Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Помоги Незнайке"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Копейкина Надежда Ивановна

Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике.

Задачи:

Образовательная:

- Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .

- Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.

- Закреплять знания геометрических фигур.

- Совершенствовать навыки измерения длины предметов с помощью условной меры.

- Упражнять в счёте предметов по осязанию.

Развивающая:

- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, умение расставлять знаки больше, меньше, равно; внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogi_neznayke.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

                    МБДОУ Хрущёвский детский сад "Ягодка"

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике.

Задачи:

Образовательная:

- Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .

- Продолжать учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр и знаков.

- Закреплять знания геометрических фигур.

- Совершенствовать навыки измерения длины предметов с помощью условной меры.

- Упражнять в счёте предметов по осязанию.

Развивающая:

- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, умение расставлять знаки больше, меньше, равно; внимание, память, логическое мышление.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, чувство коллективизма.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: письмо Незнайки; крупный счетный материал на магнитах; магнитная доска, цифры и математические знаки, 3 обруча; "яблоки" красного, желтого, зеленого цветов - матерчатые круги, в которые зашита фасоль (по 3, 5, 7 шт. в каждом), карточки с  изображением геометрических фигур; цветные карандаши, образец для игры "Украсим платочек".

Раздаточный материал: карточки с игрой "Кто поймал рыбку" (по количеству детей), листы белой бумаги,разноцветные  цветочки, листочки с  заданием "Сравни числа", цветные карандаши счётные палочки, полоски картона  разного цвета и разной длины, смайлики, раскраска «Незнайка»

Ход занятия:

Мимическая гимнастика

 Встаньте прямо,

Распрямитесь,

Удивитесь,

Рассердитесь,

Улыбнитесь

И садитесь

Воспитатель: Дети, настроение у нас хорошее. Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Воспитатель:

- Ребята, когда я пришла сегодня в детский сад, я увидела вот это письмо.

Показывает красочно оформленный лист бумаги, с изображением Незнайки.

- Посмотрите - это письмо от Незнайки, давайте его прочитаем.

Читает письмо Незнайки.

"Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Совсем скоро я пойду в школу, поэтому я много занимаюсь, чтобы все знать и уметь. Я ищу в книгах разные задания и стараюсь их все правильно выполнить. Вчера я нашел такие сложные задания по математике, которые совсем не смог сделать. Я очень огорчился от того, что оказался таким неумехой. Ребята, высылаю вам эти математические задания в письме".

- Дети, здесь и правда написаны какие-то задания.

- Зачем Незнайка написал эти задания вам? (Ребята предлагают помочь Незнайке в выполнении трудных заданий) .

- Как Незнайка узнает, что вы помогли ему? (Дети предлагают написать ответное письмо Незнайке) .

Когда решение проблемной ситуации найдено, педагог предлагает детям приступить к выполнению заданий Незнайки.

Задание 1. «Кто поймал рыбку»

Цифры перепутались, соедините  цифры по порядку от 1 до 10. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, кто поймал рыбку.

Дети соединяют по порядку цифры на заранее подготовленных листках.

Воспитатель хвалит детей за правильно выполненное задание и продолжает занятие:

-Ребята, давайте повторим прямой счет от 10 до 1. (Воспитатель передаёт мяч ребёнку, сидящему в первом ряду, и называет «10», тот передаёт его товарищу, называя следующую цифру)

Задание 2. Составьте задачи на сложение и вычитание.

Воспитатель:

-Ребята, вы помните, что мы делали на прошлом занятии математикой? (Учились решать задачи) .

-Верно, поэтому мы сможем помочь Незнайке и составим для него нужные задачи. Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит задача.

- Условие, вопрос, решение, ответ.

Далее воспитатель предлагает детям составить задачу с синими воздушными шарами (используется демонстрационный счетный материал на магнитах) .

-У Саши было 4 больших мяча (выкладывает на магнитной доске демонстрационный материал).

Лена подарила Саше еще 1 маленький мячик.

Педагог приглашает к доске ребенка, который прибавляет еще один мяч.

-Ребята, мячиков стало больше или меньше? (больше).

-А теперь давайте сделаем запись к нашей задаче.

Воспитатель выкладывает на доске решение задачи одновременно с детьми.

Какой математический знак нужно использовать в нашей задаче - плюс или минус? (плюс). Скажите, какой вопрос будет у нашей задачи? (Сколько мячиков стало у Саши) .

-Какой математический знак покажет решение задачи? (знак равно) .

Затем воспитатель предлагает детям составить задачу на вычитание. При этом используется другой демонстрационный материал: яблоня с прикреплёнными к ней яблоками.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, который выкладывает решение задачи.

-Вы справились с заданием! Молодцы!

- Ребята, Незнайка прислал нам те задачи, которые он не смог решить. Сейчас я буду вам читать эти задачи, а вы с помощью цифр покажите мне  ответ к каждой задаче.

 Игра «Молчанка»

1. Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

2. На блюдце у Андрюши

четыре жёлтых груши

Есть Андрюша захотел,

и две груши съел( 4-2=2)

3. Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно

Училось сорок?

Задание 3. Разложи яблоки в корзинки.

Ребята, с нашего волшебного дерева упали 10 яблок. Незнайка просит помочь ему разложить их в корзинки.

 Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, где разложены три обруча с цифрами 3, 5 и 7 в центре - это "корзины", а на детском столе лежат "яблоки" с фасолью внутри. В зеленых яблоках - по 7 шт., в красных - по 5 шт., в желтых - по 3 шт.

- Ребята, в яблоках разное количество семечек. Вы  должны на ощупь сосчитать, сколько семечек в яблоке, а потом встать рядом с той корзинкой, где лежит цифра, которая показывает количество семечек в вашем яблоке.

-Возьмите каждый по одному яблоку и начинайте считать.

Дети выполняют задание и встают рядом с нужной "корзиной".

Воспитатель уточняет у ребят, сколько семечек в их яблоках, какая цифра показывает количество семечек, хвалит за старание, а затем предлагает прочитать письмо дальше.

Задание 4. «Выбери нужную дорожку»

 Ребята, чтобы попасть в Цветочный город, Незнайке нужно правильно выбрать дорогу. Длина этой дорожки- 3 условные меры (счётные палочки). У вас на столах лежат несколько полосок разного цвета. Давайте измерим их с помощью счётной палочки и найдём нужную дорожку. Как будем измерять?

- Кладём палочку от начала полоски и карандашом отмечаем место, где она закончилась. К этой точке опять прикладываем палочку. И так до конца дорожки.

Задание 5. «Украсим платочек»

 Ребята, Незнайка захотел сделать для девочек Цветочного города в подарок платочки, но их нужно правильно украсить. Давайте ему в этом поможем.

У детей на столах лежат листы

Инструкция: в правый верхний угол положите красный цветочек;

в левый нижний угол положите синий цветочек;

в середину положите жёлтый;

в левый верхний положите зелёный;

в правый нижний оранжевый.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проверьте себя. Оцените правильность выполненной вами работы с помощью Солнышка (улыбается - всё правильно, прямой ротик - есть ошибки, уголки рта опущены - всё неправильно)

 Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Пола ручками коснитесь,

Сели- встали, сели - встали

И на месте побежали

Задание 5. «Сосчитай и заштрихуй»

-Заштрихуйте треугольники зеленым цветом, круги -  синим, прямоугольники - красным,  квадраты – жёлтым, а овалы - коричневым  цветом.  Посчитайте количество фигур и запишите нужную цифру в пустой квадратик рядом с изображением фигуры.

Задание 6. «Сравни числа»

В рабочей тетради в клеточку поставьте нужные знаки, сравнив написанные числа.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания Незнайки и смело можем отсылать ему письмо с правильными решениями.

- Скажите мне, какие же задания для Незнайки мы выполнили?

- Что для вас сегодня было сложным?

Оцените свою работу на занятии с помощью смайликов.

В благодарность за нашу помощь Незнайка прислал вам вот эти раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Весёлое путешествие"

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Весёлое путешествие"...

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия по формированию математических представлений ( старшая группа)

Конспект занятия по  формированию математических представлений .Возраст: Старшая группаТема: Повторение , счет до пяти, счет на слух , геометрические фигуры. Программное содержание:...

Конспект занятия по формированию математических представлений у старших дошкольников логопедической группы.

В данном занятие по формированию математических представлений у старший дошкольников логопедической группы использую развивающие игры В.В. Воскобовича. На занятии использую  игровое поле " М...

Конспект занятия по Формированию элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста "Помоги Незнайке в счёте ."

Цель: Создать условия для закрепления порядкового и обратного счета до 10.Задачи:Образовательная:- Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;- Закреплять умение детей ориентироваться в пространст...

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе на тему: « Поездка на праздник»

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе на тему: « Поездка на праздник» Задачи:-Закреплять навыки количественного и порядко...

Конспект занятия по формированию математических представлений в старшей группе "Сказка Теремок"

Конспект по  ФЭМП в старшей группе ДОУ "Сказка Теремок" с демонстрационным материалом....