Методичекая разработка.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Якушева Евгения Сергеевна

Развитие пространтвенных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx31.93 КБ
Файл m.r.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАТА.

Введение

Актуальность работы в том, что одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.

Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др.

Цель: определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Рассмотреть содержание понятия «Ориентировка в пространстве
  2. Раскрыть последовательность формирования умений ориентировки на листе бумаги.
  3. Разработать задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.

  1. Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

5) определение собственного положения в пространстве;

 6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

7) определение расположения предметов на плоскости.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.

Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:

• вверху — это там, где голова;

• внизу — это там, где ноги;

• впереди — это там, где лицо;

• позади — это там, где спина;

• справа — это там, где правая рука;

• слева — это там, где левая рука, и т. д.

Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:

под -» над;

справа -> слева;

вверху -» внизу;

сзади -> впереди.

Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:

I этапПространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этапЗрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

  1. Методика обучения ориентировки на листе бумаги Предварительная работа

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:

—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз).

—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).

2. Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек-перевертышей  и обсуждение расположения на ней картинок. Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

 «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

•  Лист состоит из двух страниц.

•  Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.

3. Задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). ( Приложение )

Усложнение заданий:

1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).

2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

 • игрушечной мебели;

• плоских изображений предметов;

• условных знаков;

• геометрических фигур.

3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.

4. Пользуясь картой, найти клад.

5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Заключение

     Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.

Значение развития пространственных представлений у дошкольников

· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

· Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.

· Развивается логика, мышление, воображение.

· Формируются навыки ориентировки на улице.

· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обученик математике в ДОУ: Методическое пособие. -М: Айрис – пресс, 2005
  2.  Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
  3. Михайлов З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного развития. Детство – пресс, 2008
  4. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014  
  5. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
  6. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
  7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М: ИД «Форум» - ИНФА - М, 2006

Интернет – источники

  1. Организация работы по формированию пространственных ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе ДОУ http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pdf
  2. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возрастаhttp://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
  3. Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html

Игры на умение  «читать»  графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы

- Игры на освоение условных знаков для обозначения предметов (это могут быть геометрические фигуры), условные знаки для обозначения пространственных  направлений (линии, стрелки) и т. д.:

  • Игра  «Кукла Маша купила мебель»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (не более 3 - 4 предметов), лист бумаги, изображающий кукольную комнату (на нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери), геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).

Воспитатель сообщает о том, что, кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем воспитатель рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить стол, стул и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположены дверь, а где – окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут геометрические фигуры и показывает, какая фигура будет замещать какой предмет мебели. Затем дети размещают фигуры в соответствующих местах листа бумаги, т. е. составляют план кукольной комнаты. При этом, комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним.

В дальнейшем, при проведении игры игровая ситуация усложняется: должно увеличиваться количество предметов.

- Игры на умение  читать готовые схемы (графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве) и самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы):

  • Игра  «Кукольная комната»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (вначале не более 3 - 4 предметов); план, предварительно начерченный на листе бумаги (пространственное положение плана и комнаты должно быть одинаковым: двери и окна располагаются с одной и той же стороны). Можно рассказать такую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Затем воспитатель разбирает план: устанавливается соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Затем дети расставляют мебель по плану.

В дальнейшем следует увеличивать количество предметов мебели. Полезно использовать одинаковые предметы (например, 2 кресла) или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково (так, диван и шкаф можно обозначить одинаковыми прямоугольниками).

- Игры на умение находить предметы, пользуясь планом (независимо от того, в какой точке комнаты они находятся)

  • Игра «Куда спрятался жучок?» (Игра «Где мишка?»)

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который спрятался жучок. Дети должны по этому указанию отыскать его в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: жучок каждый раз будет заползать под разные предметы.

В дальнейшем, дети уже могут сами задавать друг другу подобные задачи: сначала прятать жучка в кукольной комнате, затем на плане отмечать его расположение красным кружком. Кто первый находит жучка, загадывает следующую загадку.

  • Игра «Кукла Маша купила пианино»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты (лист бумаги с отмеченными окнами и дверями и расположенными геометрическими фигурами, соответствующими предметам кукольной мебели),  игрушечное пианино и прямоугольник из картона.

Дети рассматривают план и комнату и устанавливают соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Воспитатель сообщает, что кукла Маша, которая живет в этой комнате, купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Предлагает помочь детям. Одному ребенку воспитатель дает картонный прямоугольник, обозначающий пианино, и просит переставить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно пианино поставить у стены, перед ним оставить место для стула, разместить остальные предметы. Ребенок реализует новый вариант расстановки мебели в самой кукольной комнате. Остальные дети следят за его действиями и исправляют ошибки.

В дальнейшем можно усложнять игру: покупаются сразу несколько новых предметов, которые нужно разместить.  

  • Игра «Где кукла?»

Потребуется план группы, в которой проводится игра (на плане начерчены стены группы,  обозначены окна и двери, изображены проекции всех находящихся в ней предметов мебели); кукла, которую можно спрятать под любым предметом мебели; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась кукла. Перед началом игры воспитатель прячет куклу под каким-нибудь предметом мебели. Затем сообщает детям, что кукла Маша решила поиграть с ними в прятки и уже спряталась где-то в комнате, но она оставила рисунок комнаты  и отметила, где она спряталась -  красным кружком. Один из детей ищет с помощью плана куклу, а остальные наблюдают. При повторном проведении игры кукла прячется под другим предметом.

  • Игра «Чье это место?»

Понадобится фланелеграф, вырезанные из картона прямоугольники по количеству столов, за которыми сидят дети; квадраты по количеству стульев детей; прямоугольник, обозначающий доску (Можно использовать план, который рисуется на листе бумаги при детях); 2 маленьких красных кружка. Эта игра проводится в той части группы, где находится доска и ряды детских столов и стульев. При участии детей воспитатель делает на фланелеграфе план группы. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем доски, столов и стульев. При  этом называются имена детей, сидящих за каждым столом. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столы.

Затем воспитатель отмечает на плане кружочком место одного из детей , прикрепляя кружок в том месте, где обозначен стул. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.

  • Игра «Поменяйтесь местами»

Вариант игры «Чье это место?». Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.

  • Игра «Секреты»

Понадобится план  группы (участка), где проводится игра.  Незаметно для детей воспитатель прячет в группе (на участке) игрушку. Затем воспитатель красным кружком отмечает на плане место спрятанной игрушки. Воспитатель с детьми  рассматривает план, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам группы (участка)а дети ее ищут.

Можно попросить ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится.

Можно разделить детей на команды и устроить соревнование: кто быстрей найдет спрятанный предмет.

Можно одновременно спрятать несколько предметов, тогда каждая команда будет искать по плану свой секрет.

  • Игра «Принеси карандаш»

Понадобится:

-  план этажа детского сада, где расположены помещения, в которых работают взрослые (медсестра, повар, прачка, заведующий и др.) и находятся группы. На плане должны быть отмечены все двери этажа.

- красный кружок (им отмечается дверь, в которую должен войти ребенок).

Перед проведением игры следует договориться со всеми взрослыми, находящимися на этаже, что к ним может зайти ребенок.

Воспитатель сообщает детям, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Затем выбирает ребенка, который будет должен выполнить задание и помогает ему найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска. Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану правильно ли их товарищ выполнил задание. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.

Задания может придумывать не только воспитатель, но и сами дети.

  • Игра «Найди ведерко»

Понадобится несколько планов участка детского сада, ведерко.

Во время прогулки на участке детям предлагается прятать и искать ведерко. Дети разбиваются на две команды: первая команда сначала прячет, а вторая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники второй команды в это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»

городского округа город Шарья Костромской области

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАТА.

                                                                                 

                                                                                  Автор                                                                  

                                                                                  Воспитатель: Якушева Е.С.  

                                                             Шарья 2022 г

Введение

Актуальность работы в том, что одним из важнейших показателей целостного гармоничного развития ребенка является уровень овладения пространственными представлениями, умение свободно ориентироваться в пространстве и знание основных пространственных понятий. Сформированные пространственные представления необходимы в различных видах деятельности и формах активности детей, таких как двигательная деятельность, игра, счет, письмо, рисование, конструирование, чтение и другие.

Над этой проблемой работали многие известные специалисты в области дошкольной психологии и педагогики. Определенные закономерности в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста были установлены в исследованиях Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др.

Цель: определить педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Рассмотреть содержание понятия «Ориентировка в пространстве
  2. Раскрыть последовательность формирования умений ориентировки на листе бумаги.
  3. Разработать задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.

  1. Содержание понятия «Ориентировка в пространстве»

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

5) определение собственного положения в пространстве;

 6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

7) определение расположения предметов на плоскости.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Пространственные представления возникают очень рано, их формировании участвуют различные анализаторы (зрительный, кинестетический, осязательный, слуховой и др.). У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

В младшем возрасте ведущую роль в познании пространственных отношений играет практический опыт ребенка (игра, прогулка,...). По мере его накопления все большее значение начинает приобретать слово.

Различные направления ребенок прежде всего соотносит с определенными частями собственного тела:

• вверху — это там, где голова;

• внизу — это там, где ноги;

• впереди — это там, где лицо;

• позади — это там, где спина;

• справа — это там, где правая рука;

• слева — это там, где левая рука, и т. д.

Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. Обычно выделяется одно направление и на основе сравнения осознается другое:

под -» над;

справа -> слева;

вверху -» внизу;

сзади -> впереди.

Этапы восприятия пространственных отношений между предметами:

I этапПространственные отношения не выделяются ребенком.
Окружающие предметы воспринимаются отдельно без пространственной взаимосвязи.

II этап: Практическое примеривание. (Контактная близость.)
Ребенок прислоняется спиной: «Шкаф сзади»; дотрагивается рукой: «Стол справа». При расположении предметов в ряд или по кругу дети плотно прижимают их друг к другу.

III этапЗрительная оценка. Прием контактной близости заменяется поворотом корпуса, потом указательным движением руки, далее легким движением головы и, наконец, взглядом.
Большую роль играет слово. Практические действия постепенно сворачиваются и переходят в умственные.

При обучении необходимо формировать взаимно обратные пространственные отношения одновременно.

  1. Методика обучения ориентировки на листе бумаги Предварительная работа

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа.

Во II младшей группе на занятиях по математике дети знакомятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости стола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают понимать, где у листа низ, где верх, где право, где лево:

—Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз).

—На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровождается непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко, на листе называется верх — низ. Для решения этой пробле­мы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный вертикально (также помогает работа на фланелеграфе).

2. Понимание пространственных отношений на листе.

Рассматривание карточек-перевертышей  и обсуждение расположения на ней картинок. Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

 «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Методика формирования умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с разме­ченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

•  Лист состоит из двух страниц.

•  Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Работа на листе бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

6. Запись цифр.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с цифровыми карточками можно научить детей изображать цифры и знаки (+,-,<,>, =) на листе бумаги в клетку.

3. Задания для детей по формированию умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, схемах и др.

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное). ( Приложение )

Усложнение заданий:

1. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).

2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

 • игрушечной мебели;

• плоских изображений предметов;

• условных знаков;

• геометрических фигур.

3. На схеме обозначить стрелками словесные направления
движения.

4. Пользуясь картой, найти клад.

5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются планы-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проделывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития логического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Заключение

     Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.

Значение развития пространственных представлений у дошкольников

· Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

· Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

· Ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как анатомические единицы.

· Развивается логика, мышление, воображение.

· Формируются навыки ориентировки на улице.

· Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

· Способствует развитию игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной, учебной деятельности. · Развивает кругозор и др.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обученик математике в ДОУ: Методическое пособие. -М: Айрис – пресс, 2005
  2.  Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2014.
  3. Михайлов З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного развития. Детство – пресс, 2008
  4. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение. 2014  
  5. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019
  6. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебнк для студ. учреждений высш. образования /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
  7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М: ИД «Форум» - ИНФА - М, 2006

Интернет – источники

  1. Организация работы по формированию пространственных ориентировок посредством дидактических игр в старшей группе ДОУ http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMATP_MAT2014D12.pdf
  2. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возрастаhttp://www.dissercat.com/content/formirovanie-elementarnykh-matematicheskikh-predstavlenii-u-detei-mladshego-vozrasta
  3. Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр.http://kref.ru/infoshkolnajaprogramma/133368/2.html

Игры на умение  «читать»  графические изображения пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана, схемы

- Игры на освоение условных знаков для обозначения предметов (это могут быть геометрические фигуры), условные знаки для обозначения пространственных  направлений (линии, стрелки) и т. д.:

  • Игра  «Кукла Маша купила мебель»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (не более 3 - 4 предметов), лист бумаги, изображающий кукольную комнату (на нем в соответствующих местах черточками отмечены окна и двери), геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).

Воспитатель сообщает о том, что, кукла Маша купила новую мебель и расставила ее в своей комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним – стул, у стены под окном – диван. Рассказ сопровождается размещением соответствующих предметов в нужных местах комнаты. Затем воспитатель рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить стол, стул и диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату – лист бумаги – и разъясняет, где расположены дверь, а где – окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут геометрические фигуры и показывает, какая фигура будет замещать какой предмет мебели. Затем дети размещают фигуры в соответствующих местах листа бумаги, т. е. составляют план кукольной комнаты. При этом, комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним.

В дальнейшем, при проведении игры игровая ситуация усложняется: должно увеличиваться количество предметов.

- Игры на умение  читать готовые схемы (графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве) и самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы):

  • Игра  «Кукольная комната»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель (вначале не более 3 - 4 предметов); план, предварительно начерченный на листе бумаги (пространственное положение плана и комнаты должно быть одинаковым: двери и окна располагаются с одной и той же стороны). Можно рассказать такую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Затем воспитатель разбирает план: устанавливается соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Затем дети расставляют мебель по плану.

В дальнейшем следует увеличивать количество предметов мебели. Полезно использовать одинаковые предметы (например, 2 кресла) или разные предметы, которые на плане обозначаются одинаково (так, диван и шкаф можно обозначить одинаковыми прямоугольниками).

- Игры на умение находить предметы, пользуясь планом (независимо от того, в какой точке комнаты они находятся)

  • Игра «Куда спрятался жучок?» (Игра «Где мишка?»)

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который спрятался жучок. Дети должны по этому указанию отыскать его в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: жучок каждый раз будет заползать под разные предметы.

В дальнейшем, дети уже могут сами задавать друг другу подобные задачи: сначала прятать жучка в кукольной комнате, затем на плане отмечать его расположение красным кружком. Кто первый находит жучка, загадывает следующую загадку.

  • Игра «Кукла Маша купила пианино»

Потребуется макет кукольной комнаты (большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями), кукольная мебель, план комнаты (лист бумаги с отмеченными окнами и дверями и расположенными геометрическими фигурами, соответствующими предметам кукольной мебели),  игрушечное пианино и прямоугольник из картона.

Дети рассматривают план и комнату и устанавливают соответствие обозначений на плане каждому из предметов кукольной мебели. Воспитатель сообщает, что кукла Маша, которая живет в этой комнате, купила пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Предлагает помочь детям. Одному ребенку воспитатель дает картонный прямоугольник, обозначающий пианино, и просит переставить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Чтобы правильно решить эту задачу, нужно пианино поставить у стены, перед ним оставить место для стула, разместить остальные предметы. Ребенок реализует новый вариант расстановки мебели в самой кукольной комнате. Остальные дети следят за его действиями и исправляют ошибки.

В дальнейшем можно усложнять игру: покупаются сразу несколько новых предметов, которые нужно разместить.  

  • Игра «Где кукла?»

Потребуется план группы, в которой проводится игра (на плане начерчены стены группы,  обозначены окна и двери, изображены проекции всех находящихся в ней предметов мебели); кукла, которую можно спрятать под любым предметом мебели; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась кукла. Перед началом игры воспитатель прячет куклу под каким-нибудь предметом мебели. Затем сообщает детям, что кукла Маша решила поиграть с ними в прятки и уже спряталась где-то в комнате, но она оставила рисунок комнаты  и отметила, где она спряталась -  красным кружком. Один из детей ищет с помощью плана куклу, а остальные наблюдают. При повторном проведении игры кукла прячется под другим предметом.

  • Игра «Чье это место?»

Понадобится фланелеграф, вырезанные из картона прямоугольники по количеству столов, за которыми сидят дети; квадраты по количеству стульев детей; прямоугольник, обозначающий доску (Можно использовать план, который рисуется на листе бумаги при детях); 2 маленьких красных кружка. Эта игра проводится в той части группы, где находится доска и ряды детских столов и стульев. При участии детей воспитатель делает на фланелеграфе план группы. Сначала он отмечает на плане расположение окон и дверей, затем доски, столов и стульев. При  этом называются имена детей, сидящих за каждым столом. Такое поэлементное составление плана облегчает ориентировку детей в одинаковых объектах, которыми являются детские столы.

Затем воспитатель отмечает на плане кружочком место одного из детей , прикрепляя кружок в том месте, где обозначен стул. Ребенок, сидящий на этом месте, должен встать.

  • Игра «Поменяйтесь местами»

Вариант игры «Чье это место?». Она отличается тем, что воспитатель отмечает на плане 2 места за различными столиками и предлагает детям, сидящим за этими столиками, поменяться местами.

  • Игра «Секреты»

Понадобится план  группы (участка), где проводится игра.  Незаметно для детей воспитатель прячет в группе (на участке) игрушку. Затем воспитатель красным кружком отмечает на плане место спрятанной игрушки. Воспитатель с детьми  рассматривает план, устанавливая соответствие изображений на плане реальным предметам группы (участка)а дети ее ищут.

Можно попросить ребенка спрятать предмет и отметить на плане, где он находится.

Можно разделить детей на команды и устроить соревнование: кто быстрей найдет спрятанный предмет.

Можно одновременно спрятать несколько предметов, тогда каждая команда будет искать по плану свой секрет.

  • Игра «Принеси карандаш»

Понадобится:

-  план этажа детского сада, где расположены помещения, в которых работают взрослые (медсестра, повар, прачка, заведующий и др.) и находятся группы. На плане должны быть отмечены все двери этажа.

- красный кружок (им отмечается дверь, в которую должен войти ребенок).

Перед проведением игры следует договориться со всеми взрослыми, находящимися на этаже, что к ним может зайти ребенок.

Воспитатель сообщает детям, что ему нужен карандаш и его надо попросить у человека, который находится вот за этой дверью (показывает план коридора, одна из дверей которого помечена кружком). Затем выбирает ребенка, который будет должен выполнить задание и помогает ему найти на плане место, на котором он находится перед началом поиска. Ребенок берет план, находит по нему соответствующую комнату и просит у взрослого карандаш. Когда он возвращается с карандашом в группу, дети спрашивают, у кого он попросил карандаш, и проверяют по плану правильно ли их товарищ выполнил задание. Если задание выполнено правильно, то воспитатель перемещает кружок на другую дверь и за карандашом идет следующий ребенок.

Задания может придумывать не только воспитатель, но и сами дети.

  • Игра «Найди ведерко»

Понадобится несколько планов участка детского сада, ведерко.

Во время прогулки на участке детям предлагается прятать и искать ведерко. Дети разбиваются на две команды: первая команда сначала прячет, а вторая – ищет. Когда ведерко будет спрятано, участник первой команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно двигаться, чтобы найти ведерко. Участники второй команды в это время отворачиваются. Затем идут по прочерченному на плане участка пути и пытаются найти ведерко. При удаче команды меняются местами. При неудаче все вместе с помощью воспитателя обсуждают, какая команда ошиблась (допущена ли ошибка при прочерчивании схемы пути или ее использовании).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичекая разработка к методичекому объединению: Модный приговор

Уважаемые воспитатели этот материал можно использовать на методическом объедитении для молодых педагогов, показав им как должен внешне выглядеть воспитатель и что является не приемлимым...

Методичекая разработка по Правилам Дорожного движения.

Методическая разработка заняла I место в районе....

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА: ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА

Цель: продолжить работу по воспитанию у детей- чувства терпимости к людям разных национальностей;- уважения к национальной культуре разных народов;- гордости за неповторимость своей национальной культ...

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Времена года» в музыке П. И. Чайковского.

Актуальность проекта: Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются этал...

Методичекая разработка НОД

НОД  по математике в старшей группе...

Методичекая разработка конспекта ООД для детей первой младшей группы с использованием песочной терапии «Волк, который не ест козлят»

научить ребенка прислушиваться к себе, проговаривая свои ощущения; корректировать эмоции страха и злости; учить понимать себя и других, способствовать приобретению начального опыта рефлексии (самоанал...

Методичекая разработка конспекта занятия с использованием сказкотерапии в средней логопедической группе № 9 для детей с ОНР. Тема: «Путешествие по сказке «Колобок» »

Задачи:Коррекционно –образовательные:Упражнять в согласовании числительных с существительными.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.Упражнятьв умении пересказывать с использовани...