Занятие с использованием технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по математике (старшая, подготовительная группа)

Занятие предназначено детям подготовительной группы для формирования понятия о количестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_triz-1.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по технологии ТРИЗ

в старшей группе на тему: Противоречия в количестве

Цель. Формирование понимания относительности количества.

Задачи.

  • учить детей понимать относительность количества в сравнении с объемом в разных ситуациях;
  • развивать мышление и логику путем разрешения проблемной ситуации;
  • воспитывать культуру общения (выскажись сам и не мешай другим)

Оборудование: игрушка, конфета.

Ход занятия.

  1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит игрушка с конфетой.

И: – Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.

В: – Но ведь у тебя только одна конфета, а  нас ребят, посмотри, как много!

И: – Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!

В: – Нет, мало, это когда дома: один или два, а у нас их двадцать – это много!

И: – Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

Д: – …

 В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «и много и мало», смотря в сравнении с чем: по сравнению с количеством детей у одной мамы то, детей в группе много, по сравнению с целым детским садом – мало.

 В: – И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!

 И: – А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

 В: – Конечно, может! Ребята, поможем игрушке. Для кого одна конфета – это много?

Д: – …(Дюймовочка, муравей, бабочка)

 И: – А один арбуз – это много или мало?

 В: – И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!

 Д: – … (Для одного ребенка – много, для великана – мало)

И: – А целая бочка воды?

Д: – И много и мало. Для лягушки много, а для слона – мало.

  1. Игра «Много – мало».

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если «много» – руки развести широко в стороны, «мало» – ладони сблизить, «достаточно» – рука на руку. Желательно вначале отработать сами жесты. Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? один дом для одного человека?  одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

  1. Противоречия в количестве.

И: –Хорошо, одна конфета для всех детей – это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много – хватит всем. Выходит, когда чего-то мало – это плохо, а когда много – то хорошо…

 В: – Интересный вывод… А еще другие примеры такие есть?

Д: – …

И: – А еще игрушки, подарки, сладости…

 В: – Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть… Получается так: мало – плохо, много – хорошо, а если очень много – то опять плохо…

И: – А бывает ли наоборот: что чего-то мало, и это хорошо, лучше, чем если бы было много?

В: – Конечно, бывает! Вот если ты упала, как лучше, когда мало, слегка ударишься, или много, сильно?

 И: – Конечно, если мало – лучше!

В: – А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало? И: – Мало, мало! А если совсем не дают – еще лучше!

В: – Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало – и это хорошо?

Д: – … (лимон, лук или чеснок, наказание)

И: – А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно – то когда его мало – это плохо, а когда много – хорошо. А если что-то неприятное, плохое – то хорошо, когда его поменьше.

 В: – Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало – это хорошо или плохо?

 Примеры ситуаций: хвалят, ругают, дают мороженое, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.

Примечание: желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.

 4. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием технологии "триз"

Для работы в рамках проекта "Второй шанс для мусора"...

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».

Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...

Конспект интегрированного занятия с использованием технологий ТРИЗ в средней группе «Деревья. Ель»

Задачи:Обучающие :·        Закрепить название деревьев, их строение, внешние признаки·        Учить различать деревья по внешним п...

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ для средней группы

ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ спо...

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ (познание-развитие речи)

занятие в форме путешествия в страну Красивой речи)...