Картотека дидактических игр по ФЭМП
картотека по математике

Гренько Вера Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОСОБИЙ ПО ФЭМП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ

ПОСОБИЙ ПО ФЭМП В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только педагогом, но и дошкольником.Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста призваны разнообразить воспитательно-образовательный процесс, уничтожить строгий официоз, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ.Дидактические игры проводятся с целью повышения уровня информированности ребенка об окружающем мире. Они вырабатывают наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно – следственные связи.  С целью роста познавательного интереса дошкольников педагоги должны стараться разнообразить ход воспитательно-образовательного процесса. Для этого можно делать собственные дидактические пособия. В изготовлении наглядности может пригодиться все, что находится под рукой, основное условие – безопасность для воспитанников детского сада. 

Материалы для создания дидактических игр могут быть следующими: - подручные материалы – ткань, пряжа, пуговицы;- природное сырье – листья, цветы, трава, шишки;- канцелярия – клей, гуашь, цветная бумага, картон;- воображение – самая главная составляющая.  Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 

1. Использование в играх цифр и чисел способствует ознакомлению с понятием счета, историей возникновения цифр, совершенствованию умений счета и сравнения. Эти дидактические игры по математике для дошкольников содействуют совершенствованию навыка самостоятельно использовать однозначные числа; воспитанию внимательности, памяти, мышления; освоению способа распределения натуральных чисел, совершенствованию навыка счета.  Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 

2. Игры, составленные с целью изучения времени приобщают ребят к знакомству с днями недели, названиями месяцев, учат запоминать их положение в календаре. 

3. Игры на развитие ориентации позволяют воспитанникам научиться фиксировать и излагать собственную позицию на местности, определять и называть местоположение какого-либо предмета относительно другого. При достигнутой воспитательной задаче дошкольники умеют применять слова для названия расположения предметов.  Дидактические игры по математике в ДОУ могут быть самыми разными, их выбор зависит от поставленной цели: 

4. Игры с фигурами применяют с целью укрепления знаний о форме разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска в располагающихся рядом вещах. Такие игры благоприятствуют воспитанию внимания и формированию творческой фантазии у дошкольников.

 5. Дидактические математические игры, развивающие логическое мышление, изначально предназначены для формирования компонентов научного мышления: высказывание суждений, приведение доводов, подведение итога. Также они помогают развивать креативность и нестандартное мышление. 

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!  Дидактические игры не должны проводиться длительное время. Для детей младшего возраста на них достаточно выделить 5 минут. Дидактические игры по математике в старшей группе могут длиться не более 15 минут. Превышение этого времени может привести к снижению активности и ослаблению познавательного интереса, что может негативно повлиять на результат. Если в игре принимает участие коллектив, нужно уделять внимание индивидуальным способностям каждого, и, если будет такая необходимость, оказывать помощь неуспевающим для благополучного исхода воспитательной проблемы..

Дидактическая игра для закрепления знаний о частях суток «Помощник-Будильник»

Цели и задачи игры:

1) Уточнять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.

2) Развивать зрительное восприятие, память, речь.

3) Формировать умение различать цвета.

4) Развивать умение отгадывать загадки.

5) Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.

Материал для игры: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой (на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, желтый - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь);

Загадки:

1) Солнце яркое встаёт,

Петушок в саду поёт,

Наши дети просыпаются,

В детский садик собираются. (Утро)

2) Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идём,

Песни весело поём (День)

3) Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с прогулки

Ужинать пора (Вечер)

4)В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

Ход игры:

Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.

Дидактическая игра «Почини коврик»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти и восприятия.

Перед началом игры ребенку говорят, что перед тобой расположены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Д/И «Кто в каком домике живет»

Цель: -закреплять знания прямого счета в пределах пяти 
-умение находить последующее и предыдущее число от названного 
и обозначенного 
-учить соотносить цифру с количеством предметов 
-различать количественный и порядковый счет в пределах 5  
Материал: карточки с цифрами, карточки в виде домиков с наклеенными кружочками в пределах пяти.

Ход игры: Надо поставить все цифры   на свои места по порядку, а потом заселить каждую в свой домик. 
- Какая цифра стоит перед цифрой 3? 
- Какая цифра стоит после цифры 1? 
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5? А теперь заселим цифры в свои домики.

Дидактическая игра «Собери поезд»

Цели:

•Учить составлять паровоз, правильно располагать вагончики, называя количество окон (3,4)

•Учить составлять паровоз располагая вагоны чередуя их по цвету, по количеству окон.

•Закрепить цвет

•Закрепить с детьми количество много и один.

-учить детей узнавать из каких геометрических фигур состоит поезд.

Методика.

Играет один или несколько детей.

Вариант 1

Ведущий раздает детям карточки с паровозом. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает вагончики разного цвета. Дети должны правильно подобрать по цвету вагончики. Если ребенок правильно подобрал вагончики по цвету, то он составляет паровоз.

Вариант 2

На столе раскладываются паровозы, задача детей подобрать вагончики по цвету и по количеству окон.

Вариант 3

Дети составляют сами поезд из геометрических фигур и называют эти геометрические фигуры (колеса круг, сам поезд- прямоугольник, окна - квадраты)

Дети научатся:

-запомнят цвета,

-научатся подбирать по цвету и количеству,

- научатся называть из каких фигур состоит поезд.

Задайте малышу дополнительные вопросы:

Какого цвета паровоз? Какие вагончики подойдут этому паровозу? Сколько окон в данном вагончике? В каком вагончике больше окон?

Дидактическая игра

Волшебные пазлы»

Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать внимание и память.

Материал: деревянные шпатели на которых изображены части геометрических фигур.

Ход игры: дети выкладывают геометрические фигуры по частям.

Развивающие карточки для детей 3-4 лет

«Чем похожи и чем отличаются»

Цель: способствовать развитию внимания и мышления ребёнка, формировать умение сравнивать предметы, логически мыслить и анализировать.

Ход игры: предложите ребёнку внимательно посмотреть на пару предметов и определить, чем они отличаются и чем похожи.

Дидактическая игра: «Собери поезд из геометрических фигур»

Цель: Учить различать геометрические фигуры, развивать мышление, воображение, воспитывать усидчивость.

Ход игры: перед ребенком на столе лежат геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник. Из них ребенок собирает поезд, на прямоугольник накладывает квадраты (окна), под прямоугольник кладет кружочки (колеса поезда).

Дидактическая игра

«Числовые домики»

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел.                    

Задачи:

 - Познакомить детей с составом числа из двух меньших чисел                      

- Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности)                                                                              

- Упражнять детей в образовании сложных слов (двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный)                                                                  

- Способствовать пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения двух слагаемых.                                                    

- Формировать абстрактное мышление,

- Воспитывать внимательность, целеустремленность

- Развивать умение точно следовать инструкции.

Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться детям в страну Математики, обращает внимание детей на разноцветные дома в ней. Дети называют цвет домиков и цифру, которая в нем живет.

Дидактическая игра

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Развивающая игра: «Бабочки»

Задачи:

 Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

На карте — четыре букета с цветами: васильки, одуванчики, розы, ромашки. Вырезанные бабочки: красные (4 шт.), желтые (4 шт.), синие (4 шт.)

Примеры заданий:

 Например, предложите ребенку расположить бабочек на букеты так, чтобы

 — бабочки были на букетах такого же цвета, как они сами. На какой цветок бабочки не прилетели? (ромашка).

 -на каждом букете сидело разное (одинаковое) количество бабочек;

 — на каждом букете было по три бабочки, но желтые бабочки на розы не садятся;

 — и т.д.

Варианты заданий могут быть очень разными, все будет зависеть от возраста и уровня развития ребенка. Можно давать последовательные инструкции, например, на ромашку село пять бабочек, на одуванчик три бабочки разного (одного) цвета, сколько бабочек осталось? Подобные задания способствуют развитию математических навыков. Усложнять задания можно давая два или три условия сразу.

Развивающая игра: «Клумбы»

Задачи:

 Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

На карте — четыре зеленые клумбы. Вырезанные цветы: три разных цвета, по 4 шт.)

Примеры заданий:

 Например, предложите ребенку рассадить цветы, так, чтобы

— все клумбы были разные, а цветов везде было поровну;

 — все клумбы были разные, но на второй клумбе растут только желтые цветы (добавим нумерацию).

Развивающая игра: «Аквариум»

Задачи:

 Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Примеры заданий:

Например, предложите ребенку разложить обитателей аквариума, так, чтобы

 — в каждом аквариуме был разный состав обитателей, но в правом верхнем (нижнем левом) аквариуме живут только медузы (розовые рыбки);

 — и т.д.

Развивающая игра: «Поезда»

Задачи:

 Развитие сенсорных навыков, зрительного и слухового восприятия, внимания, логического и образного мышления, пространственного представления, произвольного самоконтроля.

Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Примеры заданий:

Например, предложите ребенку расставить вагончики так, чтобы

 — каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?

 — у каждого паровоза было одинаковое количество вагонов, но на первом (втором, третьем, четвертом) пути не должно быть желтых (синих, красных) вагонов;

 — и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Для каждой игры указаны цель, материалы и ход ее проведения.  Файл содержит картотеку дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей дошк...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в ДОУ

В данной картотеке представлены дидактические игры по ФЭМП на все возрастные группы детского сада...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для подготовительной группы ДОУ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с описанием дидактических задач, оборудования, хода игры...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Дидактические игры, направленные на формированиеэлементарных математических представлений у детейстаршей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП

Методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе

Дидактическиеигры по ФЭМП в  подготовительной  группе 1. Ориентировка  во времени1.1. Дидактическая игра «Успей вовремя»Цель: Продолжать закреплять понятие времени.Развивать чувств...