Конспект занятия по ФЭМП старшая группа "Играем и считаем"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

Занятие по ФЭМП для детей старшей группы с заданиями на счет, сравнение по форме, порядковый и количественный счет, на отношения рядом стоящих чисел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия по ФЭМП24.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №21»

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

  детей старшей группы

Тема: «Играем и считаем»

Выполнила: воспитатель группы

компенсирующей направленности

для детей с ОНР

Боронина Наталья Юрьевна

 

г. Балахна

2022 г.

1. Программное содержание: из Программы «От рождения до школы»

Последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе);  развивать геометрическую зоркость; совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

2. Цель: способствовать формированию элементарных математических представлений детей 6-го года жизни о:

1) количестве и счете – сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10

2)форме – закрепить названия геометрических фигур

3) пространстве - понимать смысл пространственных отношений

 3. Задачи:

- образовательные: обеспечить уточнение у  детей старшей группы математических знаний о:

1) получение равенства из неравенства (неравенство из равенства), добавляя и к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет

2) умение анализировать и сравнивать предметы по форме

3) определение своего местонахождения среди детей

 - развивающие: содействовать развитию у детей 6-го года жизни математических умений:

1) понимать отношения рядом стоящих чисел (6>5 на 1, 5<6 на 1), упражнять в порядковом и количественном счете, правильно отвечать на вопрос «Который?»

2) находить в ближайшем окружении предметов одинаковой и разной формы: книга, картина – прямоугольные, поднос и блюдо – овальные, тарелки – круглые и т.д.

3) двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу

 - воспитательные: вызвать желание помогать друг другу, воспитывать самостоятельность, отзывчивость.        

4. Предварительная работа: Дид.игры  «Считаем по прядку», «Сложи квадрат», «Сложи узор из геометрических фигур», «Кто первый, кто второй?», «Где спрятался медвежонок?»; п/и «Действуй по сигналу!», «Найди свое место».

5. Оборудование:

- демонстрационный материал: 7 плоскостных изображений кукол, 7 платьев; модели геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, круг, овал; предметы квадратной, прямоугольной, овальной формы.

 - раздаточный материал: плоскостные изображения матрешек и мячиков (по 10 на каждого ребенка), карточки с плоскостными изображениями разноцветных рукавичек.

6. Подготовка к образовательной деятельности: расстановка мебели,   перед ОД произведено проветривание,  работа дежурных по ОД – подготовка раздаточного материала, влажная уборка, игра малой подвижности перед ОД «Ровным кругом».            

 

7. Организация и методика проведения

(длительность занятия 25 минут)

Структура

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Вводная часть

 (15 сек.)

 Указание

        

-Дети, сегодня  на занятие по математике мы  будем упражняться в счете до 7, определять положение предметов в пространстве, находить предметы, сходные по форме, сравнивать их с геометрическими фигурами.

Дети слушают указание.

Основная часть

(21 мин. 45 сек)

Задание

по количеству

 и счету

        Вопросы

Практические действия

Вопросы

Указание

Практические действия с раздаточным материалом

Задание по количеству и счету

Динамическая пауза

Вопросы

Задание по количеству и счету

Задание по форме

Вопросы

Ориентировка

в пространстве

Практические действия

(Воспитатель выставляет на стол 5 кукол.)

-Сколько на столе стоит кукол?

(Под куклами воспитатель выставляет 5 платьев)

-Сколько платьев?

-По сколько кукол и платьев?

(Воспитатель выставляет еще одну куклу.)

-Сколько стало кукол?

-Как стало 6 кукол?

-Чего больше: кукол или платьев?

-Какое число больше: 6 или 5?

-Что нужно сделать, чтобы кукол и платьев стало поровну

-Катя, добавь еще 1 платье.

- Миша, сколько стало платьев?

-Соня, по сколько кукол и платьев?

-Ребята, сейчас мы с вами будем работать с раздаточным материалом, который лежит у вас на столах.

-Дети, на зеленую полоску на карточках выложите 6 матрешек.

-Саша (Вова) сколько выложил матрешек? (Проверяется выполнение.)

-На оранжевую полоску выложите 6 мячиков (Проверяется выполнение.)

-Оля, сколько мячиков?

-На верхнюю полоску поставьте еще 1 матрешку.

-Сколько стало матрешек?

-Как стало 7 матрешек?

-Чего больше: матрешек или мячиков?

-Петя, какое число больше?

-Света, что нужно сделать, чтобы матрешек и мячиков стало поровну?

-По сколько матрешек и мячиков?

-Дети, а теперь уберите 1 матрешку.

-Сколько стало матрешек?

-Чего больше?

-Что нужно сделать, чтобы мячиков и матрешек стало поровну — по 6?

-Что можно сказать о количестве матрешек и мячиков?

Физкультминутка

«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!

-Дети, как мы считаем, когда хотим узнать о количестве предметов?

-А как мы определяем место предмета в ряду других?

-Дима, пересчитай платья порядковым счетом.

-На столах лежат карточки, посмотрите на них и назовите, которая по счету зеленая рукавичка?

-Какая рукавичка 6-я по счету?

 (На наборное полотно выставляются геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат)

-Назовите геометрические фигуры.

Затем воспитатель  объясняет, какой формы предмет надо найти, т. е. описывает форму выбранного предмета.

-Как ты догадался, что оно круглое?

-Овальное?

-Какой формы эти предметы?

-Чем все они похожи? (Упражнение повторяется 2—3 раза.)

Игра «Определи свое место в строю».

Вызываются 5—6 детей: Сережа, подойди ко мне. Аня, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя! Виталик, встань перед Аней!

-А теперь  повернитесь  налево (направо) и назовите, кто и где стоит (слева, справа).

-Всего 5 кукол.

-Всего 5 платьев.

-Кукол и платьев по 5, их поровну.

 

-6 кукол.

-К 5 куклам прибавили 1, стало 6 кукол.

-Кукол больше, чем платьев, кукол — 6, а платьев — 5.

-Число 6 больше, чем число 5.

-Добавить 1 платье.

(Катя добавляет платье и считает).

Миша  пересчитывает: -стало 6 платьев.

-6 кукол и 6 платьев, их поровну, их по 6.

Дети слушают задание.

Дети выкладывают 6 матрешек.

-Я выложил 6 матрешек.

Дети выкладывают 6 мячиков.

-Мячиков 6.

Дети выполняют задание.

-Матрешек стало 7.

-К 6 матрешкам прибавили 1.

-Матрешек больше, чем мячиков, матрешек 7, а мячиков 6.

-Число 7 больше числа 6.

-Добавить 1 мячик.

-Их поровну, по 7.

Дети выполняют задание.

-Матрешек стало 6.

-Мячиков больше, чем матрешек; мячиков 7, а матрешек — 6.

-Убрать 1 мячик.

-Матрешек и мячиков поровну, по 6.

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.

Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вращение головой вправо и влево.

-Мы считаем количественным счетом: один, два, три...

-Предметы считаем по порядку: первый, второй, третий ...

Дима  пересчитывает платья порядковым счетом.

Отвечают 3—4 ребенка.

Отвечают 3—4 ребенка.

Дети называют геометрические фигуры.

Ответы детей.

Дети называют, кто стоит впереди, сзади.

Дети выполняют задание, называют, кто стоит справа (слева).

Заключительная часть

(3 мин.)

Поощрение

 

Ребята, вы хорошо отвечали и  выполнили все задания.

- Вспомните, чем мы  занимались на занятии?

- Чему новому научились?

- Какое задание показалось трудным?

-Какое запомнилось больше?

Дети радуются.

Ответы детей.

8. Образовательные ресурсы:

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до  школы»  / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М., 2015.

2.Новикова В.П. Математика в детском саду.  Сценарии занятий. Мозаика – Синтез. – М.,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) по теме: "Путешествие к звездам"

В данном конспекте представлены игры и задания на ориентировку на листе бумаги, нахождении смежных чисел, арифметических задач, знакомство с солнечной системой....

Конспект занятия по ФЭМП - старшая группа

Математика возникла очень давно. Человек собирал фрукты, выкапывал плоды, ловил рыбу и запасал все это на зиму. Чтобы понять, сколько запасено пищи человек изобрел счет. Так начала зарождаться математ...

Конспект занятия по ФЭМП (старший дошкольный возраст детей)

Погрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Закрепление пройденного материала. Группа ЗПР....

конспект занятия по ФЭМП старшая группа

 Цель: закреплять умение распознавать геометрические фигуры,  в предметах окружающей действительности, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Учить ориентироваться н...

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа " Путешествие в страну математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в старшей группе«Теремок»Тема: «Путешествие в страну математика» Программные задачи:Обучающие зада...

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа

Конспект занятия по ФЭМП старшая группаЗадачи:1.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.2.Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (с...

Конспект занятий по ФЭМП старшей группы. Тема: Загадки леса.

Конспект занятий по ФЭМП старшей группы.Тема:Загадки леса....