«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)
учебно-методический материал по математике (старшая группа) на тему

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач: 1-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 2-исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 3-разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр; 4-активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников; 5-обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс активного творчества; 6-повысить интерес к обучению математики; 7-сохранить и укрепить здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2018.docx575.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАСТОЧКА»Эркенова О.С.

Слаид4

 «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры»

 ( из опыта работы)

Слаид5

Цель: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

Слаид6
1-проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; 

2-исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников; 
3-разработать систему занятий по формированию элементарных
математических представлений с использованием дидактических игр; 

Слаид7

4-активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников; 

5-обеспечить вовлечение каждого ребенка в процесс активного творчества; 

6-повысить интерес к обучению математики; 

7-сохранить и укрепить здоровье детей. 

Слаид8

 « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»   В.А. Сухомлинский.

Слаид9

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.

Слаид10

 Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место в  первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Слаид11

 «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

Слаид12

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Слаид13

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них –труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников- способ познания окружающего мира.

Слаид14

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.

  Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету. Особый интерес представляет поле математической деятельности, поскольку в математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти.

Слаид15,16

Работая в детском саду. я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

Некоторые дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, не знали геометрические фигуры. С прошлого года я работаю над темой : « Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Слаид17

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

Слаид18,19

  1. Игры с цифрами и числами.

Слаид20,21

  1. Игры путешествие во времени.

Слаид22

  1. Игры на ориентировку в пространстве.

Слаид23,24

  1. Игры с геометрическими фигурами.

Слаид25,26

  1. Игры на логическое внимание.

Слаид27

 В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот- неравенство в равенство.

Слаид28,29,30,31,32

Играя в такие игры как «Какой цифры не стало?» « Сколько?» « Путаница». «Исправь ошибку», «Убираем цифру». «Назови соседей». Дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры использую на занятиях, в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. ( 1 карточки с цифрами).

Слаид33

Игра  «Считай не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке ( прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит  в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Слаид34

 Так же можно  поиграть« Дни недели».

Слаид35

 В старшей группе познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того , чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, мы обозначали их треугольниками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая треугольниками  каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

Слаид36

            Занятия по математике провожу в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития, математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности.

Слаид37

Особенностью занятий является использование рабочих тетрадей, раздаточного материала. В этом есть свои преимущества:

- во-первых, раскрашивание, являясь одним из любимых видов деятельности детей 5-6  года жизни, вызывает живой интерес к заданию;

- во-вторых, работая в рабочей тетради цветными карандашами, ребенок развивает руку.

             Особую значимость имеет работа с природным раздаточным материалом, который дает возможность разного обследования предмета.

Слаид38,39,40,41

             Наглядный материал оформляю  красочно, чтобы  вызывать у детей желание работать.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий:

  1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей  5-6  года жизни (на занятии использую большое количество разной  наглядности, материала для практических работ);     

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

 3. широкое использование игровой мотивации;

 4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

 5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей;

6.развивающий характер заданий;

Слаид42

 Внедряю  методы и приёмы активного обучения, где ребёнок выступает, как субъект, равноправный участник деятельности. На занятиях   применяю

игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, практические методы.  

Слаид43 

Например: «Лепка цифр», « Сложи из треугольников»

Слаид44

            Достижению целей и задач по математике осуществляю с учётом   следующих принципов:

Принцип сознательности и активности, принцип доступности и индивидуализации, принцип  систематичности и последовательности, принцип научности, принцип  связи с жизнью, принцип развивающего обучения, принцип  наглядности.

Слаид45

 Систематически внедряя игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений, я получаю  хорошие результаты, а именно:

  •  дети научились  выражать свои мысли словом, стали  озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней);
  •  стали уверенно выдвигать свои идеи, предложения по решению проблемных ситуаций, доказывать их;

Слаид46

  •  Расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей;
  •  дети знают прямой и обратный счет;

Таким образом, динамика обучения показала, что  использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. 

Слаид47

  Спасибо за внимание!

               НЕПОСРЕДСТВЕННО –       ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПО ФЭМП

Тема: «Играем с Машей и Медведем»

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»,  «Социализация», «Здоровье».

Задачи:

Образовательные:

-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них представления детей.

 -Уточнить представление о частях суток, закреплять их название и  последовательность (утро, день, вечер, ночь).

-Соотносить цифры с количеством предметов.

-Упражнять в умении сравнивать предметы путем наложения или приложения (длиннее -  короче). Формировать умение решать логические задачи.

-Продолжать учить ориентироваться в пространстве.

-Закреплять счет до 10, умение изображать отдельные элементы геометрических фигур.

Развивающие:

Развивать внимание, усидчивость, логическое мышление, самостоятельность.

Воспитательные:

Формировать у детей потребность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Материал:

Презентация, конверты с заданиями, сундук с подарками.

Раздаточный материал:

Геометрические фигуры, карточки с цифрами, листы с рисунком по точкам.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Воспитатель:

- Из какой сказки гости, ребята? (Маша и Медведь)

- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. Они  наши гости. Им прислали задания по математике, и они пришли к нам, чтобы мы им помогли. Попробуем выполнить задания? Вот конверты, в которых написаны задания.

Берем конверт, открываем и читаем.

Воспитатель:

Задание 1. У вас на столах лежат геометрические фигуры. Я буду называть предметы, а вы выкладывать ту геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Например: тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик.)

- Какие геометрические фигуры выложил Дима, Миша, Ваня?  

- Сколько всего фигур? Молодцы, быстро справились с заданием.

Воспитатель:

Задание 2. А теперь наши гости предлагают поиграть в игру «Молчанка». Я вам буду задавать вопросы, а в  ответ вы будете поднимать карточку с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя.

- Сколько пальцев на правой руке? (пять)

- Сколько глаз у светофора? (три)

- Сколько носов у двух собак? (два)

- Сколько ушей у двух мышей? (четыре)

- Сколько хвостов у двух котов? (два)    

Все верно показали. Молодцы.

Воспитатель: Открываем следующий конверт.

(на слайде появляются облака).

Задание 3

Смотрите, что это за волшебные облака? (части суток).

- Сколько частей суток в одном дне?(4)

 Давайте вместе их назовем (утро, день, вечер, ночь).

Отгадайте  загадку ребята:

 Солнце яркое встает

Петушок в саду поет

Наши дети просыпаются

В детский садик собираются.( утро) 

Молодцы ,правильно.

Назовите какого оно  цвета ?(голубое)

 Солнце в небе

Ярко светит

На прогулку мы идем

Песни весело поем. (День)

Правильно, молодцы!

А день  какого цвета ? (Жёлтого)

 Солнышко лучистое

Село за дома,

Мы пришли с дет сада

Ужинать пора! (вечер)

А какого цвета вечер? (серого)

В небе звездочки горят

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

Нашим деткам спать велит. (Ночь)

-А фиолетовым цветом , какая часть суток обозначена,(ночь)

            Молодцы, ребята, быстро справились с загадками! А сейчас Машеька и медведь приглашают нас немного отдохнуть . Согласны?

Физкультминутка:

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо повернись, влево повернись, наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок - скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой!

Вот так!

 Воспитатель:

- Хорошо отдохнули ?, а сейчас игра

 «Назови пропущенное слово». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Солнце светит днем, а луна ... (ночью)

Ночью мы спим, а гуляем …(днем)

Утром вы пришли в детский сад, а вернетесь домой…(вечером)

Завтракаем утром, а обедаем…(днем)

Ночью вы спите, а просыпаетесь …(утром)

Молодцы!

Воспитатель:

Задание 4

Слушайте внимательно Маша просит вас помочь посчитать овощи:

На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец и огурец.

Воспитатель: «Дети, что вы видите?»

Дети: «Овощи».

Уточняю у двоих детей, какие именно.

Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на грядке. …иди, посчитай».

… считает: «Один, два, три, четыре, пять».

Воспитатель: « А теперь давайте посчитаем по-другому, так, чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».

Выходит …, считает: « Первый, второй, третий…»

Воспитатель: «…, какой овощ третий?»

…: «Помидор».

Вызываю …, спрашиваю: «…, какой овощ второй, четвертый, пятый?»

…отвечает: «Лук, перец, огурец».

 Ребята, посмотрите, Маша  поменяла местами овощи и предлагает поиграть в игру  «Что изменилось?»

 «Который теперь огурец?»

«Который по счету помидор?»

«Помидор?»

Воспитатель:

Задание 5

- Ребята, Маше и Медведю понравилось, как вы справились с заданиями. И они дарят вам волшебные картинки.  Чтобы отгадать, что за рисунок, надо соединить цифры по порядку от 1 до 10.

Воспитатель:

Задание 6

- А теперь последний конверт с заданием и прочитаю (выполняет один ребенок)

. «Сюрприз найдете, если Максим сделает 2 шага вперед, повернет налево и сделает 5 шагов вперед».( перед ребёнком стоит сундук с подарками внутри)

Анализ занятия:

Воспитаетель:

- Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?

Что мы делали сегодня на занятии? В какие игры мы играли? (играли в игру «Молчанка», считали время суток  по волшебным облакам, ходили по лабиринту и нашли сюрприз. Что вам больше всего понравилось? Что для вас было самым интересным? Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Воспитатель:

- Ребята,  Маша и Медведь благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ними!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обуче...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения....

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Значение  дидактической  игры : - помогает сделать любой учебный материал увлекательным;- облегчает процесс усвоения знаний;- создает радостное настроение;- вызывает у детей удовлетворе...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры» ( из опыта работы)

« Без игры нет и не может быть полноценного умственнго развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ис...