Консультация "Организация познавательных занятий по ФЭМП с детьми дошкольного возраста"
консультация по математике

Иордан Татьяна Владимировна

Одна из важнейших задач воспитания ребенка -это развитие его умственных способностей, внимания, памяти и логического мышления. Большую роль в этом играет детский сад. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon.femp_kopiya.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

      Консультация  «Организация познавательных занятий по ФЭМП с детьми дошкольного возраста»

      Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игровых приемов. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

     Только играя радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности ребенок, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

     В результате работы дети становятся более активны, используют полные ответы, становятся более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать и думать.     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Образовательная деятельность предполагает различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности.   При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые приемы и методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.

    Все полученные знания и умения подготавливают к усвоению детьми более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математические представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.

Как же сформировать у детей интерес к математике?

Каждый ребенок талантлив по-своему. Я стараюсь на занятии похвалить каждого ребенка, сделать все зависящее от меня для того, чтобы у ребенка возникла вера в свои возможности и желание добывать знания. Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих детей появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.

Для ребенка очень важна психологическая атмосфера, в которой он находятся, когда поощряется даже небольшой успех дошкольника (хотя бы добрым словом). Создание благоприятной психологической атмосферы во время работы-это спокойный доброжелательный тон педагога,никогда не называть ребенка по фамилии,поддержать неуверенного ребенка во время выполнения заданий. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!»

Как заинтересовать математикой? Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию ребенка, создают у них ощущение успеха, помогают оживить НОД . Успех целиком зависит от игровых приемов, которые выбирает педагог. Как сформировать интерес к формированию элементарных математических способностей у ребенка?

Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность как в саду, так и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие игровых приемов в обучении, через новизну материала. Очень хорошо использовать разнообразные приёмы, которые активизируют учебную деятельность дошкольников, воспитывают у них активность, самостоятельность мышления, учат применять знания в процессе обучения (игры-путешествия, экспериментирование, развивающие игры, индивидуальная и подгрупповая работа, сочинение сказок, веселые физ.минутки, пословицы и поговорки, считалки,  сюрпризные моменты)

   При обучении детей математике я использую дидактические игры: «Больше-меньше»,  «Веселые фигуры»; «Шагомер»; «На что похоже»; «Найди пару» и т.д. А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, пословицы, поговорки, считалки,проводим  физкультминутки.

При знакомстве с миром геометрических фигур можно использовать игры: «Формы», «Геометрическая мозаика», «Сложи узор по образцу». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры«Назови лишнюю фигуру»; «Подбери по цвету»;  «Геометрическое лото».

Очень часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

На развитие наблюдательности у детей использую упражнения «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые предметы» и т. п.

В своей работе я использую  упражнения, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

Во время занятий обязательно использую  игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

В конце каждого занятия или игры проводится рефлексия. Обязательно обсуждаем с детьми что было интересно; в какие моменты было трудно; что получилось, а что нет; что дети узнали и чему научились.

Использование игр и игровых приемов,  позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми дошкольного возраста»

календарно-тематическое  планирование  на год по теме  «Индивидуальная работа по формированию ФЭМП c детьми  дошкольного возраста»...

методы и приемы работы по ФЭМП с детьми дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Развитие ФЭМП с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

НОД занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста.

Цель. Представление опыта работы с нетрадиционными технологиями применения игр, направленных на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-7 лет. Задача. Развитие л...

«Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста».

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии ...