Рабочая программа интеллектуального развития детского творческого объединения «Заниматика»
рабочая программа по математике (средняя группа)

Литвиненко Галина Николаевна

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, данная программа обеспечивает развитие познавательных процессов и творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatika_2019_pravelnaya.doc1017.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Муниципальное  автономное   дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»

                 

Принято                                                                                                                                          Утверждаю

на заседании Педагогического совета                                                                                          Заведующий  МАДОУ                                                                                                                                    протокол №       от «    »              20    г                                                                                 Детский сад №6«Светлячок»

                                                                                                                                                        ____________       Т.В.Шемец

Рабочая программа

интеллектуального развития

детского творческого объединения

 «Заниматика»

 Возраст детей: 3-4 лет

Срок реализации:1 год

                                                                                                                                                 

                                                                                         Разработала:                                                                                                  Литвиненко Галина Николаевна,

                                                                                                                                                                    воспитатель МАДОУ «Детский

                                                                                                                                                                                             сад    №6 «Светлячок»

г. Лесосибирск,  2019 год

  1. Целевой раздел

                                                                           1.1. Пояснительная записка.

   

         Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, данная программа обеспечивает развитие познавательных процессов и творческих способностей.

Важным средством развития психических функций ребенка является игра. Игра является  основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Детям нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры В.В.Воскобовича и Б.П.Никитина.  (Цветной квадрат  Воскобовича, «Нетающие льдинки», игры Б.П.Никитина,  «Сложи узор»,  «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши Монтессори»,  «Дроби», «Уникуб», «Кубики для всех», «Внимание», «Внимание - Угадайка»,Таблица сотни ,Точечки).

Особенность развивающих игр в том, что они строятся по принципу от простого, к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. Такой подход  позволяет создать  игру которая:

-должна приносить радость и ребенку, и взрослому;

-имеет широкий возрастной диапазон (в одну и ту же игру могут играть дети и трех, и семи лет);

-имеет творческий потенциал;

-многофункциональна (одна игра решает несколько образовательных задач);

-вариативна в игровых заданиях и упражнениях (игровые задания можно корректировать, придумывать свои);

-создает в игре непринужденную обстановку.

Играя в развивающие игры, ребенок выступает как активная сторона, у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для развития творчества. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д. Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. 

Предполагается организация познавательного общения ребенка с педагогом и детей между собой по всем образовательным областям (познавательное развитие, речевое развитие, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).  Очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.

Актуальность и новизна данной программы предполагает, прежде всего, развитие интеллектуальных умений, которые возникают в ходе интеллектуальных процессов и способствуют их протеканию. Творческое развитие ребёнка – умение придумывать логические задачи, создавать новые предметы, выдвигать гипотезы. У детей в процессе развития творчества складывается логико-математический опыт, представленный освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения и т. д., в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх

1.2.Цель и задачи программы

 Цель программы - развитие интеллектуально- творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр.

                Основными задачами являются:

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

 -развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления-творчества (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект по новому);

 -гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

 -формирование базисных представлений об окружающем мире, математических, речевых умений.

               Программа основывается на следующих принципах:

- Принцип психологической комфортности.

- Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.

- Принцип доступности.

- Принцип постепенности.

- Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.

-Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).

 -Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

- Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на положительные качества ребёнка).

- Взаимодействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития дошкольника.

Для реализации программы созданы условия:

- на каждого ребенка  имеется комплект развивающих игр и дидактических пособий к ним;

- для создания мотивации образовательной деятельности с детьми - каждый ребенок отмечает свои достижения на маршруте.

1.3.Характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста3-4 года

Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами-заместителями. Изобразительная деятельность  ребенка зависит от его представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивная деятельность.

К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы. Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами.

Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться половая идентификация.

Данная программа рассчитана на детей 3-4 года.

Срок реализации программы-1 год

Форма проведения: групповые занятия с воспитанниками 3-х –4-х лет, с количеством детей до 10 человек.

Длительность образовательной деятельности: один раз в неделю по 10-15 минут.

1.4.Планируемые результаты реализации Программы

- дети осваивают основные и оттеночные цвета, называют основные геометрические фигуры, умеют ориентироваться на плоскости;

- умеют концентрироваться при выполнении мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;

- умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;

- у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;

- развита мелкая моторика рук.

           

  1. Содержательный раздел

2.1.Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Содержание образовательных областей направлено на:

 Развитие любознательности и познавательной мотивации:

 - развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Развитие воображения и творческой активности:

- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;

- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;

- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.

2.2.Комплексно-тематическое планирование

Содержание программы учитывает возрастные особенности контингента детей. Группы формируются по возрастному принципу, а именно: 2 младшая группа (от 3 лет до 4 лет).

Выбор данного направления для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, родителей, а также возможностям педагогического коллектива.

 

Тематическое планирование

тема

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

Сложи узор

2

1

2

2

7

Сложи квадрат

2

1

2

2

1

8

Геоконт

0

1

2

0

2

1

6

Рамки и вкладыши

2

1

1

2

2

8

Уникуб

1

2

3

всего

4

4

4

4

4

4

4

4

32

                                                

                                                      Календарно тематическое планирование.

 Месяц

 Наименование развивающих игр

октябрь

«Рамки и вкладыши ». Формировать понятие целое и части. 2 занятия

«Сложи квадрат»  (двухцветный) Знакомить со свойствами предметов: (размер, форма). Уточнить представления о форме: (квадрат, прямоугольник, треугольник). 2занятия

Ноябрь

«Сложи  квадрат». Развивать умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части, умение конструировать предметные силуэты путем наложения или приложения пластинок, внимание, память, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук. 1 занятие

«Сложи узор» повторение. (двухцветный) Знакомить со свойствами предметов: (размер, форма). Уточнить представления о форме: (квадрат, прямоугольник, треугольник). 2 занятия

«Рамки и вкладыши» Закрепить понятия: «больше-меньше», «часть-целое». 1 занятие

Декабрь

«Геоконт».Развивать мелкую моторику, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы. 1 занятие

«Сложи узор» (двухцветный). Учить складывать предметы по схемам. 2 занятия

 «Рамки и вкладыши».Развивать мелкую моторику, формировать представление об эталонных и других геометрических фигурах; конструктивные навыки, пространственные представления; развивать логику, речь. 1 занятие

Январь

«Геоконт». Выкладывание квадратов, использование 2-х резинок, квадраты большие и маленькие. 1 занятие

«Сложи узор». Выкладывание фигур из 3 пластинок: самолет, птица; из 4 пластинок: жираф, лошадка, гусь, собака; из 6 пластинок: собака, олень. 2 занятия

«Уникуб». Продолжить знакомство с игрой.1 занятие

Февраль

 «Сложи квадрат» (двухцветный).

Складывание предметов по схемам 2 занятия

«Сложи узор».  Складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложения. 2 занятия

Март

«Геоконт». Конструирование предметов по схемам из трех резинок. 2 занятия

«Рамки и вкладыши». Выкладывание предметов из геометрических фигур. 2 занятия

Апрель

«Уникуб».  Продолжать знакомить детей с новой игрой её основными правилами, развивать логическое мышление. 2 занятия

«Рамки и вкладыши». Развивать мелкую моторику, закрепить представления об эталонных и других геометрических фигурах. 2 занятия

Май

«Сложи узор» (двухцветный).

Складывание предметов по схемам 2 занятия

«Сложи квадрат». Складывание квадрата из разных геометрических фигур способом наложения. 1 занятие

«Геоконт». Конструирование предметов по схемам из трех резинок. 1 занятие

                                                                                 Характеристика игр.

«Сложи узор» Игра для развития внимания, пространственного мышления, творческого воображения, развития способности к анализу и синтезу. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

Кубики «Уникуб» Развивают пространственное мышление, интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.

«Сложи квадрат» Знакомит с сенсорными эталонами цвета и формы соотношением целого и части. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

«Внимание»Развивает внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности. Учит рисовать все фигуры одного роста (одной величины, например в 2, 3 или 4 клетки и т. п.; все фигуры в ряд — на одной горизонтальной линии или в колонку — по вертикали. Учит рисовать фигуры последовательно, друг за другом. Одна серия показать 3 фигуры 4-ю отгадать самим.

«Дроби» Знакомит детей с понятием дробности, соотношении между дробями. Развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой, усваивает, тактильно ощущает «дробные» понятия - половина, четверть, восьмая.

«Обезьянки» Развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего.Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. В игре дети учатся «читать» чертежи.

«Рамки и вкладыши Монтессори» Развивает технику владения карандашом, умение обводить и раскрашивать, знакомит с геометрическими фигурами. Игра представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача – подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.

3.Организационный раздел

3.1.Учебный план

Формы организации воспитательно-образовательного процесса

Форма проведения игры-занятия.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап

- Создание эмоционального настроя в группе;

-Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей

2. Мотивационный этап

- Сообщение темы занятия, появление персонажа;

- Выяснение исходного уровня знаний по данной теме.

3. Практический этап

-Подача новой информации на основе имеющихся данных;

- Задания на развитие познавательных процессов(восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи) и творческих способностей;

-Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап

- Обобщение нового материала;

- Подведение итогов занятия

Длительность образовательной деятельности: один раз в неделю по 10-15 минут.

3.2.Мониторинг результатов освоения программы (приложение)

Педагогическая диагностика проводиться  в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько  Т.Г. «Игровая технология интеллектуально творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

Список литературы.

1.Никитин Б. П. Развивающие игры - М.: Педагогика, 1985.

2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещения, 1991.

3.Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры» - М.: Гея, 1994г., изд. 6 испр. доп. с новым выступлением Световид, 2009..

4. Воскабович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально творческого развития детей дошкольного

  возраста  3-7 лет  «Сказочные лабиринты игры».

5. Лакоценин Н.А. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В.В. Воскабовича.

 

Приложения

Правила развивающих игр Б.П.Никитина                                                             №1

1. Игра должна приносить радость и ребѐнку, и взрослому.

2. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребѐнка в игре.

3. Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всѐ самому и отыскивать ошибки тоже.

4. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.

Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.

7. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.

8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, еѐ надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.

10. Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

12. Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать

двигательную активность ребенка.

13. Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.

Задания к игре «Уникуб»                                                                          №2

У-1. Сложи кубики в коробку. Знакомство с «Уникубом» можно начинать по-разному: с самыми маленькими (1,5–3 года) лучше начинать с укладки кубиков в коробку. Сначала это может быть просто укладывание всех трех слоев по очереди и закрывание полной коробки крышкой. Но малыши быстро начинают различать разницу в цвете и тогда предпочитают какой-то один цвет. Тогда выполнить задание У-1 можно так: «Давай сложим так, чтобы все донышко в коробке было красным!» – и, конечно, обрадоваться, если получилось хорошо. Огорчает малышей только кубик без красных граней. Его можно уложить последним и в середине, чтобы было похоже на фонарик.

У-2. Кто сумеет сложить кубики так, чтобы донышко было синим, серединка – желтой, а верх – красным? Малышу можно показать рисунок в книге.

У-3. Красный поезд. Нужно сложить из кубиков поезд, как показано на рисунке. Крыши, стены вагонов и электровоз – красные (с тех сторон, которые видны на рисунке). Положите, а лучше поставьте или повесьте вертикально перед малышом рисунок У-3. Длина поезда может быть и точно такая, как на рисунке, и больше. Это зависит от настроения «машиниста». В этом задании точность в числе кубиков можно не соблюдать. Главная трудность задания для 3-летнего малыша – одновременно следить за двумя плоскостями и к тому же отбирать подходящие кубики (с 2 и 3 красными гранями). Если же он раньше выполнял задание «Сложи узор», это задание для него будет сравнительно легким. Но если он сделает красными только крыши вагонов, а стенки получатся не у всех вагонов красными, похвалите его: «Хорошо маляры покрасили крыши – все красные. А теперь посмотрим, как маляры покрасили стенки». И «идите2 указательным и средним пальцами вдоль поезда. Остановитесь около вагона со стенкой другого цвета и подумайте: «Посылать ли вагон в перекраску или нет? Решение должен принять сам «машинист».

У-4. Желтая квадратная коробка. Малыш должен решить, какие

кубики надо взять, чтобы и 4 боковые грани были желтыми. Варианты - синяя и красная коробки.

У-5. Кто сложит квадратную площадку из 9 кубиков? Это игровая площадка для дошкольников. Все 4 боковые грани желтые. Уникуб 9

У-6. Кто построит синюю квадратную площадку из 16 кубиков? Это может быть спортплощадка для школьников. Все грани, кроме нижней, синие.

У-7. Кто построит красную квадратную сцену для летнего театра из 25 кубиков? Здесь уже надо различать, какие «сорта» кубиков надо укладывать по периметру и какие в центр модели, иначе может не хватить кубиков нужного цвета.

У-8. Классификация по красным. Разложите кубики по «сортам»

или лучше сложите «три поезда». В первом поезде все вагоны с одной красной крышей, во втором – с красными крышами и одной красной стенкой, в третьем – с красной крышей и двумя красными стенками. Получаются три поезда разной длины и один тепловоз (кубик без красных граней). С классификации начинается серьезное овладение «Уникубом», поэтому ее можно дать даже раньше, т. е. после выполнения первых трех заданий, особенно в том случае, если малыш уже считает до 3–5 и может различать «сорта» кубиков. Мы не придумали названия каждому «сорту» кубиков и пользуемся плодами детского словотворчества: «однушка красная», «двушка синяя», «трешка желтая» и «нулевка». В этих названиях ясно видно, по какому цвету шла классификация и сколько граней этого цвета есть на кубике. Малышей такая терминология устраивает, и, складывая квадратную сцену для летнего театра (У-6), они сразу говорят: «По углам я поставлю «красные трешки», между ними «красные двушки», а в середину можно класть «красные однушки» и что останется». Предварительная классификация кубиков по красному, синему или желтому цвету значительно облегчает выполнение любого задания, поэтому часто малыши по собственной инициативе, перед тем как приступить к новому заданию, делают такую классификацию. При этом они уже понимают, какой цвет лучше выбрать и делать ли классификацию полностью или отобрать одни «трешки» или «двушки».

У-9. Посчитайте, сколько вагонов в поезде, где у вагонов только

красные крыши (сколько в «Уникубе» «красных однушек?»). Сколько вагонов в поезде с красными крышами и одной красной стенкой? (Сколько «красных двушек»?) Сколько вагонов в третьем поезде? (Сколько «красных трешек»?) Из кубиков какого «сорта» можно сложить малый куб (из 8 кубиков) одного цвета? У-10. Три беговые дорожки на стадионе из 9 кубиков разного цвета.

Боковые грани имеют цвет прилегающей дорожки.

Игра«Рамки и вкладыши Монтессори»                                                                                                                              №3

В игре используются рамки с изображением геометрических фигур- 2 панели, в каждой по 8 фигур. Детям следует называть рамку по форме отверстия в ней /квадрат, круг…/ . В зависимости от возраста ребенка и уровня его развития подбирают задания и количество рамок. Вначале это простые фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а затем, когда ребенок освоит фигуры можно добавлять и другие фигуры.

Младшим дошкольникам предлагается обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу.

С 4-5 лет, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность надо научить его делать контуры по вкладышам. Вначале, когда ребенок еще только учится рисовать, ему сложно нарисовать круг, квадрат, а вкладыши дают возможность быстрее приобрести графические навыки. Так же можно выполнять обводки плюс счет геометрических фигур: обведи на листе 5 кружков /5 яблочек / или курочка снесла 4 яичка /4 овала/.

Детям предлагаются разные задания, направленные на развитие внимания, логику и умение владеть карандашом. Обратите внимание, что все задания выполняются карандашами, а не фломастерами. После того, как ребенок обведет несколько контуров фигур по заданию, ему нужно закрасить определенные фигуры цветными карандашами. Основная трудность в том, что детям трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть «спасительный секрет», он состоит в том, что поверхность фигуры  сначала закрашивается вблизи самого контура штрихами, параллельными линиями контура. Сам контур становится широким и тогда внутри закрасить уже легче. Когда дети выполняют задания на преобразование фигуры в предмет, то цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, которым изображает контур. Например, если это арбуз - то зеленый, яблоко -желтый или красный. Главное, чтобы по дополнительным деталям можно было догадаться какой это предмет. Например: шарику - дорисовать ниточку, яблоку - листочек, солнышку - лучики…

Обязательно одобряйте ребенка, побуждайте его к выдумке, фантазии. Чем больше ребенок проявляет в игре собственной инициативы, тем больше это дает возможности для развития творческих способностей.

Кроме сплошной штриховки фигур, предлагайте штриховку по заданию в виде горизонтальных, вертикальных и наклонных линий. Старшим детям можно предложить выполнить двойную штриховку /одним или разным цветом/, так, что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками. Все эти виды штриховки - великолепно подготавливают к овладению письмом, где требуется движение руки от линейки до линейки, т.е. совершенное владение карандашом и ручкой. Когда эти упражнения проходят в игре, ребенок меньше устает и быстрее овладевает нужными навыками.

Одним из заданий являются орнаменты /украшения/, обычно из повторяющихся элементов, чаще соединенных друг с другом. Проводите игры и упражнения с вкладышами систематически - это поможет вашему ребенку развить мелкую моторику кисти руки, подготовит к обводке и написанию более сложных фигур. Так следующим этапом в игре могут быть панели с изображением различных предметов /игрушки, рыбы, дикие и домашние животные, транспорт…/

С помощью таких вкладышей можно изображать сюжетные картины.

Задания к игре

1. Обвести геометрические фигуры КРУГЛОЙ и ОВАЛЬНОЙ формы. Закрасить круги красным цветом, а овалы синим.

2. Обвести геометрические фигуры только ТРЕУГОЛЬНОЙ формы. Закрасить разным цветом.

3. Обвести разные геометрические фигуры. Закрасить только КРУГИ и ОВАЛЫ.

4. Обвести все геометрические фигуры. Закрасить только ТРЕУГОЛЬНИКИ.

5. Обвести все геометрические фигуры. Закрасить все разным цветом. Назвать фигуры.

6. Обвести геометрические фигуры. Выполнить горизонтальную штриховку.

7. Обвести геометрические фигуры. Выполнить вертикальную штриховку.

8. Обвести геометрические фигуры. Закрасить разным цветом.Вырезать по контуру и наклеить.

9. Обвести геометрические фигуры и сосчитать, сколько кругов, сколько треугольников… /или задать, обведи 5 кругов, 4 квадрата, 3 треугольника…/

10. Преобразование фигур в предметы /круг в яблочко. солнышко, арбуз. Квадрат в домик, картину…/

11. Обведи фигуры так, чтобы они касались друг друга. /нарисуй дом в 5 этажей, сделай из кружков, овал в цепочку../ Выполнять задания можно по вертикали и по горизонтали.

12. Обведи как можно больше фигур на листе. Можно задать определенные фигуры.

13. Соедини геометрические фигуры так, чтобы получились чудесные орнаменты.

 Игра «Кубики для всех». «Сказка про хозяйку, собачку и туфельку»                                                            №4                          

В одном доме жила-была женщина. И была у этой женщины собачка.

Однажды женщина - хозяйка собачки - вернулась домой, поужинала, почистила зубы, помылась и легла спать в свою кроватку.

Но, прежде чем лечь, она сняла с себя... что? Одежду. А еще? Конечно, обувь, точнее, туфельки. И, пока она спала, собачка утащила одну туфельку и спрятала ее.

 

А теперь давайте отыщем в квартире спрятанную туфельку. Мы знаем, что в комнате стоял стол и два кресла.

Так куда же собачка спрятала туфельку?

Ответ: под стол. 

№5        

  Сценарные    конспекты занятий.

Конспект занятия «Буратино в гостях»

Цель: с помощью игры «Сложи узор» развивать способность детей к анализу и синтезу; учить по узорам - заданиям складывать такой же узор из кубиков (4шт,9шт).

В игре «Сложи квадрат» учить различать не только цвета, но и их оттенки, складывать из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный образец (из 2,3,4,5 частей); тренировать сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположении.

Вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (игра, «Рамки и вкладыши»).

В игре «Обезьянка» развивать внимание, учить точно, копировать действия ведущего.

Воспитывать интерес к развивающим играм, побуждать детей к усиленной умственной деятельности.

Развивать речевую активность. Активировать словарь; названия геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг), названия основных цветов (красный, синий, белый, желтый); кубик, кирпичик.

Материал: развивающие игры по Б.П.Никитину «Сложи узор», «Сложи квадрат»; набор кирпичиков к игре «Обезьянка»; «Рамки и вкладыши».

Ход: В гости к детям пришѐл Буратино.

Буратино - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Что это такое у вас на столах?

Воспитатель - Буратино, это у нас интересные, необычныеигры.

Буратино - А ребята научат меня в них играть? Как называется эта игра и как в неѐ играть?

Дети - Буратино, эта игра «Сложи квадрат». Сначала нужно все части (кусочки) разложить по цвету, а потом из каждой кучки кусков сложить один квадрат. Все квадраты должны быть одинакового размера.

Буратино - А кусочки все одинаковые?

Дети - Нет, здесь есть кусочки квадратной, треугольной и ещѐ др. форм.

Буратино - А как играть вот в эту игру?

Воспитатель - Это игра «Сложи узор». Узоры выкладывают из кубиков. У кубика одна сторона красная, другая синяя, третья белая, четвертая жѐлтая, и ещѐ две двухцветные: уголок белый и красный, синий и жѐлтый.

Сначала нужно внимательно рассмотреть узор на карточке, потом сложить такой же узор из кубиков.

Буратино - Ой, как интересно! А тут ещѐ какие-то игры.

Воспитатель - Это игра «Закрой окошко» («Рамки и вкладыши»). Нужно найти окошки (вкладыши) такой же формы и цвета, что и домики (рамки).

Буратино - Ребята, вы так интересно всѐ рассказывали. Мне бы ещѐ научиться в них играть.

Воспитатель - Сейчас тебе ребята покажут, как они умеют играть, а ты внимательно смотри и учись. (игры детей по желанию ( с муз. сопровождением)).

Буратино - Какие вы молодцы! Я хочу вам показать, с кем я к вам пришѐл (показ игрушечной обезьяны) и рассказать про неѐ одну историю.

- Сидела в комнате маленькая обезьянка и не узнала, что ейделать. В комнате было тихо- тихо, и, хотя она вертела головой во все стороны, ничего интересного она не увидела. И стало ей скучно- скучно ...

И вдруг услышала она за дверью чьи-то шаги, спряталась в уголок и стала внимательно смотреть. Открылась дверь, вошѐл маленький мальчик, подошѐл к буфету, открыл дверцу и что-то достал в красивой бумажке. Как только мальчик отвернулся, обезьянка подскочила к буфету, открыла дверцу и тоже достала что-то в красивой бумажке. Мальчик разворачивает в красивую бумажку, и она тоже. Мальчик откусывает кусочек, и обезьянка откусывает; мальчик улыбается, и обезьянка улыбается. Это оказалась шоколадная конфета. И так обезьянке понравилось, что она стала всѐ делать точь-в-точь как мальчик. А вы сумеете делать как обезьянка?

Воспитатель- Буратино, наши ребята могут тоже быть маленькими «обезьянками». У меня есть вот такие кирпичики, мы сейчас с ними поиграем. Ребята будут обезьянками, а я мальчиком. Если хочешь, то тоже

можешь с нами поиграть (игра «Обезьянка»).

Буратино -Хорошо, ребята, у вас, интересно. Но мне пора уходить. Вы показали мне разные интересные игры. Я хочу угостить вас тоже вкусными конфетами и оставить свою обезьянку погостить у вас. До свидания!

Конспект занятия «Прощание с журавлями».

Цель: развитие умения решать конструктивные задачи различными

способами (по схеме, силуэту), развитие аналитико-синтетического мышления. Активизация словаря. Развитие мелкой моторики руки, воображения.Воспитание взаимопомощи и умения работать в коллективе.

Материал: комплекты развивающей игры: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор», схема «птичий клин»

Педагог:

– Какое сейчас время года?

– Какие осенние месяцы вы знаете? – Какой сейчас осенний месяц?

– Как можно назвать осень в ноябре?

– Какие изменения в природе происходят осенью?

– А вы знаете, что нам подарили фотоаппарат? Мы так обрадовались, и нам поскорее захотелось сделать несколько фотографий. Самые красивые фотографии получаются на природе, поэтому несколько дней мы наблюдали за птицами, их отлетом на юг. Давайте посмотрим, какие фотографии у нас получились. (Демонстрация картинок с изображением различных видов перелета птиц).

Педагог: Сейчас я вам предлагаю построить птичий клин с помощью кубиков.

Конструирование птичьего клина по схеме с помощью кубиков Б.П. Никитина «Сложи узор».

Конспект занятия «Гуси-лебеди»

Цель: развивать пространственное и математическое мышление. Развивать точность, аккуратность, способность к анализу, синтезу. Закрепить знание детей о цвете, форме предметов. Воспитывать сочувствие и желание помочь героям.

Материал: игры Б.П. Никитина «Дроби», «Вкладыши Монтессори», «Уникуб», «Сложи узор», «Сложи квадрат». Игрушечная печка, яблоня, ежик, синяя лента, куклы Машенька и Иванушка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла Машенька, она плачет, как вы думаете, что у нее случилось? (ответы детей) Унесли гуси-лебеди ее братца. И она не знает, как его найти. Ребята, вы согласны помочь Машеньке?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно всем вместе отправиться в путь и отыскать ее братца. Давайте все возьмемся за руки и пойдем искать Иванушку. (Пока идем, звучит музыка леса).

Воспитатель: Ой, ребята, что я вижу это же печка. Давайте спросим у печки, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели.

Дети: Печка, ты не видела, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Соберите бревнышки для меня, тогда скажу.

Воспитатель: Таня, ты будешь собирать синее бревнышко, Саша, ты красное и т.д.

Игра «Уникуб».

После того как все выполнят задание, воспитатель уточняет, кто из детей какого цвета собирал бревнышко.

Воспитатель: Ребята, печка, говорит, что гуси-лебеди полетели в ту сторону (показывает направление рукой).Дети благодарят печку.

Воспитатель: Нам пора идти дальше. Возьмемся за руки и пойдем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это же яблоня. Давайте спросим у нее, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели.

Дети: Яблоня, ты не видела, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Ребята, я скажу, куда полетели гуси-лебеди, только помогите мне. Налетел ветер, и все яблоки упали. Соберите все яблоки.

Игра «Дроби».

Воспитатель: Ребята, вы помогли яблоне, и она указывает нам, куда полетели гуси-лебеди. Давайте поблагодарим яблоню и пойдем дальше.

Воспитатель: Ребята, посмотрите это же речка. Давайте спросим у нее, не видела ли она, куда гуси-лебеди полетели?

Дети: Речка, ты не видела, куда гуси-лебеди полетели? (Речка показывает) Воспитатель: Ребята, а как нам переправиться через речку.

Дети: Сделать лодку.

Игра «Сложи узор».

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше.

Дети берутся за руки.

Воспитатель: Ой, кто это нас встречает? Отгадайте загадку. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки не одной.

 Дети: Ежик.

Воспитатель: Ребята, ежик просит помощи. Разбиты все кирпичи на дороге. Помогите ежику собрать их.

Игра «Сложи квадрат».

Воспитатель: Ребята, вот мы и подошли к избушке Бабы-яги. Надо попросить ее, может она отдаст нам Иванушку.

Дети: Баба-яга, отдай нам Иванушку.

Бабя-яга: Отдам я вам Иванушку, если вы подберете к каждой двери ключик. Ключик подбирайте, двери открывайте и Иванушку забирайте.

Игра «Вкладыши Монтессори».

Дети подбирают ключи, и Баба-яга отдает Иванушку.

Машенька: Ребята, спасибо, что вы помогли мне и спасли моего братца. Нам пора идти домой. Да и вам пора возвращаться. Дети берутся за руки и возвращаются в группу.

 

Конспект игрового турнира

по развивающим играм Б.П.Никитина

 Цель: заинтересовать детей играми, вызвать радостное настроение.

Развивать память, внимание, логическое мышление; добиваться самостоятельного выполнения заданий. Тренировать в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы целого и его частей, их взаимоотношений и взаиморасположение (в игре «Сложи квадрат»).

Учить анализировать закономерности окраски кубиков, учить точности, аккуратности, предусмотренности (в игре «Уникуб»).Развивать способность к анализу и синтезу, способность к комбинированию (в игре «Сложи узор»). Закреплять представления о дробях, как о частях круга, об их соотношениях. Вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (в играх «Дроби» и «Рамки и вкладыши Монтессори»). Материал: развивающие игры по Б.П.Никитину «Сложи квадрат», «Уникуб», «Сложи узор», «Дроби», «Рамки и вкладыши Монтессори».  Место проведения: музыкальный зал (для детей - игротека).

Ход занятия

Воспитатель. - Дети, сегодня мы пойдѐм в игротеку, где есть много разных и интересных игр, в которые мы можем поиграть. ( в комнате с играми сидит Незнайка и разбирает кубики)

- Ой, здесь уже кто-то есть. Здравствуйте! Кто это? (Незнайка)

- А что ты тут делаешь? Мы вот пришли с ребятами поиграть в игры. Незнайка. - А мне вот Знайка дал какие-то кубики и сказал, что они необычные, чуть ли не волшебные. А я не вижу ничего необычного. Вон какую башню построил, ну и что? Ничего интересного нет.

Воспитатель. - Ну-ка Незнайка, покажи, что у тебя за кубики.

Ребята, посмотрите какие кубики, они нам знакомы, и мы действительно знаем, что они необыкновенные.

Давайте, мы их сначала правильно разложим по коробкам (кубики с разных игр перепутаны).

Воспитатель. - Ребята, в какую игру можно поиграть с этими кубиками? («Сложи узор»). А вот эти кубики, Незнайка, к другой игре - «Уникуб». Посмотри они все разные, есть двухцветные и трѐхцветные.

Воспитатель. - Ребята, что можно сделать из этих кубиков? (различные модели и конструкции).

- Незнайка, а наши ребята как раз умеют играть в эти игры. Так же они играют и в другие, и все они очень интересные. Поэтому мы и пришли в игротеку, и если хочешь, то давай вместе с ребятами посмотрим, какие ещѐ игры здесь есть («экскурсия» по выставке «развивающих игр).

Воспитатель. - Незнайка, а ты хочешь научиться правильно играть в эти игры и узнать какие они интересные? (Конечно)

- Ребята, а мы с вами вот что придумаем: мы проведѐм игровой турнир, посоревнуемся командами, а чья команда выиграет, та и будет учить потом Незнайку.

(Деление детей на 2 команды, название команд (герои «Солнечного города»). Воспитатель. - У нас всѐ готово для турнира, и давайте вспомним

правила игры «Сложи квадрат» (отобрать все кусочки по цвету или по номерам, затем из этих кусочков сложить целый квадрат).

- А какие правила в игре «Сложи узор»? Что нужно сделать? (подбирая грани кубика по цвету правильно сложить рисунок, узор)

Что нужно делать в игре «Уникуб», как играть? (надо внимательно рассмотреть рисунок, отобрать кубики с гранями нужного цвета, а затем построить модель, чтобы совпадали по цвету со всех сторон).

- Поэтому нужно быть очень внимательными, чтобы все задания были выполнены правильно. Кто быстрее в команде выполнит задание - получает 2 фишки, а другие игроки по 1 фишке.

Незнайка. - А у меня как раз есть мои друзья - человечки из Цветочного города (пластмассовые фигурки), они и будут фишками для победителей.

Воспитатель.- Правильно, в какой команде будет больше человечков, та и будет победителем нашего турнира.

- А теперь, кто хочет собирать квадраты? (из обеих команд по 3 человека).

- Кто хочет собирать конструкции и модели в игре «Уникуб»? (по 2 человека).

- А остальные по очереди будут собирать рисунки в игре «Сложи узор» (по 3 человека)

- Занимайте свои места. Начинаем наш турнир.

(Те дети, которые в команде выполнили своѐ задание, по желанию самостоятельно играют в игры «Дроби», «Рамки и вкладыши», «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо», и другие, которые находятся в «Игротеке». В конце турнира награждение победителей медалями).

 

«Увлекательное путешествие» Утро было солнечным!

Мы сели в и поехали на море ловить По воде плавали и ,

 но совсем не ловилась  .

Тогда мы сложили удочки  и поплыли по

, как морские

Методика проведения игры «Сложи узор»

1. Ребята, в этой игре всего 16 кубиков. – Посчитайте их. Сколько всего кубиков в коробке? (16)

2. Рассмотрите их: у кубика 6 граней, т. е. сторон посчитаем их. (6) А) Передняя сторона (грань) – Какого цвета? (Красная)

Б) Задняя грань – Какого цвета? (Желтая) В) Две боковые грани – Какого цвета? ( Г) Верхняя грань – Какого цвета?

Д) Нижняя грань – какого цвета? (

3. Возьмите любой кубик и найдите у кубика белую грань и покажите (красную, желтую, синюю)

4. Покажите кубик – с красно-белой гранью, с желто-синей гранью.

5. Все 6 граней окрашены в 4 цвета – это для того, чтобы составлять цветные узоры.

6. Вы хотите научиться составлять узоры? Но тогда подойдите ко мне и посмотрите, как нужно правильно составлять узор.

Объясняю:

- Сначала мы с вами будем составлять узоры из 9 кубиков, а потом из 16. Вот узор из 9 кубиков (сама делаю узор по карточке)

- Сколько в первом ряду кубиков? (3) - Сколько во втором ? (3)

- Сколько в третьем? (3)

- Сколько всего кубиков? (9)

- Какого цвета первый верхний кубик? - Второй?

- Третий?

- Во втором ряду, какого цвета первый кубик? - Во втором? В третьем?

- В третьем ряду, какого цвета первый кубик? - Во втором? В третьем?

_ Так сколько рядов в квадрате из девяти кубиков? (3 ряда) - Посчитайте ряды? Считаем - 1,2,3

- Красивый получился узор? (Да) - На что он похож? (…)

7. А теперь Вам первое задание: раздаю узоры – карточки, а Вам нужно будет по узору на карточке сложить точно такой же узор из кубиков.

8. Дать 2 старых узора – 1 новый. Задания:

1. По узору складываем точно такой же узор из кубиков.

2. Глядя на узор из кубиков – нарисовать этот узор в тетради.

3. Придумать самим новые узоры и зарисовать, чтобы не забыть.

4. Изменять узор по цвету: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно сделать желто-синий.

9. Чтобы не мешать, кто справился с заданием 3-4 ребенка – организовать соревнование (кто быстрее соберет узор).

Конспект занятия «Путешествие в горы»

 Программное содержание: развивать способность к анализу и синтезу

изображений, пространственного мышления, мелкой моторики, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи, познакомить с соотношением целого и части.

Оборудование: набор кубиков «Сложи узор», «Уникуб», игра «Сложи квадрат», индивидуальные маршруты.

Ход занятия

Приглашаю детей в очередное путешествие в горы (дети рассматривают индивидуальные маршруты движения). Обращаю внимание детей на их исходное положение на маршруте. В соответствии с местонахождением ребенка на маршруте начинаем движение. Дети выбирают номер игры и складывают узор в соответствии с правилами. По окончании выполнения задания ребенок отмечает на маршруте свой результат.

Аналогично проводят игры «Уникуб» и «Сложи квадрат».

В конце занятия подвожу итог: дети сравнивают, кто из них выше поднялся по своему маршруту в горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детского творческого объединения "Мастерилка"

Программа способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения...

Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»

Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»...

Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет.

Рабочая программа детского творческого объединения «Театральная мозайка» для детей от 6 до 7 лет....

Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»

Рабочая программа детского творческого объединения «Юные журналисты»...

Рабочая программа детского творческого объединения "Акварелька"

Рабочая программа педагога дополнительного образования. Направленность - художественная. Вид деятельности - изобразительная (живопись, графика)...

Рабочая программа по хоровому пению детского творческого объединения «Домисолька» для детей 5 – 8 лет

Рабочая программа по хоровому пению для детей старшего дошкольного возраста....