Программа ДОП "Познавайка"
рабочая программа по математике (младшая группа)

Чибиекова Наталья Викторовна

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_poznavayka.docx45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» села Иогач

ПРИНЯТА

На заседании

педагогического совета

протокол № ___

от «__»______ 2020____г.

УТВЕРЖДАЮ:

руководитель МДОУ

д/с «Берёзка» с.Иогач

_______/Н.Ю.Кащеева/

Приказ № __

от «__» _____2020 _____г.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по познавательному развитию

«Познавайка»

для детей 3-4 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Чибиекова Наталья Викторовна

Иогач, 2020г.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – познавательная. Направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно правовой базы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон « Об образовании в РФ № 273-Ф3от29.12.1012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования от 17.10.2013г.№1155

  • СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности

по общеобразовательным дополнительным образовательным

     программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об

образовании», является первой ступенью в системе непрерывного

образования, что предъявляет повышенные требования к качеству

образования в ДОУ.

 Образовательная программа является нормативным документом,

регламентирующим процесс перевода ДОУ из фактического состояния

на качественно новый уровень развития.

Актуальность программы: необходимость организации занятий с детьми младшего возраста обусловлено спросом со стороны родителей, стремящихся к разностороннему развитию своих детей. Занятия по программе "Познавайка" способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Отличительные особенности программы в том, что все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы: расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;

2. формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3. обогащать и активизировать словарь детей.

Новизна программы: программа направлена на формирование у детей более высокого уровня познавательного и личностного развития. На занятиях используются стихи, загадки, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать. Данная кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированную наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения для развития о. Программа предполагает сделать процесс обучения веселым и интересным.

Адресат программы: программа разработана для детей 3-4 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Объем и срок освоения программы

 Программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Количество часов в год – 29

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

1

Диагностика

(первая и вторая неделя сентября, третья и четвертая неделя мая)

2

Образовательная деятельность

8

1

4

29

15 мин. вторая половина дня

Формы обучения: очная, поскольку специфика работы детского сада предполагает пребывание ребенка в детском саду в течение дня. А также обучение по дополнительной программе предполагает групповую, подгрупповую и индивидуальную формы.

Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Работа направлена на укрепление взаимоотношений между ребенком через выполнение совместных заданий, закрепление полученных знаний в рамках программы.

Групповая и подгрупповая работа. Количество детей в подгруппе – до 15 детей.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

  Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности.

 Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в соответствии с возрастными нормами, предусмотренными СанПин для детей 3-4 лет – по 15 минут.

Условия набора и формирование групп:

Набор в группу производиться по письменному заявлению родителей и желанию ребенка.

Материально – техническое обеспечение.

1. Геометрические фигуры и тела.

2. Наборы разрезных картинок.

3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

4. Полоски, ленты разной длины и ширины.

5. Цифры от 1 до 5

6. Блоки Дьенеша.

7. Пластмассовый и деревянный строительный материал.

8. Геометрическая мозаика.

9. Счётные палочки.

10. Предметные картинки.

11. Игры на составление плоскостных изображений предметов «Танграм».

12. Обучающие настольно-печатные игры.

13. Геометрические мозаики и головоломки.

14. Шаблон с геометрическими фигурами.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Этапы реализации программы

 1. Изучение психолого-педагогической, методической литературы.

 2. Отбор содержания, разработка перспективного плана.

 3. Реализация содержания.

 4. Рефлексия.

5. Презентация опыта работы.

Состав группы – постоянный. 

Режим занятий. Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на протяжении учебного года. Периодичность – один раз в неделю каждую среду в 16.30.мин. Всего занятий в год 29.

Продолжительность занятий – 15 минут.

1.2 Содержание программы

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Тема: «День рождения колобка».

Понятие «один», «много». Сравнение совокупности объектов по количеству.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

2.

Тема: «Играем в кубики».

Сравнение совокупностей объектов по количеству. Закрепление понятий «один», «столько же», «много».

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Опрос

3.

Тема: «Загадки осени».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Наблюдение

4.

Тема: «Волшебные палочки».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

1

0.5

0.5

Игровая

Практическая работа

5.

Тема: "В гостях у гнома".

Понятия "один", "много", "столько же", "больше", "меньше". Ориентировка в пространстве.

1

0.5

0.5

занятие-игра

Наблюдение

6.

Тема: "Веселый счет".

Свойства предметов. Счет до двух.

1

0.5

0.5

Игровая

Опрос

7.

Тема: "Веселый счет".

Счет до двух. Цифры 1 и 2.

Наглядное изображение чисел 1 и 2.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

8.

Тема: "Чудесные превращения"

Круг. Свойства круга. Соотношения с количеством.

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Практическая работа

9.

Тема: «Учимся рассуждать».

Понятия «длиннее», «короче».

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Наблюдение

10.

Тема: "Сказочный лабиринт"

Шар. Свойства шара. Пространственные отношения "справа", "слева", "больше", "меньше".

1

0.5

0.5

Игровая

Опрос

11.

Тема: "Кот в сапогах".

Понятия "шире" - "уже". Знакомство с расположением фигур.

1

0.5

0.5

Занятие-игра

Наблюдение

12.

Тема: "Лесные животные".

Счет до трех.

Знакомство с треугольником.

1

0.5

0.5

Игровая

Практическая работа

13.

Тема: "Витаминка путешествует".

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Наблюдение

14.

Тема: "Ориентировка в пространстве"

Понятия "на", "над", "под".

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Опрос

15.

Тема: "Почемучка".

Понятия "выше", "ниже". Сравнение предметов по высоте.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

16.

Тема: "Раз ромашка, два ромашка..."

Характерные свойства объектов

1

0.5

0.5

Занятие-игра

Практическая работа

17.

Тема: "Вверх или вниз"

Понятия "верху", "внизу". Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

18.

Тема: "Ученый кот"

Временные представления.

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Опрос

19.

Тема: "Матрешка"

Разбери и сложи матрешку.

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Наблюдение

20.

Тема: "Пирамида"

Разбери и сложи пирамиду.

1

0.5

0.5

Игровая

Практическая работа

21.

Тема: "Мы - изобретатели"

Понятия "впереди", "сзади". Соотношение объектов по количеству. Инсценировка сказки Репка"

1

0.5

0.5

Занятие-игра

Наблюдение

22.

Тема: "Волшебный сундучок"

Понятия "внутри", "снаружи".

1

0.5

0.5

Игровая

Опрос

23.

Тема: "Картинки"

Найди парные картинки (животные, овощи, фрукты, мебель).

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Наблюдение

24.

Тема: "Логические цепочки"

Знакомство с понятием "пара". Представление о парных предметах. Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Практическая работа

25.

Тема: "Путешествие на поезде"

Овал. Свойства овала. Сравнение объектов по разным признакам.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

26.

Тема: " Веселый прямоугольник"

Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Сравнение предметов по длине и ширине.

1

0.5

0.5

Занятие-игра

Опрос

27.

Тема: "День-ночь-вечер-утро"

Формирование временных представлений.

1

0.5

0.5

Игровая

Наблюдение

28.

Тема: "Поиск закономерностей"

Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях. Поиск закономерности.

1

0.5

0.5

Беседа с игровыми элементами.

Практическая работа

  1. Содержание учебного плана

Месяц

Тема занятия

Теория

Практика

Ожидаемый результат

Формы контроля

Октябрь

1

2

3

4

Тема: «День рождения колобка».

Сравнение совокупности объектов по количеству.

Игра «Один - много», работа с кубиками

Дети должны научиться устанавливать отношение между понятиями «много» и «один»;

Наблюдение

Тема: «Играем в кубики».

Закрепление понятий «один», «столько же», «много».

Сравнение совокупностей объектов по количеству.

Игра «Один  - столько же - много» работа с раздаточным материалом

Дети должны научиться сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар;

Опрос

Тема: «Загадки осени».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Рассматривание картинок с изображением предметов, работа с раздаточным материалом

Дети должны научиться анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

Наблюдение

Тема: «Волшебные палочки».

Понятия «столько же», «больше», «меньше».

Закреплять усвоение понятий «один» - «много»

Нахождение сходства предметов, работа с раздаточным материалом

Дети должны усвоить понятия «один» - «много»

Практическая работа

Ноябрь

1

2

3

4

Тема: "В гостях у гнома".

Понятия "один", "много", "столько же", "больше", "меньше". Ориентировка в пространстве.

Закреплять усвоение понятий «один», «много», «столько же», «больше», «меньше»;

Дидактическая игра «Один - много» и «Больше - меньше», работа по карточкам

Дети должны усвоить понятия «один», «много», «столько же», «больше», «меньше»;

Наблюдение

Тема: "Веселый счет".

Свойства предметов. Счет до двух.

Развивать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов, так же развивать мыслительные операции, речь, временные представления

Сравнение двух совокупностей, содержащих 1 и 2 элемента.

Игра «Сколько животных»

Дети должны научиться выявлять и сравнивать свойства предметов

Опрос

Тема: "Веселый счет".

Счет до двух. Цифры 1 и 2.

Наглядное изображение чисел 1 и 2.

Закрепить счет до двух;

Познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;

Работа с раздаточным материалом (цифры)

Дети должны научиться считать до 2 и знать наглядное изображение чисел 1 и 2

Наблюдение

Тема: "Чудесные превращения"

Круг. Свойства круга. Соотношения с количеством.

Познакомить детей с геометрической фигурой - кругом и ее свойствами;

Рассматривание круга на бумаге, дорисовывание круга

Дети должны научиться дорисовывать круг

Практическая работа

Декабрь

1

2

3

4

Тема: «Учимся рассуждать».

Понятия «длиннее», «короче».

Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметр длинны, использовать в речи слова «длиннее», «короче»;

Работа с лентами разной длинны

Дети должны научиться сравнивать предметы по длине.

Наблюдение

Тема: "Сказочный лабиринт"

Шар. Свойства шара.

Развивать наблюдательность, мыслительные операции, воображение, умение соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира;

Рассматривание шара, сравнивание его с кругом

Дети должны научиться, чем отличается шар от круга

Опрос

Тема: "Кот в сапогах".

Понятия "шире" - "уже". Знакомство с расположением фигур.

Развивать умение при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире – уже)

Работа с лентами разной ширины

Дети должны научиться сравнивать предметы по ширине

Наблюдение

Тема: "Лесные животные".

Счет до трех.

Знакомство с треугольником.

Познакомить с образованием числа «три» на основе сравнения двух совокупностей, содержащих два и три элемента, с геометрической фигурой - треугольником

Работа с карточками и раздаточным материалом, рассматривание треугольника на бумаге

Дети должны научиться считать до 3, знать геометрическую фигуру - треугольник

Практическая работа

Январь

1

2

3

4

Тема: "Витаминка путешествует".

Развивать умение соотносить количество объектов

Работа с раздаточным материалом

Дети должны научиться анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать закономерность (изменение по форме);

Наблюдение

Тема: "Ориентировка в пространстве"

Понятия "на", "над", "под".

Формировать пространственные отношения «на», «над», «под»;

Работа по карточкам

Дети должны научиться ориентироваться в пространстве

Опрос

Тема: "Почемучка".

Понятия "выше", "ниже". Сравнение предметов по высоте.

Развивать умение при сравнении трех предметов выделять параметр высоты

Работа с пирамидками

Дети должны научиться сравнивать предметы по высоте.

Наблюдение

Тема: "Раз ромашка, два ромашка..."

Характерные свойства объектов.

Развивать наблюдательность, речь, пространственные представления, умение выделять свойства предметов

Работа с раздаточным материалом

Дети должны научиться выделять свойства предметов.

Практическая работа

Февраль

1

2

3

4        

Тема: "Геометрическое конструирование". Счет в пределах четырех

Упражнять в счете;

Развивать умение находить признаки сходства и различия предметов

Рассматривание картинок. Работа с раздаточным материалом

Дети должны научиться считать до 4

Наблюдение

Тема: "Геометрическое конструирование".

Квадрат. Свойства квадрата.

Развивать представления о геометрической фигуре - квадрате и его свойствах;

Рассматривание квадрата на бумаге, дорисовывание квадрата по точкам

Дети должны научиться называть геометрические фигуры.

Опрос

Тема: «Учимся сравнивать».

Куб. Свойства куба. Временные представления.

Познакомить детей с геометрическим телом - кубом и его свойствами.

Игры с кубиками.

Д\и «Строим дом»

Дети должны знать отличия квадрата и куба.

Наблюдение

Тема: "Вверх или вниз"

Понятия "верху", "внизу". Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Развивать пространственные отношения «вверху», «внизу»;

Работа с карточками

Дети должны научиться ориентироваться в пространстве, используя в речи слова «вверху» и «внизу»

Практическая работа

Март

1

2

3

4

Тема: "Вверх или вниз"

Сравнение предметов по признакам сходства и различия.

Развивать мыслительные операции, внимание

Работа с раздаточным материалом, с карточками

Дети должны научиться сравнивать предметы по признакам сходства и различия

Наблюдение

Тема: "Ученый кот"

Временные представления.

Развивать временные отношения и представления

Д\и «Неделька», работа по карточкам

Дети должны научиться ориентироваться во временных представлениях

Опрос

Тема: "Матрешка"

Разбери и сложи матрешку.

Познакомить с понятием «часть – целое»

Игра с матрешкой

Дети должны научиться понятиям «часть - целое»

Наблюдение

Тема: "Пирамида"

Разбери и сложи пирамиду.

Закреплять представления о цвете объектов

Игра с пирамидкой

Дети должны научиться выстраивать сериационный ряд объектов по величине

Практическая работа

Апрель

1

2

3

4

Тема: "Мы - изобретатели"

Понятия "впереди", "сзади".

Формировать пространственные отношения «впереди», «сзади»

Работа по карточкам

Дети должны научиться ориентироваться в пространстве

Наблюдение

Тема: "Волшебный сундучок"

Понятия "внутри", "снаружи".

Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»

Работа по карточкам

Дети должны научиться ориентироваться в пространстве

Опрос

Тема: "Картинки"

Найди парные картинки (животные, овощи, фрукты, мебель).

Формировать умение классифицировать объекты по группам;

Работа по карточкам

Дети должны научиться классифицировать объекты по группам

Наблюдение

Тема: "Логические цепочки"

Знакомство с понятием "пара". Представление о парных предметах.

Развивать умение выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину, сравнивать объекты по данным признакам

Игры с раздаточным материалом

Дети должны научиться выделять основные признаки предметов

Практическая работа

Май

1

2

3

4

Тема: "Путешествие на поезде"

Овал. Свойства овала.

Познакомить с геометрической фигурой - овалом и его свойствами;

Закреплять умение распознавать знакомые геометрические фигуры.

Работа с геометрическими фигурами, рассматривание овала на бумаге

Дети должны научиться распознавать знакомые геометрические фигуры

Наблюдение

Тема: " Веселый прямоугольник"

Прямоугольник.

Познакомить детей с геометрической фигурой - прямоугольником и его свойствами;

Работа с геометрическими фигурами, рассматривание прямоугольника на бумаге

Дети должны научиться распознавать знакомые геометрические фигуры

Опрос

Тема: "День-ночь-вечер-утро"

Формирование временных представлений.

Формировать умение различать части суток: день, ночь, вечер, утро;

Работа по карточкам

Дети должны научиться различать части суток

Наблюдение

Тема: "Поиск закономерностей"

Определение места по заданному условию. Ориентировка в пространственных ситуациях.

Развивать алгоритмическое мышление, умение выполнять действия по образцу.

Ориентировка в пространстве

Дети должны научиться ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях

Практическая работа

1.4. Планируемые результаты

Предполагаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

К концу года дети должны уметь:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами;

- выявлять простейшие изменения и зависимости их по форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Подведение итогов реализации программы

Осуществляется путем проведения творческих работ по замыслу, участие в выставках и изготовление фотоотчетов.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Месяц

Количество занятий

Продолжительность 1 занятия

Объем учебной нагрузки в месяц

Октябрь

4

15 минут

1 час

Ноябрь

4

15 минут

1 час

Декабрь

4

15 минут

1 час

Январь

2

15 минут

30 мин

Февраль

4

15 минут

1 час

Март

4

15 минут

1 час

Апрель

4

15 минут

1 час

Май

3

15минут

45 мин

Всего в год:

29 занятия

7ч. 15мин.

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение программы.

Для реализации работы кружка подобраны дидактические игры: «Неделька», «Больше - меньше», «Строим дом» и другие; разработаны развивающие игры с раздаточным материалом, презентации по данной теме.

2.3. Формы аттестации

 Для определения результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусмотрена педагогическая диагностика. Результаты педагогической диагностики могут быть представлены в виде диагностической карты.

Другими формами отслеживания образовательных результатов могут быть:

-дидактические игры и упражнения, досуг или развлечение;

-открытая НОД;

 -продукт творческой деятельности (рисунок, поделка);

  -выставка творческих работ;

 -презентация опыта работы.

2.4. Методы и приемы

1. Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

2. Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)

3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Формы работы: 

Словесный метод (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризный момент, игры-конкурсы).

Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, упражнения, моделирование, экспериментирование, рефлексия)

Наглядный (рассматривание иллюстраций, альбомов, схем, рисунков, плакатов, фотографий, просмотр презентаций).

Ситуационный метод (проблемная ситуация, игровая ситуация)

Структура занятий 

Структурно занятие состоит из нескольких частей.

 1. Вводная часть

2. Основная часть:

а) Создание проблемной ситуации

 б) Педагог подводит ребенка к самостоятельному решению задачи.

 3. Заключительная часть

В работе с детьми используются следующие принципы:

- принцип активности и посильной самостоятельности (воспитатель выполняет только то, что ребенок не может сделать сам)

- принцип познавательной выразительности (со стороны взрослого требуется эмоциональность в работе с ребенком, это является условием успешного обучения и поддерживает интерес и внимание детей).

- принцип наглядности (используются различные наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.д.)

- принцип поэтапности (смена частей занятия обусловлена степенью освоения определенного умения и навыка)

 - принцип цикличности (на третьем году у ребенка формируется способность включаться в работу)

- принцип вариативности (осуществляется при повторении программного материала на других занятиях).

Раздел №3. Методические материалы:

Педагогические технологии:                                                          

- технология индивидуализации обучения,

-технология группового обучения,

-технология коллективного взаимообучения,

 -технология программированного обучения,

-технология модульного обучения,

 -технология дифференцированного обучения,

-технология развивающего обучения,

-технология проблемного обучения,

-технология игровой деятельности,

-технология коллективной творческой деятельности

Список используемой литературы

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. - Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Издательство «Ювента», 2012. – 224 с.: ил.
  2. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Рабочая тетрадь – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 96 с.: ил.
  3. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество / Д.Альтхауз, Э.Дум – М.: Баллас, 2004. – 125 с.
  4. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина – М.: Детство-Пресс, 2008. – 164 с.
  5. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А. Михайлова – М. Детство-Пресс, 2005. – 175 с.
  6. Михайлова, З.А. Математика от 3 до 6 / З.А. Михайлова - СПб.: Питер, 2006. – 194 с.
  7. Сербина, Е.В. Математика для малышей / Е.В. Сербина – М.: Детство-Пресс, 2002. – 178 с.

Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием / А.А. Смоленцева – М.: Владос, 2009. – 152 с.

        

Раздел №4. Оценочные методические материалы

Диагностика программы «Познавайка» 3-4 года 

Диагностика проводится 2 раза в год, используются методы: наблюдение, беседа, анализ, оценка.

3.1 Мониторинг творческих способностей

Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме

Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы

Умеет находить в  окружающей обстановке один и много одинаковых предметов

Правильно определяет количест

венное соотноше

ние двух групп предметов

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

Понимает смысл обозначений: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа, на, над-под, верхняя-нижняя (полоска)

Пони

мает смысл слов: утро,

вечер,

день,

ночь

Всего баллов

Суммар

ный

уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Всего баллов

Высокий уровень – 3 балла. Самостоятельно выполняет задание.

Средний уровень – 2 балла. Ребенок допускает.

Низкий уровень – 1 балл. Ребенок не выполняет задание, допускает много ошибок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...