Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры
методическая разработка по математике

«Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx69.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы.

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой, любой ребенок знает, много или мало у него игрушек, сколько машиной или кукол у его друга или подружки и т. д. Дошкольники не знают, что математика трудная дисциплина и не должны узнать об этом никогда. Задача современного воспитателя – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Игра не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Возможности использования игр широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.

Цель

Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр в повседневной жизни.

 Задачи

Образовательные

  • Активизировать умственную деятельность детей;
  •  заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей;
  • расширять математические представления;
  • закреплять полученные знания и умения.

Развивающие:

  • развивать ум, мышление;
  • развивать воображение, творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сплочения, умение работать в коллективе.

Направления деятельности:

  • работа с детьми,
  • дидактические игры,
  • работа с родителями,
  • консультации,
  • развлечения,
  • математические игры.

Методы

  • Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
  • Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Также использовала, как прямые, так и опосредованные методы, которые способствовали не только овладению детьми математическими знаниями, но и способствовали их общему интеллектуальному развитию.

Все полученные знания и умения мы закрепляем с детьми через дидактические игры. В группе имеется в достаточном количестве разнообразный демонстрационный и раздаточный наглядный материал. Например, обучая детей количественному и порядковому счёту, мы используем такой демонстрационный материал, в котором предметы располагаются в разной форме: в ряд, по кругу, несколькими подгруппами.

Для развития у детей слухового восприятия считаем, особенно важным, давать им задания сосчитать звуки, движения, определить количество предметов по осязанию.

Все дети нашей группы очень любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Все математические развлечения мы строим на том понятийном багаже, который уже имеется у детей, сюжет - на вовлечении детей в происходящее, проявления ими эрудиции и находчивости и, конечно же, признания их достижений.

Обязательным условием развития детского математического творчества считаем обогащение предметно- пространственной среды. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов.

В группе имеется центр развивающих игр - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами, и определённым образом художественно оформленное место. Мы предоставляем детям возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Работая вместе с семьей по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников, мы предоставляем ребенку начальный социальный опыт и создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Свою задачу по данной проблеме мы видим в том, чтобы донести до родителей то, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов стать успешным в математике. Поэтому мы убеждаем наших родителей организовывать совместные игры с детьми, которые духовно и эмоционально обогащают и тех, и других, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Для решения данной проблемы мы использовали следующие формы работы с родителями:

Родительские собрания

оформление папок- передвижек, презентации, математические викторины,

дни открытых дверей, консультации.

Перспективное планирование на 2 года:

I этап – подготовительный: сентябрь 2020 года- март 2021 года

Составление поэтапного плана работы;

справочной литературы по выбранной тематике;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности;

Планирование деятельности;

Разработка игр;

Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.

II этап – основной: сентябрь 2021 года - апрель 2021 года

Внедрение:

Ознакомление детей с математическими играми, правилами;

Использовать развивающие математические игры на прогулках (подвижные игры, при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей;

Разработка картотеки математических игр;

Создание математического уголка;

Проводить работу с родителями.

III этап – итоговый: май 2021 года

Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.

Разработка рассчитана на 2 года, с дальнейшим продолжением на старший возраст (старшая и подготовительная группы).

Применяется на занятиях, в режимных моментах, в работе с родителями (разработанные игры применяются не только для работы педагогом с детьми, но и для работы родителей с детьми).

Консультация для родителей «Решаем - играем вместе с мамой».

А Ваш умный ребёнок любит играть? А решать задачи по математике? Не секрет, что не всем детям нравится заниматься в детском саду. А уж математикой тем более. Такая скучная наука. Расскажите ребенку о том, что математика вовсе и не такая скучная, как могла показаться на первый взгляд. Поиграйте с ним дома вместе всей семьёй, решая задачи по математике в стихах. Известно, что задачи в стихотворной форме всегда нравятся детям больше обычных задач. Они эмоциональны и легче запоминаются.

К серой цапле на урок прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок прилетело на урок?

Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле сорок сорок,

Десять взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок?

Я, Сережа, Коля, Ванда - волейбольная команда.

Женя с Игорем пока - запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится?

Мы - большущая семья,

Самый младший-это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Даша, Саша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем-

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей - четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

К двум зайчатам в час обеда прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели и по три морковки съели.

Кто, считать, ребята, ловок, сколько съедено морковок?

Конечно, эти задачи по математике в стихах можно использовать для подготовки детей к школе. Их можно включать в число домашних заданий, в программу турниров и различных конкурсов, смекалки. Главное, чтобы они соответствовали уровню знаний детей.

ИГРАЙТЕ, ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!!

Мониторинг

Индивидуальная карта развития элементарных математических представлений детей 5-7 лет.

Наименование необходимых навыков и умений

Высокий

Средний

Низкий

1.Знает количественный и порядковый счет до 20

2. Обозначает числа цифрами, пользуется знаками.

3. Знает геометрические фигуры (круг, треугольник,  прямоугольник квадрат,  шар, куб, цилиндр, конус)

4.Знает название и начертание линий (прямая, кривая, ломаная)

5.Умеет ориентироваться в пространстве (слева, справа, впереди, сзади и т д.)

6. Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый, розовый, голубой)

7.Умеет сравнивать подлине, ширине, высоте

8.Знает дни недели, месяцы, времена года

9.Ориентируется на листе бумаги

10. Умеет измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер.

11. Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

12.Умеет определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Итог

Результатом своей работы считаем следующие показатели развития математических представлений у старших дошкольников:

Сравнительный результат развития математических представлений детей в 2020-2021 учебном году значительно вырос (высокий уровень увеличился на 44%).

 

Таким образом, дети нашей группы к выпуску в школу умеют: элементарно рассуждать, думать, логически мыслить, аргументировать свои выводы и выполнять на практике простейшие доказательства своей правоты.

Не ошибусь, если скажу, что семья и детский сад - это две воспитательные системы, каждая из которых, по-своему, предоставляет ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир

Разработка математических дидактических игр для детей старшего возраста (на 2 года)

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель и задачи: Продолжать закреплять понятие времени.

 Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

Дидактическая игра «Тик-так

Цель и задачи: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора!   (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.   (настенные часы с кукушкой)

 

Д/И «Поможем Элли вернуться домой»

Цель и задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

 

3                 4

         5

1                 2

 

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.

 

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

 

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

 

Д/И «На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

 

Д/И «Назови предыдущее и последующее число»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу внизу на карточке и почему эти числа стали соседями.

 

Д/И «Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

- Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

- Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

 

Д/И «Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны.     (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

 

Д/И «Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Ход: Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ на первоначальном этапе

При использовании развивающих математических игр в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

 Ребёнок активно и самостоятельно использует освоенные (закрепленные) им способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания)

Развивает быстроту мышления;

Успешно решает логические задачи;

Намечает последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

От педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах по развитию математических способностей.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по итогам 2х летней работы

Результаты мониторинга показали, что использование математических игр способствовало повышению уровня формирования элементарных математических представлений у детей. Использование игровой формы при работе с математическим материалом способствовало более полному пониманию логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

По результатам диагностики 69% детей справились с заданиями на достаточно высоком уровне.

* Было отмечено повышенное внимание детей к математическим играм, они с большим интересом и довольно успешно стали играть в них.

* Дети стали активнее и самостоятельнее использовать освоенные способы познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения проблемных задач в игре.

ЗАДАЧИ НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

- расширение программного обеспечения, создание соответствующего предметно-познавательного пространства в группе.

Используемые материалы:

Методическая литература:

 1. З. А. Михайлова «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» Дошкольное воспитание – 2002 №8

 2. К. В. Шевелев «Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет» – М. : Мозаика-Синтез, 2004.

3. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

4. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей» Дошкольное воспитание-2000-№2 с. 74

5. М. И. Волошина Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / В. Г. Горецского. – М. - Белгород, 2005. 6. А. А. Столяр «Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет» М., 2009.

Интернет ресурсы:

1. http://doshkolnik.ru/index.php 

2. http://detsad-kitty.ru/ 

3.http://festival.1september.ru/preschool/page-249 

4. http://www.specialist-detsada.ru/ 

5.http://piramidka.net/? p=2051

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Поможем Золушке»

Цель: формирование математических представлений у детей.

Задачи:

Образовательные:

-Упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, упражнять в счете в пределах 20;

-Закреплять умение называть предыдущее и последующее число данного числа;

-Продолжать формировать умение решать задачи;

-Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги относительно себя;

-Упражнять в счете парами;

-Закреплять умение сравнивать группы предметов с цифрой;

-Закреплять знание циферблата часов и взаимодействию с ними;

-Упражнять детей в работе с линейкой;

-Учить детей давать полные, распространённые ответы на вопросы воспитателя

Развивающие задачи:

-Продолжать развивать конструкторские навыки детей;

-Продолжать развивать речь детей, мышление, внимание, совершенствовать умение делать выводы;

-Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;

-Развивать познавательные мотивы, интересы;

-Развитие мелкой моторики, координации движений.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-Воспитывать навыки коллективной работы и взаимопомощи.

Методические приемы:

  • Игровой - использование сюрпризных моментов;
  • Наглядный - использование слайдов;
  • Словесный - напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей; поощрение, анализ занятия.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия, «Волшебная палочка», музыкальное сопровождение, магнитофон.

Раздаточный материал:

-Математический пенал с набором цифр, модели циферблата часов, карточки для задания «собери бусы», листочки в клетку для слухового диктанта, простые карандаши конверты с игрой «Танграм», «Сложи карету»

Ход НОД:

1.Организационный момент. Сообщение темы.

Воспитатель собирает вокруг себя детей на ковре и обращается к ним:

-Здравствуйте! Доброе утро!»

-Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей)

-Назовите сказки, не повторяясь (Ответы детей)

-Молодцы вы назвали много сказок.

-Скажите, а хотели бы вы попасть в сказку? (дети отвечают)

-Хорошо, Дед Мороз на Новый год подарил мне волшебную палочку, давайте с помощью ее и попробуем попасть в сказку.

Звучит музыка. Воспитатель делает взмахи «волшебной палочкой» со словами:

-Покружись, в сказке тут же окажись.

Звучит песня Золушки из сказки «Золушка»

-Ребята, чья это песенка, героиню какой сказки мы сейчас слышим? (Ответы детей)

-Правильно! Это поёт Золушка. А почему ей так грустно? (ответы детей)

-Ребята, а кто в сказке Золушке помог попасть на бал? (Ответы детей)

-А вы бы хотели помочь Золушке? (Ответы детей)

-Что бы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой вы должны пройти испытание и ответить на мои вопросы.

-Оно называется «Не зевай, быстро на вопросы отвечай.

-Сколько всего дней в недели?

--Какой день идет после четверга?

-Какой день недели сегодня?

-Какой день недели будет завтра? 

--Назовите зимние месяцы.

--Назовите первый месяц весны.

-Назовите второй месяц лета.

-Сколько месяцев в году?

-Какие части суток вы знаете?

-Сколько ушей у двух мышей?

-Cколько хвостов у трех котов?

-Сколько солнышек на небе?

-Сколько пальцев у перчатки?

-Сколько глаз у совы?

-Сколько глаз у светофора?

-Сколько ног у лошади?

-Сколько колес у машины?

-Вы - молодцы, на все вопросы ответили правильно. Мы можем отправляться на помощь Золушке.

-Сегодня я буду Феей, а вы, будете моими помощниками-пажами.

Сейчас с помощью «волшебной палочки» я посвящу вас в пажи.(воспитатель дотрагивается до плеча каждого ребенка «волшебной палочкой»)

-Мы с вами отправляемся в сказку на помощь Золушке.

  1. Основная часть (дети проходят за столы).

-Золушка, мы с моими помощниками - пажами поспешили к тебе, услышав твою грустную песню. Ребята хотят помочь тебе попасть на бал.

-Мои верные помощники, Золушка просит нас помочь собрать вещи, которые разбросали её сестры. Поможем Золушке?

(ответы детей)

-Хорошо будьте внимательны и соберите все вещи.

-Начинаем подниматься вверх по лесенке:

-первая вещь лежит на ступеньке между 1 ,3 (2)

-вторая между 5 и 7 (6)

-третья между 9 и 11 (10)

-следующая между 12 и 14 (13)

- и последняя между 15 и 17 (16)

-Отлично, мы справились с этим заданием!

-А теперь мы пойдем вниз по лесенке, а у лесенки 20 ступенек. 

(дети встают у столов, шагая на месте, по очереди считают обратный счёт от 20 до 0 и садятся на места).

-Злая мачеха велела Золушке посадить кусты роз. Посмотрите, какие розы велела посадить мачеха Золушке?

(ответы детей)

-Правильно, белые и красные. Составите задачу про розы.

-Сколько частей должно быть в задаче? Как называется первая часть? Вторая?

(дети составляют задачу, рассказывают, как они её решали;

решение задачи 3+ 2=5).

-Много дел у Золушки, но мы с вами ещё не все дела переделали.

Физминутка.

Сейчас нам с вами предстоит большая стирка. (дети встают на ковер и под музыку выполняют движения, имитируя стирку)

-Молодцы, вы настоящие помощники Золушка вам очень благодарна. (дети проходят за столы).

-А теперь, когда все дела по дому переделаны мы поможем Золушке собраться на бал.

-Мои верные помощники, Золушка мне говорит, что она втайне от мачехи, шила себе платье, чтоб поехать на бал во дворец. И ей осталось только его украсить красивой лентой. Мачеха перепутала все ленты. Давайте найдем нужную ленту Золушке.

-Ленточка должна быть 6 см. (на столах у детей лежит 3 ленты разной длины 5 см. 6 и 9, дети находят ленту нужной длины с помощью линейки).

-К такому красивому платью Золушка хотела надеть свои любимые бусы, но злая мачеха порвала их. Поможем Золушке собрать бусы?

(ответы детей, они самостоятельно выполняют математические действия на вычитание и сложение в карточках).

-Наряд Золушки готов, а на чем же она у нас поедет? (ответы детей)

-Дети, чтоб тыква превратилась в карету, вы должны мне помочь.

(дети берут конверты с разрезными картинками «карета» и складывают)

-Кто повезёт карету? (ответы детей)

-Лошади. А сколько нам нужно лошадей, если в упряжке будет три пары? (ответы детей, 6 лошадей).

-Карета с лошадьми готова, но мы забыли предупредить Золушку, что выезжать ей необходимо в 6 часов вечера.

-Как должны располагаться стрелки часов на циферблате? (дети выполняют самостоятельно действия на макетах часов).

-Необходимо так же напомнить Золушке, что ровно в 12 она должна покинуть стены дворца. Покажите на циферблате как будут располагаться стрелки часов (дети самостоятельно выполняют задание).

-Мои помощники, мы совсем забыли про туфельки для Золушки, давайте подарим их ей. Вам необходимо сложить туфельку из геометрических фигур (дети самостоятельно выполняют задание через игру «Танграм»).

- А теперь отправим нашу Золушку на бал. Давайте укажем ей путь. Там она встретит своего принца и будет счастлива (дети выполняют графический диктант.)

  1. Заключительная часть.

Золушка в красивом платье и туфельках. Мои помощники-пажи вы помогли Золушке попасть на бал, она вас очень благодарит.

-Подойдите, пожалуйста, ко мне я вас тоже благодарю за то, что вы оказались настоящими помощниками и со всеми заданиями справились.

- А сейчас закройте глаза, и тех, кого я поглажу по головке, знайте, вы молодцы. (воспитатель гладит каждого ребенка по голове)

-Посмотрите, дети, Золушка вам оставила на столах какой-то сюрприз, она благодарит вас за помощь.

С помощь «Волшебной палочки» дети возвращаются в детский сад.

Перечень методических разработок:

  1. Конспект занятия на тему: «Путешествие по сказкам»
  2. Конспект занятия на тему: «В зимнем лесу»
  3. Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну математических знаний»
  4. Конспект занятия на тему: «Игровой счет»
  5. Досуг «Как древние люди считали»
  6. Развлечение «Математический КВН»
  7. Игра «Что? Где? Когда?»
  8. Папка-передвижка «Математика должна быть интересной»
  9. Викторина «Занимательная математика.
  10. Картотека дидактических математических игр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Значение  дидактической  игры : - помогает сделать любой учебный материал увлекательным;- облегчает процесс усвоения знаний;- создает радостное настроение;- вызывает у детей удовлетворе...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...

Формирование элементарных математических представлений в ДОУ через дидактическую игру

В данной консультации воспитатели ДОУ могут найти различные дидактические игры по развитию элементарных математических представлений....

МАСТЕР - КЛАСС «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

«Игра - это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности»В.А.Сухомлинский.      Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, ...