Игры на классификацию, сериацию, отрицания обобщения
материал по математике

Пушкарева Елена Владимировна

Иргры на развитие логического мышления для детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_klassifikatsiyu.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на классификацию, сериацию, отрицание обобщения

(блоки Дьенеша)

ЦЕЛЬ: Учить определять и выражать признаки величины, формы с помощью отрицания «немаленький», «не треугольник», «не квадрат», «не прямоугольник».

МАТЕРИАЛ: карточки с кодом, 2 кольца.

ХОД ИГРЫ:

Дети кладут кольца так, чтобы образовалась общая часть. Над первым кольцом они помешают знак «не маленький» и при этом сразу же находят карточку со знаком соответствующей величины «большой» и укладывают ее под карточкой отрицания.

Над вторым кольцом дети кладут карточки с продиктованным кодом:   «не       », «не      », «не       » значит, круг, помещают его под карточками отрицания.

Все большие круги (голубые, красные, желтые, толстые, тонкие) находятся в общей части двух колец. Вне общей части в кольце со знаком «круг» находятся круги всех 3-х цветов и двух видов толщины, но только маленькие, а в кольце со знаком «большой» – все большие (формы)-фигуры: а     ,         ,           кроме кругов.

Дети рассматривают оставшиеся фигуры вне кругов: это маленькие ааааа, aaa,aффaa, а всех трех цветов и двух видов толщины, поскольку они не относятся ни к числу больших фигур, ни к числу кругов. Можно определить геометрические фигуры, оставшиеся вне колец, с помощью карточек с ходом.


ЦЕЛЬ: Способствовать выработке умения правильно определять признаки геометрических фигур, пользуясь кодом, развивать логическое мышление.

МАТЕРИАЛ: карточки с кодом.

ХОД ИГРЫ:

Воспитательница прячет в ладони геометрическую фигуру и спрашивает:

- Фигура какой формы у меня в руке?

Ребенок задает встречный вопрос:

- Не треугольник ли?

- Нет.

Дети кладут перед собой на стол карточку со знаком «не треугольник».

- Может быть, это прямоугольник?

- Нет.

Дети кладут карточку со знаком «не прямоугольник» под карточкой «не треугольник».

- Может это круг?

- Нет.

Под карточкой со знаком отрицания прямоугольника дети кладут карточку со знаком отрицания круга. Воспитательница просит прочитать по карточкам, чем не является геометрическая фигура. Дети читают вслух:

-не является треугольником, не является прямоугольником, не является кругом, значит, это квадрат!

- Найдите карточку со знаком      , положите под карточкой со знаком «не круг».

Воспитательница:

- Моя фигура не желтая.

Дети кладут рядом с карточкой отрицания  карточку со знаком отрицания желтого цвета.

- Может быть, квадрат красный?

- Нет.

Дети кладут карточку с отрицанием красного цвета под карточкой с отрицанием желтого цвета.

- Значит, он голубой!

Дети кладут карточку со знаком «голубой» рядом с карточкой со знаком "квадрата".

Воспитательница:

- Мой толстый.

Дети кладут карточку со знаком «толстый» рядом с карточкой «голубой».

Дети:

- Большой ли квадрат?

- Нет.

- Значит, он маленький!

Рядом с карточкой «толстый» кладут карточку «маленький». Итак, это квадрат, голубой, толстый, маленький.


ЦЕЛЬ: развивать мышление, образные представления, обучать простым приемам моделирования.

МАТЕРИАЛ: карточки с кодом.

ХОД ИГРЫ:

За столом сидят несколько ребят. На середине стола – карточки с кодом. В закрытой коробке находятся знаки отрицания того или иного признака величины.

Воспитатель:

- Я скажу вам, какая у меня геометрическая фигура, вы опишите ее, кладя перед собой одновременно все карточки с необходимыми знаками. Внимание! У меня круг.

Все дети кладут перед собой знак продиктованной формы.

- Он желтый.

Дети кладут карточки, означающие признак цвета.

- Он тонкий.

Дети выполняют задание, воспитательница проверяет.

- Он не является большим!

Дети смотрят на карточку, которую показывает воспитательница.

- Здесь нарисован знак «большой», но он перечеркнут крест-накрест, а это означает отрицание «не» – «не большой». Если круг не большой, то каким он может быть?

- Маленький!

- Правильно, поэтому рядом со знаком «не большой» поместим знак «маленький».

Показывая карточку со знаком «не маленький», воспитательница просит прочитать, что он означает.

- Не маленький, - читают дети.

- Что же тогда означает этот знак?

- Большой!

Воспитательница прикрепляет к таблице обе карточки со знаками. После этого дети открывают коробочку, в которой маленькие карточки со знаками отрицания - все перечеркнутые. Вынимая карточки, они читают: «не большой», «не маленький», «не маленький, не большой» и т.д.

Дети читают знаки отрицания и определяют альтернативные значения

признака величины.

- Круг желтый, тонкий, не большой - после чего проверяют, действительно ли имеющаяся геометрическая фигура является желтым тонким кругом.


ЦЕЛЬ: развивать основы абстрактного мышления, закреплять навыки моделирования, учить использовать знак отрицания двух значений.

МАТЕРИАЛ: карточки с кодом.

ХОД ИГРЫ:

В игре теперь можно использовать знак отрицания двух значений признака величины и двух значений признака толщины. Определяя, например, красный, не толстый, не маленький треугольник. дети укладывают при этом карточки с соответствующими знаками, приговаривая:

- Этот треугольник не толстый, значит – тонкий, не маленький, значит – большой.

- После этого под первым рядом карточек укладывается второй ряд, в котором знаки отрицания более заменены знаками, выражающими соответствующими значениями признаков толщины и величины.


ЦЕЛЬ: развивать основы абстрактного мышления, учить использовать знак отрицания, относящийся к признаку цвета.

МАТЕРИАЛ: карточки с кодом.

ХОД ИГРЫ:

Игра становится гораздо сложнее, когда знак отрицания относится к признаку цвета. В этом случае возможны 2 альтернативы: если не красный, то может быть как желтый, так и голубой. Большая сосредоточенность внимания требуется при выборе карточек и прочитывание их:

- не красный, следовательно, голубой или желтый,

- не голубой, следовательно, красный или желтый,

- не желтый, следовательно, красный или голубой.

При таком усложненном варианте игры уже недостаточно просто выразить словами значение карточки со знаком отрицания определенного цвета, например, «не красный», и положить ее на стол - ведь это мог быть желтый или голубой цвет. В игре используется еще один элемент, вопрос: не желтый ли? Если ответ на этот вопрос отрицателен, то определяемая геометрическая фигура является голубой. Это уже типичный логический вывод, сделанный ребенком, т.е. свидетельство его умения логически мыслить. В конце игры картинки с кодой оказались положенными следующим образом.


ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление, способствовать приобретению дошкольниками навыков образования двух множеств, характеризующиеся различными признаками.

МАТЕРИАЛ: набор логических геометрических фигур, карточки с кодом, два кольца.

ХОД ИГРЫ:

Задание: положить оба кольца на середину стола. В одно кольцо положить все желтые геометрические фигуры, поместив над ними карточку со знаком «желтые». Все же геометрические фигуры, которые не являются желтыми, положить во второе кольцо и обозначить карточкой «не желтые».

После того, как на столе разложены кольца и дети ознакомлены с кодом, трое детей выбирают все желтые фигуры, трое – «не желтые», т.е. или голубые, или красные. Во второе кольцо кладут и красные и голубые. Необходимо следить, чтобы признаки, с учетом которых образуются множества, возможно исключали друг друга. Например, множество     и множество    взаимно исключает друг друга, как множества различной формы, множество голубых фигур исключает все множества фигур других цветов, множество больших фигур исключает множество маленьких фигур, множество толстых фигур исключает множество тонких фигур. Все это непересекающиеся множества.

Дети кладут в одно из двух колец все       , в другое - все     . Сначала кладут над каждым из колец соответствующие карточки с кодом и после этого образовывают множества. В кольцо, обозначенное карточкой со знаком ааа, надо класть большие и маленькие, толстые и тонкие, голубые, красные и желтые квадраты. В кольцо со знаком       надо класть все      : большие и маленькие, толстые и тонкие, голубые, красные и желтые. Дети замечают, что в коробке остаются те геометрические фигуры, которые не являются ни треугольниками, ни квадратами т.е. все круги и все прямоугольники.

- Почему остались эти геометрические фигуры?

- Потому что они не являют  ни          , ни       .

Воспитательница поясняет, что это геометрические фигуры, которые не являются ни треугольником, ни квадратом, не относятся ни к треугольникам, ни к квадратам. Круги и прямоугольники остались вне          и       .


ЦЕЛЬ: развивать основы логического мышления, умения делать простые умозаключения, учить использовать знак отрицания, относящийся к признакам геометрических фигур, закрепить навыки работы с кодом, поощрять суждения и самостоятельные умозаключения.

МАТЕРИАЛ: Код Семадени, геометрические фигуры, код отрицания.

ХОД ИГРЫ:

Торопышка показывая зашифрованные карточки, просит детей догадаться что это. Дети вспоминают, что это зашифрованы признаки геометрических фигур. Торопышка предлагает детям записать с помощью коде портрет той фигуры, признаки которой он продиктует.

Результаты дети проверяют друг у друга самостоятельно.

Другой вариант: один ребенок диктует код, остальные его записывают и подбирают к кодам геометрические фигуры.

- В этом сундучке лежат фигурки, вытащите любые, кому, что достанется, возьмите лист бумаги и зашифруйте свою фигурку. Предложите товарищу разгадать задуманный код, проверьте: правильно ли выполнено задание, сверяясь с геометрической фигуркой.

Обсудив результаты игры, Торопышка предлагает детям познакомиться с новым кодом – кодом отрицания признака. Предлагается детям рассмотрев код предположить, что он может означать. Выслушав ответы детей воспитатель уточняет: если перечеркнут толстый человечек, значит, речь идет о тонкой фигуре, если – красный цвет, значит фигуры не красного цвета, а любого другого.

Игра: на середину стол кладем приготовленные карточки с кодом. В закрытой коробке знаки отрицания.

Ведущий:

- Внимание! У меня круг. Все дети кладут знак продиктованной формы.

- Он – желтый. Дети кладут карточку с соответствующим кодом.

- Круг тонкий, не большой! Детям показывают карточку с нарисованным домиком перечеркнутым крест накрест. Дети, если круг небольшой, то каким он может быть? Какой знак можно поместить рядом со знаком небольшой? Торопышка показывает знак «немаленький», дети дают ответ: большой.

В этой последовательности дети читают остальные знаки отрицания и определяют альтернативные значения признака: круг желтый, тонкий, маленький.

Работа с группами: каждая группа кодирует задуманную фигуру, предлагая отгадать ее своим товарищам из другой группы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете"Игры на классификацию на занятиях по математике в детском саду

В процессе формирования готовности ребенка к обучению в школе важную роль играет активизация познавательной деятельности дошкольников, которая способствует развитию таких мыслительных операций, ...

Дидактические игры на классификацию предметов по выделенным признакам

Мною разработан наглядный материал для дидактических игр на классификацию предметов по выделенным признакам.Детям выдается набор изображений различных предметов, в количестве 10 штук. Ребятам предлага...

«Подвижные игры в классификации детских игр»

«Подвижные игры в классификации детских игр»....

Интеррактивная игра на классификацию животных "Найди лишнее"для средней группы

Дидактическая интеррактивная игра для детей среднего возраста, "Найди лишнее"(классификация диких и домашних животных)...

Конспект занятия по ФЭМП " Классификация. Сериация .Сравнение по количеству"

Конспект разработан с целью  закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше ...

Классификация. Сериация .Сравнение по количеству

Конспект разработан с целью закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше ...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Классификация. Сериация. Сравнение по количеству» Сентябрь 2 неделя (2)

Цель: закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, с...