Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
статья по математике

Бырса Татьяна Сергеевна

План:

Теоретическая часть:

  1. Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО
  2. Основные принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семье.
  3. Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по ФЭМП у дошкольников.
  4. Приложение( анкета для родителей, мастер – класс)

 

Практическая часть:

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_ped._sovet_matematika_v_seme.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1» п. Палатка

Консультация на педагогический совет на тему

«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила воспитатель:

Бырса Татьяна Сергеевна

2019г

План:

Теоретическая часть:

  1. Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО
  2. Основные принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семье.
  3. Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по ФЭМП у дошкольников.
  4. Приложение( анкета для родителей, мастер – класс)

Практическая часть:

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

1.Значение  работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в условиях ФГОС ДО

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа  детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе педагоги прилагают все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается очень важной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. Без обучения, под влиянием взрослых, самыми авторитетными из которых являются родители, в повседневной жизни носит эпизодический характер и не может охватить всех детей. К тому же оно не обеспечивает систематизации приобретенных знаний. Для математического же развития детей очень важно, чтобы все представления и понятия детей о множестве и числе, представления о величине, форме, о времени и пространстве давались в определенной системе и последовательности: « … математика - это цепь понятий: выпадает одно зернышко и непонятно будет дальнейшее».

Положительным моментом, с современной точки зрения, является активизация родителей, но, вместе с тем, следует отметить уже упомянутые негативные стороны: в работе с родителями недоучет интересов, потребности в знаниях самих детей.

После изучения новой темы в дошкольном учреждении детям в семье должна быть предоставлена возможность самостоятельно мыслить и действовать, что влечет за собой стремление к нетрафаретным ответам и решениям, что ведет к развитию ребенка Задача родителей на данном этапе - утвердить малыша в мысли, что на поставленный вопрос существует несколько вариантов ответа.

Таким образом  работа  ДОУ с родителями должна быть направлена на

формирование грамотных представлений родительской общественности об особенностях использования образовательных ситуаций, игр и игрушек в семье для развития математики.

2. Основные принципы организации работы по развитию ФЭМП у дошкольников в семье.

Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.

 Дошкольное учреждение ставит перед  следующие цели взаимодействия с семьей:

 1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

 2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;

3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений;

4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания

Для  наиболее эффективного развития ребенка в области  математических представлений в семье дошкольному учреждению необходимо:

-Сделать ДОО и семью союзниками в развитии математических представлений.

- Обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка.

 - Способствовать активному включению родителей в психолого-педагогическую работу детского сада п развитию познавательного интереса детей.

 - Нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка. θ Повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей.

- Привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка.

-Формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

- Обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Из поставленных целей и задач можно выделить несколько основных принципов организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семь

- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

- принцип сотрудничества - общение «на равных»;

- совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

- принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах.

Таким образом, я считаю, что Детский сад должен активно  осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей и активизировать их действия по воспитанию и развитию ребенка  области ФЭМП

3 Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по формированию ФЭМП  у дошкольников.

Основные традиционные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:

• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ООД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе дома

                                                                                                                                         

• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);

• изготовление дидактических игр совместно с родителями;

• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;

• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику»«Развиваем мелкую моторику» и т. д.)

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• анкетирования, позволяющие:

- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;

определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;

- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы

по формированию элементарных математических представлений о детей.  

В настоящее время  необходимо использовать инновационные формы

- Сайт детского сада.

- Проектная деятельность.

- Участие во Всероссийских, городских конкурсах детского творчества

Итак, использование  различных форм работы  ДОУ с родителями в области ФЭМП очень благоприятно влияет на развитие ребенка в данном направлении.

                                                                                                                                                                                                                   

Список литературы:

1.Волкова Е, Антонова Г.,проблемы и поиск современных форм сотрудничестсва педагогов детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание.-1998.-№6.

2.Данилова Т, Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения  с семьей//Дошкольное воспитание.-2000.-№1.-с.41, .2000.№2.-с.44

3.Дорогова Т.О О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей//Дошкольное образование.-2000.-№3.-с.87

4.Листраткина В.  Индивидуальная работа семьей//Дошкольное воспитание.-1993.-№5

5.Михайлова З.А Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста(Текст)/З.А Михайлова .-СПБ.:»Детство –ПРЕСС», 2008.-384с.

6.Скачкова З. Педагогика сотрудничества д/с –семья, общественность//Дошкольное воспитание.-1990.-№4

7. Фрейлах.Н.И, Методика математического развития (Текст0/Н.И Фрейлах-М.:ИД»ФОРУМ»:ИНФРА-М,2006-208с.:ил.-(Профессиональное образование0

8. Щербакова Е.И, Знакомим с математикой(Текст): учеб.пос./Е.И. Щербакова.

9. Ресурс - интернет

             

     

«Анкета для родителей по формированию элементарных математических представлений у детей»

Группа № _______

Уважаемые родители, предлагаем Вам ответить на 7 вопросов следующего содержания:

Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

 да  

 нет  

 затрудняюсь ответить  

Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?

 да  

 не всегда  

 нет  

Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам педагог по домашним занятиям с детьми по математике?

 да  

 иногда  

 нет  

Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал?

 при возможности  

 иногда  

 никогда  

Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

 да  

 иногда  

 нет  

Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На что, по вашему мнению, педагогу стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений? 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

 

Мастер-класс для родителей:

изготовление дидактической игры для детей 4-7 лет по ФЭМП

«Пришей пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком»

Участники: родители, педагог.

Цель: расширение и углубление знаний родителей о пользе дидактических игр по математике для интеллектуального развития детей.

Задачи: 

- познакомить с изготовлением игры «Пришей» пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком»;

- рассказать о пользе и значении совместных игр (родитель – ребёнок) по развитию математических способностей;

- дать возможность проявить своё творчество в изготовлении игры.

Предварительная работа:

Выставка дидактических игр по математике.

Организация родителей на мастер-класс.

Оборудование и материал: цветной картон, клей, ножницы, шаблоны, фломастеры.

Ход мастер-класса.

Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я вам постараюсь рассказать и показать, как лучше и правильно заниматься и играть со своими детьми в домашних условиях. Как развивать интеллектуальные способности при помощи самодельных игр.

Дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. Программа нашего дошкольного образовательного учреждения предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращаем на обучение детей первоначальным математическим навыкам. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одной из задач данной образовательной области является: формирование элементарных математических представлений.

Играя, дети закрепляют счет в пределах 10, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, развивают умение соотносить предметы по цвету. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

И сегодня, я хочу предложить вам изготовить одну дидактическую игру для домашнего использования в развитии математических способностей вашего ребёнка «Пришей пуговицы к пальто и подбери шапочку с шарфиком».

Игра проводится, как индивидуально, так и всей семьёй. Играя, дети закрепляют счет в пределах 5, а в дальнейшем - 10, развивают умение распознавать цифры, закрепляют умение соотносить количество с числом, освоить состав числа, развивают умение соотносить предметы по цвету. Игра способствует развитию мелкой моторики, развитию внимания и логического мышления.

Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобится: напечатанные цифры, цветной картон, ножницы, скотч, маркер или фломастеры, шаблоны.

1. По нарисованному шаблону вырезаем 10 пальто 10-ти цветов.

2. Заготовки превращаем в красивые пальто с разным количеством петель (от 1 до 10).

3. К нашим пальто вырезаем пуговицы соответствующего цвета.

4. Обводим по шаблону шапочки, обклеиваем цифры скотчем.

5. По шаблону вырезаем шарфики и наклеиваем картинки.

Наша игра готова! Теперь попробуем в неё поиграть. Перед ребёнком ставятся задачи:

- Подбери нужную шапочку к пальто (по цвету и положить на неё соответствующую цифру).

- Определи, какие пуговицы, к какому пальто нужно «пришить» (по цвету).

- Сосчитай количество петель на каждом пальто и определи, какое количество пуговиц будет нужно.

- Подбери к шапочке шарфик. Как ты это будешь делать, расскажи (по цвету).

- На шарфик положи столько кружочков, сколько петель на пальто или

-Также при помощи этой игры можно с ребёнком освоить состав чисел.

Варианты игры могут варьироваться, усложняться.

Уважаемые родители, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного для себя. Посмотрите, какая замечательная игра у нас получилась. Ваши дети будут рады поиграть в неё в математическом уголке

Консультация для родителей по формированию элементарных

математических представлений

 

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:

·                  счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

·                  предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

·                  узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

·                  основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

·                  сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

 

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

 

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

 

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

 

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

 

Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение ребенка к этому предмету в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

 

Играем, вместе с детьми

Счет в дороге.

Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на педагогическом совете на тему «Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и оздоровления в летний период» (из личного опыта)

Одним из требований ФГОС ДО является «взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством со...

Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация на педагогический совет на тему «Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация на педагогический совет на темуВзаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО...

«Взаимодействие с родителями по формированию ФЭМП у дошкольников»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Представление опыта работы на Педагогическом совете на тему: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию».

Поделилась с коллегами своим опытом работы с родителями по экологическому воспитанию. Представила презентацию с фотоматериалом как родители помогают нам на субботниках, счищать снег скрыши, приносят б...