Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
статья по математике (старшая группа) на тему

Шаповалова Юлия Владимировна

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

Шаповалова Юлия Владимировна

Воспитатель

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшеее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у  детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умстенном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: « не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировку в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое внимание.

  В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот- неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как Какой цифры не стало? Сколько? Путаница. Исправь ошибку, Убираем цифру. Назови соседей. Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. ( 1 карточки с цифрами).

Игра Считай не ошибись помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке ( прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит  в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Так же можно  поиграть « назови месяца года», « Дни недели». Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить програмный материал ( 2 с мячом).

В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету:  понедельник- первый день после окончания недели, вторник – второй день и так далее. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру Живая неделя. Для игры вызываю  7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. ( 3 с кружочками в руках).

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, взади, далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей  ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы впереди тебя был стол, а сзади окно и т.д. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.) ( 4 перед стулом). Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Например, игра Найди игрушку. «Ночью, когда в группе никого не было- говорю детям, - игрушки спрятались, их надо найти. Распечатываю конверт, читаю: « Надо встать перед столом и пройти 3 шага и т.д. Дети выполняют задание, находят игрушку.

  Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.).

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры, как Найди такой же узор, Сложи квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Каждую фигуру на свое место, Подбери по форме, Кто больше назовет.(5. складыв.из кусочков).

Дидактическую игру Геометрическая мозаика использую на занятиях и в свободное ремя, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например,

-составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу),

-работа по условию ( собрать фигуру человека, )

-работа по собственному замыслу ( просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Давала более сложные задания:

- назови самый большой треугольник.

-какого цвета самая маленькая фигура.

-назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п. ( 6. геом. фигуры на доске).

Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е.формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дид. Игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину ( 7. цепочка из геом. фигур).

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц  из фигур. Для закрепления знаний, даю детям домашние задания в виде дидактических игр  и упражнений.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.



Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

Шаповалова Юлия Владимировна

Воспитатель

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшеее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо целей, чем играть.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у  детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умстенном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: « не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировку в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое внимание.

  В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот- неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как Какой цифры не стало? Сколько? Путаница. Исправь ошибку, Убираем цифру. Назови соседей. Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. ( 1 карточки с цифрами).

Игра Считай не ошибись помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке ( прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит  в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Так же можно  поиграть « назови месяца года», « Дни недели». Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить програмный материал ( 2 с мячом).

В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету:  понедельник- первый день после окончания недели, вторник – второй день и так далее. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру Живая неделя. Для игры вызываю  7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. ( 3 с кружочками в руках).

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, взади, далеко, близко.

Я поставила перед собой задачу научить детей  ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы впереди тебя был стол, а сзади окно и т.д. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т.д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему ( за спину, справа, слева и т.д.) ( 4 перед стулом). Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие. Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Например, игра Найди игрушку. «Ночью, когда в группе никого не было- говорю детям, - игрушки спрятались, их надо найти. Распечатываю конверт, читаю: « Надо встать перед столом и пройти 3 шага и т.д. Дети выполняют задание, находят игрушку.

  Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.).

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры, как Найди такой же узор, Сложи квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Каждую фигуру на свое место, Подбери по форме, Кто больше назовет.(5. складыв.из кусочков).

Дидактическую игру Геометрическая мозаика использую на занятиях и в свободное ремя, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например,

-составление изображения предмета из геометрических фигур ( работа по готовому расчлененному образцу),

-работа по условию ( собрать фигуру человека, )

-работа по собственному замыслу ( просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Давала более сложные задания:

- назови самый большой треугольник.

-какого цвета самая маленькая фигура.

-назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т.п. ( 6. геом. фигуры на доске).

Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е.формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дид. Игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление- цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того давала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину ( 7. цепочка из геом. фигур).

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц  из фигур. Для закрепления знаний, даю детям домашние задания в виде дидактических игр  и упражнений.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям старших групп использовать дидактические игры в процессе обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого...

Статья на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое оно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажиг...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

laquo; Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...