Картотека игр для развития у детей элементарных математических представлений
картотека по математике (младшая, средняя группа)

Альховикова Ирина Анатольевна

Игры на развитие у детей элементарных математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития у детей элементарных математических представлений

Игра «Волшебные резинки»

Цели.

Продолжать закреплять знание геометрических форм умение ориентироваться в пространстве, развивать произвольное внимание, воображение, ловкость, быстроту, умение согласовывать свои действия

Материалы. 

Разноцветные резинки от 50 см. до 100 см. со светлыми концами.

Содержание.

 Детям предлагается разделиться на подгруппы по три-четыре человека. С помощью разноцветных резинок каждая подгруппа должна представить геометрическую фигуру по заданию.

Правила.

Работать нужно быстро, при образовании круга руки поднимать над головой, треугольника и квадрата - ориентироваться на количество углов, договариваясь, кто лишний. Воспитатель должен оценить правильность выполнения каждого задания, указав на неточности.

Игра «Форма - движение»

Цели.

Развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; за креплять представление  о геометрических фигурах.

Материалы.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Содержание.

 Детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг – прыжки; квадрат – приседания; треугольник - хлопки в ладоши.

Правила.

При показе фигур быстро менять движения, при приседании спину держать прямо, хлопки выполнять ритмично.

Игра «Оживи изображения животных»

Цели.

Учить составлять целое из частей по образцу; развивать воображение, внимание, быстроту реакции, координацию движений, согласованность действий, чувство ритма и пантомимическую выразительность; побуждать играть вместе.

Материалы.

Геометрические фигуры, из которых можно собрать силуэт зайца, медведя, лисы, ежа, волка.

Содержание.

Дети собирают животных из геометрических фигур по схеме, затем «расколдовывают» изображения – оживляют животных, показывая характерные для каждого животного движения.

Изображение:

лисы – прогнуться вперед, повороты туловища влево (вправо) – виляние хвостом;

зайца – прижать плотно к телу руки, согнуть кисти рук, прыгать на

двух ногах;

волка – ходьба, согнувшись, широким шагом, высоко поднимая колени;

медведя — поставить руки на пояс, идти, переваливаясь слева направо;

ежа – присесть на корточки, плотно прижав к телу руки, выполнить дыхательное упражнение (быстро вдыхать и выдыхать носом, с закрытым ртом).

Правила.

Обратить внимание детей на точность выполнения задания, а также на то, что при показе характерных движений разных животных необходимо быстро реагировать на указания в словесной инструкции.

Игра «Поймай рыбку»

Цель.

Развивать внимание, умственную и двигательную активность;

учить объединять предметы по одному признаку: форме или цвету.

Материалы.

Два обруча (красный, синий), геометрические фигуры — треугольник и овал красного или синего цвета.

Содержание.

Дети бегут по игровой комнате, имитируя движения рыбок, в руках держат бумажные овал или треугольник красного или синего цвета. По сигналу воспитателя дети разделяются по какому-либо признаку, например по цвету, и встают в два обруча, лежащие на полу: дети с красными фигурами - в красный, с синими фигурами - в синий.

Игра продолжается, теперь дети разделяются по другому признаку: в один обруч встают с овалами, в другой — с треугольниками.

Правила.

Обратить внимание детей на то, что в объединении могут быть рыбки либо красного (синего) цвета разной формы, либо красного и синего цвета одной формы. Перемещения по игровой комнате осуществлять, не наталкиваясь друг на друга.

Игра «Чьи следы»

Цели.

Закреплять навык ползания на высоких четвереньках по «следам», чередуя положения рук и ног; учить сравнивать «следы», соотнося их с нужным размером обуви; развивать логическое мышление.

Материалы.

Силуэты следов, ладошек.

Содержание.

Детям предлагается пройти по дорожке из «следов» и «ладошек» на высоких четвереньках чередующимся шагом. По окончании движения примерить свою обувь к следам, соотнеся размер, найти владельца этих следов. Ответить на вопрос, какие пары еще знакомы.

Правила.

При ходьбе на четвереньках чередовать положение рук и ног, ноги к «следам» приставлять ровно.

 

Игра «Дары леса (деревни)»

Цель. 

Развивать умение классифицировать предметы по форме и названию, внимание, память, двигательную и умственную активность.

Материалы.

Разрезные картинки с изображением ягод, шишек, овощей, фруктов.

Содержание.

Детям предлагают собрать разрезные картинки - «дары леса», «дары деревни» - и сосчитать, сколько на картинке предметов, сопровождая счет движением по заданию: прыжки, приседания, хлопки, наклоны в стороны.

Правила.

Упражнения необходимо выполнять ритмично, точно.

Игра «С утра до вечера»

Цели.

Закреплять знание названий частей суток и их последовательности; развивать согласованность движений в соответствии с текстом, мелкую моторику рук; совершенствовать двигательные навыки.

Содержание: дети отгадывают загадки о частях суток и показывают движения согласно тексту:

Петушок поет,

Солнце на небе встает.

Просыпайтесь, умывайтесь,

За зарядку принимайтесь.

Когда это бывает? (Утром.)

Движение: прогнуться назад, руками потянуться вверх.

Зарядка (дети выполняют движения зарядки):

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – прогнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Мы живем в огромном мире.

A на пять, а на пять –

Будем прыгать и скакать.

Мы играли и считали,

Песни пели, танцевали.

Солнце светит очень ярко,

Погуляем на полянке.

Когда это бывает? (Днем.)

Движение: стучать кулачками по коленям, сгибать пальцы рук, кружиться и ходить в разных направлениях.

Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Что же наступает,

Когда каждый отдыхает? (Вечер.)

Движение: медленно опускать рук вниз, приседать на корточки.

На небе зажгутся звезды,

Сны придут к тебе и мне,

И луны фонарик желтый

Засияет в тишине.

Что наступает? (Ночь.)

Движение. 

Закрыть глаза, голову положить на ладони.

Задание.

Назвать части суток по порядку.

Правила.

Выполнять движения согласно тексту.

Игра «Найди ошибку»

Цели.

Учить выполнять игровые действия; развивать слуховое внимание,

логическое мышление при построении последовательности, умение сосредоточиться при нахождении ошибок.

Материалы.

Картинки с изображением времен года и частей суток

Содержание.

Педагог, расположив на доске картинки с изображением времен года и частей суток в неправильной последовательности, читает стихи путаницы, а дети исправляют ошибки и повторяют в правильной последовательности времена года и части суток.

В шубу снежную одето,

Это лето, это лето.

(Зима.)

Имитация движений.

Вращение вокруг своей оси (изображение кружащихся снежинок), скользящая ходьба (катание по льду).

Зеленеет трава, распускается листва,

Осень в гости к нам пришла.

(Весна.)

Имитация движений. 

Медленное приподнимание с разведением рук в стороны (распускаются цветы).

Весь день жара, солнце печет,

Это Зима в гости идет.

(Лето.)

Имитация движений.

Круговые движения руками (плавание), вращательные движения руками и ногами, лёжа на спине (катание на велосипеде).

Опадает вся листва,

Это к нам пришла весна.

(Осень)

Имитация движений.

Глубокие наклоны в стороны (качаются деревья), приседание (опадают листья)

Правила.

Слушать внимательно о сезонных явлениях, отмечать ошибки в стихах, показывать движениями, что происходит в разное время года, проговаривать, повторяя, правильную последовательность в смене частей суток и времён года.

Игра «Цветные полянки»

Цели.

Закреплять знание цветовых оттенков; развивать умение ориентироваться в пространстве; учить объединять предметы в группы по цветовому признаку; упражнять в беге врассыпную.

Материалы.

Обручи желтого, красного, синего цвета.

Содержание. 

«Цветные полянки» (обручи) располагаются на полу. Воспитатель предлагает найти в игровой комнате предметы такого же цвета и поместить их в соответствующие обручи, называя цвет каждого предмета и объясняя, почему он должен располагаться здесь. Дети бегут по игровой комнате в разных направлениях, находят нужные предметы. По сигналу воспитателя дети должны положить предметы на

«полянки», соответствующие найденным предметам по цвету.

Правила.

На «полянку» можно класть только предметы такого же цвета, как и она сама. Обратить внимание, что предметы могут быть разные, но  одного цвета а значит, располагаться на одной «полянке», или одинаковые, но разного цвета, и находиться на разных «полянках». Бегать нужно, не наталкиваясь друг на друга. Ребенок должен оценить правильность выполнения задания другими детьми.

Игра «Цветные воротца»

Цели.

Развивать внимание и сосредоточенность при сравнении внешних признаков предметов - цвета и величины; упражнять в беге покругу и в построении парами; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

Материалы.

Кольца от двух пирамидок.

Содержание.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках колечко от одной из двух пирамидок. Воспитатель выбирает ребенка и предлагает ему под музыку пробежать по кругу. Когда музыка прекращается, ребенок должен найти себе пару – другого ребенка с кольцом такой же величины и такого же цвета, как у него.

Вопросы.

Какого цвета колечки? Одинаковы ли они по размеру? Как это узнать? (Приложить их друг к другу.)

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут себе пару и не выстроятся друг за другом, образуя «воротца». Дети идут в парах по кругу, держась за руки. На сигнал «высокие» поднимают руки вверх, на сигал «низкие» приседают. Кто вовремя не присядет, выходит из игры.

Правила.

Обратить внимание детей на то, что колечки надо сравнивать не только по цвету, но и по величине путем наложения их друг на друга (или на глаз), образовывать пару только с ребенком, имеющим такое же кольцо. Нацеливать детей на то, что руки в «воротцах» надо поднимать высоко, быстро менять движения по сигналу.

Игра «Сравни дорожки»

Цели. 

Развивать внимание, согласованность действий; закреплять навыки прокатывания мячей; учить соотносить предметы по величине (длине); воспитывать желание играть вместе.

Материалы. 

мяч, две веревочки длиной 1,5 метра и две веревочки длиной 2 метра.

Содержание. 

Детям предлагается сначала проползти по двум дорожкам, образованным веревочками разной длины, а затем прокатить по ним мяч. Дети становятся на четвереньки и ползут по длинной и короткой дорожке (выясняя, какая из них длиннее), последовательно друг за другом прокатывают мяч вдоль них (короче та дорожка, по которой мяч прокатился быстрее).

Правила. 

При ползании и прокатывании голову держать высоко. После выполнения задания сделать вывод.

Игра «Переходим реку»

Цели. 

Развивать зрительный ориентир, память; учить работать быстро, не задерживая других; упражнять в прыжках в длину с места, в сохранении равновесия при ходьбе приставным шагом.

Материалы.

Отрез ткани голубого или синего цвета, выложенный на полу в виде реки, мостик из кубиков.

Содержание. 

Воспитатель рассказывает детям, что речка редко бывает ровной: в одном месте она изгибается и становится, например, узкой, а в другом месте – широкой. Детям предлагается найти, в каком месте река узкая, а в каком – широкая. Узкое место надо перепрыгнуть (прыжки в длину с места), а широкое – пройти приставным шагом по мосту, удерживая равновесие.

Правила.

Дети сами должны определить, в каком месте они будут переходить реку, и ответить на вопросы: «Какое место, широкое или узкое?», «Какое движение вы будете выполнять?» При ходьбе по мостику необходимо удержать равновесие, не оступиться, выполняя прыжки, принимать правильное исходное положение.

Игра «Найди предмет»

Цели.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, слаженно выполнять движения; учить оценивать правильность выполнения движения.

Материалы. 

Любой предмет или игрушка.

Содержание.

Воспитатель знакомит детей с предметом и предлагает с ним поиграть.

Выбирается ребенок, который будет искать предмет. Педагог вместе с остальными детьми прячет предмет и объясняет: для того чтобы играющий мог его найти, нужно выполнять действия по заданию:

• если ребенок идет в правильном направлении, то дети громко хлопают в ладоши,

• если в неправильном направлении, то дети наклоняются вправо, влево.

Ребенок, нашедший предмет, рассказывает, где он его нашел, используя предлоги вверху, внизу, на, за, под, впереди, сзади.

Правила.

Дети делают наклоны в стороны, поставив руки на пояс, громко и ритмично хлопают в ладоши. Необходимо внимательно следить за перемещением ребенка и вовремя менять движения.

Игра «Встань правильно»

Цели.

Развивать умение ориентироваться на ковре, закрепляя знание правой и левой рук; учить концентрировать внимание, точно следовать указаниям, работать последовательно, добиваясь результата.

Материалы.

Силуэтные изображения высоких и низких ёлок, пирамидок, ваз.

Содержание. 

Детям предлагаются силуэтные изображения высоких и низких предметов. Воспитатель предлагает встать с этими предметами на ковре согласно заданию:

  • высокая ёлка посредине;
  • низкая пирамидка в правом верхнем углу;
  • высокая ваза в нижнем левом углу.

Вопрос.

Какие картинки остались лежать на столе? (Низкая ёлка, низкая ваза, высокая пирамидка.)

Правила.

Располагать предметы в пространстве нужно согласно заданию, внимательно, слушать, правильно определять левую и правую стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей элементарных математических представлений.

Программа позволяет проводить занятия в занимательной для детей форме....

картотека игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по ФЭМП создана для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Доклад к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из тре...

Материалы по развитию у детей элементарных математических представлений

Материалы по развитию у детей элементарных математических представлений...

Конспект занятия по развитию у детей элементарных математических представлений " Как помочь Деду Морозу?"

- Закреплять представления детей о форме, цвете и размере предметов.- Развивать речь, мышление.- Развивать умение классифицировать предметы по форме, цвету и величине.- Развивать самостоятельность.- В...