Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах
учебно-методический материал по математике

Будрецкая Юлия Георгиевна

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений

у детей дошкольного возраста

на различных возрастных этапах

                           

Игровые упражнения для решения образовательных задач
по формированию пространственных представлений
на различных возрастных этапах дошкольного детства

1 этап. Ориентировка на себе. (2-3 года)

Игровое упражнение №1

«Малыши идут гулять»

Дидактическая задача: формировать навыки ориентировки на себе.

Игровая задача: расскажем, как мы оделись на прогулку.

Игровые действия: воспитатель спрашивает, дети отвечают и показывают.

- Где у нас панамка? (на голове)

- А где у нас голова? (наверху)

- Где у нас ушки? (слева и справа) - дети проговаривают вместе с воспитателем.

- Где у нас ботинки ? (на ногах)

- А где наши ноги? (внизу)

- А где на кофточке пуговицы? (впереди)

2 этап. Ориентировка на других объектах. (3-4 года)

Игровое упражнение №2

«Мальвина»

Дидактическая задача: формировать навыки ориентировки на других объектах.

Игровая задача: показать на кукле и назвать, где находиться.

Игровые действия: воспитатель спрашивает, ребёнок отвечает и показывает.

- Где у Мальвины ручки? (слева, справа)

- Где у Мальвины туфельки? (внизу)

- Где у Мальвины  синий бантик? (наверху, на голове.)

- Где пуговки на платье у Мальвины? (сзади)

- А где глазки  у Мальвины? (спереди)

 Кукла Мальвина, цена 560.00 руб/шт., купить в Иваново (RQX-134 ...

3 этап. Ориентировка от себя. (3-4 года)

Игровое упражнение №3

«Весёлая разминка»

Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (направление от себя).

Игровая задача: выполнять движения согласно тексту.

Игровые действия: дети выполняют действия одновременно с зеркальным показом воспитателя.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

 

4 этап. Ориентировка от другого объекта. Свое положение относительно других объектов.(4-5лет)

Игровое упражнение №4

«Где я встану»

Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки от себя (объект относительно себя).

Игровая задача: назвать расположение названного ребенка, встать на свое место (которое назовет воспитатель).

Игровые действия: ребёнок стоит на месте, не поворачивается. С трёх сторон (справа, слева и впереди) от ребёнка на небольшом расстоянии встают другие дети. Воспитатель спрашивает:

- Сережа, где стоит Маша? – Впереди

- А где стоит Валя? – Справа

- А где стоит Ваня? – Слева

- Сережа встань слева от Вани.

Игровое упражнение №5

 Игра «Давай меняться»

Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.

Игровая задача: найти указанное место.

Игровые действия: дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в  по заданным ориентирам

- Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина.

- Вася встань так , что бы с лева у тебя была валя, а справа Вова.

- Артем встань так, что бы впереди стоял Вова, а сзади стоял Петя.

Игровое упражнение №6

 Игра «Давайте дружить»

Дидактическая задача: сформировать представления о пространственной ориентировки относительно других объектов.

Игровая задача: выполнять указания воспитателя.

Игровые действия: дети встают парами напротив друг друга.

Педагог даёт задания:

- Поздоровайтесь друг с другом правой рукой

- Погладьте друг друга по голове левой рукой

- Похлопайте друг друга по левому плечу правой рукой и т. д.

5 этап. Определение взаимного расположения объектов (4-7 лет)

Игровое упражнение №7

«Снеговик»

Дидактическая задача: формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).

Игровая задача: Кто изображён (где стоит) на картинке.

Игровые действия:

- Кто на картинке с лева от Снеговика? (мальчик в зеленой куртке)

- Кто стоит справа от Снеговика? (мальчик в оранжевой куртке)

- Кто сзади?

Игровое упражнение №8

«Найди игрушку»

Дидактическая задача: формировать представления о взаимном расположении объектов (местоположение объекта относительно другого лица).

Игровая задача: Скажи что где находится.

Игровые действия:

- Какая игрушка стоит между лампой и корабликом,

- Что стоит между корабликом и чашкой?

- Что стоит под будильником, над вазой?

Ve2BWbxtWJA

6 этап. Ориентировка на плоскости листа (4-7 лет)

Игровое упражнение №9

«Раскрась пирамидку»

Дидактическая задача: формировать представления об ориентировке на плоскости листа.

Игровая задача: раскрасить пирамидки по указаниям воспитателя.

Игровые действия: воспитатель дает указания

- Раскрась пирамидку, которая в коробке, красным цветом;

- Около коробки – зелёным;

- За коробкой – синим;

- Перед коробкой – жёлтым.

d3453228f6d9fe220fd7f27a78bd9292

Игровое упражнение №10

«Помоги девочке добраться домой»

Дидактическая задача: формировать представления об ориентировке на плоскости листа.

Игровая задача: нарисовать путь, по которому пойдёт девочка.

Игровые действия: Ребёнок рисует по сторонам клеток путь девочки, опираясь на указания воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей  дошкольного возраста...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений...

Конспект НОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Игровые упражнения с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они яв...

Конспект ОД по ФЭМП. Образовательная область – познавательное развитие. Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Конспект ОД по ФЭМП.Образовательная область – познавательное развитие.Варианты использованияигровых упражнений с палочками Кюизенерас целью формирования количественных представлений у детей дошк...

Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976).  Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, ...

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста на различных возрастных этапах.

Варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представленийу детей дошкольного возрастана различных возрастных этапах....