Методическая разработка (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по математике (старшая группа)

Кулюкина Анна Сергеевна

Методические рекомендации по использованию игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

 

Краткое описание теоретических основ развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста.

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время  нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей  надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности. 

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

 

Игровые упражнения для развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

1.Восприятие времени по песочным часам

(приложение 1примерные схемы)

Дидактическая задача: Формировать способность определять промежутки времени по песочным часам.

Игровая задача: Собирать узоры из палочек Кюизенера и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, сбор узоров  следует самостоятельно сразу же прекратить.

Игровые действия: Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать узоры. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда деятельность детей закончится, они рассказывают, сколько узоров они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили свою работу вовремя.

2. Восприятие времени по часам

(приложение 2примеры рабочих листов)

Дидактическая задача: Формировать способность определять промежутки времени по часам.

Игровая задача: Закрашивать треугольники и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить закрашивание.

Игровые действия: Детям выдаются листы с нарисованными геометрическими фигурами (круги, квадраты и треугольники), воспитатель предлагает за установленное время закрасить только треугольники. Показываются часы, по сигналу дети начинают закрашивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько треугольников они успели закрасить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили закрашивать вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут, закрашивая круги и квадраты соответственно. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть закрасить больше геометрических фигур и почему.

3. Оценка промежутка времени без часов

Дидактическая задача: Формировать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.

Игровая задача: Необходимо выбрать тот из предложенных наборов пазлов (9, 16, 24 части), который можно собрать за 3 минуты.

Игровые действия: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор пазлов, который можно собрать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают воссоздавать картинку. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или невыполнения предложенного задания.

4. Выполнение задания за определённый промежуток

времени без часов

Дидактическая задача: Формировать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Игровая задача: Воспитатель просит детей по его сигналу сделать какую-нибудь фигуру и замереть на месте. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 2 минуты закончатся.

Игровые действия: Воспитатель даёт указание: каждый должен придумать фигуру и замереть на месте, но как только 2 минуты закончатся, все должны начать шевелиться. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx396.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию игровых упражнений

для развития «чувства времени»

у детей старшего дошкольного возраста

Краткое описание теоретических основ развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста.

Время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. Особенности времени:

1. Текучесть (время нельзя остановить)

2. Необратимость (время  нельзя повернуть вспять)

3. Непрерывность (время нельзя разбить на отдельные элементы, не связанные друг с другом последовательностью наступления)

4. Отсутствие наглядности

«Чувство времени» — способность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

У дошкольников необходимо сформировать способность ориентироваться во времени, чувствовать его длительность, чтобы уметь регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта.  Детей  надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности.  

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

Игровые упражнения для развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

1.Восприятие времени по песочным часам

(приложение 1примерные схемы)

Дидактическая задача: Формировать способность определять промежутки времени по песочным часам.

Игровая задача: Собирать узоры из палочек Кюизенера и следить за временем по песочным часам. Когда весь песок пересыплется, минута закончится, сбор узоров  следует самостоятельно сразу же прекратить.

Игровые действия: Переворачиваются песочные часы, по сигналу дети начинают собирать узоры. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Когда деятельность детей закончится, они рассказывают, сколько узоров они успели собрать. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения задания за песочными часами и закончили свою работу вовремя.

2. Восприятие времени по часам

(приложение 2примеры рабочих листов)

Дидактическая задача: Формировать способность определять промежутки времени по часам.

Игровая задача: Закрашивать треугольники и следить за временем по часам. Когда 1 минута закончится, надо самостоятельно прекратить закрашивание.

Игровые действия: Детям выдаются листы с нарисованными геометрическими фигурами (круги, квадраты и треугольники), воспитатель предлагает за установленное время закрасить только треугольники. Показываются часы, по сигналу дети начинают закрашивать. Через 1 минуту дети самостоятельно останавливают свою деятельность. Дети рассказывают, сколько треугольников они успели закрасить за 1 минуту. Воспитатель особо отмечает тех детей, которые следили во время выполнения работы за часами и закончили закрашивать вовремя. Далее аналогично дети выполняют задание в течение 2, а затем в течение 3 минут, закрашивая круги и квадраты соответственно. С помощью воспитателя дети делают вывод, в каком случае можно успеть закрасить больше геометрических фигур и почему.

3. Оценка промежутка времени без часов

Дидактическая задача: Формировать способность определять объём задания на определённый промежуток времени.

Игровая задача: Необходимо выбрать тот из предложенных наборов пазлов (9, 16, 24 части), который можно собрать за 3 минуты.

Игровые действия: Дети выбирают подходящий, по их мнению, по сложности набор пазлов, который можно собрать именно за 3 минуты. По сигналу дети начинают воссоздавать картинку. Через 3 минуты воспитатель останавливает деятельность детей, показывая на часы. При оценке итогов работы воспитатель обращает внимание детей на причины выполнения или невыполнения предложенного задания.

4. Выполнение задания за определённый промежуток

времени без часов

Дидактическая задача: Формировать способность оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.

Игровая задача: Воспитатель просит детей по его сигналу сделать какую-нибудь фигуру и замереть на месте. Каждый ребенок сам должен определить, когда нужно закончить упражнение, как только по его мнению 2 минуты закончатся.

Игровые действия: Воспитатель даёт указание: каждый должен придумать фигуру и замереть на месте, но как только 2 минуты закончатся, все должны начать шевелиться. Показываются часы, по сигналу все начинают задание, но часы убираются. Когда последний ребёнок заканчивает задание, воспитатель показывает часы и рассказывает, кто правильно выполнил задание и почему.

Приложение 1

Приложение 2

Задание с усложнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики".

Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Авторская методическая разработка (старший дошкольный возраст) по окружающему миру: "Дидактическая игра "Круги Луллия".

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для детей от 5-7 лет, по формированию у детей понятий,...

Методическая разработка (старший дошкольный возраст)

Использование музыкальных произведений из "Детского альбома" П.И. Чайковского для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Методическая разработка (старший дошкольный возраст) на тему: «Дидактическая игра «Круги Луллия»

Методическая разработка(старший дошкольный возраст)на тему:«Дидактическая игра «Круги Луллия»...

Методическая разработка Старшего дошкольного возраста.

quot;Нетрадиционная техника рисования", - пальцеграфия, рисование ладонями. Старшего дошкольного возраста....