Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации
статья по математике

Тишинская Анастасия Павловна

Содержание

Введение

1. Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации

2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию математических представлений

 3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы

Заключение

Литература

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tishinskaya_a.p._-_proekt.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Эффективные технологии формирования математических   представлений

у воспитанников дошкольной образовательной организации

ВЫПОЛНИЛА:

Тишинская Анастасия Павловна,

воспитатель МБДОУ г. Мурманска №34


РУКОВОДИТЕЛЬ:

Игнатович Инна Игоревна,

 к.п.н., доцент, заведующий кафедрой ДО

Мурманск

2021

Содержание

Введение …………………………………………………………………..с.3

1. Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации……………………………………………с.5

2. Организация взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по формированию математических представлений…с.11

 3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы…………………………………………………………………....с.13

Заключение………………………………………………………………с.15

Литература…………………………………………………………….…с.16

Введение

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а также познавательное и интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Проблемы подготовки детей к школе всегда актуальны. Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей, начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Математическое развитие в свете современных требований изменилось, стало ориентироваться на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний. Отсюда следует, что процесс математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях должен:

- активизировать мыслительную деятельность;

- позволять ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности;

- развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

Цель проектной работы: рассмотреть условия для формирования математических представлений у воспитанников ДОО.

Задачи:

  1. Проанализировать особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях;
  2. Выявить эффективные формы работы с родителями для организации взаимодействия в области математического развития детей;
  3. Проанализировать предметно-пространственную среду в ДОО.

  1. Организация образовательной деятельности

по формированию математических представлений

у воспитанников дошкольной образовательной организации

Обучение дошкольной математике очень важно для ребенка, поскольку в этом возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Анализ литературы по этой проблеме показал, что в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, которая на протяжении долгого времени являлась единой программой дошкольного образования, основной целью математического образования считались формирование элементарных математических представлений и подготовка детей к школе. Основной формой работы считалось занятие, на которых в определенной последовательности вырабатывались необходимые математические знания и умения. Зачастую педагог показывал и объяснял задание, демонстрируя образец, выявляя свойства и связи математических объектов, а дети, слушая его указания, отвечали на вопросы. Таким образом, обеспечивалась учебно-дисциплинарная модель дошкольного образования и детский сад превращался в «маленькую школу» с засилием в нем «учебных занятий» по математике и другим предметам с игнорированием первенствующего значения игры и других исконно «дошкольных» видов деятельности, в результате чего возникли трудности с освоением ребенком учебной деятельности в начальных классах.

Научные позиции ученых-психологов по проблемам математической подготовки детей-дошкольников (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.) легли в основу современной системы раннего математического обучения и развития и значительно обогатили ее. Исследования последних десятилетий показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы обучения. Кроме того, исследования Давыдова В.В, Запорожца А.В. и др. подчеркивают, что дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды свободной деятельности. Многообразие этих видов деятельности, осуществляемых ребенком по собственному желанию (без каких-либо жестких правил и норм) не только дает детям много знаний и умений, но и развивает их чувства, мышление, воображение, внимание. Развивающее-образовательные задачи в дошкольном возрасте должны решаться именно таким, опосредованным образом. Доказано, что такой подход позволяет избежать значительных проблем в школьном обучении детей.

В ходе исследования выявлено, что в соответствии с новой концепцией дошкольного образования к традиционным требованиям математической подготовки детей были добавлены такие, как:

 - обеспечение системности в процессе формирования математических знаний у дошкольников;

 - формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий;

 - ориентация на развитие умственных способностей ребенка (формирование умений воспринимать, запоминать, рассуждать, анализировать, абстрагировать, схематизировать, обобщать, делать выводы, умозаключения и т.п.);

 - создание благоприятных условий для развития математических способностей ребенка;

 - развитие познавательных процессов и способностей в процессе формирования математических представлений;

 - овладение приемами учебной деятельности в процессе математического развития и др.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В процессе исследования выявлено, что в последнее время произошло обновление содержания методики предматематической подготовки, совершенствуются формы и средства обучения. Таким образом, учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях России меняется на личностно-ориентированную.

Система развивающего обучения математике должна быть направлена не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом. Важно, чтобы ребенок не воспринимал формализованную символьную информацию (числа и цифры, знаки действий) как слова и значки, которые надо запомнить и научиться воспроизводить. Важно, чтобы он постепенно понимал смысл этой уникальной модели окружающего нас мира, называемой математика, смысл ее символики. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливал опыт управления предлагаемой ситуацией, опыт ее анализа, изменения и исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация исследовательской (познавательной) деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника.

Освоение обновленного содержания методики дошкольного обучения математики позволяют наиболее полноценно реализовать современные требования: эффективно и комфортно обучать детей с разным уровнем развития и разным темпом обучения. Следует отметить, что эффективность математического развития детей дошкольного возраста в большей степени определяется целенаправленной работой педагогов: грамотно подобранными технологиями, формами, методами и приемами работы, их рациональным сочетанием в процессе различных видов деятельности.

Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов. Рассмотрим, какие технологии и как применяются в математическом развитии детей дошкольного возраста.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

  1. Информационно – коммуникативные технологии.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в НОД по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

  1. Здоровье-сберегающие технологии.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Т. В. Хацкевич

Познавательная деятельность во время НОД дается по принципу «минимакса», т. е. знания даются детям по возможному максимуму, а требования к усвоению знаний предъявляются по минимуму. Таким образом, успешность достигается не за счет облегчения знаний до уровня самых слабых детей, а за счет формирования у каждого ребенка желания и умения преодолевать трудности, что позволяет детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов, не замедляя уровня развития более способных детей. Во время НОД обязательно проводятся динамические паузы, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, «минуты тишины» (релаксация, психогимнастика, элементы аутотренинга).

  1. Проектно – исследовательская деятельность.

Развивая умственные способности ребенка, гораздо важнее научить его ставить собственные задачи, а не решать поставленные. «Было бы чудесно – писала М. Монтессори, - если бы всякое знание входило в нас таким естественным путем, не требующим больших усилий, чем те, которые мы тратим, чтобы дышать и есть». Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность. В раннем возрасте дети – «Почемучки», которые интересуются буквально всем, все пытаются попробовать «на зуб», что очень удобно использовать в разработке краткосрочных проектов.

Через проектную деятельность можно:

  • формировать стойкий интерес к исследовательской деятельности;
  • закреплять знания о математических понятиях, применяя которые в разных видах деятельности, ребенок может создать что-то новое;
  • учить детей принимать решения, оперировать предметами, выявлять свойства и признаки предметов.

4. Социо-игровые технологии

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.

Социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микро группами детей. Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей.

В микро группах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его. Социо-игровое направление основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и общего дела.  Дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а создать условия для этого - это и есть главная задача педагога!

  1. Организация взаимодействия

педагогического коллектива с семьями воспитанников

по формированию математических представлений

Дошкольное образование сегодня - это реализация права каждого ребенка на равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития и успешного обучения в школе. Важнейшим условием повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни дошкольной образовательной организации, поэтому взаимодействие родителей и педагогов, характер сложившихся между ними отношений имеет ключевое значение.

Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.

Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

Как показывают результаты многочисленных исследований, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс является одной из самых результативных форм взаимодействия детского сада с семьей воспитанников, а также одним из наиболее эффективных методов повышения их психолого-педагогической культуры. В процессе такой работы родители знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, видят воспитательно-образовательную деятельность как бы «изнутри», становясь при этом активными участниками педагогического процесса. При этом участие родителей возможно практически во всех направлениях деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Цель совместной деятельности с родителями — повышение эффективности осознанного включения в родителей в единый совместный с педагогами процесс воспитания ребенка.

Для наиболее эффективного развития ребенка в области математических представлений в семье дошкольному учреждению необходимо:

1) Сделать детский сад и семью союзниками в развитии математических представлений;

2) Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие детского сада и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка;

3) Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада по развитию познавательного интереса детей;

4) Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка. Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

5) Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

6) Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

          Если построить работу с родителями таким образом, то мы можем включить их в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).

  1. Проектирование развивающей

предметно-пространственной среды группы

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками. Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Проектируя развивающую предметно-пространственную среду, мы руководствуемся требованиями, предъявляемыми к развивающей предметно-пространственной среде федеральным государственным образовательным стандартом.

Важным условием в организации развивающей среды я считаю отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования. Насыщение предметно-развивающей среды должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном этапе. Полки не должны захламляться избыточным материалом. Педагогу необходимо своевременно изменять предметно-игровую среду за счет новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием. Конечно же, важна и доступность содержания предметно-развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.

Залогом успеха в реализации данных задач, несомненно, является грамотное построение и оснащение развивающей среды в группе: создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой деятельности дошкольников.

Дети очень любят игры-головоломки (геометрические конструкторы) «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время эти головоломки служили для развлечения взрослых и подростков, но современными исследованиями было доказано, что они являются эффективным средством умственного, в частности математического, развития дошкольников.

Счетные палочки традиционно использовались как счетный материал. Однако их многообразные конструктивные возможности позволяют формировать геометрические представления у детей, развивать пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности и самостоятельности.

Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду мы должны организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы среда развивала, представляла интерес для ребенка, подвигала его к действиям, исследованию. Мы должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяином.

Заключение

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Литература

  1. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – «Феникс», 2015. – 256 с.
  2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
  3. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. -М.: Айрис-пресс, 2008. – 320 c.
  4.  Габова М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. – М.: Директ- Медиа, 2014. – 533 c.
  5. Игракова О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях// Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2017. - №1. – с.176 – 179
  6. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада (приложение к журналу "Управление ДОУ"). - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...

Содержание работы по формированию основ безопасного поведения воспитанников дошкольной образовательной организации

Содержание работы по формированию основ безопасного поведения воспитанников дошкольной образовательной организации...

Эффективные практики развития продуктивных видов деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации.

В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенкадошкольного возраста важные качества личности: умственная активность,любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являютсяосновным...

Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации

Методическая разработкаОдним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДО...

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Формирование правил безопасного поведения воспитанников дошкольной образовательной организации на прогулочной площадке во время обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство. Название имитационной игры: «Игрушки, оставленные без присмотра».

Формирование правил безопасного поведения воспитанников дошкольной образовательной организации на прогулочной площадке во время обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство.Название имитацион...