Педагогический проект «Использование игровой технологии «Круги Луллия» для математического развития детей 6-7 лет»
проект по математике (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №8 «Буратино»

Педагогический проект

«Использование игровой технологии

«Круги Луллия»

для математического развития детей 6-7 лет»

        Подготовила:

Кобозева Дарья Николаевна

воспитатель

        

г.Оха

2020 год

Содержание

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

5

  1. Теоретическая часть
  1. Актуальность темы «Использование игровой технологии «Круги Луллия» для математического развития детей 6-7 лет».
  2. Игровые технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

6

6

8

  1. Практическая часть проекта
  1. Организационно-подготовительный этап
  2. Основной практический этап
  3. Заключительный этап

12

12

15

18

Перспектива развития проекта

20

Заключение

20

Список литературы

21


Информационная карта проекта

1.

Наименование учреждения

МБДОУЦРР детский сад №8 «Буратино»

2.

Название проекта

«Использование игровой технологии «Круги Луллия» для математического развития детей 6-7 лет»

3.

Автор проекта

Воспитатель: Кобозева Дарья Николаевна

4.

Тип проекта

Информационно-игровой, познавательный

5.

Продолжительность проекта

Долгосрочный (сентябрь 2020г. - декабрь 2021 г.)

6.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа), родители (законные представители) и педагоги

7.

Цель проекта

Формирование у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством применения игровой технологии – Круги Луллия

Задачи

Для педагога

1.Изучить теоретические основы игровых технологий для практического применения в образовательном процессе с дошкольниками.

2.Обогатить развивающую  предметно-пространственную среду в группе по математическому развитию.  

Для детей

1. Развивать у детей  познавательные способности,

любознательность, логическое  мышление, самостоятельность, умение устанавливать закономерности, находить оптимальные решения.

2.Повысить  мотивацию детей, интерес к НОД по математическому развитию за счет разнообразия игр, а также применения игровой технологии «Круги Луллия».

Для родителей

1.Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках проекта, стимулировать их творческую активность.

2.Повысить уровень педагогических знаний  родителей по математическому развитию ребенка.

8.

Предполагаемый результат

У  детей

  1. Ребенок проявляет познавательный интерес.
  2. Активен в разных видах познавательной деятельности.
  3. По собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения.
  4. Повысится интерес к технологии «Круги Луллия».

У педагога

1.Пополнение центра математики разнообразием развивающиющих, дидактических  игр математического содержания.

2.Внедрение игровой технологии по «Кругам Луллия»  в образовательный процесс с дошкольниками.

У родителей

1.Участие   родителей в реализации проекта.

2.Повышение  уровня педагогических знаний  родителей по математическому развитию ребенка.

9.

Итоговый продукт

Презентация «Применение «Кругов Луллия» в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Создание собственных игр детьми по технологии «Круги Луллия»

Буклеты для педагогов и родителей

10.

Этапы проведения проекта

I этап- организационно-подготовительный

II этап- основной практический

III этап- заключительный

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- Определение проблемы (темы)

- Первичная диагностика математического развития дошкольников;

- Планирование деятельности педагога, детей, родителей;

- Разработка анкет для родителей;

- Подбор материала, пособий и изучение методической литературы;

- Организация развивающей предметно-пространственной среды по математическому развитию.

Основной практический этап:

- Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны математического развития;

- Образовательная деятельность с детьми;

- Создание презентации «Использование Кругов Луллия».

Заключительный этап:

- Итоговая диагностика уровня математических знаний;

- Оценка полученных результатов, самооценка. Анализ выполнения проекта.

- Определение перспективы дальнейшей работы.

                                                   

                                        Пояснительная записка.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить
случая, сделать его немного занимательным
»

Б. Паскаль

В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Данный вид технологий используется во взаимодействии с детьми, с родителями, в методической работе. Как говорил К.Д. Ушинский, что «Детская природа требует наглядности». И это не картинки, таблицы или схемы, а более близкая к детской природе игра, пусть даже если и научно-познавательная.  Игры, в том числе и математические, несут в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть. Следует обратить внимание на то, что игровые технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход к детям, это позволяет увеличить предлагаемый материал для ознакомления.

Проблема познавательной активности - одна из самых значимых в современном обществе. К сожалению, в настоящее время всё большее количество детей ориентированы на цифровые технологии, почти у каждого ребёнка есть свой телефон, планшет, гаджеты. Это неплохо для человека XXI века, но всё должно быть в меру. Ребёнка не должна интересовать компьютерная игра больше, чем игра со сверстниками или наблюдения за окружающим миром. Поэтому, я считаю, что одной из главных задач педагога дошкольного образования является повышение познавательной активности детей через применение различных инновационных игровых педагогических технологий.

I. Теоретическая часть

1.1.Актуальность темы «Использование игровой технологии «Круги Луллия» для математического развития детей 6-7 лет»

Использование игровых технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества образования в детских образовательных учреждениях и практической потребностью в использовании в ДОУ современных образовательных программ. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования использование игровых технологий в образовательном процессе детского сада поможет расширить возможности внедрения в педагогическую работу современных методических разработок, а также будет способствовать целенаправленному формированию математических представлений. Игра, как ведущий вид детской деятельности, в том числе математического содержания, несет в себе информацию, которая очень близка и понятна дошкольнику. С помощью игр дети получают познавательный заряд, вызывающий у детей желание действовать, играть.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на  возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным.  Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться  на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс  математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:

-  активизировать мыслительную деятельность;

- позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности;

-  развивать творческие способности и уверенность  в своих силах.

Одним из главных документов, регламентирующих работу дошкольных образовательных организаций, является ФГОС ДО, согласно которому познавательное развитие трактуется как образовательная область, включающая развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности и др. В рамках непрерывности и преемственности дошкольной и школьной ступенями образования, я бы акцентировала внимание педагогического сообщества на важность и значимость формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к универсальным учебным действиям. Разделяю взгляд на миссию дошкольного образования - «Научить учиться».

Таким образом, обновление содержания образования требует поиска адекватных способов решения поставленных задач, а значит, использования современных методов, форм обучения и воспитания, современных педагогических технологий обучения.

Специалисты в области педагогики и психологии: С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. доказывают, что целесообразно использовать игровые технологии в математическом развитии, т.к. данный вид технологии играет особую роль в развитии интеллекта дошкольников. Они считают, что именно игра является незаменимым помощником в воспитании и развитии детей. В настоящее время одной из  технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, обеспечить активности ребенка в деятельности, как этого требует Стандарт дошкольного образования, является игровая технология. Такой технологией является – Круги Луллия. Данная технология позволяет ребенку самостоятельно выбирать практические действия, экспериментировать, свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Нам, педагогам, необходимо создать условия, в которых ребенок выступает не как объект образования, а как субъект: ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяет свои потребности и интересы.

На сегодняшний день понятие «игровые   технологии» подразумевает большую и разнообразную группу методов при организации педагогического процесса в форме различных развивающих игр. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она обладает главным признаком, четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.  

В любой деятельности, применяя игровую технологию – Круги Луллия  у детей развиваются психические процессы.  Игровая технология может быть направлена на  развитие  внимания, восприятия, памяти, мышления, творческих способностей  и многое  другое.

1.2. Игровая  технология Круги Луллия в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Игровая технология – Круги Луллия, применяемая в математическом развитии, в первую очередь направлена на познавательный интерес, на освоение детьми связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира ребенка.

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума и не у всех есть природная тяга к математическим наукам. Максимального эффекта при формировании  элементарных математических способностей можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, интересные и яркие пособия.

Круги Луллия  являются одним из инновационных средств математического развития детей многофункционального характера.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. 

 

                                                  Описание пособия

 Круги Луллия (Рис 1.) это круги диаметром 70, 50 и 30 см, нанизанные на стержень с возможностью свободного вращения. Сверху конструкции устанавливается стрелка. Особенностью моего дидактического пособия является металлическое покрытие колец, что позволяет с помощью магнитной ленты, закреплённой на разделителях, менять количество секторов на кольцах в зависимости от возрастных особенностей детей и выбранной тематики игры.

 

Ric 0 Kozlova

        Рис 1. Дидактическое пособие Кольца Луллия

На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они  вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.

Таким образом, игровая технология позволяет разнообразить образовательный процесс, делая его не просто образовательной деятельностью, а  образовательной деятельностью с увлекательными образовательными ситуациями.

Я решила использовать все возможности игровой  технологии – Круги Луллия в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации педагогического проекта.  Разработала для себя проект и реализовала его поэтапно.

II. Практическая часть реализации проекта

2.1. Организационно-подготовительный этап

На подготовительном этапе для меня было важно узнать, уровень сформированности математических представлений. Разработала диагностику и провела ее с детьми (Приложение 1). В диагностике принимало участие 24 ребенка. Диагностика проводилась в начале учебного года. В индивидуальном взаимодействии с ребенком, в игровой форме задавала вопросы, просила выполнить задания, используя необходимый инструментарий, подобранный к возрасту детей.

Рис.1. Уровень сформированности математических представлений на подготовительном этапе

Первичная диагностика показала невысокий уровень сформированности представлений о количестве, изменения в числовом ряду, вызывает затруднение выстраивание предметного ряда по величине, сформированности пространственных отношений на плоскости листа.  Большинство детей затруднялись соотнести изображенный предмет на картинке с геометрической фигурой, расположенный под ней.

Так же мной проводилось наблюдение за совместной и самостоятельной детской деятельностью. Я отметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм. Однако они затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Очень мало дошкольников проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче дети теряют интерес к игре. Результаты диагностики позволили мне выявить возникшие пробелы у дошкольников в математическом развитии, а также наметить план взаимодействия с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.  Чтобы плодотворно решать возникшие проблемы по вопросу формирования математических представлений, используя игровую технологию – Круги Луллия у детей старшего дошкольного возраста, мною был составлен перспективный план (Приложение 2), в котором отражена работа со всеми участниками образовательного процесса и все направления образовательной деятельности, используя игровые технологии математической направленности.

Для более успешного развития детей в области познавательного развития (математических представлений), огромную роль играет, конечно, предметно-развивающая среда. На подготовительном этапе мною тщательно была организована и размещена развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечивала у каждого ребенка интерес к математике, к играм математического содержания, потребности во взаимодействии и общении со сверстниками во время игр (Приложение 3). Подобрала наглядный материал математического содержания, тематические альбомы, картотеку игр, развивающие и дидактические игры, что помогло бы мне в работе над реализацией проекта.

Так же на подготовительном этапе я изучила большой объем методической литературы, статей, журналов по теме «Игровые технологии в математическом развитии детей» (Приложение 4).

Важным условием успешного формирования математических представлений у дошкольников является его окружение. Родители (законные представители) играют важную роль во всестороннем развитии детей. Мы знаем, что всем родителям необходимы педагогические знания. Используя различные игровые приемы родители (законные представители) могут привить своим детям первоначальные знания в области математики. Для того чтобы узнать, имеют ли родители представления о развитии своих детей в математическом развитии, какие игры предпочитают, выполняют ли родители с детьми различные задания математического содержания, мною было проведено анкетирование (Приложение 5). Проведя анализ анкет, выяснилось, что около половины респондентов в не полной мере понимают, какие математические представления имеет их ребенок. Многие родители ответили, что дети в домашних условиях не проявляют интереса к развивающим играм, в том числе и математического содержания, а они в свою очередь, не поддерживают интерес детей. Большинство родителей считают, что те знания, которые получают их дети в детском саду достаточны.

Проведя диагностику с детьми и анкетирование родителей, я поставила перед собой задачи, направленные на математическое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями, повышение уровня компетентности родителей, обогащение развивающей предметно-пространственной предметной среды в группе.

2.2. Основной практический этап

С начала проектной деятельности велось взаимодействие со всеми участниками по подготовке развивающей среды. Так я подготовила для детей большое разнообразие наглядного и игрового материала по технологии – Круги Луллия (Приложение 6):

Образовательная деятельность была выстроена так, чтобы при использовании игровой технологии – Круги Луллия, формировались математические представления, и чтобы это выражалось в практических действиях. При организации и проведении непрерывной образовательной деятельности использовались разнообразные игровые мотивации и сюрпризные моменты: «К нам пришло письмо от Незнайки, просит у нас помощи», «Буратино не может выполнить задание, давайте ему поможем», «К нам приехал цирк, но нам нужно купить билет и найти свое место. Как это сделать?» и т.д.

Я использовала комплект круговых тренажеров по математике: «Сколько всего?», «Который по счету», «Где столько же точек, сколько сладостей на картине?», «Что дальше, что ближе?», «Составь бусы, соблюдая закономерность», «Сколько треугольников на рисунке?», «Какой вид сверху у фигур?», «Из скольких кубиков составлена фигура» (Приложение 7).

Данные круговые тренажеры также использовались мною в непрерывно-образовательной деятельности с дошкольниками. Конспекты непрерывной образовательной деятельности (Приложение 8) были разработаны в соответствии с ФГОС ДО, согласно перспективному планированию.

С целью закрепления полученных математических знаний в конце каждого месяца я проводила с детьми развлечение и викторины. В октябре было организовано развлечение «Путешествие к Царице Математики». На данном мероприятии, детям предлагалось самостоятельно решать математические задачки с помощью кругов Луллия. Всем детям понравилось развлечение, оно вызвало у них радостное настроение.

В ноябре проходила викторина «Умники и умницы». Викторина была направлена на развитие у детей сообразительности, находчивости, способности к остроумным рассуждениям. Также в ходе викторины у детей закреплялись математические знания и умения посредством игры-викторины. Еще одним интересным развлечением с детьми было проведено «Я знаю, я умею». Здесь дети развивали свои счетные навыки, способности производить действия в уме, проявлять смекалку, воображение, логическое мышление. А самое главное, доставили детям радость от проведения совместного интеллектуального развлечения-игры, и доброжелательной атмосферы командной игры.

Для меня очевидно, для того, чтобы обеспечить полноценное математическое развитие в семье, родители (законные представители) должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т.е. компетентными. Я провела родительское собрание «Роль игровых технологий в математическом развитии детей». На родительском собрании была поднята тема о повышении компетентности родителей в вопросах применения игровых технологий для развития детей в математических представлений, в частности применения игровой технологии – Круги Луллия. Мною был подготовлен большой информационный материал: консультации «Математические игры дома», «Развиваемся играя», «Круги Луллия». Чтобы повысить компетенцию в вопросе математического развития детей посредством игровых технологий в семье, я провела с родителями (законными представителями) ряд мероприятий: мастер-класс «Математическая гостиная», деловая игра «В мире математики».  Родители на данных мероприятиях показали себя активными участниками, дали элементарные знания о математике, а также поддерживали интерес, к познанию математических представлений, используя все возможности игровой технологии. В рамках проекта я тесно сотрудничала и с другими дошкольными образовательными учреждениями. Посещала методические мероприятия, где педагоги делились опытом работы по познавательному развитию.

2.3. Заключительный этап

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика (Приложение 1) (Рис.2, Рис.3)

По результатам можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений по всем критериям и этому способствовало использование игровой технологии – Круги Луллия.  

Рис.2. Уровень сформированности математических представлений на заключительном этапе

У детей заметно повысились знания при соотношении сенсорных эталонов формы с формой предметного изображения, и реальных предметов – 51%. Хорошие результаты показали дети и при выявлении степени овладения зрительным синтезом, сформированности наглядно-образных представлений – 50 %. Повысился и уровень знаний у детей о днях недели – 59%, о временах года в разные месяца – 57%. Хотелось бы отметить, что при повторном проведении диагностики дети уже самостоятельно выполняли все задании, а если возникали трудности, то старались сами найти пути решения, без помощи взрослого (педагога).

По результатам повторной диагностики можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности математических представлений (Рис.3).

Рис.3. Сравнительный анализ уровня сформированности уматематических представлений на подготовительном и заключительном этапах

Можно сделать вывод, что применение игровой технологии – «Круги Луллия» при взаимодействии с детьми, родителями (законными представителями) всесторонне развивают детей, а также являются эффективным и положительным средством для формирования математических представлений. В результате наблюдения за самостоятельной и совместной деятельностью детей, мной был сделан вывод о том, что дети стали более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

На заключительном этапе был проведен итоговый турнир среди детей «Веселая математика», где детям представилась возможность показать все свои математические таланты с использованием игровых технологий. В результате итоговым продуктом стала презентация «Использование Кругов Луллия в работе с детьми для математического развития», где собраны различные игровые материалы математического содержания, которые использовались в педагогическом процессе, во взаимодействии с участниками – детьми. Я старалась создать комфортные условия, для формирования математических представлений, используя все ресурсы игровой технологии – Круги Луллия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для совместного взаимодействия с родителями, ставших активными участниками образовательного процесса в детском саду.

Перспектива развития проекта

Меня заинтересовала данная тема, так как применение игровой технологий – «Круги Луллия» в математическом развитии и для всестороннего развития детей сегодня актуальна как никогда.

В процессе реализации проекта я считаю, что родители и дети преодолели данные существующие проблемы.  Применение в игровой форме различных приемов взаимодействия со всеми участниками проекта, помогло целесообразно решить проблемы. В условиях внедрения ФГОС ДО.

В дальнейшем планирую изучать проблемы математического развития, применяя ТРИЗ-технологии. Использовать в работе с детьми проектный метод. Активно использовать информационные компьютерные технологии, в том числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность.  Во взаимодействии с родителями планирую продолжать использовать активные формы работы. Также планирую проецировать свой опыт работы на педагогов других групп ДОУ, с целью распространения педагогического опыта.

         Заключение

В процессе организации работы над проектом мною был проведен анализ проблемы математического развития детей старшего дошкольного возраста. На теоретическом и практическом уровне был рассмотрен процесс математического развития с использованием игровой технологии – Круги Луллия. Я повысила свою компетентность по использованию игровых технологиий в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Работая над темой проекта, нами была обогащена развивающая предметно-пространственная среда. Пополнился уголок познавательного развития иллюстративным материалом, учебно-игровыми пособиями, дидактическими и развивающими играми.

Мы систематизировали информационный, наглядно – демонстрационный материал для детей и родителей Продуктом презентация, где собраны все материалы по формированию математических представлений посредством игровой технологии «Круги Луллия».

По результатам проделанной работы могу сделать вывод, что все используемая игровая технология отвечает интересам детей, обеспечивает эффективное развитие и интереса к познавательной деятельности и самое главное соответствуют ФГОС и стимулирует к дальнейшему математическому развитию на этапе подготовки к школе.

Список литературы

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

3. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.

4. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.

5.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Наука, 2001.

6. Горячева О.В. Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://detskijsad44.ru/katalog-statej/144

7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.

8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Знанте, 2000

9. Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.

10. Ломакина Л.Н. Игровые технологии в математическом развитии дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika

11. Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Инфра, 2001.

Михайлова З.А., Носова Е.А и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 384 с., илл.

12. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л., Полякова М. Н. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – М. : Центр педагогического образования, 2012

13. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М.: Наука, 2009

14. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: Просвещение, 2006.

15. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

16. Попова Г.П., Усачёва В.И.; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.

17. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания    М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера. /Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

18. Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.: Знание, 2003.

19. Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб. Питер, 2004.

20.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М.: Инфра-М, 2005. 19. 19.Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

                                                                                               Приложение 1

        

        Приложение 2

План работы с детьми подготовительной по использованию игровой технологии по ФЭМП «Круги Луллия»

                                                                                                          Воспитатель: Кобозева Д.Н.

Месяц

Мероприятие (цель)

1

Сентябрь

Ознакомление детей с дидактическим пособием «Круги Луллия» (игровые математические тренажеры)

2

Октябрь

Д/И «Сколько всего»

Цель: освоение действий количественного счета в пределах 10; соотнесение количества предметов с числом, его обозначающим; определение места числа в этой последовательности.

3

Ноябрь

Д/И «Который по счету»

Цель: освоение действий порядкового счета в пределах 4; количественный счет в пределах 10. Определение предмета «следующего» за «данным» и «предшествующего» данному.

4

Декабрь

Д/И «Где столько же точек, сколько сладостей на картинке»

Цель: освоение количественного счета в пределах 12; сравнение количеств.

5

Январь

Д/И «Что дальше? Что ближе?»

Цель: описание взаимного расположения предметов в пространстве; определение предмета, который ближе, дальше; соотнесение предметной и схематической модели задач.

6

Февраль

Д/И «Сколько треугольников на рисунке»

Цель: освоение действия синтеза и анализа объектов; распознавание геометрических фигур.

7

Март

Д/И «Какой вид сверху у фигур»

Цель: освоение действия распознавания и названия геометрических фигур; определение вида геометрических тел с разных сторон.

8

Апрель

Д/И «Из скольких кубиков составлена фигура»

Цель: анализ и синтез геометрических объектов; соотнесение объемной фигуры с ее плоским рисунком; определение количества элементов, из которых составлена фигура.

9

Май

Решение арифметических задач с помощью кругов Луллия.

Цель; составление арифметических задач на сложение и вычитания.

        

План работы с родителями подготовительной по использованию игровой технологии по ФЭМП «Круги Луллия»

                                                                                                          Воспитатель: Кобозева Д.Н.

Месяц

Мероприятие (цель)

1

Сентябрь

Ознакомление детей с дидактическим пособием «Круги Луллия» (игровые математические тренажеры) – презентация.

Цель: познакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

2

Октябрь

Консультация «Круги Луллия для формирования элементарных математических представлений»

Цель: продолжать знакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

3

Ноябрь

Папка-передвижка: «Круги Луллия»

Цель: продолжать знакомить родителей с игровым дидактическим пособием «Круги Луллия»

4

Декабрь

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Круги Луллия»

Цель: показать родителям как можно изготовить данное пособие своими руками.

5

Январь

Семинар-практикум «Дети и Круги Луллия»

Цель: познакомить родителей с играми, в которые можно играть с детьми, используя круги Луллия.

6

Февраль

Методические рекомендации для родителей по использованию дидактического пособия «Круги Луллия» дома.

7

Март

Игровая гостиная «Играем с Кругами Луллия»

Цель: обыгрывание игр на основе дидактического пособия «Круги Луллия»

8

Апрель

Изготовление буклетов для родителей «Круги Луллия»

9

Май

Фотоотчет «Дети и Круги Луллия»

                                                                                                            Приложение 3

Конспект НОД «В мире математики» с кругами Луллия

в подготовительной группе №12 «Колокольчик»

Воспитатель: Кобозева Д.Н.

Цель: Совершенствование представлений о предметах (объектах) через признаки и их проявления.

Задачи:

  1. Формировать представления о символическом изображении предметов и их свойствах.
  2. Учить выполнять последовательно четыре действия по вертикали в соответствии с секторами.
  3. Упражнять в: количественном и порядковом счете в пределах 12, воспроизведении последовательности чисел от 1 до 10 и обратно, описании взаимного расположения предметов и геометрических фигур на плоскости.
  4. Закреплять умение сравнивать множества. 
  5. Развивать умение ориентироваться в пространстве
  6. Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
  7. Воспитывать самостоятельность, активность и умение понимать учебную задачу (инструкцию) и выполнять ее.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие

Демонстрационный и раздаточный материал: круги Луллия (игровые круговые тренажеры)

Предварительная работа: проведение дидактических игр с математическим содержанием.

Форма проведения: Математическая гостиная.                                                                                            

                                                           

Ход НОД:

Организационный момент:

(Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, проговаривают слова).

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

 (Стук в дверь, заносят посылку)

Воспитатель: Ребята, кто догадался, это что? Правильно, посылка. Интересно от кого посылка? Давайте откроем и посмотрим, что там внутри. (Открыть, достать круги Луллия).

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие интересные круги, с картинками, ничего не пойму, может в коробке есть еще что- то? (Достать письмо, прочитать)

Королева математики: Дорогие ребята! Отправляю вам волшебные круги с играми заданиями, с помощью которых Вы познакомитесь с математикой, и приглашаю Вас в свою игровую гостиную, в которой Вы сможете научиться играть с этими волшебными Кругами Луллия. Удачи вам! Королева страны математики!

1 часть.

Воспитатель: Ну что, предлагаю отправится в Математическую гостиную.

Вокруг себя мы повернемся,

В Математическую гостиную перенесемся.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, с помощью одного из кругов Луллия, которая называется «Сколько всего?»

Цель: освоение количественного счета в пределах 10, воспроизведение последовательности чисел от 1 до 10 и обратно.

Ход игры: в процессе игры ребенок должен выполнить последовательно 4 действия по вертикали: выбрать картинку с предметами, установить на ней стрелку; определить, сколько на картинке предметов; подобрать к картинке число на малом круге, подвести этот сектор к язычку; повернуть круг и проверить свое решение.

Воспитатель: Следующая игра «Который по счету?»

Цель: освоение порядкового счета, количественный счет в пределах 10, описание взаимного расположения предметов на плоскости.

Воспитатель: Еще одна игра «Где столько же точек, сколько сладостей на картинке?»»

Цель: количественный счет в пределах 12; сравнение количеств.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем и опять играть пойдем.

                                                               Физминутка.

2 часть.

Воспитатель: Следующая игра, которую нам предлагает королева математики

«Что дальше? Что ближе?»

Цель: Описание взаимного расположения предметов в пространстве, определение предмета, который ближе, который дальше.

Воспитатель: Королева математики предлагает поиграть в игру «Сколько треугольников на рисунке?»

Цель: синтез и анализ объектов, распознавание геометрических фигур.

Воспитатель: Еще одна игра «Какой вид сверху у фигур?»

Цель: распознавание и название геометрических тел, определение вида геометрических тел с разных сторон.

В каждой игре правила игры: в процессе игры ребенок должен выполнить последовательно 4 действия по вертикали: выбрать картинку с предметами, установить на ней стрелку; определить, ответ на первом секторе; подобрать к картинке ответ, подвести этот сектор к язычку; повернуть круг и проверить свое решение.

3 часть.

Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо поиграли! Скажите, пожалуйста, кому какая игра понравилась и почему?

Воспитатель: А Королеве математики очень понравилось, как вы играли и выполняли все ее задания, и она решила подарить вам в группу эти волшебные Круги Луллия, чтобы Вы могли играть ими, когда захотите.

Королева математики:

Игра не простая,

Умная такая.

Те, кто в неё играют, быстро подрастают.

                  Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Мне сегодня очень понравилось, что вы дружно и весело играли, соблюдали правила игры и были вежливы друг с другом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по проекту «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»

ОТЧЕТ по проекту  «Использование устного народного творчества в работе по речевому развитию детей 6-7 лет  в МБДОУ детский сад № 29 «Светлячок»»...

Информационный творческий проект "Использование нестандартного спортивного оборудования для оздоровления и физического развития детей"

Данный проект предполагает изготовление и использование нестадартного спортивного оборудования на занятиях, в режимных моментах, в свободное от непосредственной образовательной деятельности время в гр...

Игровые методы и приемы в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников в математическом развитии. Математика для дошколь...

План работы с детьми по игровой технологии Круги Луллия

Поможет педагогам в использовании игровой технологии "Круги Луллия" по ФЭМП...

План работы с родителями по использованию игровой технологии Круги Луллия

Данный материал поможет родителям в использовании "Кругов Луллия"...

Сценарий проблемной игровой образовательной ситуации для инженерно-математического развития детей старшего дошкольного возраста

Сценарий проблемной игровой ситуации для инженерно-математического развития детей с использованием элементов модульного оригами....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ)"

Усвоение слоговой структуры речи является одной из важных предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе. У большинства детей с общим недоразвитием речи, в той или иной степен...