Программа "Математический знайка"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Чепкасова Галина Николаевна (Новосёлова)

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом Программы под редакцией Л.Г. Петерсон «Мир открытий» под редакцией и приоритетного направления МБДОУ. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В ней используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_znayka.docx268 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №71 «РАДОСТЬ»

Проект по дополнительному образованию
воспитанников от 5 лет до 6 лет

 «Математический Знайка»
(формирование элементарных математических представлений)

Составил: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС № 71 «Радость»

Чепкасова Галина Николаевна

Нижневартовск

2021


Содержание:

1.Пояснительная записка………………………………………………………...2

2. Этапы реализации проекта……………………………………………...……..5

3. Календарное планирование в старшей группе……..………………………...7

4.Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых………………………………………………………………………….11
6. Диагностические материалы…………………………………………………12

7. Дидактические игры по формированию математических представлений..14

8. Планируемые результаты освоения проекта………………………………..17
9. Список используемой литературы…………………………………………..20

 Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

М.В. Ломоносов

1. Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта - развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом Программы под редакцией Л.Г. Петерсон «Мир открытий» под редакцией и приоритетного направления МБДОУ. Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В ней используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. В программе учтены положения из концепции дошкольного воспитания:

-о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей;

-переходе на личностно-ориентированную модель обучения;

-единстве воспитания и обучения;

-преемственности работы ОУ и семьи

Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования, фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее. Дети очень любопытны, они хотят знать обо всём, они хотят знать прямо сейчас, и, совсем не имея своего суждения, они хотят знать обо всём без исключения. И часть этого всего математика.

Существуют две жизненно важные причины, по которым маленькие дети должны заниматься математикой. Первая причина очевидна и менее важна: занятия математикой связаны с высочайшими функциями человеческого мозга, т.к. ни одно живое существо, кроме человека, не может обучаться математика.

Занятия математикой - одна из наиболее жизненно важных функций человека, поскольку в наше время она крайне необходима для существования в цивилизованном человеческом обществе. С раннего детства и до самой старости мы связаны с математикой. Вторая причина более важна. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Направленность программы:

Развивающая программа по формированию элементарных математических представлений направлена на всестороннее развитие ребенка: эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое. Дети овладевают первичными математическими знаниями, уточняются и активизируются в речи детей названия разнообразных предметов, их применение. Дети учатся сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу. На каждом занятии ведется ознакомление с временами года, животными, растениями и другими элементами окружающего мира. Таким образом, просматривается связь занятий по формированию элементарных математических представлений с изучением окружающего мира, экологическим воспитанием, развитием речи.

Цель программы: повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, навыков умений детей.

Задачи проекта:

- формирование у детей представления о творческой деятельности как  способе познания окружающего мира;

- формирование умения  самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать сверстников в совместную деятельность;

- поддерживать интерес к познанию, созданию нового необычного;

- содействие развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Актуальность программы: 

В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным.

Возраст детей: программа ориентирована на детей 4-5 летнего возраста.

Классификация основных позиций реализуемого проекта:

- Доминирующая деятельность в проекте – познавательно – творческая;

- характер контактов – дети, родители (законные представители), педагоги;

-форма участия в проекте – коллективная;

- продолжительность проекта  - 5 месяцев (старшая группа)

Содержание программы представлено следующими разделами:

Раздел программы

Количество занятий

1

Количество и счет

6

2

Геометрические фигуры

6

3

Величина

6

4

Ориентировка в пространстве

6

5

Ориентировка во времени

6

6

Логические задачи

3

2. Этапы реализации проекта

Проект включает в себя два этапа: подготовительный и обобщающий.

Подготовительный этап:

На данном этапе педагогам предлагается проводить занятия с детьми следующего характера:

- Знакомить детей с геометрическими фигурами, цифрами, разнообразными линиями;

- Через исследовательскую деятельность находить фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе;

- Через развитие речи составлять описательные рассказы, сочинять сказки;

- Через ознакомление с художественной литературой знакомить с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы  «Колобок», «Цветик -семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др.

- Через физическое воспитание закреплять в подвижных играх и играх соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии.

Также возможно применение игровых обучающих ситуаций, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.

Обобщающий этап:

В основе обобщающего этапа лежит  разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки. Продуктом детской деятельности может послужить, например, создание абстрактного  панно, тематического коллажа «Превращение фигур в предметы», «Превращение цифры в предметы», «Рисуем фигурами» и т.д.

3. Практическая значимость.

  •  Формирование стойкого интереса детей к исследовательской и творческой деятельности;
  •  Формирование представлений детей о математических понятиях;
  •  Формирование умений ставить цель, подбирать средства для ее достижения, умений логически мыслить;
  •  Выявление одаренных, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением.

4. Календарное планирование в старшей группе

Сроки проведения

Содержание

работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

Январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

«Исправь ошибку»,

Убираем цифры»,

«Задумай число»,

«Число, как тебя зовут?»,

«Составь цифру»,

«Сосчитайте по порядку»,

«Кто внимательный?»

«Наведи порядок»,

Ориентировка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Клумба»,

«Покупки»,

«Новоселье»,

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Мишка и мишутка»,

«Башни для мишек»,

«Забор»,

«Разные дома»,

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Сколько треугольников?»,

«Танграм»,

«Волшебный круг»,

 Игры по Воскобовичу

«Кто где живет?»

Февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Что изменилось?»,

«Которой игрушки не стало?»,

«Считай, не ошибись»,

«Садовник»,

«Письмо».

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция.

Повторение  названий геометрических фигур.

«Соты»,

«Колумбово яйцо»,

«Блоки Дьенша».

«Игры с разноцветными прищепками»

Ориентировка во времени и пространстве.

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

«Расскажи про свой узор»,

«Путешествие по комнате»,

«Двенадцать месяцев»,

Величина.

Высокий - низкий. Часть и целое.

«Лото»,

«Где, чей дом?»

Март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Заполни пустые клетки»,

«Вычислительная машина»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сравни пояса»,

«Подбери обувь»,

«Дорога».

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Гусеница»,

«Найди такую же»,

«Я найду, а ты продолжи»,

«Гном строит дом»,

«Платья для кукол»,

Ориентировка во времени и в пространстве.

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

«Подбери картинки»,

Апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Примеров много- ответ один»,

«Сколько?»

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Мастерская»,

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

«Посмотри и назови».

Ориентировка во времени и в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Комната для кукол»,

«Бабочки»,

«Запомни и выложи»,

«Времена года»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Май

     

     

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Напиши цифру»,

«Составь задачу и запиши»,

«Помоги другу»,

«Соберемся в школу»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Сравни грузы»,

«Разбитая ваза»,

«Составь картинку из фигур»,

«На какую фигуру похож предмет?»,

«Нарисуй  правильно»,

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

 

5. Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Раздел

Задачи

Игры

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета,  формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти.

«Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур.

«Назови предметы данной формы»,

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения.

«Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

« Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

Кубики Никитина,

Блоки Дьенеша,

Палочки Кьюизене,

«Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг»,

Кроссворды и задачи в стихах

6. Диагностические материалы

исследуемая функция

автор методики

источник (выходные данные)

1.

Внимание.

- Таблицы Шульте;

- «Корректурная проба»;

- Тест «Цифровая таблица».

- «Нахождение недостающих деталей»

С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;

Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка».

М.Н.Ильина «Тесты для детей»

2.

Память.

- «Запомни картинки»;

- «10 слов»;

- «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия).

С.Д. Забрамная

«Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

3.

Мышление.

- «Четвертый лишний»;

- «Поиск закономерностей»;

- «Простые аналогии»,

  «Сложные аналогии»;

- «Последовательные картинки»

 (тест Векслера);

- «Классификация»;

- «Понимание пословиц, поговорок»;

- «Схематизация» (методика Венгера).

С.Д. Забрамная

 Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей».

4.

Восприятие.

- «Разрезные картинки»;

- Методика «Эталоны»

   (Л.А. Венгер);

- «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора);

- «Заполнение отсутствующих деталей»;

- «Коробка форм».

 Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей»;

    С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»

5.

Креативность (творческое воображение).

- «Дорисовывание            фигур» О.М. Дьяченко.

- Тест «Назови картинку».

 Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей».

6.

Геометрические фигуры

- «Графический диктант»;

- «Лабиринт».

Т.Д. Марцинковская

«Диагностика психического развития детей».

«Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г.

7.

Обследование словаря.

Диагностика логопедическая

С.Г.Шевченко

Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

8.

Самостоятельная речь.

Диагностика логопедическая

Альбом для логопеда/О.Б.Иншакова.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. – 279 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

9.

Математические способности

Е.В. Колесникова

«Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова

                                                                                                                                 

7. Дидактические игры по формированию математических представлений

Игры

Содержание

1.

Игры

с цифрами

и числами

(«Количество

и счет»)

«Считай не ошибись!»

Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном  счете.

Оборудование: Мяч.

Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит  в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие.

«Кто быстрее»

Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание.

Оборудование: Карточки с цифрами.

Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.).

По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга.

Каждой команде задается вопрос:

-Каких чисел не хватает в другой команде?

-Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4?  (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому  что между числами 3 и 5 должно стоять число 4,  либо перед числом 5 должно стоять число 4).

«Разложи лекарства»

Цель: Закрепить  порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи.

Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера.

Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что девочка, которая  любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки.

Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой  4, говорит:

-Возьмите вот столько не желтых таблеток.

Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы.

Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит:

-Возьмите столько же не квадратных таблеток.

Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы.

Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания:

-Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8)

-Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол?

2.

Игры путешествие

во времени («Ориентировка во времени»)

«Живая неделя»

Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности.

Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги).

Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут  дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

«Было-будет»

Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени.

Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет.

1.Ласточки пропали,

   А вчера  зарей

   Все грачи летали

  Да, как сеть, мелькали

  Вон над той горой… (было)

2.Уронили мишку на пол,-

    Оторвали мишке лапу….(было)

3.На улице две курицы

    С петухом дерутся,

    Две маленькие девочки

    Смотрят  и смеются….(есть)

Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет.

Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д.

3.

Игры на ориентирование в пространстве

«Продавцы»

Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево».

Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы  полки магазина.

Ход: На столах детей наборы геометрических фигур.

«В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках  так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар.

-На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные.

-Назовите все, что поставили на полку справа (слева).

-На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник.

Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево».

«Соседи»

Цель: Закрепить пространственные представления.

Оборудование:  Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения  9 сказочных героев на магнитах.

Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите  им найти  свои квартиры.

-Незнайка живет в  квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну.

-Красная шапочка живет в квартире над  квартирой Незнайки.

-Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки.

-Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры.

«Сделай коврик цветным»

Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе).

Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы  контуры геометрических фигур в углах и в центре.

Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру,  в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом.

2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя.

«Найди игрушку»

Цель:  Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию.

Оборудование:  Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки.

Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел  Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти.

Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку.

Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

4.

Игры с

геометричес-кими фигурами

«Геометрическая мозаика»

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения.

Оборудование: Наборы фигур.

Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

-Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу)

-Работа по условию (собрать фигуру человека)

-Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

«Разложи по коробкам»

Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки.

Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами.

Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой.

5.

Величина

«Сок на завтрак»

Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила.

Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы)

Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый.

Воспитатель просит поставить стаканы на  2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком.

-Как вы будете это делать?

Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм:

-Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос.

-Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой)

-Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота)

-Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте).

8.  Планируемые результаты освоения проекта:

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Умеет:

•        Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

•        Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

•        Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

•        Соотносить цифру (0 – 9) и количество предметов.

•        Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).

•        Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

•        Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

•        Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

•        Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.

•        Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

•        Уметь определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

-Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.


9. Список используемой литературы:

1. Большая книга развития логики для детей. Развиваем память, думаем, решаем, соображаем. Гаврина С.Е.Ярославль. Академия развития 2009г..
2. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5 – 6 лет. А.В.Белошистая
3. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 6 - 7 лет. А.В.Белошистая
4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1997 г.

5. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

6. Математика – это интересно. З.А.Михайлова
7. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
8. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. И.Н.Чеплашкина. Санкт-Петербург 2008г.

9. Развивающие игры для дошкольников. Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева. Ярославль. Академия развития, 2009г. 

10. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
11. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.

12. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. А.А..Смоленцева.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Знайки"

Конспект открытого занятия...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"

Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...

конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"

конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...

интелектуальный марафон "Знайки"

Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...

Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")

Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....

Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"

Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает  в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...