КАРТОТЕКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР
картотека по математике (старшая группа)

Сергеева Светлана Михайловна

Малоподвижные игры широко используются в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, однако опыт показывает, что подбор малоподвижных игр и игровых упражнений с элементами математики в настоящее время ограничен, в связи с их немногочисленностью. Предлагаю вашему вниманию картотеку таких игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_matematicheskih_podvizhnyh_igr.docx67.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МАЛОПОДВИЖНЫХ ИГР


Ориентация в пространстве, пространственные представления

Путешествие

Содержание. В. обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

Вариант игры: по словесной инструкции ИЛИ по заготовленным педагогом схемам карточкам ИЛИ по заготовленной детьми схемам-карточкам

Найди по звуку

Ребенок ищет спрятанный воспитателем Предмет. При приближении к предмету музыка усиливается, при отдалении  звучит тише.

Вариант игры: ребенок прячет игрушку

Пошли, пошли

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются по указанному воспитателем направлению: вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

Слепой – поводырь

На полу расположены предметы, препятствия. Через них надо пройти на другую сторону. Препятствия проходит игрок с завязанными глазами, слушая команды другого игрока «поводыря». Например: Два шага вправо, четыре шага прямо, перешагивай, три шага влево, присядь, ползи, стоп и т.д.

ДУЕТ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР

Все стоят в кругу, взявшись за руки и громко повторяют волшебные слова: «Дует сильный ветер, раз, два, три!» Затем один ребенок, на которого указывает ведущий, говорит: «Меняются местами те, кто любит… (кататься на велосипеде, плавать в бассейне, прыгать через скакалку и т.д.). Все, кому нравится делать это, перебегают на другое место в кругу.

После этого дети снова берутся за руки и игра продолжается.

ВАРИАНТ: «Меняются местами те, кто умеет…»

СЛУШАЙ, ДВИГАЙСЯ, СЧИТАЙ

ХОД ИГРЫ. В процессе передвижения по комнате, играющие выполняют задания ведущего:

- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;

- выполнение движений в определённой последовательности: — два прыжка вверх, два прыжка вперёд;

— три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге.

Геометрические фигуры

Найди пару

Ребенок достает картинку, на которой изображена та или иная фигура. Его задача – найти 1/2/3 предмета такой формы.

Буратино

Цель: развивать воображение, закреплять знания геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.

Дети сидят на ковре «по-турецки» с закрытыми глазами.

Воспитатель: Представьте, что ваш нос – это карандаш. Нарисуйте им…

Дети рисуют воображаемым карандашом геометрические фигуры.

Корзинки

Цель: закреплять знания геометрических форм, цветов, цифр.

Дети получают наклейки на футболки с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Стоя парами врассыпную, образовывают «корзинки». Водящий догоняет ребёнка, а он, убегая, прячется в «корзинку». Забежав в «корзинку», ребёнок называет одного из детей по изображению наклейки. Например: «Красный круг!» Кого назвали, тот теперь убегает от водящего. Водящий должен успеть осадить игрока, а игрок опять прячется в «корзинку», называя любого другого игрока.

Парашют

Цель: закреплять знания геометрических фигур, объёмных фигур, коммуникативные способности.

Дети стоят по кругу, держа «парашют» в руках. Под ним лежат «Блоки Дьенеша» или цифры. Дети одновременно поднимают «парашют» вверх, а один ребёнок, запомнив, что ему надо достать под «парашютом» подлезает на высоких четвереньках. Далее берёт свой предмет, возвращаясь на место, называет то, что он взял.

Волшебники

Цель: закреплять знания геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений.

Дети получают канат со связанными концами, берутся за него двумя руками и по сигналы образуют различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

Размер

Найди пару

Ребенок достает картинку, на которой написан размер длина\ширина. Ему необходимо при помощи линейки найти предмет такого же размера.

Вариант игры: ребенку необходимо найти предмет БОЛЬШЕ или МЕНЬШЕ того размера, который указан на его карточек.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.

ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

ЦЕЛЬ. Учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.

ХОД ИГРЫ. Дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.

Сигналы: «Высокие ворота» (обычная ходьба), «Низкие ворота» (ходьба в полуприседе), «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты); «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками); «Едем на лыжах», «Бежим марафон», «Догоняем убегающего»; «Играем в «Классики» и т.п.

Кто какого роста?

Воспитатель вызывает  детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого  низкого роста. Когда дети построятся, задае вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?  Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

Классификация

Деление предметов на классы, поиск пересечений, поиск признаков

Порядковый счет

Живые числа

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по  комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Вариант игры: дети ыстраиваются не начиная с цифры 1, а с другой – к примеру, с 4х.

Запретный номер

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.                      

Встань на свое место

Материал. Два набора карточек из картона с  нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки  за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу:  «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

Десяточка

Надо прыгать по клеткам, наступая на единицу, потом на двойку, потом на тройку, но эти числа написаны не по порядку. И надо в каждой клетке встать ровно, не перетаптываясь и не наступая на её границу. Клетки можно нарисовать как угодно — и как в обычных классиках два ряда по пять клеток, и три ряда по три клетки.

Ещё одна мама рассказывала, что в детском саду, куда ходит её дочь, во дворе нарисован цветок с цифрами на лепестках. Можно нарисовать подобное — круг и разделить его на сегменты.

Дом с подъездами и этажами

На асфальте рисуем дом из трёх подъездов и пяти этажей. И дети прыгают — в первый подъезд на третий этаж или во второй подъезд на четвёртый этаж. Можно придумать, что дети приходят в гости или что они там живут. Думаете, просто?

КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ДАЛЬШЕ СЧИТАЕТ

ЦЕЛЬ. Закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

МАТЕРИАЛ: мяч

ХОД ИГРЫ. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

Операции с цифрами

Рисуем цифры и буквы

Одна мама мне рассказывала, что она с детьми рисует цифры по порядку — один ребёнок рисует единицу, второй следующую цифру, третий следующую, и так по очереди. Можно рисовать и алфавит. Или рисовать цифры через одну (1, 3, 5) или по заданию: «Нарисуй больше на два, теперь меньше на один».

Монстр на асфальте

Об этом тоже рассказывала одна мама. Так вот, она с детьми на детской площадке рисовала монстра мелом (про то, как мы рисуем монстра, я рассказывала здесь). Дети рисовали разные «детали» монстра по очереди, а сколько чего рисовать, выбрасывали на пальцах и считали.

Домики

Цель: Закреплять знания детей о составе числа, умение действовать по сигналу.

На ковре лежат домики, дети бегают или выполняют другие движения с цифрой в руке. По сигналу находят свободное окошко для своей цифры, которая в сумме с другой цифрой обозначает состав числа на крыше домика. Усложнение для игры, это когда дети по сигналу ищут себе пару и вместе выкладывают в пустые окошки свои цифры, которые в сумме обозначают состав числа на крыше домика.

Математическое одеяло

Цель: учить выполнять задания по схемам, решать арифметические задачи на сложение, закреплять знание геометрических фигур, цифр.

1. На полу лежит одеяло, с изображением геометрических фигур разного цвета или цифр. Дети получают карточки – схемы, с изображённым маршрутом движения, по которому надо попрыгать на двух или одной ноге.

2. На полу лежит одеяла, с изображением цифр. Дети метают мешочки с песком различными способами на одеяло, затем подсчитывают количество набранных очков.

https://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/62931/images/xDSC_0544,281,29.JPG.pagespeed.ic.uNwM0g_XXO.jpg

https://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/62931/images/xDSC_0543.JPG.pagespeed.ic.eVfeoCVKh9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека математических игр для родитетелей(подготовительная группа)

В данной картотеке собраны игры для родителей, в которые можно играть дома. Данные игры не требуют большого количества наглядных пособий....

Материалы в картотеку воспитателя (малоподвижные игры)

Материалы в копилку воспитателя. Подробные описания малоподвижных игр во второй младшей группе....

Картотека летних малоподвижных игр для дошкольников.

Картотека летних малоподвижных игр для дошкольников....

Картотека подвижных, малоподвижных игр, физминуток для детей средней группы

Картотека подвижных, малоподвижных игр, физминуток для детей средней группы в соответсвии с темами недели...

Картотека игр малоподвижных игр для детей 6-7 лет

Цель: развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка....