Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) Тема: Луч. Отрезок
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Сидорова Диана Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)

Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.

Дата проведения: 31.10.2022

Тема: «Луч. Отрезок».

Цель: сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки Материалы:

 Демонстрационный: 1) картинка с изображением звездного неба;

2) рисунок к заданию 2.2;

3) рисунки к заданию 3.1;

 4) две катушки с намотанной на них ниткой;

 5) ножницы.

Раздаточный:

1) лист к заданию 2.2 (изготовить самим);

2) карандаши;

3) линейка.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию.

-Сегодня по дороге на работу я любовалась опавшими листочками, которые так красиво лежат вокруг деревьев. А что видели вы по дороге в сад?

-Природа красива всегда - в любое время года, в любое время суток.

- На что можно полюбоваться ночью? (На луну, на звезды.)

-Во все времена люди пытались запечатлеть красоту природы, рисуя, например, картины.

-У маленькой Тани при просмотре картины возникли вопросы и она просит детей ответить на них.

 - Хотите ответить Тане?

 - Сможете?

2. Актуализация знаний. 2.1. Игра «Без конца, без края».

- Что изображено на картине? (Звездное небо.)

-В школе Ваня узнал, что звезды - это небесные тела, похожие на наше Солнце, только намного больше, и рассказал об этом Тане. Маленькая Таня удивляется, почему же такие большие звезды мы видим маленькими точками.

- Что вы ответите Тане? (Дети рассказывают Тане, что звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их точками.)

 - Как вы думаете, что увидит человек, если будет смотреть на любого из вас с очень большого расстояния? (Он увидит точку.)

-Представьте, что кто-то смотрит на них с очень большого расстояния и видит их точками.

- Сколько всего точек? (Например, 10.)

-Встаньте в шеренгу вдоль кромки ковра.

 - Изменилось ли при этом количество точек? (Нет.)

 - Почему оно осталось прежним? (Потому что никто не пришел и не ушел. )

 - Какая линия у вас получилась? (Прямая.)

 - Как можно сделать нашу линию длиннее? (Дети должны догадаться, что стоит пригласить еще людей.)

 - Как сделать линию еще длиннее? (Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что для того, чтобы линия была более длинной, надо увеличивать количество точек.)

 - Что было бы, если бы встали в ряд дети всего детского сада, люди всего города, страны, мира? (Линия становилась бы все длиннее и длиннее, и не было бы у нее ни начала, ни конца.)

Для повторной иллюстрации факта бесконечности линии можно использовать две катушки с намотанной на них длинной, толстой ниткой. При раскручивании катушек натянутая между ними нить становится все длиннее. Катушки разматываются не до конца, чтобы показать возможность дальнейшего продолжения.

Делается вывод о том, что прямая линия не имеет концов.

 2.2. Игра «Солнце».

- Таня начала рисовать картину.

-Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (Хорошую, солнечную.)

- Закончила ли Таня свою работу? (Нет.)

 - Почему вы так считаете? (Потому что у солнца нет лучей.)

-Посмотрите, Таня дорисовала  картину так: - Все ли правильно нарисовала Таня? (Нет.).

- Что на картине неверно? (Кривые лучи.)

 - Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (Нужна линейка.)

-Давайте попробуем дорисовать солнечные лучи правильно.

- Как вы будете рисовать лучи? ( надо плотно приложить линейку к кругу-солнцу и провести линию.)

- Чем похожи лучи, которые вы нарисовали? (Они все прямые.)

- Все ли лучи одинаковы по длине? (Нет. Длина у лучей разная.)

 - Как вы думаете, можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да.)

 - В какую сторону - к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца.)

 - Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет.)

- Покажите начало луча.

 - Есть ли у луча конец? (Нет)

-Значит, часть прямой линии, у которой есть начало и нет конца, называется лучом.

2.2. Игра «Солнышко». Физкультминутка

 -Давайте подставим лицо теплым солнечным лучам. Дети ложатся на спину, закрывают глаза. - Какие лучи у солнышка? (Ласковые, теплые, горячие, обжигающие, яркие и т.п.)

3. Затруднение в ситуации. 3.1. Игра «Школа».

Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и простые карандаши.

- Ваня, придя из школы, делает домашнее задание.

- Знаете ли вы, что это такое?

-Тане тоже хочется быть ученицей, и она выполняет задания вместе с Ваней.

-Учительница задала на дом нарисовать на листе прямую линию. Ваня и Таня выполнили задание так (воспитатель помещает на доску рисунки): - Какое задание выполнено правильно?

Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен слева.

 - Почему вы так считаете? (Дети должны объяснить, что все сделано верно, т.к. нарисованная линия не кривая и у нее нет ни начала, ни конца. )

- В чем ошибка второго рисунка? (У прямой линии не должно быть ни начала, ни конца, а на рисунке у линии есть начало.)

-На дом ученикам задали нарисовать луч

-Ваня и Таня выполнили задание так:

- Какое задание выполнено правильно? (Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен вверху.)

 - Почему вы так считаете? (Потому что у нарисованной прямой линии есть начало.)

- В чем ошибка второго рисунка? (В том, что луч не может быть кривым.)

-Давайте вместе с Ваней и Таней выполнить еще одно домашнее задание.

- Хотите?

-Нарисуйте на своих листах отрезок.

Возникает затруднение, т.к. дети не знают, что это такое.

- Смогли вы выполнить задание учителя? (Нет.)

 - Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое отрезок, и поэтому не умеем его чертить.)

- Значит, что нам нужно сегодня узнать? (Надо узнать, что такое отрезок, и научиться его чертить.)

 4. Открытие нового знания.

 - Как это можно узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а затем проверить себя по образцу.)

 - Что вам интереснее?

-Посмотрите, перед вами две катушки с намотанной на них ниткой. Нитка разматывается, но так, что на катушках нитка остается.

- На что похожа эта нитка? (На прямую.)

 Воспитатель разрезает нитку, одну катушку убирает, а на свободный конец нитки прикрепляет пластилиновый шарик.

- Что собой представляет нитка на катушке? (Это луч.)

- Где у этого луча начало? (Дети показывают на пластилиновый шарик.)

 - Сколько концов будет у нитки, если сделать еще один разрез, т.е. отрезать часть нитки (прямой)? (Дети отвечают, после чего воспитатель отрезает кусок нитки и прикрепляет на второй конец пластилиновый шарик.)

 - Сколько концов у этой прямой? (Два конца.)

 - Как получился этот кусок нитки? (Его отрезали.)

- Как же можно назвать часть прямой, которую отрезали?

-Часть прямой, у которой есть два конца, называется отрезком.

 Воспитатель на листе бумаги или на доске под изображением луча рисует отрезок, обозначая его концы.

- Сможете ли вы теперь выполнить задание учителя и нарисовать отрезок? (Дети делают рисунок на своих листах.)

 5. Включение нового знания в систему знаний. 5.1. Работа в учебнике-тетради(«Игралочка - ступенька к школе» № 3, с. 24. «Нарисуй отрезки с концами в точках 1 и 2, 3 и 4. Расскажи, где находится место пересечения отрезков».

- Ваня любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы ее сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок - план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища. Рассмотрите план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.

 - Найдите точки 1 и 2.

- Нарисуйте отрезок между этими точками.

 - Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмем линейку к бумаге и нарисуем отрезок.)

- Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.

-Найдите точку, в которой пересекаются нарисованные отрезки, и скажите, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед елкой.)

6. Осмысление (итог) занятия.

-У кого вы сегодня побывали?

-Чем вы помогли Тане?

-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luch_otrezok.docx522.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)

Подготовила воспитатель группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет Сидорова Д.А.

Дата проведения: 31.10.2022

Тема: «Луч. Отрезок».

Цель: сформировать представления о луче, отрезке и способе их черчения с помощью линейки Материалы:

 Демонстрационный: 1) картинка с изображением звездного неба;

2) рисунок к заданию 2.2;

3) рисунки к заданию 3.1;

 4) две катушки с намотанной на них ниткой;

 5) ножницы.

Раздаточный:

1) лист к заданию 2.2 (изготовить самим);

2) карандаши;

3) линейка.

Ход занятия

1. Введение в ситуацию.

-Сегодня по дороге на работу я любовалась опавшими листочками, которые так красиво лежат вокруг деревьев. А что видели вы по дороге в сад?

-Природа красива всегда - в любое время года, в любое время суток.

- На что можно полюбоваться ночью? (На луну, на звезды.)

-Во все времена люди пытались запечатлеть красоту природы, рисуя, например, картины.

-У маленькой Тани при просмотре картины возникли вопросы и она просит детей ответить на них.

 - Хотите ответить Тане?

 - Сможете?

2. Актуализация знаний. 2.1. Игра «Без конца, без края».

- Что изображено на картине? (Звездное небо.)

-В школе Ваня узнал, что звезды - это небесные тела, похожие на наше Солнце, только намного больше, и рассказал об этом Тане. Маленькая Таня удивляется, почему же такие большие звезды мы видим маленькими точками.

- Что вы ответите Тане? (Дети рассказывают Тане, что звезды расположены очень далеко от нас, поэтому мы видим их точками.)

 - Как вы думаете, что увидит человек, если будет смотреть на любого из вас с очень большого расстояния? (Он увидит точку.)

-Представьте, что кто-то смотрит на них с очень большого расстояния и видит их точками.

- Сколько всего точек? (Например, 10.)

-Встаньте в шеренгу вдоль кромки ковра.

 - Изменилось ли при этом количество точек? (Нет.)

 - Почему оно осталось прежним? (Потому что никто не пришел и не ушел. )

 - Какая линия у вас получилась? (Прямая.)

 - Как можно сделать нашу линию длиннее? (Дети должны догадаться, что стоит пригласить еще людей.)

 - Как сделать линию еще длиннее? (Рассуждая, дети приходят к выводу о том, что для того, чтобы линия была более длинной, надо увеличивать количество точек.)

 - Что было бы, если бы встали в ряд дети всего детского сада, люди всего города, страны, мира? (Линия становилась бы все длиннее и длиннее, и не было бы у нее ни начала, ни конца.)

Для повторной иллюстрации факта бесконечности линии можно использовать две катушки с намотанной на них длинной, толстой ниткой. При раскручивании катушек натянутая между ними нить становится все длиннее. Катушки разматываются не до конца, чтобы показать возможность дальнейшего продолжения.

Делается вывод о том, что прямая линия не имеет концов.

 2.2. Игра «Солнце».

- Таня начала рисовать картину.

-Как вы думаете, какую погоду она хотела изобразить? (Хорошую, солнечную.)

- Закончила ли Таня свою работу? (Нет.)

 - Почему вы так считаете? (Потому что у солнца нет лучей.)

-Посмотрите, Таня дорисовала  картину так: - Все ли правильно нарисовала Таня? (Нет.).

- Что на картине неверно? (Кривые лучи.)

 - Что нужно для того, чтобы нарисовать прямые лучи? (Нужна линейка.)

-Давайте попробуем дорисовать солнечные лучи правильно.

- Как вы будете рисовать лучи? ( надо плотно приложить линейку к кругу-солнцу и провести линию.)

- Чем похожи лучи, которые вы нарисовали? (Они все прямые.)

- Все ли лучи одинаковы по длине? (Нет. Длина у лучей разная.)

 - Как вы думаете, можно было бы нарисовать более длинные лучи? (Да.)

 - В какую сторону - к солнцу или от солнца вы рисовали лучи? (От солнца.)

 - Можно ли продолжить луч в другую сторону? (Нет.)

- Покажите начало луча.

 - Есть ли у луча конец? (Нет)

-Значит, часть прямой линии, у которой есть начало и нет конца, называется лучом.

2.2. Игра «Солнышко». Физкультминутка

 -Давайте подставим лицо теплым солнечным лучам. Дети ложатся на спину, закрывают глаза. - Какие лучи у солнышка? (Ласковые, теплые, горячие, обжигающие, яркие и т.п.)

3. Затруднение в ситуации. 3.1. Игра «Школа».

Дети садятся за столы, на которых лежат листы бумаги и простые карандаши.

- Ваня, придя из школы, делает домашнее задание.

- Знаете ли вы, что это такое?

-Тане тоже хочется быть ученицей, и она выполняет задания вместе с Ваней.

-Учительница задала на дом нарисовать на листе прямую линию. Ваня и Таня выполнили задание так (воспитатель помещает на доску рисунки): - Какое задание выполнено правильно?

Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен слева.

 - Почему вы так считаете? (Дети должны объяснить, что все сделано верно, т.к. нарисованная линия не кривая и у нее нет ни начала, ни конца. )

- В чем ошибка второго рисунка? (У прямой линии не должно быть ни начала, ни конца, а на рисунке у линии есть начало.)

-На дом ученикам задали нарисовать луч

-Ваня и Таня выполнили задание так:

- Какое задание выполнено правильно? (Дети должны назвать положение рисунка, например, рисунок расположен вверху.)

 - Почему вы так считаете? (Потому что у нарисованной прямой линии есть начало.)

- В чем ошибка второго рисунка? (В том, что луч не может быть кривым.)

-Давайте вместе с Ваней и Таней выполнить еще одно домашнее задание.

- Хотите?

-Нарисуйте на своих листах отрезок.

Возникает затруднение, т.к. дети не знают, что это такое.

- Смогли вы выполнить задание учителя? (Нет.)

 - Почему не смогли? (Потому что не знаем, что такое отрезок, и поэтому не умеем его чертить.)

- Значит, что нам нужно сегодня узнать? (Надо узнать, что такое отрезок, и научиться его чертить.)

 4. Открытие нового знания.

 - Как это можно узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а затем проверить себя по образцу.)

 - Что вам интереснее?

-Посмотрите, перед вами две катушки с намотанной на них ниткой. Нитка разматывается, но так, что на катушках нитка остается.

- На что похожа эта нитка? (На прямую.)

 Воспитатель разрезает нитку, одну катушку убирает, а на свободный конец нитки прикрепляет пластилиновый шарик.

- Что собой представляет нитка на катушке? (Это луч.)

- Где у этого луча начало? (Дети показывают на пластилиновый шарик.)

 - Сколько концов будет у нитки, если сделать еще один разрез, т.е. отрезать часть нитки (прямой)? (Дети отвечают, после чего воспитатель отрезает кусок нитки и прикрепляет на второй конец пластилиновый шарик.)

 - Сколько концов у этой прямой? (Два конца.)

 - Как получился этот кусок нитки? (Его отрезали.)

- Как же можно назвать часть прямой, которую отрезали?

-Часть прямой, у которой есть два конца, называется отрезком.

 Воспитатель на листе бумаги или на доске под изображением луча рисует отрезок, обозначая его концы.

- Сможете ли вы теперь выполнить задание учителя и нарисовать отрезок? (Дети делают рисунок на своих листах.)

 5. Включение нового знания в систему знаний. 5.1. Работа в учебнике-тетради(«Игралочка - ступенька к школе» № 3, с. 24. «Нарисуй отрезки с концами в точках 1 и 2, 3 и 4. Расскажи, где находится место пересечения отрезков».

- Ваня любит читать книги о пиратах. В одной из таких книг рассказывалось, что пираты похитили у принцессы ее сокровища и спрятали их. В книжке был рисунок - план, по которому можно определить, где пираты зарыли сокровища. Рассмотрите план. Чтобы найти место, где зарыт клад, надо нарисовать отрезки между точками 1 и 2, 3 и 4. В том месте, где они пересекутся, и находится клад.

 - Найдите точки 1 и 2.

- Нарисуйте отрезок между этими точками.

 - Как вы будете его рисовать? (Линейкой соединим точки 1 и 2, прижмем линейку к бумаге и нарисуем отрезок.)

- Нарисуйте отрезок между точками 3 и 4.

-Найдите точку, в которой пересекаются нарисованные отрезки, и скажите, где зарыт клад. (Справа от цветочной поляны, слева от озера, между цветочной поляной и озером, перед елкой.)

6. Осмысление (итог) занятия.

-У кого вы сегодня побывали?

-Чем вы помогли Тане?

-Для кого занятие было трудным? Для кого простым?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему "Волшебное путешествие"

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) в старшей группе на тему: "Волшебное путешествие"....

Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Числа 1-5"

Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Числа 1-5"...

Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Луч. Отрезок"

Конспект по познавательному развитию (математическое развитие) на тему "Луч. Отрезок"...

Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Подготовительная группа. Развитие математических представлений. Тема: “Как измерить удава Василия.”

. Формирование  навыков  измерения длины с помощью различных мерок и представлений о зависимости результата измерения от величины мерки....

Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие) средняя группа Тема: Числовой ряд

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (математическое развитие)Средняя группаДата проведения: 30.12.20Подготовила: Сычугова Д.А.Тема: Числовой рядЦель...

"Птицы": конструкт организации образовательной деятельности - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие детей 5-го года жизни. е

Конструкт организации образовательной деятельности "Птицы" - познавательное развитие, речевое развитие, математическое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие дете...