Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры
проект (средняя группа)

Цель проекта: создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

 

Задачи проекта:

Учить способам практической деятельности в области математики;

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями;

Пробуждать интерес к познавательной деятельности.

Воспитание самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для детей «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры

«Юные математики»

для детей 4-5 лет

Выполнила: Бельтюкова Татьяна Геннадьевна

Актуальность проекта.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.

В современном мире математике отводится ответственная роль - развитие и становление активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать задачи. Чтобы гармонично жить в современном мире, ребенок должен получить большой объем математических представлений и понятий, таких как: количество и счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста. В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка, неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает, в свою очередь, способность к суждениям, умозаключениям, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, а успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления и формированию элементарных математических представлений у детей.

За основу была принята примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС, раздел под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.

Цель проекта: создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

Задачи проекта:

Учить способам практической деятельности в области математики;

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями;

Пробуждать интерес к познавательной деятельности.

Воспитание самостоятельности, целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе.

Участники проекта: воспитанники и родители средней группы, воспитатели.

Тип проекта: краткосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта: октябрь - декабрь

Направления деятельности по реализации проекта:

Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей;

Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения;

Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные);

Обеспечить взаимосвязь образовательной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста;

В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

Основные принципы реализации проекта:

Доступность - соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников.

Повторяемость - закрепление и усложнение одной и той же игры.

Актуальность дидактического материала - актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др. помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:

Словесные: вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала, разъяснение.

Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца.

Практические: игровые действия, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

Основополагающими принципами данного проекта являются:

Развитие логического мышления дошкольников будет успешным, если: учитываются особенности психики ребенка; учитываются общие особенности детей; воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника; используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

Использование развивающих игр в процессе обучения повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников;

Активизируют познавательную деятельность детей;

Благодаря играм сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не собранных детей.

Использование развивающие игр способствует развитию логического мышления у дошкольников, испытывающих трудности в обучении.

Реализация проекта

Образовательная деятельность:

Беседа: «Для чего нужна Математика», знакомство со стихотворением С. Я. Маршака «Веселый счет».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Подбери фигуру», «Угадай где?», «Когда ты это делаешь?», «Кто больше, а кто меньше?», «Угадай какая фигура», «Геометрический фигуры» и т. д.

Самостоятельные игры: мозаика, строительный конструктор, большой тактильный конструктор, «Собери узор», геометрический конструктор и т. д.

Подвижные игры: «Найди свой цвет», «Найди свой домик», «Цветные автомобили».

Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений, который педагоги и родители могли бы использовать в работе с детьми.

Организационный этап.

Определение цели, задач.

Сбор необходимой информации, анкетирование родителей, подбор дидактического и наглядного материала, видеоматериалов и литературы. Пополнение уголка математики авторскими дидактическими играми.

Этапы реализации

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Исполнители проекта:

воспитатели;

дети средней группы;

родители.

План реализации проекта:

1 этап (подготовительный)

Подбор литературы по данной теме;

Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей;

Разработка комплекса дидактических игр, пособий, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников, развитию логического мышления;

Организовать предметно - развивающую среду для развития математических представлений.

2 этап (основной)

Организация совместной деятельности по ФЭМП с использованием дидактических игр в течение трех месяцев.

Реализуемые мероприятия

Декабрь

Д/и: «Когда это бывает?»

Задачи: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.

Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушки»

Задачи: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Д/и: «Подбери фигуру»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

П/и: «Найди свой цвет»

Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.

Д/и: «Угадай, где?»

Задачи: развивать умение определять пространственные направления от себя.

Д/и: «А что потом?»

Задачи: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

П/и: «Найди свой домик»

Задачи: находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя.

Пальчиковая гимнастика: «Дружные пальчики»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Январь

Д/и: «Когда ты это делаешь?»

Задачи: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.

Д/и: «Какой?»

Задачи: совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные

П/и: «Цветные автомобили».

Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу. Упражнять детей в беге, ходьбе.

Д/и: «Встань на место»

Задачи: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

Д/и: «Составь фигуру»

Задачи: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

Пальчиковая гимнастика: «По грибы»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

П/и: «Найди свой цвет»

Задачи: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Пальчиковая гимнастика: «Детки»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Февраль

Д/и: «Найди на ощупь»

Задачи: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

Д/и:«Кто быстрее подберет коробки»

Задачи: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

Пальчиковая гимнастика: «Прогулка»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Д/и: «Парные картинки»

Задачи: учить подбирать пары картинок по величине; развивать память, речь и мышление.

Д/и: «Возьми столько же»

Задачи: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

П/и: «Найди свой цвет»

Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по сигналу.

Д/и: «Кто больше, а кто меньше?»

Задачи: закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления: «высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Пальчиковая гимнастика: «Счёт»

Задачи: учить выполнять движения пальцами рук по показу взрослого; развивать мелкую моторику рук и речь; воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Работа с родителями:

Индивидуальные беседа;

Наглядно-информационные;

Анкетирования для родителей по ФЭМП;

Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками;

Родительское собрание «дидактические игры по математике»;

Консультации для родителей: «Зачем детям математика», «Математические игры», «Дидактическая игра в жизни ребенка»; «Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста», «Веселая математика дома».

Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика».

3 этап (заключительный)

Выявление уровня знаний на завершающем этапе. Диагностика детей.

Развлечение с родителями - «Занимательная математика».

Подготовка презентации.

Заключение:

Проект предлагает систему работы с детьми и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

В дидактической игре, как наиболее популярном средстве дошкольного

обучения, ребенок учится счету, речи и т. п., выполняя правила игры, игровые

действия. В дидактических играх есть возможность формировать новые

знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает

конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений

детей.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Дидактические игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» 2015г.

   Повысить  профессиональный уровень педагогического мастерства и компетентности , формировать  у младших дошкольников  интерес к познавательной  деятельности....

Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры

Статья о формировании математических представлений у детей средней группы через дидактическую игру....

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...