Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Васильева Наталья Васильевна

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnaya_arifmetika.docx219.75 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\титульньный ментальная.jpeg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад «Рябинка» г. Салехард

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

протокол  №        от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ ЦРР детский сад «Рябинка» г. Салехард

______________ Д.П. Тихонова

Рабочая программа дополнительного образования для дошкольного возраста 6-7 лет

«Ментальная арифметика»

Срок реализации: 1 года

Васильева Наталья Васильевна

Г. Салехард 2022г.

Содержание

Информационная карта…………………………………….3

Пояснительная записка…………………………………….4

Содержание программы «Ментальная арифметика»…….7

Тематический план занятий …………………….……...7-19

Ожидаемые результаты …………………………………….7

Формы диагностики………………………………………..19

Список литературы…………………………………………21

Информационная карта программы

Общие сведения

1

Учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР «Детский сад «Рябинка»

2

Полное наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика» (программа обучения дошкольников устному счету)

3

Сведения об авторах

3.1

ФИО, должность

Васильева Наталья Васильевна, воспитатель

4

Сведения о программе

4.1

Нормативная база

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»,
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р,
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  •   "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20;
  • "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296). "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21

4.2

Область применения

Дополнительное образование детей

4.3

Направленность

Естественнонаучную

4.4

Тип программы

Вид программы

Общеразвивающая

Модифицированная

4.6

Уровень программы

Базовый

4.7

Форма обучения

Очная

4.8

Возраст учащихся по программе

6-7 лет

4.9

Продолжительность обучения

68 ч. 1  год

 

Пояснительная записка

Программа носит естественнонаучную направленность, отвечает требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р, Письма Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», в которых прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является модульность.

        Актуальность данной программы заключается в использовании новых форм обучения устному счёту, с помощью специальных счет – Абакус.

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в уме. Во время прохождения курса происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.  

        Упражнения на Абакусе развивают мелкую моторику, стимулирует работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшаются: концентрация внимания, фотографическая память, точность и быстрота реакции, слух и наблюдательность, воображение, как следствие повышается общая успеваемость ребенка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.

Задания построены «от простого к сложному». Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий, у учащихся появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабомотивированного учащегося. Отрабатывать арифметический̆ навык. Подготовить ум для более серьезной̆ работы. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.

Новизна данной программы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов. В рамках программы возможна разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых и высокомотивированных учащихся, что позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

        Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном и дифференцированном изучении материала  и включает в себя развивающие задания для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий.

Программа построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий.

Во время прохождения второго этапа учащиеся обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к Абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые – образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым Абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом.

Объем и срок освоения программы

Программа  «Ментальная Арифметика» рассчитана  на 1 год.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 68 часов образовательной деятельности.

Возраст обучающихся 6-7 лет.

Наполняемость группы  8-10 учащихся

Образовательная деятельность может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.

Цель программы: максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета. Тренировка мозга для максимальной скорости восприятия и обработки любой информации.

Задачи программы:

  • Совершенствование вычислительных навыков устного счета    с использованием Абакуса;
  • Обучение умению выстраивать  мыслительную картину чисел на Абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;
  • Развитие мелкой моторики, воображения, правого и левого полушария головного мозга;
  • Развитие концентрации  внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности;
  • Углубление и расширение знаний по математике;
  • Развитие лидерских качеств.

Методические материалы

Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Учебный материал программы «Ментальная арифметика» состоит из двух составных частей:

  • Теоретической - формирующей систему понятий, теоретических знаний, которые должны получить учащиеся в процессе обучения;
  • Практической – направленной на приобретение умений и навыков в области ментальной арифметики.

В основу программы положены следующие принципы:

  • Индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка)
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
  • повторяемости материала (повторение вырабатываемых технических навыков);
  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям);
  • системности и последовательности, предусматривающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, соблюдение установок «от простого к сложному», «от частного – к общему»;
  • дифференциации и индивидуализации, предполагающий создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого воспитанника.

Методические приемы:

Для каждого уровня освоения доминирующими методами обучения являются:

для ознакомительного уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения. При использовании такого метода обучения учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

для базового уровня: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Также используются методы:

  • Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
  • Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей.
  • Словесный метод. Это объяснение методики исполнения, оценка.
  • Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного правила счёта.
  • Репродуктивный метод. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога.
  • Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов).
  • Наглядно-иллюстративный метод (Использование цветных рабочих тетрадей).
  • Концентрический метод (Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенного материала или способов счёта снова возвращается к пройденному, но с более усложненным вариантом исполнения).

Ожидаемые результаты:

  • Дети  знают понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание;
  • Умеют работать на Абакусе двумя руками одновременно;
  • Могут считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки 5 чисел;
  • Дети   проявляют умение совершать арифметические действия на Абакусе и ментально (+, -);  
  • У детей формируется: навык устного счета без использования вычислительных устройств, улучшается мелкая моторика через использования Абакуса,
  • Формируется познавательная активность, улучшается концентрация внимания, память, точность и быстрота реакций, развивается логическое мышление, воображение, совершенствуется слух и наблюдательность. В итоге повышается общая успеваемость ребенка, появляется уверенность в себе, формируется позитивное отношение к обучению.

Формы организованной образовательной деятельности.

Ментальная арифметика – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с дошкольниками во внеурочное время.

Форма работы – коллективная, групповая, индивидуальная.

В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей от 6 до 7 лет деятельности - игр-занятий.

В целях развития коммуникативной культуры, организации контроля используются и иные формы:

1. Беседа. Живое общение педагога с детьми.

2. Занятие - зачет. Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является занятие-зачет. Основная цель его - в установлении уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения.

3. Решение олимпиадных задач - форма проведения итогового занятия.

Содержание программы

п/п

Названия модуля

Количество часов

Всего

        Теория

Практика

1

Базовый

68

22

46

Итого

68

22

46

Учебный план  на 1 год обучения

п/п

Название разделы, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Вводное занятие «Счет в воображении».

1

0,5

0,5

Выполнение задания в рабочей тетради. Диагностика

2

Повторение. Устройство абакуса

1

0,2

0,8

Выполнение задания в рабочей тетради

3

Повторение. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка».

1

0,2

0,8

Выполнение задания в рабочей тетради

4

Повторение. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел.

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради.

5

Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2 +\- 5, когда не требуются правила)

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах, ментальной карте и в рабочей тетради

6

Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3 +\- 5, когда не требуются правила)

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счёта  и в рабочей тетради

7

Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\- 5, когда не требуются правила)

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах, ментальной карте и в рабочей тетради

8

Повторение. Правило: +4 = -1+5.

 «Повторение.  Правило: +4 = -1+5. Обнуление.

1

0,3

0,7

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

9

«Повторение.  Правило: +4 = -1+5. Обнуление.

1

0,3

0,7

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

10

        

Повторение. Правило: +3 = -2+5.

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

11

        

Повторение. Правило: +2 = -3+5.

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

12

Повторение. Правило: +1 = -4+5

1

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

13

Повторение. Решение примеров с применением известных правил.

0,2

0,8

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме.

14

Повторение: работа на счетах «птичкой».

Состав числа 10.

0,5

0,1

0,4

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме.

15

Правило: +1 = -9+10

2

0,6

1,4

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

16

Правило: +2 = -8+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

17

Правило: +3 = -7+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме.

18

Правило: +4 = -6+10

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт в уме.

19

Правило: +5 = -5+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

20

Правило: +5 = -5+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

21

Правило: +7 = -3+10

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

22

Правило: +8 = -2+10

2

0,7

 1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

23

Правило: +9 = -1+10

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

24

Повторение.

Контрольное задание на правила.

0,5

0,1

0,4

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт.

25

Комбинированный метод +6 (-5,+11)

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

26

Комбинированный метод +7 (-5,+12)

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

27

Комбинированный метод +8 (-5,+13)

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

28

Комбинированный метод +9 (-5,+14)

2

0,5

1,5

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Простое контрольное задание на счетах.

29

Повторение. Решение примеров с применением известных правил

0,5

0,1

0,4

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт.

30

Правило: -1 = -10+9

2

0,5

1,5

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

31

Правило: -2 = -10+8

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

32

Правило: -3 = -10+7

2

 0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

33

Правило: -4 = -10+6

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

34

Правило: -5 = -10+5

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

35

Правило: -6 = -10+4

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

36

Правило: -7 = -10+3

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

37

Правило: -8 = -10+2

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

38

Правило: -9 = -10+1

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте

39

Повторение правил. Упражнения на все правила.

0,5

0,1

0,4

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт.

40

Комбинированный метод правило -6 (-11,+5)

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте.

41

Правило -7= -12+5

2

0,8

1,2

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте.

42

Правило: -8 = -13+5

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте.

43

Правило: -9 = -14+5

2

0,7

1,3

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте.

44

Отработка правил комбинированного метода

1

0,1

0,9

Выполнение задания на счётах и в рабочей тетради, ментальной карте. Ментальный счёт.

45

Итоговое занятие. Вычисления в уме на

тренажере.

1

0,1

1

Выполнение задания на счётах и в рабочей  

тетради, ментальной карте. Ментальный счёт с участием тренажёра.

ИТОГО

68

22

46

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие «Счет в воображении»

Теория: Абакус. Из истории ментальной математики. Диагностика

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Набор чисел на абакусе.

2. Тема «Повторение. Устройство абакуса»

Теория: Строение абакуса. Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.

Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.

3. Тема «Повторение. Набор чисел, использование пальцев, пятерка, «птичка»

Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении косточек. Термин «птичка»

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе.

4. Тема «Повторение. Работа с флеш-картами. Повторение отображения чисел»

Теория: Что такое «старший разряд» для отображения чисел. Ряд десятков на абакусе.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа. Набор чисел на абакусе.

5. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2 +\- 5, когда не требуются правила)»

Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд – друзья.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе. Выполнение заданий в рабочей тетради.

6. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3 +\- 5, когда не требуются правила) »

Теория: Флеш-карты и правила работы с ними. Техника работы с абакусом.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт.

7. Тема «Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, 3, 4+\- 5, когда не требуются правила)»

Теория: Отображение чисел на флеш-картах.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

8. Тема «Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах. Примеры с двузначными числами»

Теория: Отображение чисел на флеш-картах. Двузначные ряды.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с использованием флеш-карт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

9. Тема «Повторение. Правило: +4 = -1+5»

Теория: Правило: +4 = -1+5. Обнуление.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Математические стихи. Сложение и вычитание на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

10. Тема «Повторение. Правило: +3 = -2+5»

Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой. Правило: +3 = -2+5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме. Ментальный счёт . Выполнение заданий в рабочей тетради.

11. Тема « Повторение. Правило: +2 = -3+5»

Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Правило: +2 = -3+5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

12. Тема «Повторение. Правило: +1 = -4+5»

Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Обнуление. Правило: +1 = -4+5»

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

13. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил»

Теория: Правильная постановка пальцев при работе на абакусе. Обнуление.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради

14. Тема «Повторение: работа на счетах «птичкой». Состав числа 10»

Теория: Состав числа 10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

15. Тема «Правило: +1 = -9+10»

Теория: Правило: +1 = -9+10. Двузначные числа на флеш-картах.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

16. Тема «Правило: +2 = -8+10»

Теория: Правило: +2 = -8+10. Отображение и набор чисел.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

17. Тема «Правило: +3 = -7+10»

Теория: Правило: +3 = -7+10. Двузначные числа на флеш-картах.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз. Математические загадки. Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

18. Тема «Правило: +4 = -6+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +4 = -6+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

19. Тема «Правило: +5 = -5+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +5 = -5+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте.

Ментальный счет. Выполнение заданий в рабочей тетради.

20. Тема «Правило: +6 = -4+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +6 = -4+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

21. Тема «Правило: +7 = -3+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +7 = -3+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

22. Тема «Правило: +8 = -2+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +8 = -2+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

23. Тема «Правило: +9 = -1+10»

Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами. Правило: +9 = -1+10.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

24. Тема «Повторение. Контрольное задание на правила»

Теория: правила +2, +3, +4, +5, +6, +7, +8, +9.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи изученных правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение контрольных заданий в рабочей тетради.

25. Тема «Комбинированный метод +6 (-5,+11)»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +6 (-5,+11)

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил комбинированного метода на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

26. Тема «Комбинированный метод +7 (-5,+12)»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: +7 (-5,+12)

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

27. Тема «Комбинированный метод +8 (-5,+13)»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:+8 (-5,+13)

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

28. Тема «Комбинированный метод +9 (-5,+14)»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:+9 (-5,+14)

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Сложение при помощи правил на абакусе и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

29. Тема «Повторение. Решение примеров с применением известных правил»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

30. Тема «Правило: -1 = -10+9»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -1 = -10+9.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

31. Тема «Правило: -2 = -10+8»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -2 = -10+8.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

32. Тема « Правило: -3 = -10+7»

Теория: повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -3 = -10+7.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

33. Тема « Правило: -4 = -10+6»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -4 = -10+6

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

34. Тема «Правило: -5 = -10+5 »

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -5 = -10+5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

35. Тема «Правило: -6 = -10+4»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -6= -10+4.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

36. Тема «Правило: -7 = -10+3»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -7= -10+3.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

37. Тема «Правило: -8 = -10+2»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -8= -10+2.

38. Тема «Правило: -9 = -10+1»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания. Новое правило: -9= -10+1.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

39. Тема «Повторение правил. Упражнения на все правила»

Теория: Повторение всех изученных правил.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

40. Тема «Комбинированный метод. Правило -6 (-11,+5)»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило:-6 (-11,+5)

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

41. Тема «Правило -7= -12+5»

Теория: Знакомство с комбинированным методом. Правило: -7 = -12, +5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

42. Тема «Правило: -8 = -13+5»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -8 = -13, +5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

43. Тема «Правило: -9 = -14+5»

Теория: Знакомство со счётом комбинированным методом. Правило: -9 = -14, +5.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Решение примеров с применением известных и новых правил на счётах и ментальной карте. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

44. Тема «Отработка правил комбинированного метода»

Теория: Повторение известных правил сложения и вычитания.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Упражнения для глаз. Решение примеров с применением известных правил на счётах. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.

45. Итоговое занятие

Практика: Выполнение олимпиадных задач. Счёт на абакусе и ментально. Вычисления в уме на тренажере.

Предполагаемые результаты обучения по окончании второго года обучения.

Формы диагностики.

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности модульной дополнительной общеразвивающей программы:

  • педагогическое наблюдение;
  • входная и начальная диагностика;
  • использование методов специальной диагностики, тестирования;
  • беседы с детьми и их родителями;
  • открытые занятия;
  • олимпиады внутри коллектива;
  • промежуточные и итоговые аттестации.

Оценочные материалы

Оценка качества реализации программы «Ментальная арифметика» включает в себя входной контроль (начальная диагностика), текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Хорошей проверкой результативности обучения является самостоятельное исполнение учащимися освоенных техник без помощи педагога, открытые занятия, участие в олимпиадах конкурсах.

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Входной контроль: определение исходного уровня знаний и умений учащихся. Начальная диагностика включает в себя проверку познавательных способностей и уровня начальных ЗУН. Входной контроль осуществляется в начале года обучения.

Текущий контроль успеваемости направлен на поддержание учебной дисциплины, повышение уровня освоения текущего учебного материала. Он имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Наиболее распространённой формой промежуточной аттестации учащихся являются открытые уроки, решение олимпиадных заданий.

Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы.

По итогам аттестации определяется уровень освоения программы «высокий», «средний», «низкий».

«Высокий» уровень: технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области ментальной арифметики. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом, считает ментально.

«Средний» уровень: отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом); владение хорошей исполнительской техникой, считает с помощью ментальной карты и ментально.

«Низкий» уровень: исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счёт, считает только с помощью Абакуса.

В начале каждого учебного года проводится диагностирование уровня сохранности пройденного материала. В конце года проводятся олимпиады, где проверяется уровень освоения данной программы.

Карта наблюдений детского развития по программе

«Ментальная арифметика» в группе с 6 до 7 лет

п/п

Ф И

ребенка

Набор чисел на Абакусе

Работа с флеш - картами

Работа с ментальными картами

Простые вычисления без правил

сложение и вычитание с правилами

Комбинированный метод сложения и вычитания

Ментальный

счет

Общее количество баллов

Средний балл

Уровень развития

1

2

3

Список литературы:

для педагогов:

1. Вендланд Д. «Изучение арифметики с помощью Абакуса», ЭКСМО, Москва, 2018;

2. Кац Е. «Необычная математика. ФГОС», РОСМЭН, Москва, 2016

3. Филиппс Ч. «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга», ЭКСМО, Москва, 2011.

для детей и родителей:

Рабочие тетради:

1. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть1

2. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть2

3. «Ментальная арифметика 3-7» подготовительный курс, часть3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол - гимнастика»

В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно – профилактической направленностью на занятиях с детьми р...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развивалочка" естественнонаучной направленности

Программа способствует формированию обследовательских действий в первоначальном виде; знакомит детей раннего возраста с играми В.В. Воскобовича, что развивает у детей логическое мышление, творческие...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА» ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

. Пояснительная записка.Направленность программы: естественнонаучная.Актуальность:В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического стан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соробан» естественнонаучной направленности.

Дать детям возможность гармонично развивать умственные и творческие способности. Программа содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ментальная арифметика» Срок освоения: 1 учебный год - 2021-2022гг.

Цель программы развить в детях интеллектуальные и познавательные способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Ментальная арифметика» (5-7 лет)

Ментальная арифметика — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус без использования компьютера, кальку...