Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Составляем календарь»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Шемелина Ирина Владимировна

Знакомство дошкольника с календарем, является важным моментом для формирования представлений об окружаещем мире.Познакомившись с календарем, ребенок узнает, что такое время года, месяц, день недели. С помощью календаря можно узнать, когда будет день рождения или какое-то событие, долгожданный праздник.  Все эти знания, помогут дошкольнику регулировать и планировать деятельность на день, неделю, месяц, развиваются такие качества, как собранность, целенаправленность, точность, организованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Составляем календарь»

 Цель: Научить составлять календарь, вспомнить с детьми разные виды календаря.

Задачи: Упражнять в счете в пределах 20; учить отвечать детей полным предложением; развивать логическое мышление и наглядно-образное, сообразительность, умение действовать по инструкции; закрепить знания детей о днях недели, месяцах; воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость; воспитывать гуманные чувства, желание помогать сказочным героям. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Оборудование: демонстрационный: разные виды календарей, 3 комплекта цифр от 1 до 7, «волшебная палочка», набор «дни недели», таблица-календарь, буквы «А, П, Р, Е, Л, Ь»; магнитофон.

Раздаточный: набор цифр от 1 до 20; таблица - календарь, 7 прямоугольников разных цветов, с написанными на них днями недели;  

Ход занятия:

Ребята,  я сегодня получила письмо от Фиксиков, они просят Вас о помощи.

Письмо: «Ребята, Дим Димыч пригласил нас на день рождения, которое состоится 10 апреля, а в какой день недели будет, мы не знаем. Помогите нам пожалуйста! Подскажите, когда нам идти к нему на день рождения?»

Воспитатель: Ребята, поможем  Фиксикам?

Дети: Да!

Воспитатель: сначала отгадайте загадку.

 Под новый год пришел он в дом

Таким румяным, толстым.

Но каждый день терял он вес

И, наконец,  совсем исчез.

 Дети: Календарь.

 Воспитатель: А кто мне подскажет, что можно узнать с помощью  календаря?

Дети: Какой сегодня день, месяц, число.

Воспитатель: Как называется календарь, который висит на стене? (настенный, настенный отрывной)

Воспитатель: Как называется календарь, который лежит на столе? (настольный перекидной – ежедневник)

Воспитатель: Как называется календарь, который носят в кармане? (карманный)

Воспитатель: Кто может назвать свой день рождения? А кто может показать день рождения на календаре?

 Воспитатель: Чем похожи все календари?

Дети: Каждый календарь показывает: число, месяц, год, день недели. В календаре отмечены праздничные, рабочие и выходные дни.

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Каким цветом отмечены рабочие дни?

А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни?

Воспитатель: Чем отличаются календари?

 Дети: Размером, цветом, формой. 

Воспитатель: По размеру,  какие они  бывают?

Дети: Большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, широкие и  узкие.

Воспитатель: А по форме?

Дети: Квадратные, прямоугольные, круглые

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам игру «По порядку стройся»

Выходите и стройтесь в одну шеренгу. У меня на столе в беспорядке лежат перевернутые  карточки с написанными днями недели для каждой команды. Сначала мы разделимся на 3 команды, для этого надо рассчитаться на 1-й,2-й,3-й. Пока звучит музыка, вы выбираете себе любую карточку, по команде «Становись», вы должны построиться по порядку.  Первая команда становится возле квадрата, вторая команда строится возле круга, а третья возле треугольника, по порядку  дней недели, указанной на карточке.  Молодцы, с заданием все справились. Проходите на свои места.

Воспитатель:  Дни недели мы вспомнили. Но ведь в календаре есть еще и числа, давайте с вами вспомним числовой ряд, для того чтобы верно расставить числа в календаре.

Дети повторяют счет от 1 до 20.

Воспитатель: Ребята, а еще для составления календаря, что нам нужно?

Дети: Название месяцев.

Воспитатель: Молодцы. Давайте   поиграем в игру «Назови скорей»

 Я буду задавать вам вопросы, а вы, до кого дотронусь волшебной палочкой, будете отвечать. Будьте внимательны.

-какой сегодня месяц;

-какой месяц был предыдущий;

-сколько месяцев в году;

-как называется первый месяц года;

-назовите зимние месяцы;

-назовите летние месяцы;

-какой месяц идет за мартом;

-каким месяцем заканчивается год.

Воспитатель: Молодцы.  А сейчас  мы будем  учиться составлять календарь.

Воспитатель: Ребята, так с чего мы начнем составлять наш календарь?

Дети: Поставим дни недели

Воспитатель: Составление календаря: У вас на столах лежат карточки, это наша таблица – календарь, и посчитайте, сколько в ней колонок?

Дети: 7

Воспитатель: Как вы думаете, почему их 7?

Дети: потому что у нас  семь дней в неделе.

Воспитатель: Что мы будем выкладывать на верхнюю полоску?

Дети: Дни недели.

Воспитатель: Правильно, на верхнюю полоску мы выкладываем дни недели.

Сейчас  мне будет помогать Максим, на доске он будет выкладывать дни недели по порядку, а вы постарайтесь на своих местах поставить их в правильной последовательности, с понедельника по воскресенье.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Воспитатель: Ребята, дни недели мы выложили, внимательно проверьте свою таблицу. Что будем делать дальше?

Дети: Выложим цифры, чтобы узнать, какого числа День рождения.

Воспитатель: Теперь мы возьмем цифры и  выложим их под каждым днем по порядку. А поможет мне составлять на доске Даша. Какую цифру мы поставим под понедельником, вторником, средой? И т.д.

Дети: под понедельником поставим цифру 1, под вторником 2..

Воспитатель:  Сколько цифр поселили в первый ряд?

Дети: 7.

Воспитатель: Продолжаем расставлять  второй,  третий ряд. С какой цифры у нас начинается второй ряд?

Дети: с цифры 8

Воспитатель: Хорошо, продолжаем выкладывать цифры по порядку. Все справились с заданием?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте немножко отдохнём.

 Физминутка: (дети выполняют движения по тексту)

В понедельник я купался, (разводим руки в стороны)

А во вторник рисовал. (рисуем «карандашом» в воздухе)

В среду долго умывался, (показываем, как умываемся)

А в четверг в футбол играл. (пинаем «мяч»)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем и бежим на месте)

Очень долго танцевал, (показываем любые танцевальные движения)

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал. (показываем, что спим)

Воспитатель: Отдохнули ребята, а теперь за дело.

Воспитатель: Для того чтобы узнать, когда у Дим Димыча день рождения мы  выкладывали  цифры от 1 до 20 (соответствующие дням недели). Сейчас Соня расскажет нам, какие цифры выложила на  первой неделе, Вика расскажет про вторую неделю, Артем про третью неделю.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Соня: На первой неделе я выложила цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Вика: На второй неделе я выложила  цифры 8,9,10,11,12,13,14.

Артем: На третьей неделе я выложил цифры 15,16,17,18,19,20.

Воспитатель: С этим заданием вы тоже справились, молодцы. Теперь мы сможем узнать, когда  Фиксикам  нужно идти на день рождения?

Дети: Нет, мы не знаем какой месяц.

Воспитатель: А для этого нужно из  букв, которые рассыпались на доске, составить слово. Подумайте, какой это может быть месяц? Игорь составь слово на доске.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Значит, когда  Фиксики пойдут на день рождения?

Дети: 10 апреля  в среду.

Воспитатель:  Ребята, нам нужно написать Фиксикам письмо с ответом.

Письмо: «Милые Фиксики, на день рождения к Дим Димычу вам нужно идти 10 апреля, в среду.  А чтобы вы знали, когда у ваших друзей день рождения, мы с ребятами дарим вам карманный календарь. Спасибо, что обратились к нам, мы рады были вам помочь»

Воспитатель: Давайте споем нашу любимую песню про Фиксиков (включается музыка и дети поют)  

Воспитатель: Ребята, расскажите, чем мы с вами  сегодня занимались.

Дети: Составляли календарь, помогали Фиксикам выучить дни недели, считали до 20, вспомнили название месяцев, вспомнили, какие календари бывают.

Воспитатель: У вас на столах лежат солнышко, голубая тучка, тучка с грозой. Если вы справились со всеми заданиями, то поднимите солнышко, если не все задания получилось выполнить, то поднимите тучку; а если ни одно задание не получилось, то поднимите тучку с грозой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации.Занятие носит комплексный интегрированный харак...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ " БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

На этом занятии дети закрепляют  умение считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); навыки ориентирования  на листе бумаги; знания детей о геометрических фигурах;  учатся  восп...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми  6 -7 лет в подготовительной к школе группе, в рамках изучения темы по составлению числа из двух меньших чисел и раскладыв...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «В магазин игрушек вместе с Буратино».

Конспект к занятию №1 - декабрь по Помораевой и Позиной, переработанный  к теме недели  "Игрушка. Народная культура и традиции".Цель: формирование элементарных математических предс...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.«В гости к бабушке Лукерье»...