические игры для старших дошкольников

Надеюсь этот материал будет полезен для музыкальных рукодителей...

Музыкально дидактическая игра для старших дошкольников

Предлагаю для музыкальных руководителей дидактическую игры на развитие звкковысотного слуха, на развитие чувство ритма, на развитие тембрового слуха...

Электронно-дидактическая игра для старших дошкольников "Помоги Звездочету"

Занимательная игра для знатоков Солнечной системы!...

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников.

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению знаний. Материал оформлен в виде карточек....

Конспект дидактической игры для старших дошкольников "Путешествие в зимний лес"

Многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет на прогулке....