Мастер – класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
учебно-методический материал по математике
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
- Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
- Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.
2. Научить ребёнка обследовать.
Обследование осуществляется в три этапа:
- Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
- Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
- Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
- Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
- Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
- Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
- Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
- Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
- Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
- Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
- Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
- Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
- Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
- Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
- Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sensorika_smolensk.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов по теме:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Подготовила
Воспитатель МКДОУ № 6
Чистякова Елена Анатольевна
Г. Миньяр
Апрель 2022г
Мастер – класс для педагогов по теме:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:
- Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
- Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.
2. Научить ребёнка обследовать.
Обследование осуществляется в три этапа:
- Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
- Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
- Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
- Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
- Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
- Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
- Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
- Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
- Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
- Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
- Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
- Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
- Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
- Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
- Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Наличие в группе материала Монтессори.
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
*Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Сегодня я Вам помогу, как можно быстро и просто, без особых затрат изготовить увлекательные пособия своими руками интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.
1.Но сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»
Описание игры.
К каждой картинке Вы должны подобрать прищепки такого же цвета
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)
Описание приготовления пособия:
*Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме.
Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.
«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай лучики солнышку» - Проявление творчества. (Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук).
*Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».
2.Теперь я приглашаю Вас на следующую игру, а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком, Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?
(прямоугольник) (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
3. Приглашаю поиграть в игру « Геометрическая мозаика» (конверт №2)
Описание игры.
Я попрошу Вас, из лежащих на столе геометрических фигур собрать произвольное изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Салфетки универсальные. Трафареты геометрических фигур.
Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.
Варианты игры: «Собери красивые бусы», «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.
4. Следующее задание: Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
5. Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру» возьмите конверт №3. На карточке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии.
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём!
Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
6. В следующей игре осваивают умения различать предметы по величине
Игра «Найди домики для мишек»
Вам нужно наложить медведей на домик.
7.А теперь, уважаемые коллеги предлагаю Вам сделать дидактическую игру по различению цвета. Дидактическая игра «Собери капельки»
Для этой игры надо вырезать из картона разноцветные капельки и контуры стаканчиков.
Игровое задание: ребенку предлагается собрать капельки в стаканчик такого же цвета
Дидактическая игра «Подбери ключик», «Цветные автомобили»
Из цветного картона надо вырезать разноцветные грузовички. Так же вырезать различные предметы для перевозки (мячи, грибочки, кружочки, квадраты и т.п.). Игровое задание: ребенка просят подобрать предметы такого же цвета, что и машина и перевезти их в магазин. По желанию можно сделать из цветного картона или кубиков магазин (домик), куда будут перевозиться предметы. Должен подобрать ключ, соответствующий цвету домика.
Заключительный этап
-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях. - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущен...
Мастер – класс для педагогов по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств. ...
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...
Мастер-класс для воспитателей по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей. ТЕОРЕТИЧ...
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры». Способствовать повышению интереса педагогов к поис...