Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе «В мире сказок»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Им Яна Кибоковна

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе

«В мире сказок»

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение представлений об измерении объема с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; расширение представлений об использовании символов для обозначения признаков предметов; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: метровый числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки «+», «_», «=», «>», «<»; фигуры, составленные из квадратов; коврики, составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; картинка – портфель с нарисованными символами; схемы к задачам; стаканы разной высоты и разного диаметра, мерный стаканчик, банка для демонстрации опытов; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты, большие квадраты.

Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши, фишки, картинки – портфели.

Оборудование: демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет , ключ и замок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе

«В мире сказок»

Задачи:

Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение представлений об измерении объема с помощью условной мерки; закрепление умений ориентироваться по плану; пространственных отношений; расширение представлений об использовании символов для обозначения признаков предметов; закрепление представлений о взаимосвязи целого и частей с помощью отрезка - (схемы); уточнение знаний состава числа 9, умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 9; систематизация умений выполнять сложение и вычитание в пределах 9 на числовом отрезке, расширение представлений о равенстве групп предметов;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение договариваться.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: метровый числовой отрезок; цифры «1- 9»; знаки «+», «_», «=», «>», «<»; фигуры, составленные из квадратов; коврики, составленные из квадратов; план – карта; картинки к задачам; картинка – портфель с нарисованными символами; схемы к задачам; стаканы разной высоты и разного диаметра, мерный стаканчик, банка для демонстрации опытов; картинки с изображением сказочных персонажей, конверты, большие квадраты.

Раздаточный: числовые отрезки, картинки и схемы к задачам, знаки и цифры, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, простые карандаши, фишки, картинки – портфели.

Оборудование: демонстрационная доска, макеты домиков сказочных героев, макеты деревьев и пеньков, елочки, корзинка, макет , ключ и замок.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель собирает детей вокруг себя: «Ребята, нам с вами сегодня прислали очень интересное письмо из мира сказок. Скажите мне пожалуйста любите ли вы сказки? Хотите там побывать?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда давайте быстрее прочитаем письмо:

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Буратино из сказки «Золотой ключик». Злой Карабас Барабас запер моих друзей за волшебной дверью, и чтобы спасти их, мне нужен золотой ключик. Чтобы достать ключ, нужно пройти по указанному маршруту и выполнить несколько заданий, которые находятся у сказочных героев. Одному мне не справиться. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, выполнить задания, найти ключ и освободить моих друзей. Я буду вам очень признателен».

Воспитатель: Ну что, ребята, выручим Буратино, поможем ему выполнить задания?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда вперед!

2. Содержательный компонент:

I. Измерение площади.

- Ребята, как вы думаете, на чем мы можем долететь до волшебного царства?

Дети: На вертолете, самолете, ковре – самолете

Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите на доску. (На демонстрационной доске слева и справа расположены два составленных из разноцветных квадратов коврика).

- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо из двух ковриков выбрать больший по площади. Как можно измерить площадь?

Дети: Нужно сосчитать, сколько квадратов умещается в коврике. Воспитатель: «Так, давайте посчитаем квадраты».

Дети считают квадраты и определяют, что площадь коврика слева больше площади коврика справа, так как число 9 больше числа 8. Воспитатель: «Молодцы, ребята! Давайте запишем неравенство математически, иначе наш ковер - самолет не взлетит».

У доски один ребенок выкладывает неравенство знаками. 9>8. Воспитатель: «Ребята, нам пора отправляться в сказочное путешествие». Дети садятся на ковер. Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Летучий корабль».

II. Ориентировка в пространстве.

Воспитатель: «Ребята, вот мы и прилетели в сказочную страну. Посмотрите, что я нашла. Это карта и письмо. Воспитатель читает: «Если Вы точно проследуете по этому маршруту и выполните все задания, то найдете ключ. Поторопитесь!».

 Воспитатель обращается к детям: «Ребята, у нас немного времени. Нам нужно успеть выполнить все задания, иначе волшебство закончится. Давайте определим по карте наш маршрут». Дети рассматривают план – карту .

III. Измерение объема.

Дети идут по указанному маршруту и останавливаются у домика Матроскина и Шарика. Воспитатель вскрывает конверт и сообщает, что Матроскин и Шарик поссорились от того, что не смогли решить, поровну ли у них молока в стаканах. У Матроскина – высокий и узкий стакан, у Шарика – широкий и низкий.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, поровну ли молока в стаканах у Матроскина и Шарика? Как нам проверить?

Дети: Нужно измерить объем молока.

Воспитатель: Чем можно измерить объем?

Дети: Меркой.

Воспитатель:  Ребята, мерка должна быть одинаковой или разной? Дети: Одинаковой.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а как мы будем измерять объем?

Дети: Сначала нам нужно перелить молоко из стакана Матроскина в пустую банку, большую по объему, затем из банки перелить в мерку, а затем из мерки перелить молоко обратно в стакан (высокий и узкий). Количество мерных стаканчиков мы отложим фишками. Потом посчитаем, сколько всего фишек мы отложили и обозначим число цифрой.

Дети измеряют объем высокого и узкого стакана, откладывают фишки, суммируют их и обозначают полученное число цифрой. По тому же принципу измеряется объем второго стакана (широкого и низкого).

Воспитатель: Ребята, что мы теперь можем сказать о количестве молока в стаканах Матроскина и Шарика?

Дети: И там и там молока поровну, так как в обоих стаканах уместилось одинаковое количество мерок.

IV. Закрепление действий сложения и вычитания, состав числа.

Дети читают маршрут по карте и отправляются к домику Красной Шапочки. Воспитатель сообщает, что Красная Шапочка испекла для бабушки пирожки с малиной и черникой и не может их сосчитать. Дети садятся за столы.

На доске – прямоугольник с нарисованными на нем 5 красными и 4 синими овалами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. Что мы здесь видим? Дети: 5 красных и 4 синих овала.

Воспитатель: А теперь придумайте задачу.

Дети: «Красная Шапочка испекла для бабушки 9 пирожков, из них 5 пирожков с малиной. Сколько пирожков с черникой испекла Красная Шапочка?»

Воспитатель: Нам известно целое – всего 9 пирожков, и первая часть – 5 пирожков с малиной. Как вы думаете, что здесь нужно найти? Дети: Вторую часть.

Воспитатель: Как мы будем ее искать?

Дети: От целого отнимем первую часть, получится вторая. (9 – 5 =4). Получилось 4 пирожка с черникой.

Воспитатель: Ребята, но у нас стоит знак «+». Как по – другому можно решить задачу? Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получилось 9? Какие числа нужно сложить, чтобы получить число 9? Дети: 5 и 4.

Воспитатель: Как нам ответить на вопрос задачи?

Дети: 5 + 4 = 9. Красная Шапочка испекла 4 пирожка с черникой. Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!. Какое число мы запишем в пустое окошко?

Дети: Число 4

Воспитатель:  Допишите равенство. Один ребенок работает у доски.

На доске – прямоугольник с нарисованными на нем 9 овалами (5 красных и 4 синих).

Воспитатель сообщает детям, что в корзине Красной Шапочки поместилось только 7 пирожков и предлагает им придумать еще одну задачу.

Дети: «Красная Шапочка испекла 9 пирожков, из них 7 пирожков поместилось в корзине. Сколько пирожков осталось на подносе?» Воспитатель: Что нам известно?

Дети: Нам известно целое – 9 пирожков и одна часть - 7 пирожков. Воспитатель: Что неизвестно?

Дети: Вторая часть. Как нам найти вторую часть?

 Дети: Нужно из целого вычесть известную, т. е. первую часть.

Воспитатель: Как нам ответить на вопрос задачи?

Дети: 9 - 7 = 2 На подносе осталось два пирожка.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Какое число мы запишем в пустое окошко?

Дети: Число 2.

Воспитатель: Допишите равенство. Сколько лишних овалов нам нужно зачеркнуть?

Дети: 2

Воспитатель: Зачеркните лишние овалы.

Один ребенок выполняет задание у доски.

Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет-появился самолет.

Мах крылом туда- сюда, делай раз и делай два.

Руки в стороны держите, друг га друга посмотрите,

Опустили руки вниз, и на место все садись.

V. Составление задач по схемам.

Следующая часть пути, обозначенная на карте, приводит ребят к домику Незнайки, который пока еще не научился решать задачи. Дети работают с раздаточным материалом.

На доске - картинки с изображением 7 черных и 2 белых лебедей, плавающих на озере.

Воспитатель: Ребята, давайте придумаем задачу по картинке. Сначала давайте вспомним, из чего состоит задача?  Задача состоит из известных и неизвестных данных.

Дети: Из условия, вопроса и решения.

Воспитатель: Что такое условие?

Дети: То, что нам известно

Воспитатель: Что такое вопрос задачи?

Дети: То, что нам нужно найти, неизвестное

Воспитатель: Что такое решение?

Дети: Решение – это ответ на вопрос задачи. Чтобы найти ответ, нужно знать условие и вопрос задачи.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.

«На озере плавали 7 черных 2 белых лебедя. Сколько всего лебедей плавали на озере?» Ребята, что нам известно в задаче?

Дети: Сколько черных (7) и белых лебедей (2) плавали на озере.

Воспитатель: Что нам нужно найти?

Дети: Сколько всего лебедей плавали на озере.

Воспитатель: Давайте запишем условие и вопрос задачи с помощью отрезка.

Ребенок рисует на демонстрационной доске отрезок, отмечает части и целое.

Воспитатель: Ребята, Посмотрите на чертеж. Что мы обозначим числами 7 и 2?

Дети: Части отрезка.

Воспитатель: Откуда мы возьмем эти числа?

 Дети: Из условия – на озере плавали 7 белых и 2 черных лебедя.

Воспитатель: А что мы обозначим знаком вопроса?

 Дети: Целое.

Воспитатель: Как его найти?

Дети: Чтобы найти целое, части нужно сложить

Воспитатель:  Как нам ответить на вопрос задачи?

Дети: 7 + 2 = 9. На озере плавали 9 лебедей.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Подберите соответствующую схему и запишите решение задачи. Один ребенок работает у доски.

VI. Символы.

Дети снова раскладывают карту, определяют дальнейший маршрут и направляются к домику Чебурашки, которому нужно собрать портфель в школу. На доске– разлинованный на квадраты прямоугольник с нарисованными в одной строке и столбце символами, обозначающими цвет, размер и форму предметов. Детям нужно подобрать соответствующие фигуры в пустые квадраты и собрать портфель Чебурашки.

Воспитатель: Ребята, подберите фигуры по указанным символам.

Дети подбирают подходящие по указанным символам фигуры. Один ребенок выкладывает фигуры на доске.

VII. Зеркало. Равенство групп предметов.

По указанному на карте маршруту дети отправляются в Королевство Кривых Зеркал. Из письма они узнают, что Оля и Яло разбили одно из зеркал, по форме напоминающее ключ. Точно такой же ключ находится в одной из коробок, на одной из сторон которой он изображен.

Воспитатель: Ребята, Оля и Яло случайно разбили зеркало. Одна половинка, к счастью, осталась целой. Давайте достроим зеркало так, чтобы обе его части были совершенно одинаковы.

Дети выкладывают квадратами вторую сторону так, как выложена первая и соединяют части. В результате получается вот такая фигура ключа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на какой коробочке изображен точно такой же ключ? Давайте найдем ее.

Дети осматриваются вокруг и в итоге находят коробку с ключом, открывают замок и освобождают Мальвину и Пьеро. Они выходят и обращаются к детям.

- Спасибо вам, ребята, за то, что освободили нас. Мы рады, что именно Вы выполнили такие серьезные задания. Вы хорошие, дружные и умные ребята, из вас вырастут достойные люди. За старания и смекалку вам полагается награда. Спасибо вам за все!

3. Рефлексия. Заключительный компонент.

Воспитатель обращается к детям:

Ну, что, ребята, понравилось вам путешествие? Где мы с вами были? Кому помогли? Как нам это удалось? Что показалось особенно интересным? Что порадовало? Молодцы, ребята, вы хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Цель: познакомить детей с новым знаком - «х», формировать интерес к задачам с этим знаком, совершенствовать навыки детей в счёте первого десятка. Совершенствовать мыслительный потенциал дошкольников, ...

Конспекты занятий по ФЭМП в подготовительной к школе группе

МДОУ д/сад № 30 «Сказка»г. Вольск Конспект занятия по ФЭМПв подготовительной к школе группеВоспитатель: Клюева Т.БПрограммные задачи: 1.      Закрепить знания ...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.

Занятие проводится в игровой форме и направлено на закрепление количественного и порядкового счёта в пределах 10,ориентировке на ограниченной поверхности,на развитие внимания,памяти....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе

Тема: История часов.Цель: познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу.Интеграция образовательных областей: позна...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Тема «Повторение» Ориентировка во времени, счет.

Цель: Способствовать закреплению знаний детей о месяцах года, о частях суток, последовательности дней недели.            Задачи: Упражнять в опре...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «В мире математики».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.Тема: «В мире математики»....