Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
статья по математике (младшая группа)

Носова Анна Александровна

Способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.


Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться. Задача для педагога трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические особенности.  В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте. Поэтому в младшем дошкольном возрасте образовательную деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание. А воспитатель привлекает ребенка на этом этапе в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. И дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность.  Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, а это характерно для детей младшего возраста, ребенок познаёт новое.

Для организации игровой образовательной деятельности необходимо определить цели и задачи развития детей.

Цель: способствовать познавательному развитию детей, формировать элементарные математические представления.

Задачи:

  • Развивающие:
  • расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
  • развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.
  • Образовательные:
  • обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
  • учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
  • развивать наглядно-образное мышление, знакомить с преобразованиями предметов (в том числе пластилиновых шариков, которые можно расплющивать или раскатывать в колбаски; переливать из одних сосудов в другие подкрашенную воду и наблюдать при этом изменение уровня жидкости в зависимости от формы и размера сосуда, и т.д.);
  • формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
  • учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
  • учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
  • учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
  • обучать счёту в пределах пяти.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Работу с детьми я начала с построения предметно-развивающей среды. Изучив задачи данной возрастной группы, наполнила среду атрибутикой, пособиями, дидактическими играми, направленными на их решение.

Среда детей младшей группы более стабильная, включает пособия на развитие мелкой моторики, 2-3 вида мозаики, наборы разрезных картинок (4-6 частей), пирамидки, матрёшки, вкладыши (на закрепление операции сериации) и дидактически игры на основные задачи развития детей.

Дидактические игры могут решать

э как единичную задачу, так и быть полифункциональными: решать несколько дидактических задач. Например, в дидактической игре «Весёлый мяч», решаются конкретные задачи на ориентировку от себя: подними мяч вверх, опусти мяч вниз и т.п.

В дидактической игре «Нарисую я картину», решаются задачи на ориентировку в пространстве и закрепление основных цветов: желтое солнце на небе вверху, красный цветок на полянке внизу, синие тучки на небе вверху, около красного цветка вырос желтый одуванчик и т.д.

Интересны детям для закрепления пространственных представлений дидактические игры, созданные по мотивам знакомых русских народных сказок, например, «Репка», «Теремок», «Рукавичка» и др. Вспоминая сказку, выкладывая её на фланелеграфе или магнитной доске, дети вспоминают пространственные отношения персонажей: дедка стоит впереди, за дедкой бабка, бабка стоит сзади дедки и т.п.

С целью ознакомления детей с геометрическими формами созданы дидактические игры

  • «Геометрическая полянка», «Подбери заплатку», где дети накладывают тождественную геометрическую фигуру на образец (здесь можно использовать дифференцированный подход: дети с высоким уровнем развития определяют фигуру по 2-3 признакам – цвет, величина, форма; с низким уровнем развития по одному признаку – форма);
  • «Парное лото», где дети прикладывают тождественные геометрические фигуры, развивают зрительное внимание;
  • «Волшебный сундучок», «Кубик с сюрпризом» дают возможность детям закрепить знания об объёмных геометрических формах через приём наложения.

При формировании у детей знаний о величине я использовала дидактические игрушки: вкладыши, матрёшки, пирамидки. Это первая ступенька в ознакомлении детей с сериацией, умением выстраивать ряд предметов по убыванию или увеличению.

Для усложнения восприятия детьми данной задачи создала наборы плоскостных предметных изображений. Чтобы эта игра заинтересовала детей, а особенно наших подвижных мальчиков сделала тематические наборы: солдатиков, черепашек – ниндзя, человек-паук и др.; для девочек наборы принцесс, матрёшек и др.

Дети младшего дошкольного возраста воспринимают информацию на эмоциональном уровне, поэтому очень важно продумывать до мелочей различные дидактические материалы, красочность и яркость дидактических пособий. Когда в группе появились разноцветные кармашки, в которых постоянно появлялись сюрпризы – это очень заинтересовало детей, помогла закрепить с детьми основные цвета, знание геометрических форм, ориентировку в пространстве (вверху, внизу, посередине).

Например:

  • Где живёт желтый круг? (в желтом кармашке, посередине).
  • Где живёт оранжевый квадрат? (в оранжевом кармашке, наверху).

Для ознакомления детей с ситуаций убавления и добавления, изменения количества была придумана игра с использованием зарифмованных игровых задач.  В младшем возрасте дети любят стихи, быстро их запоминают, а выполнение заданий с использованием стихотворных строчек делает игру интересной и занимательной.

 Например:

  • «Каждой белочке по тарелочке» – на верхнюю полоску выкладывают изображение белочек, на нижнюю полоску столько же тарелочек, дети знакомятся в игровой форме с ситуациями изменения количества (добавления и убавления);
  • «Каждой Нюше по груше»;
  • «Каждой козочке по розочке»
  • «Каждому комарику по шарику»;
  • «Каждой бабочке по шляпке» и т.п.

Но особенной находкой в формировании элементарных математических представлений у детей младшей группы я считаю созданное в группе полифункциональное дидактическое пособие «Математическая полянка». С помощью этой игры можно решаются все задачи данного раздела младшей группы. В дополнение к игре созданы различные наборы предметных картинок.

Работа с панно основана на совместном рассказывании математических сказок, которые я сочинила.  Математические сказки с игровыми проблемными ситуациями, которые можно разыгрывать на этой «математической полянке».

Например,

«Чудо дерево»

Посмотрите, на полянке, солнышко сияет, 
Чудо – дерево стоит, очень странное на вид.
Чудо-чудо-чудо-чудо, расчудесное.
Выросли на нём не листочки, не цветочки, а очень интересные геометрические фигуры.
Какие геометрические фигуры выросли на нашем чудо – дереве? 
(Ответы детей). Какого цвета круги (квадраты, треугольники) вы видите? (Ответы детей). Тут, бабочка прилетала, крылышками помахала. А какие у неё по форме крылышки? (Ответы детей). В руке держала ведёрко, какое по форме? (Ответы детей). Стала собирать урожай. Помогите ей ребята: бабочка с круглыми крылышками в круглое ведро положила один круг. (Дети выполняют задание). Сколько кругов собрала бабочка? (Ответы детей: много). Как это получилось? (Ответы детей: каждый положил бабочке по одному кругу и получилось много).

Аналогично проводится работа по другим геометрическим формам.

«Теремок»

Стоит в полянке теремок-теремок, он не низок невысок, невысок. На что похож сам домик? (Ответы детей: на квадрат). На что похожа крыша теремка? (Ответы детей: на треугольник). На что похожи окна в теремке? (Ответы детей: на круги). Сколько окон в теремке? (Ответы детей: много)
Вот по полянке мышка бежит? Сколько мышек? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, никто ей не ответил и стала она жить в теремке.
Вот по полянке лягушка скачет? Сколько лягушек скачет? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, мышка позвала её к себе жить.
Вот по полянке зайка скачет? Сколько зайчиков скачет? 
(Ответы детей: один). У дверей остановился и стучит, позвала лягушка зайку в теремок.
Вот по полянке лисичка бежит? Сколько лисичек бежит? 
(Ответы детей: одна). У дверей остановилась и стучит, позвал зайка лисичку в теремок.
Вот по полянке волк бежит? Сколько волков бежит? 
(Ответы детей: один). У дверей остановился и стучит, позвала лисичка волка в теремок.
Вот по полянке медведь идёт? Сколько медведей идёт по полянке? 
(Ответы детей: один). У дверей остановилась и стучит, позвал волк медведя в теремок.
Сколько животных оказалось в теремке? 
(Ответы детей: много). А как получилось их много? (Ответы детей: 1 мышка, 1 лягушка, 1 зайка, 1 лисичка, 1 волк, 1 медведь и получилось много). Стали они дружно жить в теремке.

Своим опытом работы по данному направлению поделилась с коллегами своего дошкольного учреждения. Через выставку дидактических игр познакомила с содержанием развивающей среды младшей группы.

Всех заинтересовало универсальное дидактическое пособие «Математическая полянка». Провела мастер-класс и познакомила с методикой работы с данным пособием.

Реализация программных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй. Как показала предварительная работа, анкетирование родителей, дома у детей достаточной игрушек, но покупаются они без учёта их возраста и без перспективы на развитие. В основном - это дорогие мягкие игрушки, машинки, куклы. Родители мало играют с детьми и совсем не представляют, как можно руководить развивающей игровой деятельностью ребенка. Тем более, что у родителей сложилось ошибочное мнение, что знания по математике ребенок может усвоить лишь при неоднократном повторении каких-то математических понятий. Чтобы познакомиться родителей, а как это может быть по - другому, как можно сделать математику интересной для детей, для начала организовала выставку дидактических игр и пособий по математике.

Затем провела родительское собрание по теме «Как познать мир математики?» в форме деловой игры. Где родители учились играть в дидактические игры.  Я показала, как можно заинтересовать ребенка, как разжечь в нём огонь познания, как активизировать его. Как играя познакомить ребенка с новым и закрепить уже имеющиеся знания.

Выяснили, что существует проблема, т.к. у детей еще в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, решили создать в группе «Библиотеку дидактических игр», где каждый может на один вечер взять домой понравившуюся дидактическую игру, а утром её вернуть обратно в детский сад. Так решили проблему по приобретению новых дидактических игр.

В заключение своего опыта хочу отметить, что с помощью дидактических игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики.  Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!

         Литература:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно - методическое пособие / Л.Б. Беряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 479 с.

5. Л.Н.Коротковских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»-СПб, ООО «Издательство Детство», 2010 Источник;

 6.З.А.Михайлова. Математика от 3 до 7. - СПб.: ООО Издательство "Детствопресс", 2010 Источник;

6.Т.М Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе» - Воронеж, ТЦ «Учитель» 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Интерактивная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики""

Интерактивная дидактическая игра по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики"Разработала воспитатель высшей квалификационной категор...

Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Статья на тему" Математика - это интересно! Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста". Математика &nda...

Проект "Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста".

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого...

Дидактический материал для педагогов «Сборник дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Весёлая математика»

Данное пособие адресовано педагогам, студентам педагогических колледжей, а также всем, кто занимается формированием элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В п...